Формирование воображения «Покажи, как» в процессе слушания сказки/Адамович В.М.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Слушание речи является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно- образного в область воображаемого. А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки…имеетважнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность». Л.С. Славина показала, что слушание сказок детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Понимание такой речи «…взрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, является… наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенка». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие произведения. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие. На первый взгляд, возникает замкнутый круг: сказки понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания сказок. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует сказки без показа для детей второго года жизни. Однако представления об услышанном в сказке не могут возникнуть от простого повторения. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании сказки ведущую роль должны сыграть действия ребенка, как база формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей сказки. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-сказки. В традициях народной педагогики можно выделить определенную систему приемов развития воображения в процессе слушания сказок: вначале — изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого, впоследствии — заторможенность движений и мысленное содействие,личностное включение в сюжет.

Названные приемы используются мною в работе.

Пример занятий:

Тема: рассказывание потешки "Вышла курочка гулять...".

Программное содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и воспроизводить условные действия в соответствии с текстом, вызывать звукоподражание и активную речь.

Занятие 1. Воспитатель рассказывает потешку с показом настольного театра в действии. Используются курочка, цыплятки. При повторе показывает действия без фигурок: «свежей травки пощипать... вот так, на лодошке постучать пальчиком». Поощряются аналогичные действия детей.

Занятие 2. Потешка без иллюстраций с показом действий персонажей. При повторе побуждает детей изображать действия персонажей: «Покажи, как курочка щиплет травку?.. Как показывает, что далеко нельзя уходить?.. Как лапками гребет курочка, чтобы найти зернышки?.. Покажите какого съели жука?.. Из чего пили водицу?...» и т.д.

Занятие 3. Потешка без показа, но с вопросами к детям, побуждающими сопровождать события действиями: «курочка щиплет травку. Как она щиплет травку?» При повторе дети отвечают словами и действием: «Зернышки ищет как? Что стала делать?...»

Занятие 4. Потешка без показа. При повторе дети договаривают фразы. После занятий в распоряжении детей настольный театр, им подсказывают обыгрывание элементов сюжета: «Вон курочка вышла погулять, кто за ней пошел? что они стали делать?…» Такая работа подтвердила, что слушание сказок является эффективным средством развития воображения у детей от полутора лет до 2-х лет в период становления активной речи. В основе методики должно быть действие «Покажи, как» — условное воссоздание действий персонажей. Использование приемов народной педагогики позволяет подойти к решению многоплановой задачи развития воображения, понимания речи и умения слушать.

Заключение

Итак, мы видим, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Валентина Михайловна 12:42, 14 января 2010 (UTC)