Имитационная игра Необитаемый остров

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 44: Строка 44:
Поскольку игра интерактивная, целесообразно сделать анализ поведения каждого с токи зрения выбора стратегий взаимодействия, гибкости их использования, удачных и неудачных технологий организации и поддержания контакта с партнерами, индивидуального стиля и эмоциональной культуры».
Поскольку игра интерактивная, целесообразно сделать анализ поведения каждого с токи зрения выбора стратегий взаимодействия, гибкости их использования, удачных и неудачных технологий организации и поддержания контакта с партнерами, индивидуального стиля и эмоциональной культуры».
Примечание. Для получения полноценной и адекватной информации такого рода целесообразно в начале игры выбрать в каждой группе человека для выполнения функций психолога, который, наблюдая работу команды изнутри, сможет не только сделать психологические портреты членов своей команды, но и проанализировать коммуникативные трудности, частоту проявления, их причины. Организатор игры наблюдает работу команд со стороны.
Примечание. Для получения полноценной и адекватной информации такого рода целесообразно в начале игры выбрать в каждой группе человека для выполнения функций психолога, который, наблюдая работу команды изнутри, сможет не только сделать психологические портреты членов своей команды, но и проанализировать коммуникативные трудности, частоту проявления, их причины. Организатор игры наблюдает работу команд со стороны.
 +
 +
[[Категория:Мастер-класс]]

Текущая версия

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Цели:

  • научить эффективному взаимодействию;
  • научить коллективному принятию решений;
  • научить стратегии сотрудничества.

Процедура:

  • обсуждение проблемы и ранжирование задач по степени значимости их решения;
  • выработка коллективной стратегии выживания (работа в малых группах);
  • разработка нравственно-психологического кодекса взаимоотношений (можно назвать его «кодексом чести жителей острова»), примерно 15-20 пунктов;
  • презентации проектов, вопросы и ответы;
  • межгрупповая дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время: игра длится от 2 до 3 часов учебного времени.

Инструкция для участников игры. «В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий день, жестокий холод, визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к своей обычной жизни, в родные края. Ваша задача: создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить и достаточно комфортно психологически и физически жить. Необходимо понять всю серьезность и опасность происшедшего. Известно, что люди при таких обстоятельствах иногда теряют человеческий облик, между ними вспыхивают ссоры и драки, порой даже со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрыться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов и ветра. Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Необходимо наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут регламентироваться, выполняться, контролироваться. Начать целесообразно с принятия решения по вопросу государственного устройства, о структурах власти на острове. Кто будет руководить жизнью людей? Кто будет принимать окончательное решение: все жители острова единогласно (консенсус), или простое большинство, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер (выбранный или назначенный, выдвинутый по собственной инициативе)? Каким образом будет контролироваться выполнение указов, распоряжений: под страхом наказания, смерти, как-то еще? Как и кем будет распределяться добываемая пища: поровну; по трудовому вкладу; может быть, больше сильным, чтобы лучше работали, или, наоборот, слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове изолированно от других, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если такой образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других, какие будут предприниматься действия? Как будут строить отношения с аборигенами острова, с каннибалами с соседних островов: в мирное время, в случае вооруженного нападения? Надо также определить, какие и сколько у жителей острова будет праздников, как и кто их будет устраивать? И т.д. и т.п.».

Задачи участников игры:

  • смоделировать проект жизни на острове на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы – правовые, политические, экономические и социальные аспекты;
  • разработать «кодекс чести островитян»;
  • отработать санкции за нарушение установленных правил;
  • осуществить презентацию командных проектов.

Примечание. Правила должны быть четко сформулированными, а не абстрактными, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор между островитянами.

Порядок проведения и время. На все обсуждение и разработку дается 1-1,5 часа и полная свобода действий в рамках задания. В каждой команде нужно выбрать «летописца», который будет фиксировать основные события и принятые решения. Все нарабатываемые участниками игры материалы желательно оформлять визуально (на плакатах, планшетах или доске).

Инструкции организатору игрового занятия. «Задача организатора игры – подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове, ответить на все вопросы слушателей, не подсказывая при этом возможных решений проблем. Например, организатору не следует самому говорить о правилах проживания на острове, создание их – творческая задача играющих. Организатору целесообразнее ставить вопросы, очерчивая круг проблем, которые нужно решать, акцентируя внимание играющих на тех моментах, которые он считает наиболее важными. Участники должны работать самостоятельно, без помощи ведущего. Он может вмешаться лишь в тех случаях, когда возникает напряженная ситуация (конфликт мнений), способная привести к деструктивному взаимодействию.

После презентации информации от каждой группы организуется межгрупповая дискуссия, на которой задаются вопросы, формулируются ответы, вырабатываются конструктивные подходы и подвергаются сомнению, критике те решения, которые кажутся противоборствующим командам неправомерными. При подведении итогов игры необходимо выявить сферу слабой компетентности ее участников, обратить особое внимание на стиль и манеру взаимодействия, на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение обучаемых слушать и слышать других, учитывать их мнение, вести переговоры, выражать свои мысли четко и понятно. Поскольку игра интерактивная, целесообразно сделать анализ поведения каждого с токи зрения выбора стратегий взаимодействия, гибкости их использования, удачных и неудачных технологий организации и поддержания контакта с партнерами, индивидуального стиля и эмоциональной культуры». Примечание. Для получения полноценной и адекватной информации такого рода целесообразно в начале игры выбрать в каждой группе человека для выполнения функций психолога, который, наблюдая работу команды изнутри, сможет не только сделать психологические портреты членов своей команды, но и проанализировать коммуникативные трудности, частоту проявления, их причины. Организатор игры наблюдает работу команд со стороны.