ШАБЛОНУ ИССЛЕДОВАНИЕ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Название исследовательской работы

«АВТОМОБИЛЬ В ПОСЕЛКЕ:ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ».

Авторы исследовательской работы

Зюбанова Алена, Макарова Мария

Предмет, класс

Обучающиеся 8 класса средней школы №5, п. Сафоново, Мурманской области

Краткая аннотация исследования

Существенной составляющей загрязнения воздушной среды городов, поселков, гарнизонов является автомобильный транспорт.

Известно, что автомобильный транспорт выбрасывает в воздушную среду 200 компонентов, среди которых угарный газ, углекислый газ, окислы азота, окислы серы, альдегиды, свинец, кадмий и канцерогенная группа углеводородов.

При этом наибольшее количество токсичных веществ выбрасывается автомобильным транспортом в воздух на малом ходу, на перекрестках, остановках.

Так, на небольшой скорости бензиновый двигатель выбрасывает в атмосферу 0,05% углеводов (от общего выброса), а на малом ходу – 0,98%,окиси углерода соответственно- 5,1% и 13,8%. Подсчитано, что среднегодовой пробег каждого автомобиля 15 тысяч км. В среднем за это время он обедняет атмосферу на 4350 кг кислорода и обогащает ее на 3250кг углекислого газа, 530 кг окиси углерода, 93 кг углеводородов и 7 кг окислов азота.

Время пребывания веществ в атмосфере составляет:

Диоксид серы 5-6 суток Оксид углерода 0,2-0,5 лет Диоксид углерода 5-10 лет Оксид азота 2,5-4 года

Существенной составляющей загрязнения воздушной среды городов, поселков, гарнизонов являются выхлопные газы. Многие страны, в том числе и Россия, принимают различные меры по снижению токсичности выбросов, путем лучшей очистки бензина, замена его не более чистые источники энергии (газовое топливо, этанол, электричество), снижения свинца в добавках к бензину. Проектируются более экономичные двигатели автомобилей.

Несмотря на принимаемые меры, из года в год растет число автомобилей, и загрязнения воздуха не снижается.

Место исследования

Место проведения исследования: поселок Сафоново- 1, Мурманской области, Североморского района

Количество улиц – 2, ул. Елькина, ул. Панина.

Общая площадь территории поселка – 222кв. метров.

Количество жителей на начало 2004 года: 4.тысячи 500 человек.

Сроки проведения исследований: сентябрь – середина ноября.

Возрастная категория учащихся участников исследовательской группы – 12-14 лет.

Объект исследования

Растительные пробы с разных участков поселка.

Автомобильный транспорт.

Предмет исследования

Наличие свинца и его количественное содержание в растительных пробах

Цель исследования

ДИДАКТИЧЕСКАЯ: формирование экологической грамотности учащихся в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения данных из различных источников информации.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ: дать оценку загруженности поселка Сафоново – 1 различными видами автомобильного транспорта и влияние автотранспорта на экологическую обстановку поселка с дальнейшим определением улучшения экологического состояния среды.

Задачи исследования

ЗАДАЧИ:

1.Установить:

а) общее число автомобильного транспорта;

б) количество автотранспорта, приходящегося на одного жителя поселка; техническое состояние; категории автомобилей; вид используемого топлива;

2. Изучить: многообразие автомобильного транспорта по категориям, производству, по использованию топлива.

3. Определить содержание свинца в растениях.

4. Оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на определенном участке поселка Сафоново.

5. Предложить возможные пути улучшения экологического состояния поселка.

Методы исследования

1. СБОР ИНФОРМАЦИИ:

учащиеся разбились на группы, составили схему поселка и используя математический метод подсчитали, сколько личных автомобилей насчитывается возле каждого дома.

Выяснили: а) какие марки автомобилей преобладают: отечественные или иномарки.

б) категории автомобилей: грузовые, легкие грузовые, легковые.

в) техническое состояние машин: эксплуатируемые, разбитые.

2. ПРОВЕЛИ АНКЕТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛИСТОВ.

4. ОПРЕДЕЛИЛИ СОДЕРЖАНИЕ СВИНЦА В РАСТЕНИЯХ.

Материалы исследования

Материалы по сопровождению и поддержке исследования

АНКЕТА ДЛЯ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ.

Мы собираем информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду нашего поселка. Будем благодарны, если Вы ответите на несколько вопросов, связанных с этой проблемой.

1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?

А. Престижность марки. Б. Экономичность в эксплуатации. В. Потребности семьи. Г. Минимальная цена автомобиля.

2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?

А. Да. Б. Нет. В. В исключительных случаях.

3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью?

А. Да. Б. Нет. В. Не всегда.

4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?

А. Да. Б. Нет. В. Иногда.

5. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности воздушные и малярные фильтры?

А. Да. Б. нет. В. Не всегда

6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или пруду?

А. Да, часто. Б. Нет. В. Никогда.

7. Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является для вас наиболее веской?

А.Вероятность быть оштрафованным ГАИ. Б. Ответственность за состояние воздуха в нашем городе. В. Иные причины.

8. Известно ли вам, что автомобильный транспорт - основной источник загрязнения воздуха в городе?

А. Да. Б. Нет. В. Для меня это не имеет значения.

9.Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загрязненности воздуха в городе?

А. Часто. Б. Очень редко. В. Никогда. Г. Затрудняюсь ответить.

10. Согласились бы вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду? А. Да. Б. Нет. В. Затрудняюсь ответить.

11. Каким видом топлива вы пользуетесь?

А. Бензин. Б. Дизель. В. Газ.

Благодарим вас за участие в опросе

Дата проведения опроса 20___год.


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СВИНЦА В РАСТЕНИЯХ.

1. Собрать небольшое количество травяных растений одного вида на различных участках поселка: торговая площадь, оживленная улица, гаражи, штаб. Каждую пробу поместить в отдельный полиэтиленовый пакет, и снабдили их этикеткой, на которой было указано место сбора, дата и видовое название растения.

2. С каждой пробой проделали следующее: взять равные по весу количество растительности. Каждую навеску растереть в керамической ступке. Во все навески добавить строго одинаковое количество спирта и воды (можно водки), прокипятить на спиртовке, чтобы свинец перешел в раствор, охладить его и отфильтровать.

3. Приготовить водный раствор сернистого натрия. Добавить одну-две капли этого раствора в пробы с растительным экстрактом. В результате выпадает черный осадок разной степени концентрации и, соответственно, более или менее темный у разных проб растительности.

4. Рассмотреть пробирки на свет и определить их концентрацию визуально.


ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ВОЗДУХА ОТРАБОТАННЫМИ ГАЗАМИ АВТОТРАНСПОРТА НА УЧАСТКЕ ДОРОГИ:ул. ПАНИНА, д. 78, ШТАБ, ул. ЕЛЬКИНА д. 3, ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ.


ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ ОКИСИ УГЛЕРОДА.

Оценку концентрации окиси углерода (Ксо) определяли, используя методику Бегма и др.; 1984; Шаповалова, 1990г. Формула оценки:

Ксо = (0,5+0,01N∙К) ∙Ка ∙Ку ∙Кс ∙Кв ∙Кп,

Где: 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3,

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на участке дороги, авт./час.(таб. №3),

Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферу окиси углерода (таб. №4).

Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности (таб. №5),

Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона

Кс - коэффициент, учитывающий изменение концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра (таб. №7),

Кв – то же в зависимости от относительной влажности воздуха (таб. №8),

Кп - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений (таб. №9).

Кт = ∑Рi ∙Кi:

Где Рi – состав автотранспорта,

Ктi – определяется по таблице №3.

Вывод исследования

Проанализировав результаты работы, можно заключить следующее:

1. Количество автомобилей в поселке Сафоново – 1 достаточно большое. Преобладают отечественные автомобили. Каждый девятый житель поселка имеет личный автотранспорт.

2. Основным критерием при покупке автомобиля для жителей является потребность семьи.

3. Так как поселок расположен вдалеке от трассы Североморск – Мурманск, поселка и расписание общественного транспорта не всегда совпадает с потребностями жителей, основной способ передвижения – личный автотранспорт.

4. 40% из опрошенных, к большому сожалению, при вождении не соблюдают скоростной режим, что негативно сказывается на безопасность жителей.

5. Автомобилисты широко применяют прием прогрева двигателя в режиме «холостого хода», что приводит к большому выбросу отработанных газов в атмосферу.

6. Владельцы личного автотранспорта следят за состоянием машин и регулярно проводят технический осмотр, так как разделяют ответственность за состояние воздуха в поселке и знают о влиянии автотранспорта на окружающую среду. Но в тоже время, также сознательно признают, что загрязняют водоемы, используя их для мытья машин.

7. 72% опрошенных согласились бы обменять автомобиль на менее престижный, но более экологически чистый.

8. Основной вид топлива, используемый при эксплуатации автомобилей, является бензин. С целью повышения октанового числа топлива, в бензин добавляют соли свинца, который при сжигании, попадает и накапливается в растениях. Как видно из результатов практической работы №4, наибольшая концентрация свинца находится на участке с большим скоплением автотранспорта.

9. Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами на участке дороги составляет: 7,06 мг/м3, что превышает ПДК. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод что – автотранспорт негативно влияет на экологическое состояние среды поселка. Это проявляется через: шумовое воздействие, испарение топлива из баков, продукты износа шин, грязную воду после мойки машин, выбросы в воздух углеводородов, угарного газа, углекислого газа, S, Sb, NO.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

1. Осуществлять постоянный контроль за техническим состоянием автомобиля. 2. Использовать для эксплуатации автомобилей качественного бензина. 3. Рекомендовать установку нейтрализаторов. 4. Организовать защитные полосы вдоль автомобильных дорог. 5. При покупке автомобилей, выбирать боле экологически чистые автомобили. 6. Довести результаты исследований до учащихся через классные часы, внеклассные мероприятия и высказать свою точку зрения по поводу данной проблемы. 7. Провести для жителей поселка просветительскую акцию о влиянии автотранспорта на окружающую среду. 8. Уделить особое внимание водителей на культуру вождения и безопасность. 9. Спланировать дальнейшие пути изучения влияния автотранспорта на видовой состав растений и животных на территории поселка.

Другие источники

1. Ермакова Е.С. «Учимся решать экологические проблемы. Упражнения для тренинга». Биология в школе. 2002г.

2. Самкова В.А. «Экологический практикум. Город, в котором я живу» Биология в школе 2001, 2002, 2003 г.