Групповое занятие Конструктивное разрешение конфликта

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Конструктивное разрешение конфликта

Целевая группа

Учащиеся 6-7 классов

Время необходимое для проведения мероприятия

90 минут (2 урока)

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Кирилина Тамара Ивановна, педагог-психолог, МОУ "Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением отдельных предметов". Форма проведения групповое занятие

Краткая аннотация к мероприятию

Данное групповое занятие с подростками 6-7 класса способствует систематизации представлений, связанных с индивидуальным опытом подростков по преодолению и выходу из конфликтных ситуаций. Проигрывание, подобранных упражнений, помогает осознанию роли конфликта в классном коллективе, обучению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в социуме. В ходе занятия создаются условия для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта. Ожидаемые результаты: - Снизить уровень конфликтности у подростков; - Умение подростков понимать и находить выходы из конфликтных ситуаций.

Проблема и её обоснование

Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Основными признаками деструктивных социальных изменений явились повышение уровня социальной энергии, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), рост агрессии. Школьные классы становятся микрокосмосом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования позитивных межличностных отношений.

  В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у подростков опыта позитивного межличностного взаимодействия. Необходимо определить условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения конфликтной  ситуации, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования положительных отношений среди подростков.      
  Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семьи: 

- между потребностями общества и государства в формировании толерантных личностей и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития позитивных межличностных отношения у подростков; - между потенциальными воспитательными возможностями семьи в преодолении деструктивного поведения и недостаточной информированностью со стороны родителей и учащихся по формированию конструктивных межличностных отношений.



Базовая идея

В связи с этим предлагается: 1. Представить учащимся теоретические знания о конфликтах и способах реагирования в конфликтных ситуациях. 2. Осуществить практическую работу по формированию у подростков стратегии поведения в конфликтных ситуациях. 3. Способствовать осознанию эмоционального состояния и чувств в ситуации конфликта. 4. Находить истинные мотивы конфликта.

Цели, задачи мероприятия

Цели: помочь учащимся осознать роль конфликтов в жизни человека Задачи: сформировать собственные стратегии поведения у подростков в конфликтных ситуациях; научить разрешать конфликты посредством конструктивной позиции; помочь осознать подросткам свое эмоциональное состояние в стадиях конфликта.

Используемые методы, приемы, технологии

1. Информационный блок "Конфликт и способы реагирования в конфликтных ситуациях" 2. Основой занятия является сказка "История трех государств о конструктивном разрешении конфликта" (авторская разработка) 3. Работа подростков в группах 4. Разбор конфликтных ситуаций 5. Групповое составление и обсуждение "Правил ведения конфликтного разговора" 6. Выведение формулы решения конфликта.

Новизна

Использование Интернет ресурса при просмотре мультфильма "Конфликт"


Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Яндекс видео, как методическое сопровождение при раскрытии понятия "конфликт"


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Использование видео фрагмента способствует более ассоциативной оценке конфликтной ситуаций.


Способы вовлечения участников в активную деятельность

Групповая форма работы предполагает коллективное обсуждение и анализ действий или эмоционального состояния подростков, в ходе, которых происходит осознание стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Видеофрагмент способствует ассоциативному вхождению в ситуации конфликта и активизирует внимание подростков на данной проблеме. При обсуждение "Правил ведения конфликтного разговора" предлагается каждому участнику групп высказать свою точку зрения, далее представителями от трех групп составляется общий свод правил. Также выводится и формула решения конфликта.


Ожидаемые результаты

Данное занятие способствовало осознанию поведения подростков в конфликтных ситуациях, снижению уровня конфликтных ситуаций в классе, подростки стали понимать истинные причины возникновения конфликтов.

Предполагаемые сроки реализации

В течение учебного года (по запросу классного руководителя)


Ресурсы, необходимые для проведения

Материалы: ручки, листы бумаги, ватман, текст к упражнению «Слухи», перечень чувств и состояний, компьютерная презентация http://narod.ru/disk/20193789000/История%20трех%20государств%20о%20конструктивном%20разрешении%20конфликта.rar.html

Ход мероприятия

Теоретический материал Психолог: Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18,9% мальчиков и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (слайд 2). Психолог: Предлагаю посмотреть небольшой мультфильма "Конфликт" автор сценария Г.Бардин Интернет ресурсы: http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85&where=all видеоролик мультфильм "Конфликт"

Психолог: Ваши мысли по поводу просмотренного? Прокоментируйте стадии развития конфликта. Психолог: Вы заметили, что конфликтная ситуация началась с незначительного несогласия, далее страсти обычно разгораются сильнее и в бой вступают более тяжелые аргументы, строятся барьеры-барикады, используются любые средства, приводящие к внутреннему краху, сперва пострадавшего, а потом и того, кто был зачинщиком. В мире существует правило бумеранга "К тебе вернется все то, что ты сделал другим". Хорошие поступки порождают ответное добро, посеешь зло - оно вернется вдвойне.

Психолог: Рассмотрим стили поведения в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции – одна сторона подавляет другую (доминирование, соперничество, борьба, напористость) (слайд 2). Стиль сотрудничества – отстаивая свои интересы одна сторона, вынуждена принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль компромисса – стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне (слайд 3). Стиль уклонения - проблема для одной из сторон не столь важна, она не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем и не хочет тратить время и силы на ее решение. Стиль приспособления – (уступчивость) одна сторона действует с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать свои интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы (слайд 4). Психолог: Ознакомившись с понятиями конфликта и способов реагирования, попробуем посредством сказки и практических действий составить формулу разрешения конфликта.

Практический материал Психолог: Сказка начинается: "Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой и приречной полосой, другие лесом, третьи равниной (слайды 5). Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и у кого-нибудь после этого оторвать кусочек и воссесть заново на трон (слайд 6). Пустил он слух, что жители приморья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом. Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми (слайд 7)".

Упражнение 1. «Слухи» Выбираются ведущие, которые выходят за дверь. Им зачитывается текст, который они должны донести до своих членов команды, пересказывая его одному из членов команды, который потом должен передать текст следующему и т.д. Последний передает смысл сказанного. Сравнивается сказанное ведущим и последним игроком. Отрывок: Платонов А.П. "Возвращение"

  "Вагон, в котором стоял Иванов, миновал переезд. Иванов поднял мешок с пола, чтобы пройти в вагон и лечь спать на верхнюю полку, где не будут мешать другие пассажиры. Но успели или нет добежать те двое детей хоть до последнего вагона поезда? Иванов высунулся из тамбура и посмотрел назад.
  Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов разглядел, что у большего одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, - от этого он и падал так часто".

Психолог: Насколько исказился смысл, стоит ли все воспринимать дословно? Что нужно предпринять, попав в ситуацию неопределенности? Что вы чувствовали, когда не понимали смысла сказанного? Были ли у вас жизненные случаи, когда вы из-за слухов попадали в неприятные ситуации? Как относятся родители и что они делают, когда вы или ваши товарищи передаете им информацию «удобную» для вас по конфликтной ситуации?

Психолог: Сказка: "Люди заречья не поняли ситуации, но, оказавшись окруженными в кольце, послали своих парламентеров выяснить, в чем дело. Встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Парламентеры были растеряны и не знали, что предпринять, но потом решили ответить, и разгорелся спор (слайд 8)". Психолог: Как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства, а также регулировать их. Предлагаю вначале распределить чувства и состояния по стадиям конфликта, а затем вспомнить способы регуляции своего состояния в стадии конфликта.

Упражнение 2. «Чувства и конфликт» Учащимся предлагается список чувств и состояний. Им необходимо отметить цифрой «1» те чувства и состояния, которые, по их мнению, соответствуют началу конфликта, то есть являются сигналами, цифрой «2» - пик конфликта, «3» - его окончание. Перечень чувств и состояний: гнев, горечь, тревога, хандра, ужас, дрожь, страх, шок, стыд, обида, тяжесть, ярость, вина, зависть, угроза, отвращение, напряжение, бессилие, сомнения, одиночество, ненависть, огорчение, зажатость, агрессия, возбуждение, беспомощность, враждебность, напуганность, неуверенность, разгоряченность, разочарование, унижение, подозрительность, подавленность, радость, заинтересованность, бессмысленность.

Упражнение 3. «Как остаться спокойным» Каждой команде в течение 3 минут нужно придумать способы, используемые для снижения уровня эмоционального восприятия создавшейся конфликтной ситуации. Каждая команда зачитывает свои способы саморегуляции. Психолог: Как часто используете данные методы? Если не используете, то почему? Что мешает контролировать себя?

Психолог: Сказка: "Не до конца разобравшись в ситуации, парламентеры вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Члены совета отреагировали на создавшуюся ситуацию по-разному. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта (слайд 9)".

Упражнение 4. Психолог: Обсудите создавшуюся ситуацию у членов совета, чей способ поведения в разрешении конфликтной ситуации будет более эффективным. Почему? Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта) Обратитесь снова к списку качеств и допишите, какие качества соответствуют формам поведения в конфликте: Наступление – Отступление – Уход – Обсуждение – (Наступление – злость. Отступление – обида, страх, печаль, унижение. Уход – страх, обида, зависть. Обсуждение – спокойствие, радость). Каждая группа дает свои ответы. Акцентируется внимание на способе поведения "обсужденье", т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное.

Психолог: Сказка: "Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Пригласили представителей третьей страны и отправились во второй раз на переговоры. Исход был неоднозначным. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А кому это было выгодно?» и все пожали плечами, т.к. до этого все они жили дружно и спокойно, вели торг и обмен, всем всего хватало. Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания."

Упражнение 5. «В чем выгода?» Каждой группе предлагается ситуация, в которых им нужно определить выгоду человека, находящегося в конфликте. 1. «Кирилл учился в классе, где ребята мало обращали на него внимания, а если и обращали, то только если это было необходимо: убрать вместе в классе, по просьбе учителя выполнить совместное поручение. И поэтому в школе он постоянно вступал в конфликты с детьми. Он провоцировал эти конфликты, позволяя себе в отношении их обидные замечания, задирался» (Компенсация чувства неполноценности, стремление почувствовать свое могущество). 2. «Маша часто конфликтовала с Наташей. «Мне не нравится, что она постоянно красуется! Красоту всем свою демонстрирует!» - так она объясняла свои конфликты» (Компенсация ощущения собственной малопривлекательности). 3. «Светлана часто вступала в споры, обвиняла и оскорбляла свою бывшую подругу Катю, с которой дружила много лет. Последний год Катя стала дружить еще с одной девочкой из своего класса, и они встречались с группой сверстников, с которыми Светлана не была знакома» (Соперничество, ревность, стремление доминировать). Происходит обсуждение ситуаций. Психолог помогает определить основные причины, толкнувшие человека на те или иные поступки.

Психолог: Сказка: "Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе".

Упражнение 6. Сформулируйте правила ведения конфликтного разговора Каждая группа за 5 минут, формулирует свои правила и их поочереди презентует. Правила ведения конфликтного разговора: 1. Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы ее видите; 2. Дайте возможность партнеру описать свое видение ситуации; 3. Сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах, отделяйте эмоциональное состояние от решаемых задач; 4. В ситуации возникновения спонтанной вспышки партнера не отвечайте тем же, ждите, пока он остынет, извинения за испытываемые чувства не потребуются; 5. Подчеркивайте общность, сходство интересов – своих и партнеров, проявляйте к проблемам партнера, признавайте свою неправоту; 6. Обращайтесь к фактам, а не к их интерпретации; 7. Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности. 8. Прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации; 9. Избегайте барьеров общения; 10. Открыто высказывайте свои желания; 11. Предлагайте конкретные варианты выхода из ситуаций, спросите у партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы; процесс выработки соглашения должен быть гибким, то есть видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов. Психолог на доске записывает все высказывания,совместно их корректирует с подростками.

Упражнение 7. «Конфликт – это хорошо или плохо?» В течение 5 минут командам необходимо закончить предложения и обосновать их. «Конфликт – это плохо…» «Конфликт – это хорошо…» Подвести учащихся к мысли о том, что конфликт может нести в себе функцию развития и совершенствования, стремления двигаться вперед.

Вывод: В ходе группового занятия подростки пришли к выводу, что жизнь без конфликтных ситуаций не проходит, но можно найти из каждого конфликта выход и прийти к примирению. Ребята предложили свою формулу решения конфликта (слайд 10): Не торопись + подумай + остановись во гневе + поговори с соперником = примирению

Критерии и способы оценки эффективности

1. Составление подростками "Правил ведения конфликтного разговора" 2. Обоснование незаконченных предложений (упражнение 7) 3. Формулирование подростками формулы решения конфликта.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Проведение групповых занятий по темам "Агрессия: защита или нападение","Два полюса, два материка" (гендерные взаимоотношения, проведение детско-родительского собрания "Родительский опыт в разрешении конфликтных ситуаций"

Использованная литература

1.Ильгамова С. Что такое конфликт? //Школьный психолог - №13, 2007 г. 2.Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 7 (17)). 3.Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения.// Школьный психолог - № 13, 2007 г.


Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Яндекс видео


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.