Интернет-мастер-класс Оценка деятельности классного руководителя/ Киселева Н.А.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Терминология, определения, понятия...)
(Терминология, определения, понятия...)
Строка 257: Строка 257:
# Представленные функции и задачи деятельности классного руководителя, на мой взгляд, не всегда будут понятны родителям и детям. От "Нравится" или "не нравится" никуда не деться.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 17:59, 16 апреля 2009 (UTC)
# Представленные функции и задачи деятельности классного руководителя, на мой взгляд, не всегда будут понятны родителям и детям. От "Нравится" или "не нравится" никуда не деться.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 17:59, 16 апреля 2009 (UTC)
-
 
+
# Так и есть. Только "Нравится" или "не нравится" будут зависеть как относится тот или иной родитель или ученик к лчнсти самого учителя. Мы привыкли к системе "плюс" и "минус" и никуда от этого не деться.--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 18:29, 16 апреля 2009 (UTC)
'''Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь со статьей'''  [[Методики изучения семьи классным руководителем. Н. Киселева]].
'''Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь со статьей'''  [[Методики изучения семьи классным руководителем. Н. Киселева]].

Версия 21:29, 16 апреля 2009

Содержание

Интернет-мастер-класс «Оценка деятельности классного руководителя»

  • Автор: Киселева Наталия Александровна, Мурманская область
  • Дата проведения: 17 апреля 2009 года в любое удобное для Вас время
  • Задача мастер-класса:
  • Для кого: классные руководители, заместители директоров школ по воспитательной работе
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса

в Skype-чате: (адрес: nkiselevaaa) 17 апреля с 13 до 15 часов по московскому времени.

Об авторе

Киселева Наталия Александровна

- Участник:Наталия Киселева тьютор-преподаватель классных руководителей,

сетевой консультант сообщества классных руководителей,

сетевой методист Мурманской области.

Электронная почта: nkiseleva@bk.ru nkiseleva26@gmail.com

skype:nkiselevaaa

Наталия Киселева страница консультанта

Педагогическая философия Киселевой Н.А.

Авторский блог Учимся и учим

Участники

  1. Толстикова Ольга Леонидовна, классный руководитель, МОУ "СОШ №16 г.Йошкар-Олы"
  2. Селезнёва Светлана, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  3. Бережецкая Людмила, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  4. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель МОУ СОШ №289 г. Заозерск, Мурманская область
  5. Петрова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, классный руководитель МОУ СОШ №289 г. Заозерск, Мурманская область
  6. Грязнова Марина, Новосибирская область , МБОУ СОШ 168 13:31, 15 апреля 2009 (UTC)]]
  7. Пыткеева Надежда Геннадьевна,педагог -организатор , классный руководитель МОУ СОШ №1 г. Арамиль, Свердловская область
  8. Берсенева Лидия Петровна , классный руководитель 7Б класса МОУ Троицкая СОШ №5 Троицкий, Талицкий район, Свердловская область...
  9. Юлия Владимировна Селеменева, классный руководитель, МОУ СОШ № 15 г.Серов Свердловской области
  10. Суворова Елена,Ленинградская область,Волхов, МОУ ВОСШ №6
  11. Широкова Ирина, классный руководитель, МОУ СОШ № 2, г. Алапаевск, Свердловская область
  12. Гульнара, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель 6 "Б" МОУ СОШ № 14, г. Искитим, Новосибирская область
  13. Ольга Сергеевна, учитель начальной школы, классный руководитель 1 "А" МОУ СОШ № 14, г. Искитим, Новосибирская область
  14. Надежда Ильинична,учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6 "А" МОУ СОШ № 14, г. Искитим, Новосибирская область
  15. Татьяна Жиленко,учитель начальных классов,классный руководитель 1 "А" МОУ "Новопавловская СОШ №2", г. Новопавловск Ставропольский край
  16. Лысая Ирина,заместитель директора по УВР, МОУ СОШ № 289 г. Заозерск Мурманской области
  17. Плужникова Анна,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 14 г.Апатиты Мурманской области
  18. Ямщикова Вера Ивановна,зам. директора по ВР МОУ СОШ № 15 г.Йошкар-Олы Республики Марий Эл
  19. Елена Соколова, социальный педагог МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  20. Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  21. ...
  22. ...
  23. ...
  24. ...
  25. ...
  26. ...
  27. ...
  28. ...

Актуальность

Актуальность разработки мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванных низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.

В нашей стране назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Неоднозначно повышение было воспринято учительской общественностью, действительно на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет одной принятой меры рассчитывать не стоит. Возникает необходимость содействовать урегулированию возникающих противоречий и с одной стороны обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой мотивировать педагогов –воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании » (с изменениями на 16 марта 2006 года) Федеральный закон от 10.7.1992 № 3266-1;
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года ,
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г . ,
  • Федеральная Целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г . № 803,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г . N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Анализ названных документов позволяет выделить следующие положения.

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие и пр.), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, а сам мониторинг есть целостная, динамически развивающаяся, несаморегулируемая система, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

В теоретической основой программы мониторинга является ориентация управления на сам образовательный процесс (как основной процесс), на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности. Этот подход представлен в научной литературе работами А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, М.И.Рожкова, Р.Х.Шакурова, Т.И.Шамовой и других.

Проблемное поле


Терминология, определения, понятия...

Мониторинг – это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.


Цель: Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания.

Принципы:

1. Непрерывность

2. Научность

3. Воспитательная целесообразность

4. Диагностико-прогностическая направленность

5. Прогностичность мониторинга

6. Целостность, преемственность

Функции (назначение):

1. Информационная

2. Побудительная

3. Формирующая

4. Коррекционная

5. Системообразующая

6. Прогностическая

Организационно-методические требования:

1. Объективность

2. Валидность

3. Надежность

4. Систематичность

5. Учет особенностей объекта изучения и условий проведения

6. Гуманистическая направленность

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
  • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
  • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
  • демографический (определяется структурой семьи).

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.


Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что Вы хотите получить в результате диагностики?
  • Как Вы будете работать с полученным материалом?
  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Выделяют 3 вида диагностики:

  • предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
  • оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
  • итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
  • валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
  • корректность (определяется качеством диагностического материала).



В том, что диагностика взаимоотношений семьи и школы необходима не сомневается никто. А вот в том, насколько объективно можно оценить работу классного руководителя, основываясь только на мнениях родителей и (или) детей?



  1. Если педагог требователен-это нравится не всем. Иногда возникают разногласия. В связи с этим оценка деятельности классного руководителя родителями и учащимися может быть не объективной и опираться на неё не стоит. Ведь не секрет, что "большое видится на расстоянии" и справедливость отношений оценивается гораздо позже. Толстикова Ольга Леонидовна, классный руководитель, МОУ "СОШ №16 г.Йошкар-Олы"...
  2. Оценка деятельности классного руководителя достаточно сложное занятие, так как ни в одном документе не прописаны конкретные критерии.И в настоящее время это большей частью субективная оценка,которую не возможно реально проверить.Это либо оценка со стороны родителей, детей, либо со стороны администрации,часто мнения бывают диаметрально противоположшыми. Пыткеева Надежда Геннадьевна, педагог -организатор, классный руководитель, МОУ-СОШ №1,г.Арамиль
  3. Oчень сложно провести объективное оценивание работы классного руководителя-всё субъективно и нет никаких единых матриц и коэффициентов:иногда бывают смешные перегибы:хорош тот,кто удобен:--Участник:Грязнова Марина МБОУ СОШ 168 с УИП ХЭЦ 13:30, 15 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область
  4. Измерить ту огромную работу, которую ведёт классный руководитель, проверяя только планы на год и т.д., невозможно!!!Бывает так, что планы-идеальные, а работы никакой нет!!! А нравиться всем нельзя, вот и случается всякое...!!!--Анна Плужникова МОУ СОШ № 14 Апатиты Мурманской области
  5. Согласна, что достаточно сложно оценить эффективность деятельности классного руководителя, он проделывает огромную работу (кто-то больше, кто - то меньше, зависит от позиции самого классного руководителя). Но, считаю, что мониторинг эффективности работы должен присутствовать в любом случае. Ведь классный руководитель выступает ещё и в роли исследователя (не только в изучении особенностей учащихся и социально - психологического микроклимата в классе), ему необходимо отслеживать и результаты своего труда, строить прогнозы на будущее, ставить цели и задачи по работе с отдельными ребятами и классом в целом. А вот какие средства и способы для этого использовать - вопрос дискуссионный.Мнение детей и родителей важно и для самого классного руководителя. Он же работает с конкретными учениками, с конкретными родителями. Объективность их мнения зависит от многих обстоятельств, от того, насколько классный руководитель смог наладить с ними контакт (даже если в обучении ребёнка есть много проблем, вполне реально наладить с родителями конструктивные отношения, совместно оказывая поддержку ребёнку), от личностных особенностей и личностного отношения. Если даже несколько учеников и родителей остаются всё время чем - то недовольными из - за своего предвзятого отношения, следует учитывать, что мониторинг предполагает учёт мнения всех, значит и результат будет в целом носить объективный характер. Мне кажется здесь следует учитывать ещё один момент, как сам классный руководитель будет воспринимать критику в свой адрес.--Селезнёва Светлана 16:02, 16 апреля 2009 (UTC)
  6. Объективность мнения детей, как участников "воспитательно - образовательного воздействия" классного руководителя, может варьироваться согласно их настроению, успешности участия в различных классных мероприятиях, от того, как каждый из них зарекомендовал себя (всегда к комуто - то притензий больше, к кому - то меньше, кого - то нужно и пожурить). Объективность мнения родителей зависит в большей степени от мнения самих детей, они несут им большую часть информации о том, что происходит в классе. Несомненно, если классный руководитель осознанно подходит к планированию своей деятельности (ставит цели, задачи, видит перспективы развития класса), ему необходимо отслеживать результативность своей работы. Учитывать мнение детей и родителей нужно, а вот объективность... --Бережецкая Людмила 17:22, 16 апреля 2009 (UTC)
  7. Согласна с коллегами, что оценивать работу классного руководителя только по оценкам детей и родителей не совсем верно. Но их мнение учитываться должно обязательно. Оценка деятельности будет более точной, если проводить её комплексно, учитывая используемые классным руководителем формы и методы работы, инновационную деятельность и т. п.--Елена Соколова 17:54, 16 апреля 2009 (UTC)
  8. На мой взгляд, "мониторят"сейчас всех,везде и каждого. Это и правильно - как еще посмотреть и оценить работу того или иого человека,классного руководителя. Но вот целесообразно ли использовать здесь мнение детей и их родителей,это уже другой аспект. Безусловно согласна с коллегами что такой мониторинг не может быть обьективным по своей сути.Здесь достаточно большое количство обьективных причин. Многие из этих причин указаны здесь и не требуют комментариев - все достаточно прозрачно.Так что принцип "Доверяй,но проверяй" здесь работает и на мой взгляд,успешно. А вот обьективность, абсолютно согласна с коллегами,"хромает".--Насонова Марина 18:25, 16 апреля 2009 (UTC)



Сравните свои высказывания с мнением педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, собранными и структурированными в статье.

Определение эффективности деятельности классного руководителя. Н. Киселева



Насколько точно смогут оценить дети и родители деятельность классного руководителя, исходя из функций и задач, стоящих перед педагогом? Или всё ограничится "нравится-не нравится?".


  1. Сегодня "работают" понятия:нравится или нет.--Marina.ozornova-griaznova 12:44, 16 апреля 2009 (UTC)Новосибирск:===...
  2. Хорошие высказывания и требования к классному руководителю, но реализовать их в большом объёме практически не получится. Надо, видимо, жить рядом с каждым учеником.--Селезнёва Светлана 16:19, 16 апреля 2009 (UTC)
  3. Иногда мне кажается (читая различные критерии определения эффективности деятельности классного руководителя), что классный руководитель должен уметь делать всё: воспитывать, обучать, изучать, диагностировать (и ещё много чего) и даже корректировать, проводить тренинговую работу. А ведь именно на классного руководителя нигде не учат, и большей части работают педагоги - энтузиасты. Как, видимо, далеки от практической работы на местах люди, которые разрабатывают критерии оценки.--Бережецкая Людмила 17:29, 16 апреля 2009 (UTC)
  4. Представленные функции и задачи деятельности классного руководителя, на мой взгляд, не всегда будут понятны родителям и детям. От "Нравится" или "не нравится" никуда не деться.--Елена Соколова 17:59, 16 апреля 2009 (UTC)
  1. Так и есть. Только "Нравится" или "не нравится" будут зависеть как относится тот или иной родитель или ученик к лчнсти самого учителя. Мы привыкли к системе "плюс" и "минус" и никуда от этого не деться.--Насонова Марина 18:29, 16 апреля 2009 (UTC)

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь со статьей Методики изучения семьи классным руководителем. Н. Киселева. Заполните таблицу, предложенную на странице.



Вопросы для скайп-общения 17 апреля с 13-00 до 15-00 по мск.


Размышления вслух

Из официальных источников:

В регионах началась работа по "повышению уровня воспитательной работы в школах". Кажется, власти пришли к пониманию того, что классных руководителей надо поощрять, в том числе и материально.

Задача, поставленная правительством, – повысить уровень воспитательной работы в школах – получила отклик в регионах.

Например, в Татарстане теперь над классными руководителями берут шефство главы районов республики.

"Повернуться к образованию лицом" и снять с классных руководителей бюрократическую нагрузку призывают: "Вместо того чтобы тратить время на творческую работу с учениками, они занимаются составлением 18 видов отчетности".

По мнению некоторых, для контроля учебно-воспитательного процесса достаточно ведения классным руководителем трех видов отчетности: плана воспитательной работы на год, рабочего дневника и классного журнала.

"Эта отчетность абсурдна. У чиновников нет времени на то, чтобы все это прочитать, а классные руководители занимаются никому не нужной работой",

Для объективного подхода к оплате за классное руководство в городе Бийске Алтайского края решили разработать систему мониторинга качества воспитательной работы на уровне класса. Предполагается, что по данным этого мониторинга будет проходить и распределение денежных средств за выполнение обязанностей классного руководителя. Комитет по образованию администрации Бийска также планирует решить вопрос о введении "дополнительных инновационных ставок" и организации ресурсного центра.

Возможно, этот ресурсный центр возьмет на себя проведение городского конкурса на лучшего классного руководителя, который и позволит создать объективные критерии оплаты за классное руководство.


Конкурсы на лучшего классного руководителя уже проходят во многих регионах. Например, конкурс "Самый классный классный!" или конкурс "Мой любимый классный руководитель".


О необходимости общественного внимания к работе классного руководителя постоянно говорит и министр образования Андрей Фурсенко. По его мнению, "сегодня отношение к классному руководству, от которого раньше все открещивались как могли, поменялось. Вводить или нет дополнительные оценки качества работы – решать вам. На наш взгляд, руководителям школы должны нужно дать больше полномочий в виде увеличения надтарифного фонда, с тем чтобы у них был инструмент награждать, а не поощряя, тем самым наказывать учителей".


Насколько, по Вашему мнению, эффективны подобные шаги для активизации деятельности классных руководителей и "повышению уровня воспитательной работы в школах"???

  • В 2003 году я была победителем в районном конкурса"Классный руководитель"-городской тур тогда не проводили. Лично мне этот конкурс дал какой-то новый виток в работе, и с детьми мы очень сблизились,удовлетворение от победы не позволило снижать планку...что мы только не придумывали!--Грязнова Марина 13:51, 16 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область|...
  • Приятно прочитать, что в некоторых регионах говорят о снижении бюрократической нагрузки на классных руководителей. У нас наоборот, каждая очередная проверка считает, что мы должны "завести" ещё какую - нибудь бумажку, нарисовать ещё одну схемку и т. п. На мой взгляд "повышению уровня воспитательной работы в школах" способствовует участие в качественных (обучающих,а не отчётных) конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации именно для классных руководителей. Согласна с Мариной, что участие в конкурсах поможет появлению новых идей для работы.--Селезнёва Светлана 16:49, 16 апреля 2009 (UTC)
  • Не могу не согласиться со Светланой, бумаг пишем море во все инстанции про одно и тоже, но разными табличками. Очень радует, что в регионах говорят о дополнительных поощрениях классных руководителей. Мотивацию в виде денежной прибавки никто не отменял.--Бережецкая Людмила 17:42, 16 апреля 2009 (UTC)
  • ...



НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ????

Оставьте, пожалуйста,Ваши комментарии в блоге:

Учимся и учим!

Копилка полезных ссылок

Пожалуйста, ознакомьтесь с предложенной информацией. Оставьте свои комментарии по поводу прочитанного. Добавьте свои ссылки на интересные ресурсы по теме.

Анкеты, опросы

Статьи, публикации


Интернет-ресурсы

КОММЕНТАРИИ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА:

  • ...
  • ...
  • ...
  • ...

Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения

  1. ...
  2. ...