Круглый стол
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Образование Веб 2.0: Проблемы и перспективы»
В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования. Школа XXI века», проводимой с 29 сентября по 4 октября 2008 г. на теплоходе, следующем по маршруту Москва-Углич-Тверь-Ярославль-Москва, был проведен Круглый стол.
Срок проведения: 30 сентября, с 10.00 до 11.30
Участники: Учителя и административные работники образования, научные сотрудники РАО, представители различных организаций
Цель: Познакомиться с представлениями российского учительства о социальных сетях, сетевых сообществах, принципах их организации и обслуживания.
Форма работы: презентации сервисов в виде выступлений участников, «мозговой штурм» при работе в группах.
Результаты:
- Были представлены сообщения о сервисах Веб 2.0. и их возможностях для образования (см. Презентация «Образование и Веб 2.0»).
- Участники обсудили несколько вопросов:
- В каких формах учебной деятельности можно использовать возможности социальных сервисов?
- Развитию каких качеств личности учащихся могут способствовать социальные сервисы?
- Меняется ли роль учителя при включении социальных сервисов в образовательный процесс?
- Какие риски возникают при использовании социальных сервисов в обучении?
- Почему учителя все чаще начинают использовать сетевые сервисы?
- Для обсуждения этих вопросов участники Круглого стола выбрали для себя тот вопрос, которых их заинтересовал и вошли в состав сформировавшейся группы для его обсуждения, по завершении обсуждения были представлены следующие результаты:
Ответы, данные первой группой учителей-участников Круглого стола на первый вопрос, связанных с возможными формами деятельности:
- Традиционный урок (объяснение, …)
- Урок-путешествие, урок-игра, экскурсии и т.д.
- Подготовка к уроку (опережающие задания для школьников, обсуждения)
- Дистанционное обучение
- Домашнее обучение для детей с огр. возможностями
- Проектная деятельность
- Получение экспертной оценки…
- Подготовка к ЕГЭ ????? (обмен стратегиями, опытом, анализ, …
- Дифференцированное обучение
- Наблюдение…. Формирующее оценивание…
Вторая группа учителей-участников Круглого стола пыталась найти ответ на вопрос о развитии качеств личности учащихся при обучении в социальных сетях:
- Коммуникативность
- Толерантность
- Самоконтроль
- Ответственность
- Новый тип общения (общение в команде, виртуальность и реальность??? Виртуальная личность
- Способность к рефлексии
- Самореализация
- Самоменеджмент
В ответах третьей группы учителей-участников Круглого стола о том, меняется ли роль учителя при организации и проведении учебной работы в социальных сетях, звучали сомнения:
- Нет…(учитель остается учителем с целями, задачами и т.д.)
- Да… (новые роли – соучастник, ученик, эксперт, наставник, координатор,…)
- Соц сети способствуют (вынуждают) принять (понять и применять) разные роли…
Четвертая группа учителей работала над пониманием того, какие риски возникают при использовании социальных сервисов в обучении? Вот какие были даны ими ответы:
- Не Развитие устной речи
- Невозможность проконтролировать участие … ученика (плагиат…), так, как это делается в школе
- Не все ученики примут эту форму
- Привлечение школьников младших классов
- Отсутствие вербального общения
- Уход детей в виртуальный мир, невозврат, переход в зависимость
- Недостаточная компетентность учителя для возврата в традиционный учебный процесс
- Бесконечное и бесцельное блуждание в сети….
Пятая группа учителей-участников Круглого стола, искавшая ответ на вопрос: «Почему учителя начинают все чаще использовать сетевые сервисы в учебном процессе?», ответила:
- Требования современности
- Усиление мотивации
- Направление деятельности учащихся в нужном направлении
- Обмен опытом, обмен материалами, мыслями, идеями
- Повышение уровня проф. Компетентности
- Возможность интеграции
- Ориентация на интересы детей, поддержка
- Социализация учащихся
- Обогащение практики через принятие роли ученика
- Формирование имиджа
- Сотрудничество
- привлечение различных участников (родителей, жителей других регионов и т.д.)
- Оценка общественности.