Интернет мастер - класс Если ребёнка в школе не любят

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
(Приглашаем Вас к участию в мастер - классе)
Строка 41: Строка 41:
#[[Участник:Гринченко Анжела.Гринченко Анжела|Гринченко Анжела]] - ГОУ СО "СКШИ №139" г.Екатеринбург
#[[Участник:Гринченко Анжела.Гринченко Анжела|Гринченко Анжела]] - ГОУ СО "СКШИ №139" г.Екатеринбург
#[[Участник:Наталия Киселева| Киселева Наталия Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области]]
#[[Участник:Наталия Киселева| Киселева Наталия Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области]]
-
#...
+
# [[Участник:Насонова Марина Владимировна | Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области]]
|}
|}

Версия 21:36, 16 апреля 2009

Содержание

Интернет мастер-класс "Если ребёнка в школе не любят»

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 18 - 20 апреля 2009 года
  • Задачи мастер-класса: Актуализировать проблемы социальной адаптации детей в общеобразовательном учреждении, выделить основные теоретические аспекты проблемы отверженности, составить копилку обобщённых рекомендаций по профилактике и преодолению данной проблемы.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу и общаемся в Skype-чате: (адрес: ) 20 апреля с 14 до 15 часов по Московскому времени.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Михайлик Светлана Юрьевна , педагог - психолог, Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка", Мурманская область
  2. Соколова Елена, социальный педагог МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  3. Бережецкая Людмила,социальный педагог, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  4. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель МОУ СОШ №289 г. Заозерск, Мурманская область
  5. Терешихина Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры практической психологии образования Карельского Государственного педагогического университета
  6. Петрова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  7. Свиридова Людмила Павловна, Педагог-организатор, детский дорожно-транспортный травматизм, городской Дворец детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил, Свердловская область
  8. Пономарева Валентина Вениаминовна, МОУ СОШ №4 г.Полевской Свердловской области
  9. Марина Грязнова - МБОУ СОШ 168 с УИП ХЭЦ, Новосибирская область
  10. Гринченко Анжела - ГОУ СО "СКШИ №139" г.Екатеринбург
  11. Киселева Наталия Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области
  12. Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

«Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботится о том, что их окружает» Дороти Лоу, детский психиатр

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается психолог в общеобразовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учеников наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и учителями. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые «изгои», которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте, с нетерпением ждут каникул. Каждый справляется с этим по - своему. Кто – то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и «нелюбовь» учителей. Кто – то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: «За что такое отношение?». Кто – то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

Как нам, специалистам, работающим с детьми, спасти их от негативных переживаний, связанных с установлением отношений друг с другом и учителями? Что мы можем сделать, чтобы образовательное пространство школы было безопасным и комфортным для ребёнка? Насколько остро стоит проблема «отверженных» детей сейчас? Ведь всё чаще появляются ужасающие статьи в средствах массовой информации по данной тематике.

Пример 1: Из консультации. Монолог Ирины. 11 лет. «Я мечтаю о том, чтобы школа скорее закончилась. Мне здесь на самом деле очень плохо. Меня никто не любит и не хочет понимать. Для одноклассников я никто и ничто. Меня могут ударить, обозвать, обидеть, испортить мои вещи. Меня не приглашают играть, не зовут погулять и не ждут на Дне рождения. Со мной сидеть за одной партой и то согласятся только по принуждению учителя. Для учителей я тоже повод сравнения кого – то в лучшую сторону («Не тупи, как Ира!», «Не знала, что у тебя такая же плохая память, как у Иры»). Моя школьная жизнь проходит в ожидании каникул. Дома считают, что я сама виновата. Не хотят переводить меня хотя бы в другой класс. Мои переживания никому не нужны. Но почему это происходит только со мной? Что во мне не так?»

Пример 2: Выдержки из сочинения на тему "Чем мне запомнится школа", Алексей, 16 лет «Моим одноклассникам школа запомнится многим: пятёрками, прогулами, успехами, общими мероприятиями и ещё чем -то. Наверное странно получить информацию от завтрашнего выпускника о том, что я хочу поскорее забыть обо всём, что меня связывает со школой. Грустно... Ведь прошло почти 11 лет каторги, иначе не скажешь. Друзей в школе у меня никогда не было (если только в 4 классе был один). Прекрасно помню свой первый день в школе - сосед по парте испачкал мне фломастером новую рубашку, за что моя мама и бабушка лишили меня праздничного торта. Да, я помню! Грустно... Каждый день был маленькой пыткой: меня никто не любил, чтобы я не делал. В 1 - 4 классе хотя бы учитель меня ценил, я участвовал в мероприятиях, мои грамоты весели в классе на виду. С 6 класса всё стало ещё хуже: в классе всё сваливали на меня, мне писали замечания, беседовали. Я даже пытался драться с обидчиками, но их всегда было больше. Я привык терпеть всё...»

Давайте ВМЕСТЕ обратимся к данной проблеме и порассуждаем над нашими возможностями помощи данной категории детей.

Поделитесь своими рассуждениями по актуальности данного направления работы в общеобразовательной школе

  1. Достаточно часто в работе социального педагога приходится сталкиваться с проблемой "нелюбви" класса к кому - то из одноклассников. Иногда сами учащиеся способствуют этому: проявляют агрессивность, чрезмерную гиперактивность, навязчивость, высокую эмоциональность. Конечно, ребёнку тяжело жить, зная, что он лишний в коллективе. Проблема заключается ещё и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник (может быть временно, а может и надолго). Предложенная проблема для обсуждения, на мой взгляд, достаточно актуальна и поиск новых путей её разрешения, надеюсь, поможет и мне в практической деятельности.--Елена Соколова 19:18, 14 апреля 2009 (UTC)
  2. Безусловно, проблема детей, которым по разным причинам не удаётся наладить конструктивные взаимоотношения в школьном коллективе, будет актуальна всегда, ведь большой опыт приемлемого социального взаимодействия ребёнок приобретает именно в школьные годы. Взаимоотношения учеников сложны и не всегда понятны нам, взрослым, но и не реагировать на их негативную сторону мы не можем, да и не имеем права. Мы стараемся разбираться в конфликтах, привлекаем на помощь педагогов - психологов, родителей, а иногда и администрацию. Хочется, чтобы дети ходили в школу с радостью, а не с беспокойством, ведь "школа первая ступень той лестницы, по которой ребёнок войдёт во взрослую жизнь"--Бережецкая Людмила 19:58, 14 апреля 2009 (UTC)
  3. Столкнулась с такой проблемой как мама. У моего сына в классе(в престижной школе) существует такая ситуация. С первого класса всегда есть изгой, причем год от года объекты меняются. Со своим сыном постоянно веду разговоры о доброте, о том как тяжело ребенку быть на этом месте, и т.д. Сын отвечает, что один боится идти против класса, а "изгои" провоцируют детей на эти действия. Думаю, что с этой проблемой необходимо больше работать психологу. Мастер-класс по такой ситуации очень актуален.--Свиридова Людмила Павловна 07:55, 15 апреля 2009 (UTC)
  4. Столкнулась с этим сегодня и в школе:у девочки больные почки и от неё плохо пахнет к 4-5 уроку.Мальчики ведут себя достойно,а девочки издеваются.Мальчишки их одергивают-те ревнуют.Девчушка следит за собой, но запах идет через поры кожи.разговаривала и объясняла,но детская жестокость-это очень страшное явление.Девочки просто наслаждались сегодня тем,что с издевкой смотрели и фыркали.Я считаю,что надо воспитывать мам и пап этих детей-нет в семьях духовности и жертвенности.А девочка просто держится особняком...я представляю,что у неё в душе![[Участник:Марина Грязнова|--Marina.ozornova-griaznova 12:59, 15 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область]]
  5. В своей многолетней педагогической практике неоднократно сталкивалась с жалобами родителей и детей на "отвержение" ребёнка классным коллективом. Согласна с Еленой, что часто сами дети выбирают неадекватные способы поведения в различных ситуациях, что становится причиной их отторжения другими учениками. Явление это, как правило, трудноисправимое, требуется комплексный подход и участие всех участников образовательного процесса: классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. учитывая, что школа оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, на становление его личности, проблема "нелюбви" к образовательному учрежднию заслуживает пристального внимания.--Дробот Любовь Ивановна 16:52, 15 апреля 2009 (UTC)


Теоретические аспекты

Известно, что в любом детском коллективе есть популярные ученики и ребята, которых в лучшем случае просто игнорируют и не любят, в худшем «не любят активно». Отвергаемые дети, вокруг которых вакуум положительного общения. Несмотря на то, что я работаю в школе не первый год, каждый год при столкновении с подобными трудностями детей, испытываю серьёзные затруднения. Это связано ещё и с тем, что чаще всего отвергаемые ребята не имеют поддержки в своей семье, им не на кого опереться. Попробуем обратиться к теоретическим взглядам по данной теме.

  • Заслуживает внимания информация по проблеме отверженности, представленная в книге М. М. Кравцовой "Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой" - М.: Генезис, 2005. Глава из книги

В психологической литературе можно встретить термин "буллинг". Буллинг (bullying) - это длительное психическое или физическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает некоторое удовлетворение, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок. Буллинг - это сложный межличностный процесс, в котором есть жертвы, преследователи, устанавливаются особые агрессивные отношения. Буллинг - это в основном скрытый для окружающих школьника процесс, и, когда его проявления становятся очевидными, предпринимать какие - либо действия для исправления положения часто бывает уже поздно. Недостаточно развитая позитивная Я - концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провакационных ситуациях делают ребёнка беспомощным.

Полезные литературные источники

  • Кравцова М. М. Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2005.
  • Королёва Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. проблемные ситуации в школе и способы их решения. практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
  • Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: ТетраСистемс, 2000.
  • Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.
  • Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.
  • Оклендер В. Окна в Мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. - М.: "Класс", 1997.

Предложите известную Вам полезную литературу по представленной проблеме

  • З. Матейчек "Родители и дети: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1992 г.--Елена Соколова 19:23, 14 апреля 2009 (UTC)

Интернет - ресурсы по данной проблематике

Внесите свои предложения по интернет - ресурсам

Психолого - педагогическая работа с проблемой

Проблемное поле 1: Если не любят одноклассники

Проблемное поле 2: Если не любят педагоги

«В большей или меньшей степени, но мы все зависим от социума. Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности и самодостаточности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живёт, работает, творит. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает… Что уж говорить о детях, они, как губка, впитывают, вбирают в себя из жизни всё, чем она так полна – и хорошее и плохое. А впитывают они от нас, от тех, кто их окружает. Помните:

  • Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.
  • Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми и замкнутыми.
  • Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.

Задумайтесь над этим!» Дороти Лоу, детский психиатр

Помню, когда я ещё училась в университете, преподаватель педагогики нам говорила: «Любой учитель, который работает в школе, принимает на себя большую часть ответственности за судьбы своих учеников. Какой старт они получат в школе, как сложатся их взаимоотношения в стенах общеобразовательного учреждения, такими они и станут в дальнейшей жизни». Верное это утверждение или нет, спорить не будем. Доля истины в нём есть. Каждый ученик – индивидуальность, со своими особенностями и сложностями. Учитель один, обучающихся – много. Как найти к каждому свой ключик? Как наладить с каждым конструктивные отношения? Вопросы не простые. Умение помогать детям, оздоравливать атмосферу школы требуется от каждого учителя.

В практической деятельности приходилось сталкиваться и с тем, что учитель «присоединяется» к общему фону классного негатива к отдельным учащимся, которых не любят в коллективе. А иногда и сами, того не подозревая, усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе. Переломить сложившийся стереотип учителя в отношении ученика часто задача ещё более непростая, чем непосредственная работа с коллективом учеников.

Пример №3 Из консультации с мамой Сергея, 13 лет.

«Мой ребёнок никогда не отличался очень хорошими успехами в школе. Успеваемость средняя, три тройки, остальные четверки и пятёрки. Хвалить его особенно не за что, часто возникают конфликты с отдельными одноклассниками. Почти все последние два года обучения он сидит за последними партами, хотя я обращалась с просьбой к учителю пересадить его поближе. Ответ учителя всегда был примерно такой: «Ваш ребёнок не хочет учиться, он занимается посторонними делами на уроках. Если я посажу его ближе, он будет отвлекать остальных». Наш учитель разработала собственную систему оценок за работу в тетрадях, результаты её всегда висят около доски. Дети изучают, сравнивают свои успехи с другими. Те фамилии учеников, которые получают самые низкие оценки, выделены там красным цветом и у детей появляется лишний повод насмехаться над ними. Отношение учителя к сыну передаётся и одноклассникам. Она называет его только по фамилии, они тоже. Она иронично высмеивает его негативные результаты, потом ребята не хотят брать его в групповую работу. Сын уже не хочет ходить в школу. И даже если у него что-то хорошо получается, успеха всё равно нет. Учитель предполагает, что он у кого – то списал или за него всё сделали дома родители»

Важные моменты по проблемному полю 2: Над чем следует задуматься педагогу.

  • "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.
  • "Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации." Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Из – за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!», «Скажите спасибо Пети, из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п.
  • «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.» Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Дополните вашими предложениями:

Проблемное поле 3: Обращение к родителям

«Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто и никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребёнку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни» Эрик Фромм, писатель, психолог

Родителей должно насторожить, если:

  • ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • практически никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • ребёнок одинок: его никто не приглашает погулять или в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Дополните своими вариантами:

  • говорит о школьной жизни только негативную информацию.--Елена Соколова 19:24, 14 апреля 2009 (UTC)
  • не позволяйте детям плохо говорить об одноклассниках. Постарайтесь найти положительные черты в том ученике, о котором Ваш ребенок говорит нелестно. Обоснуйте, почему Вы так думаете. --Галина Шишмарева 07:46, 16 апреля 2009 (UTC)]]

Помощь родителей

| Глава из книги М. М. Кравцовой. Дети - изгои. Помощь родителей

Дети - изгои. Помощь родителям


Разместите свои мнения о мастер - классе

  • спасибо за интересную главу из книги-захотелось всё прочитать,уж очень важный вопрос вы подняли--Марина Грязнова 13:06, 15 апреля 2009 (UTC)