Электронный текст

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Система дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проблема организации содержательного досуга детей, создание дополнительных условий для развития их разнообразных интересов давно волнует и профессиональных педагогов, и родителей, и общественность. В разное время развития нашей страны она решалась по-разному. В начале прошлого столетия были открыты первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась с культурно-просветительской работой. У истоков этой работы стояли известные российские педагоги С.Т.Шацкий, К.А.Фортунатов, А.У.Зеленко. 20-30 годы ХХ столетия стали временем расцвета внешкольной работы. Внедрялись в жизнь педагогические начинания, появились оригинальные формы организации детской жизни, шло становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы, велись серьёзные научные исследования и наблюдения за развитием творческих способностей личности, её интересов и потребностей. Изучались групповые и коллективные формы работы. В 1936 году в Сталинграде, в числе одних из первых, был открыт Дворец пионеров и школьников, расположившийся в одном из самых красивых зданий города. Среди наиболее известных педагогов того времени, которые внесли огромный вклад в развитие внешкольного образования в нашей стране, были Е.Н.Медынский, С.Т.Шацкий, В.П.Шацкая, А.С.Макаренко и др. Н.К.Крупская и А.В.Луначарский помогали решать данную проблему на государственном уровне. Задачи внешкольных учреждений в 20-30 годы формулировались следующим образом: - борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; - организация досуга через проведение массовой культурно-просветительской работы; - оздоровление детей; - включение детей в социалистическое строительство. Опыт С.Т.Шацкого (колония "Бодрая жизнь") и А.С.Макаренко (трудовая колония им. М.Горького, трудовая коммуна им. Ф.Э.Дзержинского) показал новые взаимоотношения и взаимодействие личности и коллектива, педагога и воспитанника. Известные педагоги считали себя не только наставниками, но и товарищами детей, стараясь сделать всё, чтобы не подавлять инициативу ребят, которые сами создавали законы и строили свою жизнь в соответствии с ними.