Шаблону Портфолио учителя предметника

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Использование - в текст своей статьи вписываете {{subst:Шаблон:Портфолио учителя с использованием социальных сервисов}} он развёртывается и по правкам внутри работаем. (Обратите внимание!!! не работайте прямо в шаблоне!)

Фото

Имя

Город

Место работы


Область профессиональных интересов


Увлечения


Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Изучите нормативные документы, необходимыедля составления рабочей программы по Вашему предмету. Сделайте ссыьлки на эти документы. Представьте рабочую программу по своему предмету для основной или полной школы.

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Изучите Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г., сделайте ссылку на этот документ.

Федеральный перечень учебников

Проанализируйте один из учебников, по которому Вы занимаетесь.

Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника_ _______________________________

Название учебника_

Учебное пособие для _______ класса (базового, профильного уровня).

Выходные данные__

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования

- полное, частичное

1.2 Новизна

-новаторское, нетрадиционное изложение (привести примеры)

- новый подход к структурированию учебника (привести примеры )

- новое содержание лабораторных работ (привести примеры)

- новые типы заданий (привести примеры)

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя, для ученика и т.д.

1.4 Соблюдение полиграфических норм

- использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

- рациональное расположение материала на странице

- наличие цветных иллюстраций

  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

-соответствие современным взглядам на содержание ___________ образования

-соответствие современной педагогической теории

- отражение методов познания

- отсутствие теоретических ошибок

- корректность формулировок

2.2 Системный подход к содержанию

- содержание учебника в целом

- содержание отдельных тем

2.3 Реализация принципа историзма

- достаточная, недостаточная, отсутствует

2.4 Доступность

- соответствует возрастному уровню интеллекта ученика

- намного выше или ниже

- увлекательность изложения

2.5 Наглядность представления информации

- иллюстрации к образному строю текста: модели, схемы, таблицы

- иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографии

2.6 Отражение межпредметных связей

(привести примеры)

2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения

- разноуровневость текста, разноуровневость заданий, дополнительный материал

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), инструкций к лабораторным и практическим занятиям, указаний к проведению опытов, - правил техники безопасности - возможность использования учебника для самостоятельного чтения

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли химии - в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека, -в решении экологических проблем (привести примеры)

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях - ориентация на конкретную технологию - независимость от конкретной технологии

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий -наличие интеграции естественнонаучного знания.

- направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов химии

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда -структурность изложения -наличие пояснений по работе с учебником - оглавления - предметного указателя -условных обозначений к заданиям - ответов к заданиям

4.3 Духовное воспитание - нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое

  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы: a) вводный b) информационный c) обобщающий d) заключительный?

5.2 Какие приёмы изложения использованы: a) описание b) повествование c) объяснение d) проблемное изложение?

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии?

  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные: с) фрагменты из художественных произведений?

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов?

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы:

a) постраничный словарь; b) пояснения в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям?

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; d) после темы, раздела, курса;. e) к иллюстрациям; f) к документам?

8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций e) другие?

8.3 Характеристика задачного материала: a) соответствие обязательному уровню b) возможность организации дифференцированного обучения c) наличие занимательных задач d) реализация прикладного аспекта e) количественная характеристика

8.4 Какие виды таблиц предложены: a) хронологические; b) синхронистические; c) сравнительно-обобщающие; d) конкретизирующие; e) иллюстративные f) другие?

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля e) другие?

  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки; - репродукции произведений искусства- цветной вкладыш - документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника.

b) условно-графические: - карты, картосхемы, - картопланы, - схемы, - чертежи?

c) другие?

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса?

9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется?

9.4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?

  • Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имён; d) глоссарий?

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют?

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги?

10.8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена?

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении?

Проанализируйте имеющееся у Вас электронное пособие и заполните таблицу.

Медиа:Учебно-методический анализ ЭУИ.doc

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Изучите Требования к оснащению учебного процесса по своему предмету, СанПиН-ы и сделайте сылки. Оцените материально-техническую базу своего кабинета в соответствии с профилем обучения в Вашем образовательном учреждении.

Современные формы, методы и средства обучения

Проанализируйте электронное приложение к учебнику (заполните таблицу)

Сделайте внешние ссылки на нужные Вам цифровые образовательные ресурсы. (не менее 5-7 ссылок)

Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной схеме

Схема самоанализа урока

  • Определить место урока в теме и в общем курсе. А также определить насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?
  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока?
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но?
  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения.
  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Познакомьтесь с примерами проектов.

  • Рассмотрите шаблон для описания проекта Шаблон: Ученинический проект
  • Продумайте проект, поисково-исследовательской направленности, дайте ему название
  • Создайте страницу проекта
  • Скопируйте нужную строку из шаблона, присвойте дополнительную категорию Проекты, сохраните страницу
  • Сделайте ссылку на проект с вашей личной странички

Проекты

Учебный проект Мир цвета радуги

Учебный проект Биологически активные вещества

Сертификаты индивидуальных достижений

Представьте материалы, подтверждающие проведение разработанного Вами урока. По Вашему желанию можно представить наиболее значимые сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Коллекции фотографий

Здесь располагаются фотоматериалы и описывается возможность их использования в педагогической практике