Интернет мастер - класс Ребёнок и неформальные субкультуры молодёжи

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Психолого - педагогическая работа с проблемой)
(Поделитесь своими рассуждениями о актуальности предложенной темы)
Строка 54: Строка 54:
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Поделитесь своими рассуждениями о актуальности предложенной темы'''''</p>=  
=<p style="text-align:center;font-size:70%;color:#005B00;">'''''Поделитесь своими рассуждениями о актуальности предложенной темы'''''</p>=  
-
*
+
* Проблема неформальных субкультур молодёжи (особенно тех движений, которые несут явную асоциальную напрвленность)с каждым годом всё актуальнее. Известно, что подростковые неформальные объединения играют огромную роль в процессе социализации молодёжи, на основе их идеологии формируется мировоззрение будущего члена общества. К сожалению, внимание государства к молодёжным проблемам несколько ограничено, поэтому педагогам и другим специалистам, работающим с детьми,очень важно владеть информацией о неформальных молодёжных объединениях, изучать их внутреннюю структуру и идеологию. Представленная тема мастер - класса, на мой взгляд, будет интересна и познавательна и для родителей.--[[Участник:Елена Соколова|Елена Соколова]] 18:04, 25 ноября 2009 (UTC)
*
*
*
*

Версия 21:04, 25 ноября 2009

Содержание

Интернет мастер класс "Ребёнок и неформальные субкультуры молодёжи"

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 26 - 27 ноября 2009 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Познакомить с наиболее распространёнными в России неформальными молодёжными объединениями.
  2. Проанализировать причины ухода подростков в различные неформальные движения.
  3. Проанализировать возможности деятельности специалистов общеобразовательного учреждения с представителями молодёжных субкультур.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Знакомимся с представленными материалами, размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Соколова Елена, социальный педагог, Мурманская область
  2. Бережецкая Людмила,социальный педагог, Мурманская область
  3. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, Мурманская область

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

Трудно поспорить с утверждением, что бурные процессы социально – экономических изменений в обществе оказывают влияние на социализацию подростков и молодёжи. Современные школьники часто отдых и досуг рассматривают как ведущую форму жизнедеятельности, которая вытесняет труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью времяпровождением теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежь очень чутко воспринимает любые новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ради каких только интересов не объединяются люди! Число различных объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. У неформалов свой мир и свои правила.

Всё больше подростков каждый день во всех странах мира становятся участниками неформальных течений. Поэтому необходимо владеть информацией об этой культурной нише и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.Давайте ВМЕСТЕ обратимся к проблеме неформальных субкультур молодёжи!

Поделитесь своими рассуждениями о актуальности предложенной темы

  • Проблема неформальных субкультур молодёжи (особенно тех движений, которые несут явную асоциальную напрвленность)с каждым годом всё актуальнее. Известно, что подростковые неформальные объединения играют огромную роль в процессе социализации молодёжи, на основе их идеологии формируется мировоззрение будущего члена общества. К сожалению, внимание государства к молодёжным проблемам несколько ограничено, поэтому педагогам и другим специалистам, работающим с детьми,очень важно владеть информацией о неформальных молодёжных объединениях, изучать их внутреннюю структуру и идеологию. Представленная тема мастер - класса, на мой взгляд, будет интересна и познавательна и для родителей.--Елена Соколова 18:04, 25 ноября 2009 (UTC)

Теоретические аспекты

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы.

Под молодёжной субкультурой в целом понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжная субкультура рассматривается неоднозначно: как источник инноваций и открытий в моде, формах досуга, как вариант массовой культуры, продукт медиа – индустрии; как форма активности молодёжи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Психологические аспекты взаимоотношений молодёжи в субкультурах рассмотрены в исследованиях И. А. Дфойменного, Д. В. Ольшанского, В. Д. Пирожкова, М. И. Розина, Г. А. Цукермана.

Социологические подходы к анализу молодёжных субкультур представлены в работах М. А. Енджеевского, А. С. Запесоцкого, М. В. осорина, З. В. Синкевича.

Социально – педагогические аспекты субкультуры как фактора социализации рассмотрены в трудах И. А. Баевой, Л. А. Регуша, В. А. Мудрика, Е. Н. Чесноковой.

Следует отметить, что феномены молодёжных субкультур долгое время рассматривались в науке как девиации, то есть отклонения от нормы, а сами субкультурные сообщества – как угроза позитивной социализации подростка. Современные подходы в изучении молодёжной субкультуры носят уже более терпимый характер. Субкультура интерпретируется в большей степени как пространство игры, эксперементирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира. Особое внимание уделяется экспериментами с телесностью (одежда, татуировки, нанесение шрамов, бритьё головы и т. п.), отмечается доминирование «гедонистического мировоззрения», ценностей удовольствия, развлечения.

Психологическим обоснованием возникновения подростково – молодёжных течений можно считать одну из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода – реакция группирования со сверстниками. Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодёжную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении.

Неформальная среда общения иногда бывает для подростка единственной удовлетворяющей его потребности сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, школе, подросток примыкает к той или иной группе, автоматически принимая систему её норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Анализ исследовательских данных позволяет выявить причины вхождения подростков в группы неформальной молодёжной субкультуры:

  • Реализуется стремление подростка к самостоятельности.
  • В неформальных молодёжных группах не существует двойной морали, поэтму нормы и ценности субкультуры кажутся подросткам наиболее справедливыми, истинными, благородными и т. п.
  • Включаясь в неформальную группу подросток приобретает реальную моральную, психологическую, часто и физическую защиту от притязаний окружающих, это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что никому из "чужих" не удастся его притеснить или обидеть.
  • Сам процесс деятельности и общения оказывается для подростка привлекательным, поскольку включает элементы социального риска, самые различные экстремальные ситуации.
  • Ценности и нормы субкультуры способны быстро распространяться в подростково - молодёжной среде, так как подростки и юноши бывают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о наиболее распространённых в России неформальных молодёжных субкультурах. Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме

Составляем список особенностей неформальных молодёжных субкультур

Предлагаем Вам коллективное заполнение страницы Особенности молодёжных субкультур

Криминогенность молодёжных субкультур

Некоторые субкультуры содержат в себе характерные черты, обуславливающие её потенциальную криминогенность, суицидальность и высокую социальную опасность. Анализ сообщений СМИ:

  • В 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки - 11, 12 и 14 лет - одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили "похоронить их в одном красно - чёрном гробу".
  • В сентябре 2006 года в Благовещенске две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12 - го этажа, связавшись скотчем. в предсмертной записке говорилось: "самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса".
  • В ноябре 2007 года вооружённая битами группа подростков "Скинлегиона" нанесла серьёзные телесные повреждения пятерым Эмо - кидам.
  • Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка повесилась на кресте. Найдя в Интернете информацию о том, как гот может "красиво" расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал.
  • В начале мая 2008 года в Казани совершили групповой суицид две 14 - летние школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой ими в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к готам.
  • Летом 2008 года в подмосковье группа нетрезвых подростков - скинхедов забила насмерть троих молодых людей.
  • Летом 2008 года в Ярославле раскрыто шокирующее по своей жестокости преступление. Жертвами кровавой бойни стали четыре подростка. Задержанными оказались пятеро молодых людей, причастных к движению готов.

Психолого - педагогическая работа с проблемой

Рассуждаем над поставленными вопросами в блоге | Психолог и школа: МЫ ВМЕСТЕ!:

  • Какие молодёжные субкультуры получили наибольшее распространение в Вашем регионе (по Ваши личным наблюдениям)?
  • Необходима ли работа специалистов общеобразовательных учреждений с представителями молодёжных субкультур? В чём, на Ваш взгляд, она может заключаться.

Разместите свои мнения о мастер - классе

Подведение итогов мастер - класса