Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Шаг 1. Изучаем новые образовательные стандарты) |
(→Шаг 1. Изучаем новые образовательные стандарты) |
||
Строка 181: | Строка 181: | ||
*о том, как это все реализовать педагогам, которые имеют низкий уровень психологической подготовки, а также психологам. т.ким нужны глубокие знания в области педагогической психологии--[[Участник:Терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] 17:59, 11 октября 2010 (UTC) | *о том, как это все реализовать педагогам, которые имеют низкий уровень психологической подготовки, а также психологам. т.ким нужны глубокие знания в области педагогической психологии--[[Участник:Терешихина Юлия|Терешихина Юлия]] 17:59, 11 октября 2010 (UTC) | ||
* В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на "Гос.заказ": любящий свой народ, свой край и свою Родину; "изображающий радость и всем довольный". Как будет проходить "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся"? -- [[Двирная Ольга Владимировна|Двирная Ольга]] 14.05, 12 октября | * В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на "Гос.заказ": любящий свой народ, свой край и свою Родину; "изображающий радость и всем довольный". Как будет проходить "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся"? -- [[Двирная Ольга Владимировна|Двирная Ольга]] 14.05, 12 октября | ||
+ | * Стандарт заставляет задуматься о роли психолога и о том, как организавать учебно-воспитательный процесс, чтобы выполнять требования. --[[Участник:IEDIED|IEDIED]] 13:10, 13 октября 2010 (UTC) | ||
* Стандарт заставляет задуматься о роли каждого участника образовательного процесса в новой школе -[[Участник:oabugaeva|Бугаева Ольга]] | * Стандарт заставляет задуматься о роли каждого участника образовательного процесса в новой школе -[[Участник:oabugaeva|Бугаева Ольга]] | ||
---- | ---- |
Версия 16:10, 13 октября 2010
- Дата проведения: 11-25 октября 2010 года
- Участники: Педагоги-психологи, а также все, кому интересны вопросы, связанные с внедрением новых образовательных стандартов в образование.
- Зачем мы здесь?
Новые образовательные стандарты, Стандарты второго поколения –эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и…пришло время начать применять новое на практике.
С 2011 г. вся система начального образования РФ перейдет на образовательные стандарты второго поколения, а 2010-2011 г. - это период, когда мы можем попробовать, разобраться, апробировать, чтобы во всеоружии встретить инновации.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.
Но какой? В чем может быть наша роль? Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами? – об этом наш круглый стол.
Конечно, он не претендует на изобретение велосипеда – это одна из первых попыток взглянуть на место, роль, содержание деятельности психолога в реализации новых стандартов. Тем более, что к настоящему времени нет готовых рецептов действий психолога!
А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе сделаем 7 шагов и попытаемся понять новую роль!
Ждём вас с нетерпением! Спешите присоединиться! Не забудьте зарегистрироваться!
И очень скоро вы сможете использовать эти знания на практике при разработке собственных мероприятий и программ! И конечно все участники, выполнившие большинство заданий, получат диплом!
Присоединяйтесь!
Ведёт Круглый стол Болсуновская Надежда Александровна, bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab
Готовимся к круглому столу
- Для участия необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз, для тех кто еще не знаком с ресурсом. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку
Представиться /зарегистрироватьcя. Если у Вас еще нет захода в нашу систему, нажмите ссылку
Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника.
- Более подробный вариант в 12 шагов навстречу wiki.iot
- Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя nadenkab и запросить установить контакт.
- Выполнение всех заданий необходимо отмечать в таблице продвижения
Приглашаем Вас к участию в Круглом столе
Внесите себя в список участников Круглого стола Для этого Вам нужно пройти регистрацию в Соцобразе и сделать запись в режиме редактирования. Почувствовать себя комфортнее Вам поможет "Памятка для участников по навигации в сообществе СоцОбраз" и статья 12 шагов навстречу wiki.iot.
Впишите ваши данные:
№ | ФИО | Должность | Место работы | Населенный пункт | Регион | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Надежда Болсуновская | педагог-психолог | Красноярск | Красноярский край | bolsunovskayan@gmail.com | ||
2 | Татьяна Бильгильдеева | методист по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса | Городской центр обеспечения качества образования | г. Кострома | Костромская область | gi-raf@bk.ru | |
3 | Смирнягина Майя Максовна | руководитель городской кафедры педагогов-психологов | МОУ "Лицей №6" | г. Миасс | Челябинская область | y_smirn@bk.ru | |
4 | Пинчукова Светлана | методист отдела "Психологическое сопровождение образовательного процесса" | ГУ "РЦРО" | г. Оренбург | Оренбургская область | spinchukova@yandex.ru | |
5 | Степанцова Екатерина Анатольевна | педагог-психолог | МОУ "СОШ №11" | г.Вольск | Саратовская область | e-stepancova@mail.ru | |
6 | Павлова Елена Владимировна | педагог-психолог | МОУ гимназия №9 | г. Коломна | Моск. обл. | nik-ale@yandex.ru | |
7 | Киселева Алена Сергеевна | педагог-психолог | МОУ "Гимназия № 13" | г. Магадан | Магаданская обл | alyonamag@mail.ru | |
8 | Исаева Ольга Юрьевна | педагог-психолог | МОУ Брединская СОШ №1 | п. Бреды | Челябинская область | isaeva_ou@mail.ru | |
9 | Смекалова Юлия Валерьевна | педагог-психолог | МДОУ Детский сад "Золотой ключик" | п.Ванино | Хабаровский край | smekalova.yul@yandex.ru | |
10 | Чернышова Валентина | зав.лабораторией психологического сопровождения УВП | ТОИПКРО | г.Тамбов | Тамбовская область | valentina301164@mail.ru | |
11 | Лена Грипас | педагог-психолог | МОУ лицей №21 | г.Тамбов | Тамбовская область | lena-gripas@mail.ru | |
12 | Двирная Ольга Владимировна | педагог-психолог | КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа" | г.Железногорск | Красноярский край | olga.dwir@yandex.ru | |
13 | Васильева Татьяна Николаевна | педагог-психолог | ОГУСО "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия" | Астрахань | ЮФО, Астраханская область | t.n.vas@inbox.ru | |
14 | Петрова Елена Викторовна | педагог-психолог | МОУ Жердевская СОШ №" | г. Жердевка | Тамбовская область | elen_petrova_vik@mail.ru | |
15 | Шляхтина Светлана Григорьевна | педагог-психолог | МОУ СОШ №147 | г. Красноярск | Красноярский край | sve2500@yandex.ru | |
16 | Колотева Елена Юрьевна | педагог-психолог | МОУ СОШ № 5 | г. Михайловка | Волгоградская область | ekoloteva@ya.ru | |
17 | Бортникова Марина Александровна | педагог-психолог | МОУ "Венгеровская СОШ" | с.Венгеровка Ракитянский район | Белгородская область | mabortnikova@yandex.ru | |
18 | Терещенко Ирина Михайловна | педагог-психолог | Кодинская СОШ №3 | Красноярский край | IrinaKodinsk@yandex.ru | ||
19 | Участник: Шульц Наталья Викторовна | педагог-психолог | г.Челябинск МОУСОШ№89 | schulznat@mail.ru | |||
20 | Терешихина Юлия Александровна | старший преподаватель | Карельская государственная педагогическая академия | г. Петрозаводск | Республика Карелия | julija406@yandex.ru | |
21 | Дудникова Ирина Евгеньевна | педагог-психолог | МОУ СОШ № 2 | р.п. Самойловка | Саратовская область | asg.001@mail.ru | |
22 | Самохвалова Наталья Сергеевна | педагог-психолог | МОУ "Канашевская СОШ" | с. Канашево | Челябинская область | nata-samokhvalov@mail.ru | |
23 | Малухина Нина Владимировна | доцент кафедры психологии и социальной педагогики | ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования" | г. Вологда | Вологодская обл. | n_maluchina@mail.ru | |
24 | Солодова Ирина Евгеньевна | методист центра практической психологии | ГОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" | г. Псков | Псковская область | isoll@yandex.ru | |
25 | Сержантова Наталья Николаевна | педагог-психолог | МОУ "СОШ №19" | г.Вольск | Саратовская область | mamik306.@rambler.ru | |
26 | Бугаева Ольга Алексеевна | классный руководитель | МОУ Воробьевская СОШ | с. Воробьевка | Воронежская область | oabugaeva@yandex.ru | |
27 | Коба Вера Викторовна | педагог-психолог | МОУ Лицей | г. Вольск | Саратовская область | ||
29 | Надежда Задоя | педагог-психолог | МОУ Школа №33 | г. Тамбов | Тамбовская область | ned.letka@mail.ru | |
30 | Леонова Марина | зам.директора по информатизации | МОУ Серёдкинская СОШ | село Серёдка | Псковская область Псковский район | maleonova@gmail.com | |
31 | Самохин Олег | заместитель - директора, педагог - психолог, клинический психолог | ГОУ ЦПМСС "Личность" | г. Тольятти | Самарская область | samokha3@rambler.ru | |
32 | |||||||
33 | |||||||
34 | |||||||
35 | |||||||
36 |
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Заполняем анкету
Уважаемые коллеги! В целях повышения результативности нашего мероприятия, выявления наиболее значимых вопросов в этом направлении, просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Ваши искренние ответы и заинтересованное участие помогут организаторам Круглого стола познакомиться с вашими ожиданиями, определить сферу «незнаемого», которую мы освоим в процессе интересного и взаимообогащающего сотрудничества.
Это позволит максимально учесть ваши потребности и сделать работу еще более информативной и значимой. Будем расти и развиваться вместе!
Заранее благодарим! Переходим к АНКЕТЕ
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Участвуем в Skype-чате
Уважаемые коллеги!
Для того, чтобы нам спланировать деятельность в рамках Круглого стола, обсудить базовые направления, а также разделиться на команды, в которых вам предстоит обучение, приглашаю Вас принять участие в установочном Skype-чате. Чат состоится 12 октября в 14.00 мск
Для участия в скайп-чате необходимо прислать запрос на присоединение и установить контакт с участником nadenkab
Жду вас в чате! Присутствие крайне желательно, потому что потом очень непросто будет найти коллег по будущей команде
Шаг 1. Изучаем новые образовательные стандарты
Ознакомьтесь с предложенными материалами по теме "Новые образовательные стандарты".
По новым стандартам Интервью с одним из разработчиков станадартов О.А. Карабановой
Закончите предложения. Не забывайте оставлять подпись (третья кнопочка справа, на панели в режиме редактирования)
- Стандарт заставляет задуматься о…
- Новым моментом для меня в стандарте стало...
- На вооружение я возьму…
Стандарт заставляет задуматься о… Насколько необходимо концентрировать взаимодействие службы практической психологии с другими участниками образовательного процесса, т.к. только в тесном единстве возможно достижение положительных результатов при введении в ФГОС.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC) Стандарт заставляет задуматься о том,какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения 3 групп результатов:личностных,метапредметных и предметных.Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010 Стандарт заставляет задуматься о роли в организации образовательного процесса психологических знаний как основополагающих для успешного сопровождения, позитивного развития и становления личности ребенка, а так же для профессионального саморазвития педагога.Солодова Ирина
Стандарт заставляет задуматься о целях, задачах, путях развития личности каждого ребенка Грипас Лена
- замечательно, что наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание будет уделяться формированию коммуникативных и личностных действий учащихся--Надежда Задоя
Стандарт заставляет задуматься о значительной роли психолога в процессе внедрения, а следовательно возможного привлечения в ОУ специалиста этой области со стороны. Ведь без высококвалифицированной психологической помощи всем участникам образовательного процесса добиться желаемого результата невозможно.Светлана Пинчукова11.10.10
- о месте психолога в будущей школе. Такое ощущение, что его там нет. Все расплывчато относительно психологической службы--Елена Колотева 16:16, 11 октября 2010 (UTC)
- о том, как это все реализовать педагогам, которые имеют низкий уровень психологической подготовки, а также психологам. т.ким нужны глубокие знания в области педагогической психологии--Терешихина Юлия 17:59, 11 октября 2010 (UTC)
- В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на "Гос.заказ": любящий свой народ, свой край и свою Родину; "изображающий радость и всем довольный". Как будет проходить "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся"? -- Двирная Ольга 14.05, 12 октября
- Стандарт заставляет задуматься о роли психолога и о том, как организавать учебно-воспитательный процесс, чтобы выполнять требования. --IEDIED 13:10, 13 октября 2010 (UTC)
- Стандарт заставляет задуматься о роли каждого участника образовательного процесса в новой школе -Бугаева Ольга
Новый стандарт заставляет задуматься, что все участники образовательного процесса несут ответственность за образование и воспитание детей. Велика роль всех специальстов школы.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
Новый стандарт заставляет задуматься об условиях организации образовательного и воспитательного процесса в школе.Самохвалова Н. С.
- Стандарт заставляет задуматься о необходимости менять подходы в обучении и воспитании наших детей, об изменении форм работы с детьми --Сержантова 05:51, 13 октября 2010 (UTC)
- Стандарт заставил задуматься о роли психолога и способах помощи детям, которые при системно-деятельностном подходе могут многое "потерять" в развитии мышления, например --Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
- Cтандарт заставляет задуматься о постановке целей,способов достижения,а также использовании средств при формировании УУД у обучающихся. Участник:Коба Вера Викторовна15:07,13 октября 2010 (UTC)
- о том как достигнуть столь благородных, но столь обширных целей и задач --Павлова Елена 12:46, 13 октября 2010 (UTC)
Новым моментом для меня в стандарте стало...
Осознание значимости службы практической психологии в современной школе.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC) То,что при оценке результатов будет учитываться способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,а это,несомненно-прогресс!Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010 Отдельный подпункт «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и в нем четко изложены требования к коррекционно-развивающим программам, а также то, что в основе нового стандарта «фигурирует» много различных психологических критериев в оценке развитии личности, как педагога, так и психолога Солодова Ирина Новым моментом для меня в стандарте стало предоставление относительной свободы и выбора для каждого образовательного учреждения. То есть каждая школа имеет право на создание своих образовательных программ по каждому предмету, предусматривая при этом потенциал конкретного педагога и конкретных детей, а также материально-технические возможности школы. На данный момент это обстоятельство кажется мне очень разумным и важным. Светлана Пинчукова11.10.10.
- интересная его трактовка некоторыми чиновками: стали сокращать ставки психологов в ОУ, основываясь именно на новых стандартах--Елена Колотева 16:37, 11 октября 2010 (UTC)
- понимание того, что "обучени должно вести за собой развитие". Об этом так много говорят, но это пока не всегда осуществляется. Да и педагог не может это осуществить, т.к он ориентирован на передачу знаний, формирование ЗУНов.--Терешихина Юлия 18:05, 11 октября 2010 (UTC)
- развитие стрессоустойчивости личности к "новому миру", толерантности к окружающим и хорошо забытое старое "воспитание нравственно-патриотических чувств" -- Двирная Ольга 14.05, 12 октября
- Понимание значимости способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.Лена Грипас
- личностное развитие учащегося особенно важно для воспитания конкурентно-способной личности Надежда Задоя
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности-[[Участник:oabugaeva|Ольга Бугаева
Новым для меня стало то, что каждая школа в праве выбирать и разрабатывать программы, учитывая свои возможности, в том числе и материально-технические.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
Новым для меня стало то, что стандарты второго поколения призваны раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося.Самохвалова Н. С.
- мысль о том, что не каждая школа готова реализовать новый стандарт. Продвинутым детям есть место где развернуться, а вот слабым ученикам остаётся только "тонуть""--Сержантова 06:08, 13 октября 2010 (UTC)
- Хоть какие-то мысли о преемственности дошкольного и начального обучения --Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
- Новым моментом для меня стало то,что новый стандарт образования позволит учитывать личностные, познавательные и регулятивные действия обучающихся.Участник:Коба Вера Викторовна15:25,13 октября 2010 (UTC)
- Во-первых согласна с Ольгой Бугаевой. Во-вторых, новым для меня стало рассмотрение как результата обучающихся, освоивших программу начальной школы: " готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности." --Павлова Елена 13:06, 13 октября 2010 (UTC)
На вооружение я возьму… Использование материалов стандартов в деятельности практического психолога.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC) Внедрение новых стандартов требует обновления и роли психолога,значит,будем расти и развиваться бесконечно!Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010 Предложенные материалы стандарта и информационный обмен в ходе групповых дискуссий:)--Солодова Ирина
На вооружение я возьму все найденные материалы и разработки с целью их дальнейшего применения и распространения по своей области между коллегами. Светлана Пинчукова11.10.10.
- все, что касается психологической службы. --Елена Колотева 16:47, 11 октября 2010 (UTC)
- основные идеи о том, что предполагает обучение по новой программе--Терешихина Юлия 18:05, 11 октября 2010 (UTC)
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ,Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вовремя осведомлен - значит вооружен! --Двирная Ольга 14.05, 12 октября
- Основные направления новых образовательных стандартов в своей работе Лена Грипас
- новые стандарты, которые требуются для дальнейшего развития нашей новой школы Надежда Задоя
- основные программы нового стандарта- Ольга Бугаева
- Всё, что будет касаться преемственности дошкольного и начального обучения--Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
На вооружение возьму всё новое в диагностических, коррекционных и развивающих программах.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
На вооружение я возьму материаллы круглого стола по стандартам второго поколения. Самохвалова Н. С.--���� 00:18, 13 октября 2010 (UTC)
На вооружение возьму основные результаты и буду искать пути решения проблемы для детей и педагогов --Сержантова 06:08, 13 октября 2010 (UTC)
- На вооружение я возьму новые технологии взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, буду работать интенсивнее,так как смогу за это много получить.Участник:Коба Вера Викторовна16:19, 13 октября (UTC)
- выдержки, которые позволяют обосновать введение предмета "Психология" в школе--Павлова Елена 12:46, 13 октября 2010 (UTC)
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Шаг 2 Новые образовательные результаты и как их достичь
Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.
Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:
- личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями:
- регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности;
- познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем;
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мы видим, что важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий - совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле -это умение учиться.
Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но - способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов. Для этого в помощь учителю и школьной команде разработана программа развития универсальных учебных действий, готовятся программы мониторинга УУД.
Презентация Программы развития универсальных учебных действий Вместе с тем,проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новых стандарты.
Для того чтобы понимать, как мы, психологи, можем помочь учителю в формировании УУД и достижения личностных результатов, нам необходимо посмотреть на результаты глазами учителя -ознакомиться с тем, что есть "универсальные учебные действия", попытаться составить перечень возможных способов формирования новых результатов на уроке и внеурочной деятельности.Только тогда мы сможем говорить с учителем на одном язяке и предлагать действенные ресурсы поддержки.
Поэтому прежде чем мы будем анализировать роль психолога в формировании УУД, давайте разобьемся на команды и разберемся с тем, что такое универсальные учебные действия и как их формировать?
Идем по ссылке Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога/Формирование универсальных учебных действий
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Шаг 3 Исследуем ожидания администрации и педагогов или что они ждут от психолога в реализации стандартов
Таковы подходы к классификации и формированию универсальных учебных действий. Казалось бы понятно. Однако очень многие школы никогда не строили собственную деятельность в парадигме развития универсальных учебных действий, привыкнув обращать внимание именно на предметные ЗУНы, поэтому ситуации, относящиеся к развитию, непросты для проектирования и воплощения. Вместе с ним возникает вопрос активного участия психолога как специалиста по развитию в сопровождении внедрения новых образовательных стандартов.
А на самом деле, что ждут от психолога в отношении образовательных стандартов педагоги, администрация, родители? Какова роль психолога?
Как вы думаете, что ждет от психолога администрация, учителя относительно деятельности в направлении стандартов, особенно если они получили вот такие документы и инструкции:
Презентация Программы развития универсальных учебных действий
В частности, от школы требуется на данном этапе, чтобы был(а):
- разработана и утверждена основная образовательная программа, включающая:
- пояснительную записка
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план(ы)
- программу формирования универсальных учебных действий
- рабочие программы учебных предметов, курсов
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
- систему оценки достижения планируемых результатов
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Давайте мы по очереди "станем" педагогами, администрацией, родителями и заполним таблицу ожиданий данных целевых групп. Работа выполнятся в командах, после чего мнения команд переносятся в таблицу.
Заполните таблицу, где напищите ожидания от психолога со стороны администрации, педагогов, родителей
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
---|---|---|
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
Ожидания администрации | Ожидания педагогов | Ожидания родителей |
Не забудьте оставить отметку в таблице продвижения
Шаг 4. Роль психолога в реализации новых стандартов
Анализируя разные запросы к психологу в отношении стандартов, услышанных в разное время, на ум приходят несколько ролей, которые может играть психолог в школе в свете внедрения стандартов второго поколения...
- Психолог как кабинетный работник, который работает только с трудными детьми – а все остальное выполняют педагоги;
- Психолог как специалист, который не нужен школе, потому что педагоги возьмут на себя функцию психолога и сами смогут реализовать развивающую функцию;
- Психолог - «запускник» нужен на запуске новых стандартов, чтобы научить педагогов и помочь администрации реализовать развивающую парадигму, а дальше –он, наверное, не нужен.. Педагоги и администрация смогут сами;
- Психолог – «специалист по родителям и трудным детям»: работает с родителями над повышением их родительской компетентности, и трудными детьми, а новые стандарты можно реализовать и без психолога;
- Психолог - член команды, который вместе с другими участниками разрабатывает программы реализации стандартов в школе, воплощает на практике, обучает педагогов, разрабатывает программы отслеживания результатов, ведет базу результатов диагностики и т.д;
- Психолог – завуч по развитию, который организует разработку и реализацию части стандарта, имеющую отношение к реализации метапредметных результатов;
- Психолог - человек, который направляет,обучает, поддерживает участников образовательного процесса и сам участвует в реализации стандартов в образовательном учреждении--Валентина Чернышова 11:56, 11 октября 2010 (UTC)
Список можно продолжать...
А вы как считаете, какая роль отводится психологу, особенно учитывая ожидания других участников процесса?
Напишите ниже мнение вашей команды и представьте метафоричную роль психолога в реализации новых стандартов. Например, психолог, «как Паровоз, который тащит за собой всю школу».. Метафоричная роль психолога может быть выражена в любых техниках -рисование, таблица, коллаж, схема и презентована здесь же в данном модуле. Креативность приветствуется. В помощь материалы:
Ключевая роль в обновленной системе образования
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Шаг 6 Психологическое сопровождение разработки и реализации программ, подготовки педагогов в направлении новых стандартов
Требования к образовательным учреждениям предполагают, что школа перед переходом на новые стандарты должна:
- разработать новую образовательную программу, которая включает, в том числе программу формирования УУД и ЗОЖ, духовно-нравственного развития, коррекционной работы;
- понять способы и технологии организации внеурочной деятельности;
- организовать обучение педагогов начальной школы и т.д.
Все это предполагает участие психолога, учитывая существенную психологическую составляющую новых стандартов. Но чем мы можем помочь?Какой вклад мы можем внести в разработку программ, обучение педагогов, выстравание модели организации образовательной среды?
Давайте вместе попробуем вместе модель систему действий психолога в данном направлении – систему психологического сопровождения разработки и реализации образовательной программы и повышения квалификации педагогов.
В таблице представлены направления, требующие участия психолога, и ваша задача –написать, как и чем психолог может помочь в разработке и реализации данного направления. Необязательно заполнять каждый лист - вписываете там, где вы можете предложить идеи. Задание считается выполненным, если вы оставили свои комментарии не менее чем на 3 листах.
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Шаг 7 Планируем первые действия в новом направлении
Роль психолога и примерные направления деятельности психолога понятны, но с чего стоит начать наши действия?
Сделать ремонт в кабинете? Купить новый компьютер? Переписать план работы? Задружить с завучем, отменить все приемы или..
Давайте вместе составим план действий. Какие шаги необходимо предпринять психологу в школе, чтобы успешно действовать в направлении проектирования и реализации стандартов нового поколения
1. В Рабочих журналах команды предложите ваш план действий - что вы планируете предпринять в школе для работы в данном направлении или уже реализуете.
2. После этого, ознакомьтесь с планами других команд и оставьте отзыв в обсуждении плана
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Вопросы не без ответа или консультационная линия по стандартам
Для того, чтобы обобщить наработанный материал и обсудить вопросы, связанные с психологическим обеспечением образовательных стандартов, организуется Skype-чат "Психологическое сопровождение внедрения образовательных стандартов".
В ходе чата мы не обсудим наиболее неоднозначные вопросы, связанные со стандартами. Например, "Какова роль психолога, когда стандарты в школе будут запущены?", "Кто должен осуществлять мониторинг результатов -психолог или учитель?", "Кто должен аккумулировать результаты мониторинга оценки метапредметных результатов?", "Как должна измениться должностная инструкция психолога в связи с переходом на новые стандарты?" и т.д.
Чат состоится
Для участия в чате надо установить программу Skype, а затем сделать запрос на присоединение -nadenkab
Создаем общую резолюцию круглого стола
Круглый стол подходит к концу, подведем итоги, составив общую резолюцию.
Она будет содержать 3 части:
- Составляем и фиксируем формулу успеха психолога в осуществлении психологического сопровождения реализации новых образовательных стандартов
- Обозначаем "болевые точки" деятельности психолога при реализации стандартов
- Записываем ваши запросы относительно того, какие тренинги, мастер-классы в направлении стандартов вы бы хотели, чтобы были проведены в сообществе
По итогам материалов Круглого стола и резолюции будет подготовлен обзор для газеты "Школьный психолог", куда войдут все наиболее интересные и конструктивные суждения.
Резолюция
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения
Если необходима помощь
Обучение - процесс, в ходе которого неизбежно возникают вопросы. И это правильно!
Вашим вопросам мы всегда рады и и готовы ответить на них.
e-mail — bolsunovskayan@gmail.com
Болсуновская Надежда Александровна bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab
Пишите, звоните в скайпе. Вместе нам под силу решить любую задачу!
Делимся впечатлениями о Круглом столе
Заканчивается Круглый стол, посвященный психологическому сопровождению реализации новых стандартов. Мы уверены, что мероприятие дало вам возможность осмыслить роль психолога и вооружило способами действий.
А каковы ваши впечатления от Круглого стола? Поделитеть. Оставляем ваши комментарии ниже. И не забывайте подписываться.
Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения