Интернет мастер - класс Если ребёнка в школе не любят
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Проблемное поле 3: Обращение к родителям) |
Текущая версия (08:56, 2 июня 2009) (просмотреть исходный код) (→Проблемное поле 1: Если не любят одноклассники) |
||
(60 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
*'''Задачи мастер-класса:''' Актуализировать проблемы социальной адаптации детей в общеобразовательном учреждении, выделить основные теоретические аспекты проблемы отверженности, составить копилку обобщённых рекомендаций по профилактике и преодолению данной проблемы. | *'''Задачи мастер-класса:''' Актуализировать проблемы социальной адаптации детей в общеобразовательном учреждении, выделить основные теоретические аспекты проблемы отверженности, составить копилку обобщённых рекомендаций по профилактике и преодолению данной проблемы. | ||
*'''Для кого:''' Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители. | *'''Для кого:''' Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители. | ||
- | * '''Как можно принять участие в мастер - классе:''' Размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу и общаемся в Skype-чате: (адрес: ) 20 апреля с 14 до 15 часов по Московскому времени. | + | * '''Как можно принять участие в мастер - классе:''' Размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу и общаемся в Skype-чате: (адрес: '''svetiksel289''') 20 апреля с 14 до 15 часов по Московскому времени. |
|} | |} | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
# [[Участник:Насонова Марина Владимировна | Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области]] | # [[Участник:Насонова Марина Владимировна | Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области]] | ||
# [[Участник:Шишмарева Галина| Шишмарева Галина Петровна, методист Красноярского института повышения квалификации работников образования]] | # [[Участник:Шишмарева Галина| Шишмарева Галина Петровна, методист Красноярского института повышения квалификации работников образования]] | ||
- | # | + | # [[Участник:Еременко Наталия| Еременко Наталия Александровна, ст.преподаватель кафедры психологии ГОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"]] |
- | # | + | # [[Участник: Чибисова Елена| Чибисова Елена Ивановна, зам. директора по ВР МОУСОШ №11 с. Константиновское Петровского района Ставропольского края]] |
+ | # [[Участник:Надежда| Пыткеева Надежда]], г. Арамиль | ||
+ | #Тимофеева Елена Юрьевна, методист МОУ ДПО (ПК)С "Межшкольный методический центр", г. Бородино, Красноярский край | ||
|} | |} | ||
Строка 79: | Строка 81: | ||
#Столкнулась с этим сегодня и в школе:у девочки больные почки и от неё плохо пахнет к 4-5 уроку.Мальчики ведут себя достойно,а девочки издеваются.Мальчишки их одергивают-те ревнуют.Девчушка следит за собой, но запах идет через поры кожи.разговаривала и объясняла,но детская жестокость-это очень страшное явление.Девочки просто наслаждались сегодня тем,что с издевкой смотрели и фыркали.Я считаю,что надо воспитывать мам и пап этих детей-нет в семьях духовности и жертвенности.А девочка просто держится особняком...я представляю,что у неё в душе![[Участник:Марина Грязнова|--[[Участник:Marina.ozornova-griaznova|Marina.ozornova-griaznova]] 12:59, 15 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область]] | #Столкнулась с этим сегодня и в школе:у девочки больные почки и от неё плохо пахнет к 4-5 уроку.Мальчики ведут себя достойно,а девочки издеваются.Мальчишки их одергивают-те ревнуют.Девчушка следит за собой, но запах идет через поры кожи.разговаривала и объясняла,но детская жестокость-это очень страшное явление.Девочки просто наслаждались сегодня тем,что с издевкой смотрели и фыркали.Я считаю,что надо воспитывать мам и пап этих детей-нет в семьях духовности и жертвенности.А девочка просто держится особняком...я представляю,что у неё в душе![[Участник:Марина Грязнова|--[[Участник:Marina.ozornova-griaznova|Marina.ozornova-griaznova]] 12:59, 15 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область]] | ||
#В своей многолетней педагогической практике неоднократно сталкивалась с жалобами родителей и детей на "отвержение" ребёнка классным коллективом. Согласна с Еленой, что часто сами дети выбирают неадекватные способы поведения в различных ситуациях, что становится причиной их отторжения другими учениками. Явление это, как правило, трудноисправимое, требуется комплексный подход и участие всех участников образовательного процесса: классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. учитывая, что школа оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, на становление его личности, проблема "нелюбви" к образовательному учрежднию заслуживает пристального внимания.--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 16:52, 15 апреля 2009 (UTC) | #В своей многолетней педагогической практике неоднократно сталкивалась с жалобами родителей и детей на "отвержение" ребёнка классным коллективом. Согласна с Еленой, что часто сами дети выбирают неадекватные способы поведения в различных ситуациях, что становится причиной их отторжения другими учениками. Явление это, как правило, трудноисправимое, требуется комплексный подход и участие всех участников образовательного процесса: классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. учитывая, что школа оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, на становление его личности, проблема "нелюбви" к образовательному учрежднию заслуживает пристального внимания.--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 16:52, 15 апреля 2009 (UTC) | ||
- | # Порой сложно понять почему дети становятся отверженными. В разряд таких непонятных отверженных попадают дети учителей и чиновников. Конечно - эти дети не явно отвержены, но порой, из-за того что у тебя родители учителя или чиновники, является причиной нелюбви со стороны учителей или детей. Учителя, особенно старшего поколения считают, что дети учителей должны быть "стандартно-положительными" учиться на "4" или "5" , поведение - "не шелохнись",активность во всех хороших делах за 100%. И если что-то не так, учителя начинают "гнобить" ребенка, мол скажу родителям. Если другим родителям не всегда дозвониться, то родители-учителя вседа на месте. В результате в школе и дома постоянное воспитание. А дети в данном случае что? Не хотят посещать уроки или ходить в школу. Что касается детей чиновников, то средства массовой информации ежедневно говорят, что они воры, бездельники, получают большие деньги, а народ бедствует! Как везде есть добросовестные работники и не очень! Тема чиновничества обсуждается и дома родителями, а дети переносят это в класс на конкретного ребенка. Нам нужно всем: учителям, классным руководителям родителям встречаться чаще, чтобы вырабатывать совместную стратегию доброго отношения друг к другу. Тогда, возможно, не будет так остро стоять вопрос отверженных детей и людей в стране! .--[[ | + | # Порой сложно понять почему дети становятся отверженными. В разряд таких непонятных отверженных попадают дети учителей и чиновников. Конечно - эти дети не явно отвержены, но порой, из-за того что у тебя родители учителя или чиновники, является причиной нелюбви со стороны учителей или детей. Учителя, особенно старшего поколения считают, что дети учителей должны быть "стандартно-положительными" учиться на "4" или "5" , поведение - "не шелохнись",активность во всех хороших делах за 100%. И если что-то не так, учителя начинают "гнобить" ребенка, мол скажу родителям. Если другим родителям не всегда дозвониться, то родители-учителя вседа на месте. В результате в школе и дома постоянное воспитание. А дети в данном случае что? Не хотят посещать уроки или ходить в школу. Что касается детей чиновников, то средства массовой информации ежедневно говорят, что они воры, бездельники, получают большие деньги, а народ бедствует! Как везде есть добросовестные работники и не очень! Тема чиновничества обсуждается и дома родителями, а дети переносят это в класс на конкретного ребенка. Нам нужно всем: учителям, классным руководителям родителям встречаться чаще, чтобы вырабатывать совместную стратегию доброго отношения друг к другу. Тогда, возможно, не будет так остро стоять вопрос отверженных детей и людей в стране! .--[[Участник:Шишмарева Галина|Шишмарева Галина Петровна]] 13:59, 17 апреля 2009 (UTC) |
#А я хочу рассказать о такой ситуации. Ребенок в классе не принят из-за своей успешности! И такое случается сплошь и рядом. Когда среди одноклассников кто-то выделяется своими талантами и способностями. Далеко не всегда взрослые люди умеют радоваться успехам других, а в детской среде это еще больше обострено. Зависть, злость, агрессия. В результате, по-настоящему талантливый человечек не может развиваться гармонично. Это опасно, преступно. И в данном случае роль педагога очень велика! Создать условия для гармоничного развития. Найти способы перестройки отношений в коллективе. Задач много. --[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 17:59, 17 апреля 2009 (UTC) | #А я хочу рассказать о такой ситуации. Ребенок в классе не принят из-за своей успешности! И такое случается сплошь и рядом. Когда среди одноклассников кто-то выделяется своими талантами и способностями. Далеко не всегда взрослые люди умеют радоваться успехам других, а в детской среде это еще больше обострено. Зависть, злость, агрессия. В результате, по-настоящему талантливый человечек не может развиваться гармонично. Это опасно, преступно. И в данном случае роль педагога очень велика! Создать условия для гармоничного развития. Найти способы перестройки отношений в коллективе. Задач много. --[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 17:59, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
# Действительно,часто бывает когда в классе есть такие "изгои".Это могут быть один или два человека,а иногда и больше. Но чаще все таки когда весь класс обьявляет определенный "бойкот"одному ребенку по тем или иным причинам отличающемуся от других детей. Например,таким ребенком может стать ребенок с определенными отклонениями в поведении и психике. Неадекватное поведение такого ребенка провоцирует ребят на отторжение из коллектива. И особенно "жестоки" в этом отношении подростки. В такой ситуации нужна квалифицированная помощь психолога и других специалистов.--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 18:51, 17 апреля 2009 (UTC) | # Действительно,часто бывает когда в классе есть такие "изгои".Это могут быть один или два человека,а иногда и больше. Но чаще все таки когда весь класс обьявляет определенный "бойкот"одному ребенку по тем или иным причинам отличающемуся от других детей. Например,таким ребенком может стать ребенок с определенными отклонениями в поведении и психике. Неадекватное поведение такого ребенка провоцирует ребят на отторжение из коллектива. И особенно "жестоки" в этом отношении подростки. В такой ситуации нужна квалифицированная помощь психолога и других специалистов.--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 18:51, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | + | #Проблема, предложенная для обсуждения, несомненно, актуальна, т.к.отвержение в школе - проявление дезадаптации в целом. Получается замкнутый круг. Зачастую такой ребенок, поступая в школу, уже имеет определенные проблемы ( в том числе и опыт отвержения в детском саду и т.д.)и пребывание в школе только усугубляет их. Сначала такого ребенка не понимает и не принимает,в первую очередь, учитель, а потом, - и, ориентируясь на мнение учителя, одноклассники. низкий социальный статус - причина эмоционального дискомфорта и источник дальнейших проблем [[Участник: Терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] | |
- | + | #Иногда проблема в том, что ребенку просто не подходит школа. Не секрет, что все школы разные (разные требования, подходы, традиции). Ребёнок просто будет шагать не «в ногу» и вызывать раздражение у окружающих. Хотя в хорошей школе, у хороших педагогов такие ситуации не должны возникать, а если возникли разрешать в самом начале, не доходя до точки кипения. Если решении нет лучше перевести ребёнка в другую школу.--[[Участник:Егорова Светлана|Егорова Светлана]] 11:23, 23 апреля 2009 (UTC) | |
- | | | + | #Приходит ребёнок с заниженной или завышенной самооценкой в детский сад или в первый класс - результат родительского воспитания. Изгоями становятся дети, которых не долюбили родители или, наоборот, которых сильно любили. Что может сделать теперь учитель? Уже трудно что - либо сделать, но можно. И только совместно с родителем ребёнка и самим ребёнком! А ещё бывает, что ребёнок сам справляется с проблемой, нужно только дать ему немного времени на это. Если ситуация не улучшается, нужно искать другие пути решения проблемы - например, попробовать перевести в другой класс или школу. Но в любом случае, педагог должен наблюдать за таким ребёнком, держать ситуацию под контролем. Ведь если вовремя принять меры можно спасти маленькую личность. [Тимофеева Елена Юрьевна]http://www.openclass.ru/users/16211 |
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto" | {| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto" | ||
Строка 96: | Строка 98: | ||
В психологической литературе можно встретить термин "буллинг". Буллинг (bullying) - это длительное психическое или физическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает некоторое удовлетворение, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок. Буллинг - это сложный межличностный процесс, в котором есть жертвы, преследователи, устанавливаются особые агрессивные отношения. Буллинг - это в основном скрытый для окружающих школьника процесс, и, когда его проявления становятся очевидными, предпринимать какие - либо действия для исправления положения часто бывает уже поздно. Недостаточно развитая позитивная Я - концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провакационных ситуациях делают ребёнка беспомощным. | В психологической литературе можно встретить термин "буллинг". Буллинг (bullying) - это длительное психическое или физическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает некоторое удовлетворение, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок. Буллинг - это сложный межличностный процесс, в котором есть жертвы, преследователи, устанавливаются особые агрессивные отношения. Буллинг - это в основном скрытый для окружающих школьника процесс, и, когда его проявления становятся очевидными, предпринимать какие - либо действия для исправления положения часто бывает уже поздно. Недостаточно развитая позитивная Я - концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провакационных ситуациях делают ребёнка беспомощным. | ||
- | =<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">''''' | + | =<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Список источников по проблеме'''''</p>= |
+ | '''''Печатные источники:''''' | ||
* Кравцова М. М. Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2005. | * Кравцова М. М. Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2005. | ||
* Королёва Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. проблемные ситуации в школе и способы их решения. практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. | * Королёва Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. проблемные ситуации в школе и способы их решения. практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. | ||
Строка 104: | Строка 107: | ||
* Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. | * Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. | ||
* Оклендер В. Окна в Мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. - М.: "Класс", 1997. | * Оклендер В. Окна в Мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. - М.: "Класс", 1997. | ||
+ | * Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. - М.: Чистые пруды, 2007 г. (Библиотека "Первого сентября", серия "Воспитание. Образование. Педагогика. Вып. 2 (8). | ||
+ | '''''Интернет - ресурсы:''''' | ||
+ | *[http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_03g.shtml Материалы психологического центра "Адалин"] | ||
'''''Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме''''' | '''''Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме''''' | ||
Строка 110: | Строка 116: | ||
* Анцупов А. Я. "Профилактика конфликтов в школьном коллективе" - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004 г.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:03, 17 апреля 2009 (UTC) | * Анцупов А. Я. "Профилактика конфликтов в школьном коллективе" - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004 г.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:03, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
* Гришина Н. В. "Психология конфликта" - СПб., 2000 г.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:03, 17 апреля 2009 (UTC) | * Гришина Н. В. "Психология конфликта" - СПб., 2000 г.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:03, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | + | * [http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934073.htm ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА П.А. МЯСОЕД] --[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 19:59, 17 апреля 2009 (UTC) | |
- | * | + | * [http://forum.moya-semya.ru/index.php?s=da7a3387211a63ed5d8ae3828a90c9fc&act=ST&f=7&t=113 Моя семья. Форум откровения]--[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 19:59, 17 апреля 2009 (UTC) |
- | * | + | * [http://www.lomon.ru/HappyParentsClub/Articles_3350_70.htm Что делает психолог в школе и кому он нужен. Ольга Владимировна Хухлаева. Психолог разговаривает с ребенком]--[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 19:59, 17 апреля 2009 (UTC) |
Строка 147: | Строка 153: | ||
* [http://www.trepsy.net/kommunikat/splochenie/ Подборка психологических упражнений для тренингов] | * [http://www.trepsy.net/kommunikat/splochenie/ Подборка психологических упражнений для тренингов] | ||
* [http://agretsov.blogspot.com/ Авторский блог Андрея Грецова: Практическая психология для родителей и педагогов. Представлено много полезных ссылок на авторские подборки психологических игр и упражнений, направленных на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков] | * [http://agretsov.blogspot.com/ Авторский блог Андрея Грецова: Практическая психология для родителей и педагогов. Представлено много полезных ссылок на авторские подборки психологических игр и упражнений, направленных на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков] | ||
+ | *[http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina_school3.php Помогает ли школа детям поверить в себя? статья Марины Косминой] - цикл интересных статей-мнений школьного психолога. Посмотрите, не пожалеете. --[[Участник:Наталия Киселева|Натали]] 20:05, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
'''''Важные моменты по проблемному полю 2: Внесите ваши предложения''''' | '''''Важные моменты по проблемному полю 2: Внесите ваши предложения''''' | ||
* Тренинги и ролевые игры для классного коллектива--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 19:01, 17 апреля 2009 (UTC) | * Тренинги и ролевые игры для классного коллектива--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 19:01, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | * | + | * При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, стараться показать их с более выгодной стороны, пооощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:11, 17 апреля 2009 (UTC) |
- | * | + | * Совершенно согласна с тем, что подход к решению представленной проблемы должен быть комплексным и привлекать необходимо всех участников образовательного процесса. Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь высказывать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно присекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всега много интересных игровых методов.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 19:46, 17 апреля 2009 (UTC) |
+ | *Известно, что во многом ключевая роль в формировании у человека умения общаться принадлежит именно школе. Именно в годы учёбы у ребёнка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые могут иметь место в жизни любого человека. Комплексный подход в разрешении представленной проблемы, несомненно, необходим.--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 08:55, 18 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | * Я думаю, что более целесообразно первоначально проводить работу со взрослыми, которые эту проблему создали ("отвережение ребенка"), работа с одноклассниками может осуществляться опосредованно через воздействие на взрослых, которые общаются с данным ребенком. Поскольку, как правило, первопричина непопулярности ребенка в школе - особенности воспитания в семье, то одним из ведущих направлений работы должна быть работа с семьей. Наверное, эффектинвнее родительские тренинги.Учитывая, что воспитатель/учитель - следующий фактор, было бы замечательно, если бы в нашей стране существовал серьезный подбор и отбор кадров при приеме на работу в образовательные учреждения (но, увы...). Если семья не включается в работу, то можно занять такую позицию, что школа задает модель отношений и, поэтому, пример поведения воспитателя (педагога) определяет и поведение учащихся. Как правило, сами педагоги отвергают этого ребенка (иногда не осознавая, что это делают или не понимая причин и последствий), а потом и дети (тоже зачастую неосозноваемо, копируя поведение педагога) не принимают этого ребенка. Такой ребенок для педагога - "мальчик для битья", на такого ребенка он проецирует и так "решает" свои проблемы. Поэтому работать надо, прежде всего, с педагогами, с их личностными проблемами. А если ребенок почувствует себя безопасно, то ему не надо будет защищаться.Потом и ему будет легче помочь (а может быть и помощь не понадобиться, т.к. учитель сам это сделает ("педагогическая поддержка"??!!!)--[[Участник:Юльчик|Юльчик]] 09:28, 20 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | * Согласна с тем, что именно в школе закладываются основы поведения, но мы ,педагоги ,в какой-то мере повинны в том, что дети -"изгои" чувствуют себя ущемленными в школе, хотя бы из-за того, что часто поручаем им не те обязанности.Например: рапортичку, либо отслеживавание прогуливющих,опаздывающих и т.д.Трудно бывает признать свои ошибки, а всплёскивать руками,что я не знаю как с эти быть у нас получается хорошо.Чаще мы даже не знаем какие страсти происходят в душе, учится хорошо, акомфортно ли ребенку мы узнаем лишь во время конфликта,либо неожиданного проишествия.[[Участник:Надежда |Пыткеева Надежда Геннадьевна]] , 20 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | *Комплексная и систематическая работа с родителями ребёнка, с самим ребёнком, с ребёнком и его коллективом. Педагог должен сам увидеть и почувствовать, что нужно делать,какие методы использовать в решении проблемы, понять ребёнка и коллектив, в котором ему плохо, и найти подход. [Тимофеева Елена Юрьевна]http://www.openclass.ru/users/16211 | ||
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Проблемное поле 2: Если не любят педагоги'''''</p>= | =<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Проблемное поле 2: Если не любят педагоги'''''</p>= | ||
Строка 174: | Строка 185: | ||
*''"Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации."'' Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Из – за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!», «Скажите спасибо Пети, из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п. | *''"Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации."'' Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Из – за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!», «Скажите спасибо Пети, из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п. | ||
* ''«Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.»'' Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей. | * ''«Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.»'' Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей. | ||
+ | * ''"Негативную роль играет "эффект ожиданий"" Поэтому постарайтесь уделять внимание всем учащимся, найдите возможность контакта с каждым ребенком, хвалите учащихся справедливо, учитывайте индивидуальные особенности. (По Р. Бернсу) | ||
* '''''Дополните вашими предложениями:''''' | * '''''Дополните вашими предложениями:''''' | ||
* ''"Постарайтесь найти в таком ребенке то, что он делает лучше других, и ненавязчиво, повторяю ненавязчиво посторайтесь рассказать об этом одноклассникам. Это будет ученику стимулом для дальнейшего продвижения вперед как в учебе, так и в других школьных делах". --[[Участник:Шишмарева Галина|Галина Шишмарева]] 02:44, 17 апреля 2009 (UTC) | * ''"Постарайтесь найти в таком ребенке то, что он делает лучше других, и ненавязчиво, повторяю ненавязчиво посторайтесь рассказать об этом одноклассникам. Это будет ученику стимулом для дальнейшего продвижения вперед как в учебе, так и в других школьных делах". --[[Участник:Шишмарева Галина|Галина Шишмарева]] 02:44, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | * | + | * Иногда педагоги своим поведением провоцируют появление в классе непопулярных детей. Нужно более осторожно относится к насмешливым комментариям или принебрежительным высказываниям, которые иногда допускают педагоги в адрес детей(конечно, не специально). Все возникающие конфликты между учителем и учащимся лучше всего разрешать наедине, не привлекая класса, воздерживаться от публичных обвинений.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:20, 17 апреля 2009 (UTC) |
- | * | + | * Конечно, процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий. Восприятие ребёнка педагогом, его отношение к нему передаётся и одноклассникам (особенно в начальной школе). Это необходимо помнить каждому, кто общается с детьми.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 19:53, 17 апреля 2009 (UTC) |
+ | *Любое взаимодействие в школе выстраивается в социально - психологическом пространстве "человек - человек". Различные конфликты между учителем и учеником ухудшают социально - психологический микроклимат в классном коллективе, заметно усложняя жизнь ученика. Детям понятно, что там, где нет доброжелательных отношений, должного порядка, уважения учителя, там напрасно ожидать и успехов от детей. Хочется вспомнить в этом ключе высказывание Льва Толстого "Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи".--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 09:02, 18 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | * Школа для ребенка - модель отношений в обществе, это "школа" человеческих отношений!!![[Участник: Терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] | ||
+ | *"Роль учителя предполагает углубление знаний о себе и о других, ибо обучение - это передача другим частиц свего Я. Поэтому отношение к себе и другим является важнейшим фактором, определяющим характер межличностных взаимодействий в классе и соответственно стиль преподавания, который избирает учитель" (Э. Бернс, "Я-концепция и воспитание"С.310) А еще, периодически стоит обращаться к "Вопросам для учителя", которые позволяют проконтролировать адекватность своего восприятия учащихся и правилам для учителя "Как избежать негативного влияния "эффекта ожиданий"(все там же с.321-322)Многое становится понятным...[[Участник: Еременко Наталия|Наталия Еременко]]--[[Участник:Nata2009|Nata2009]] 19:45, 19 апреля 2009 (UTC) | ||
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Проблемное поле 3: Обращение к родителям'''''</p>= | =<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Проблемное поле 3: Обращение к родителям'''''</p>= | ||
Строка 195: | Строка 210: | ||
* не позволяйте детям плохо говорить об одноклассниках. Постарайтесь найти положительные черты в том ученике, о котором Ваш ребенок говорит нелестно. Обоснуйте, почему Вы так думаете. --[[Участник:Шишмарева Галина|Галина Шишмарева]] 07:46, 16 апреля 2009 (UTC)]] | * не позволяйте детям плохо говорить об одноклассниках. Постарайтесь найти положительные черты в том ученике, о котором Ваш ребенок говорит нелестно. Обоснуйте, почему Вы так думаете. --[[Участник:Шишмарева Галина|Галина Шишмарева]] 07:46, 16 апреля 2009 (UTC)]] | ||
* Приходит со школы с садинами и синяками и не может обьяснить их происхождение--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 19:05, 17 апреля 2009 (UTC) | * Приходит со школы с садинами и синяками и не может обьяснить их происхождение--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 19:05, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | * | + | * Как много всего зависит от родителей!!! Родителям необходимо быть очень внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация отторжения ребёнка классом складывается не случайно, а может быть показателем отношений, котрые сложились в семье.--[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:26, 17 апреля 2009 (UTC) |
+ | *Согласна, что очень многое зависит от здоровья семейной ситуации ребёнка. Крайне важно родителям принять информацию о том, что по каким - то причинам ребёнок отторгается классным коллективом. Не отмахиваться от информации, которую несёт из школы самый родной человечек - вникать, анализировать, распрашивать. Не оставлять ребёнка один на один со своими переживаниями. Нужно постараться помочь ребенку проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию. Что из того, что он сделал, было правильным, а что повлияло на развитие конфликта. Найти с ребенком пути изменения ситуации, проанализировать все возможности.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 20:02, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | *'''Видимость бесконфликтности''' Для либерализации учебно-воспитательного процесса в школе за годы реформ сделано немало, но, как всегда, важно не то, что хотели сделать, а то, что вышло. А вышло то, что только и могло выйти из реформ, ведущихся при сохранении старого содержания образования, авторитарных управленческих установок и неизменности клише хорошего учителя, — произошла очередная смена вывесок. На словах — да, открытая школа, внимание к особенностям каждого, индивидуальный образовательный маршрут, этика и эстетика. В реальности же дальше изобретения нового поведенческого языка дело в школе не пошло. Все ситуации старые: дети не хотят учиться, и их надо заставить; дети не любят дисциплину, и их надо школить; дети разные, и надо подчинить их единым требованиям и так далее. Выбора нет, потому что не кто иной, как учитель, отвечает за результат аттестации учеников, а значит, за условия подготовки к ней. При том старые средства подчинения — высмеивание, грубость, крик — запрещены и строго караются. По обнаружении таких фактов учитель объявляется профнепригодным и даже подлежит увольнению. Так что теперь учителя, которые хотят продолжать работать, не кричат и не ругаются, а неизменно широко улыбаются и гладят ученика по головке, что бы ни произошло. Теперь никто не скажет об ученике «тупой», но — «нуждающийся в поддержке». Никто не посмеет назвать хулигана иначе как «трудно социализируемый», на худой конец — «гиперактивный». И когда о ребенке говорят «нуждающийся в социализации, а не в развитии», то всем понятно, о чем идет речь. На словах теперь все благопристойно. Но вот беда, родители опять недовольны! Они хотят поговорить с педагогом о проблемах ребенка или класса, они так жадно спрашивают, им так важно знать, а педагог вежливо уходит от трудного разговора: «Все будет хорошо!» Эта в общем-то пустая фраза сегодня заместила собой и культуру педагогического разговора, и традиции искреннего участия взрослых в чужих детях. И видимо, должно пройти время, чтобы за новыми словами стали возникать новые отношения.--[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 20:13, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | *Нет сомнения, что большая роль в разрешении проблем отвергаемых детей принадлежит родителям. Очень хочется обратиться к ним с призывом Антона Макаренко "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно". Даже если в школе что-то не ладится, дом должен быть для ребёнка безопасным, счастливым островом, где обсуждаются его сложности, а не только оцениваются проступки. Родители должны владеть информацией о том, хорошо ли ребёнку в школе или нет, своевременно реагировать на его проблемы.--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 09:10, 18 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | * Родители должны просто любить своего ребенка, а это значит принимать его таким, какой он есть. Неуспехи в школе не должны определять характер детско-родительских отношений. Любить - это значит, также, выстраивать доверительные отношения с ребенком. быть в курсе его проблем и своевременно оказывать ему помощь. Но эта любовь не должна перерасти в гиперопеку, которая "связывает" руки ребенку и мешает ему жить. если родители найдут серединку в проявлении родительской любви,то такой ребенок не станет изгоем. Он будет уверенным и успешным человеком, который сможет выстроить продуктивное взаимодейстивие с другими!!![[Участник:Терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] | ||
+ | *Как часто нам хочется видеть нашего ребенка самым самым самым (умным, музыкальным, танцующим, спортивным, побеждающим, лидирующим, успешным и . д и т.п)... Вот тут-то вся и проблема "Может ли действительно ребенок соответствовать всем нашим ожиданиям и осуществить все то, что родителям хочется или самим не удалось?" Не всегда, а скорее всего не сможет. Когда-то мой старший сын сказал: "Мам, не могу быть таким, каким хочешь ты, "Я другой!" И большое спасибо ему за эти слова - пошел диалог, который позволил развиваться нашим материнско-сыновним отношениям в правильном русле. | ||
+ | * "Эффект ожиданиий" разрушает детско-родительские отношения, родители начинают разочаровываться в детях, "отвергать их", а дети отвергают родителей, потому что последние перестают соответствовать их "ожиданиям". В книге Р.Бернса "Я - концепция и воспитание" очень хорошо об этом написано...Примите своего ребенка таким, какой он есть, поймите его,он же ваш! От этого и родители и дети станут счастливее! Мне так думается...!!![[Участник:Еременко Наталия|Еременко Наталия]]--[[Участник:Nata2009|Nata2009]] 21:04, 19 апреля 2009 (UTC) | ||
'''''Помощь родителей''''' | '''''Помощь родителей''''' | ||
Строка 213: | Строка 234: | ||
*спасибо за интересную главу из книги-захотелось всё прочитать,уж очень важный вопрос вы подняли--[[Участник:Marina.ozornova-griaznova|Марина Грязнова]] 13:06, 15 апреля 2009 (UTC) | *спасибо за интересную главу из книги-захотелось всё прочитать,уж очень важный вопрос вы подняли--[[Участник:Marina.ozornova-griaznova|Марина Грязнова]] 13:06, 15 апреля 2009 (UTC) | ||
* Согласна полностью с коллегой! Книга - это находка! нужно всем педагогам рекомендовать!--[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 18:06, 17 апреля 2009 (UTC) | * Согласна полностью с коллегой! Книга - это находка! нужно всем педагогам рекомендовать!--[[Участник:Наталия Киселева|Наталия Киселева]] 18:06, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
- | * | + | * В последнее время таких детей - изгоев становится все больше и очень акктуальна сама тема мастер-класса. Информация очень полезна и интересна.Спасибо.--[[Участник:Насонова Марина Владимировна|Насонова Марина]] 19:08, 17 апреля 2009 (UTC) |
- | * | + | * Тема мастер - класса, на мой взгляд, будет актуальна всегда. По наблюдениям, практически в каждом классе есть один - два ребёнка, которые как бы изолированы от других детей. Часто бороться с этим очень сложно. Рекомендуемые игры и упражнения (представленные в блоге А. Грецова) обязательно попробую использовать на классных часах. Представленный список литературы так же возьму в свою "копилку полезностей". --[[Участник:Бережецкая Людмила|Бережецкая Людмила]] 19:32, 17 апреля 2009 (UTC) |
+ | *Тема, без сомнения, актуальна. Работать уже со сложившимся фактом всегда сложнее. Верно замечено про профилактическую деятельность. Ведущая роль в профилактике будет принадлежать классному руководителю. К сожалению, не все классные руководители готовы проводить подобные мероприятия (проще теоретические классные часы). Спасибо за интересное продуктивное общение, есть материал, который будет взят "на вооружение".--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 20:11, 17 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | *Дети проживают в школе большой отрезок своей жизни, учатся налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Тема, поднятая на данном мастер - классе, жизненна и поэтому очень актуальна. Представленный материал имеет выход в практическую деятельность, даёт возможность ещё раз задуматься над данной проблемой и подходами к её разрешению. Анализ высказываний коллег даёт возможность увидеть дополнительные аспекты сложности работы с отвергаемыми ребятами.--[[Участник:Дробот Любовь Ивановна|Дробот Любовь Ивановна]] 09:18, 18 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | * Тема, предложенная для обсуждения, достаточно актуальна. Позитивные отношения человека в коллективе - основа его эмоционального благополучия.Человек не может быть успешен в деятельности, не будучи успешным в общении. Школа может помочь ученику поверить себя и пережить этот эмоциональный комфорт, может помочь ему получить радость от общения с другими людьми. Участие в работе было полезным, вопросы для размышления заинтересовали. В процессе работы над темой, нашла новые аспекты в рамках своей тематики. Спасибо, Светлана. Было бы интерсно продолжить обсуждение наиболее эффективных приемов, когда некоторые участники перейдут к их реализации[[Участник: терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] | ||
+ | *Спасибо за поднятую тему,все очень грамотно выстроено, практикоориентировано. Было приятно познакомится с мнением коллег. Интересно и познавательно. [[Участник: Еременко Наталия|Еременко Наталия]]--[[Участник:Nata2009|Nata2009]] 21:11, 19 апреля 2009 (UTC) | ||
+ | *Предложенная тема очень актуальна. Я поддерживаю мнения коллег и считаю, что главное сегодня - не потерять ребенка, и школе, учителю надо стремиться воспитывать детей больше всего доверительными, искренними, открытыми отношениями. Спасибо за продуктивное общение. [[Участник: Чибисова Елена| Чибисова Елена Ивановна]] | ||
|} | |} | ||
+ | |||
+ | {| cellpadding="15" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto" | ||
+ | | style="width: 50%; background-color: #EFF5FF; border: 1px solid #771177; vertical-align: bottom; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px;" rowspan="2" | | ||
+ | |||
+ | =<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#FF7256;">'''''Подведение итогов мастер - класса'''''</p>= | ||
+ | * [[Протокол скайп - чата 20 апреля 14.00]] | ||
+ | * [[Авторский анализ мастер - класса]] | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
[[Категория:Мастер класс]] [[Категория:Школьный психолог]] | [[Категория:Мастер класс]] [[Категория:Школьный психолог]] |
Текущая версия
|
|
|
|
|
|
|