Мастер-класс: Психолого-педагогическая поддержка трудных детей и подростков

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Классификации "трудных" детей и подростков)
Строка 73: Строка 73:
* создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без корекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение--[[Участник:Светлана Потрубач|Светлана Потрубач]] 09:03, 3 мая 2010 (UTC)
* создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без корекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение--[[Участник:Светлана Потрубач|Светлана Потрубач]] 09:03, 3 мая 2010 (UTC)
*это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или) вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, не соблюдением дисциплины, повышенной тревожностью итд, от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок--[[Участник:Сонникова Мария|Сонникова Мария]] 15:38, 6 мая 2010 (UTC)
*это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или) вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, не соблюдением дисциплины, повышенной тревожностью итд, от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок--[[Участник:Сонникова Мария|Сонникова Мария]] 15:38, 6 мая 2010 (UTC)
 +
*это ребенок, поведение которого вследствии объективных причин (неудачи в семье, неудачи в учебе, неудачи в отношении со сверстниками) не соответствует социальным нормам. С помощью такого поведения он "просит", чтобы на него обратили внимание и по возможности устранили факторы, провоцирующие его на такое поведение.--[[Участник:Питина Татьяна Петровна|Питина]] 13:27, 7 мая 2010 (UTC)
|}
|}

Версия 16:27, 7 мая 2010

Автор-ведущий: Терешихина Юлия Александровна

  • Дата проведения: 10 мая - 15 мая 2010 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Выявление основных характеристик "трудного " ребенка.
  2. Выявление причин "трудновоспитуемости"
  3. Анализ классификаций "трудных" детей.
  4. Формирование установки на принятие и понимание "трудного" ребенка.
  5. Определение направлений работы с "трудным" ребенком.
  6. Разработка программы по оказанию психолого-педагогической поддержки "трудному" ребенку.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Регистрация в качестве участника мастер-класса,участие в анкетировании, участие в групповой дискуссии по проблеме,разработка программы психолого-педагогической поддержки "трудного" ребенка.

Содержание

Об авторе

Терешихина Юлия Алексадровна - старший преподаватель кафедры практической психологии образования ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогичекая академия" e-mail: julija406@yandex.ru Skype - контакт: julija406

Список участников

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу Например:

  1. Соколова Елена, социальный педагог, МОУ "Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением отдельных предметов", Мурманская область ElenSo2005@gmail.com
  2. Медведев Александр, педагог-психолог, ГОУ ДПО Региональный социопсихологический центр, Самарская обл., alsemed@yandex.ru
  3. Сонникова Мария, студентка 4 курса психологического факультета КГПА
  4. Светлана Потрубач, студентка факультета психологии КГПА, 4 курс
  5. Гамилькар, КГПА, студент 4 курса факультета психологии. Петрозаводск
  6. Кузина Екатерина Алексеевна, педагог-психолог МОУ СОШ №28 имени Г.Ф. Кирдищева г. Петропавловска-Камчатского Камчатского края
  7. Лойко Олеся, студентка факультета психологии КГПА, 4 курс

Актуальность проблемы

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. В результате произошло отторжение значительной части детей из сферы внимания семьи и общества в целом. В новых условиях наименее защищенной категорией оказывается именно новое поколение. Данная ситуация способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения.

Особенно уязвимыми в современных условиях являются подростки. В плане девиантного поведения подростковый возраст считают периодом повышенного риска. Сказываются такие факторы, как: трудности переходного возраста, пограничность и неопределенность социального положения подростка, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли, а также акцентуированные черты характера (Бойко В.В., 2002).

В последнее время особое место занимают вопросы предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков и приведения его в соответствие с требованиями социальных институтов.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, с девиантным и делинкветным поведением и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». Формирование данной «способности» требует изменения характера подготовки будущих специалистов. Школе требуются специалисты, которые смогут по-иному, в соответствии с новыми стандартами выстаивать образовательный процесс. В основе данного подхода лежит необходимость формирования личностных компетентностей у всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов и т.д.

При работе с «трудными» детьми и подростками педагоги не понимают причин, типов детей и подростков с трудностями адаптации. Зачастую стереотип «трудного» срабатывает как самосбывающееся пророчество и ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. В результате образуется замкнутый круг, который не позволяет решить проблемы детей и подростков, а зачастую, приводит к возникновению более серьезных нарушений в развитии ребенка (психическом, социальном и т.д.).

Педагоги не всегда могут выработать оптимальную позицию во взаимодействии с ребенком, который испытывает трудности адаптации, они не осознают свою ведущую роль в возникновении дезадаптции. Для решения проблем в профессиональном становлении педагогов на данный момент существуют различные программы социально-психологических тренингов, которые направленные на формирование профессиональной позиции, развитие педагогической рефлексии, формирование навыков эффективного педагогического общения, педагогической осознанности и пр. В меньшей степени уделяется внимание вопросам подготовки педагога к психолого-педагогической поддержке детей и подростков с трудностями в адаптации. В связи с этим для решения данной проблемы нами была разработана методика подготовки педагогов к осуществлению эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трудностями в адаптации.

Выскажите свое мнение об актуальности данной темы.

  • на данный момент почти все дети имеют проблемы с дисциплиной - кто-то шумит на уроке, кто-то дереться или ругается нецензурной речью, кто-то наоборот, сидит и ничего не делает - вроде и не мешает, но что-то не так с ребёнком. Учителя пытаются наладить всё путём жесткой дисциплины, но в итоге получают нарушения в два раза объемнее, чем были. Поэтому я считаю важным обсудить эту тему,постараться разобраться, в чем же причины таких нарушений и как можно помочь этим детям.--Светлана Потрубач 09:14, 3 мая 2010 (UTC)



Просим вас принять участие в анкетировании. Анкета Психологическая поддержка "трудного ребенка"

Продолжите предложение: Трудный ребенок - это......

  • создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без корекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение--Светлана Потрубач 09:03, 3 мая 2010 (UTC)
  • это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или) вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, не соблюдением дисциплины, повышенной тревожностью итд, от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок--Сонникова Мария 15:38, 6 мая 2010 (UTC)
  • это ребенок, поведение которого вследствии объективных причин (неудачи в семье, неудачи в учебе, неудачи в отношении со сверстниками) не соответствует социальным нормам. С помощью такого поведения он "просит", чтобы на него обратили внимание и по возможности устранили факторы, провоцирующие его на такое поведение.--Питина 13:27, 7 мая 2010 (UTC)

Теоретические подходы к изучению "трудных" детей и подростков. Основные характеристики "трудных" детей

В.Г. Степанов на основе анализа современной научно-педагогической литературы выделил три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»:

1. Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения;

2. Нарушения поведения легко не исправляются и не корригируются;

3. Дети нуждаются в индивидуальном подходе. Они требуют особого внимания и участия окружающих.

Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоциональные состояния. О трудном ребенке мы можем говорить только при наличии у него устойчивых недостатков в характере и поведении.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных детей в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации, стремлении утвердить себя любым способом в любой малой группе.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний ни коим образом не входит в компетенцию практического психолога. Мы же остановимся на тех нарушениях, которые можно считать типичными для психически здоровых детей.

В этой связи встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии возможного отклонения в любом поведении:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей является нормальными только для детей определенного возраста. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «Набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.

2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи и др. Однако случаи длительного (в течение месяца и лет) сохранения этого состояния редки и должны вызвать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении детей – явление обычное и нормальное, .т.к. развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные трудности.

4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственного окружения. Культурные различия влияют на вариативность нормального поведения.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов одновременно.Более пристального внимания требуют дети с множественными и поведенческим расстройствами, особенно, если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. Одни симптомы обусловлены неверным воспитанием ребенка, а другие – психическим расстройством. Так, грызение ногтей – привычка, однако часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом должен настораживать. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относится внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезной расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке..

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех выше названных критериев.

В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Каждый из имеющихся подходов имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор того или иного в практической работе зависит от многих обстоятельств: профессиональной подготовки психолога, его теоретических предпочтений, методической оснащенности, наконец, особенностей конкретного случая.

Причины трудновоспитуемости

Какие причины по Вашему мнению являются основными в возникновении трудновоспитуемости?

  • В первую очередь, это ошибки, допущенные родителями или воспитателями на первых годах жизни ребенка. Слишком мало уделяли внимания его проблемам, слишком много наказывали без объяснения причины. Ну и непоследовательность в поведении взрослого тоже играет не меньшую роль. Все эти моменты приводят в дальнейшем к отклонениям в поведении.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)
  • Негармоничные отношения между родителями, семейная алкоголизация. Искажения в воспитании, такие как гипер и гипоопека, попустительство, потворствующее воспитание, противоречивое или жестокое воспитание, эмоциональное отвержение. Отсутствие чувства любви и тепла к ребенку.--Сонникова Мария 17:46, 6 мая 2010 (UTC)


Какие возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков могут обуславливать трудновоспитуемость?

  • Во-первых,это возрастные кризисы (3х лет, подростковый, например), в ходе которых ребенок переживает переломные моменты и в зависимости от того, как будут реагировать на эти изменения взрослые, будут зависеть и реакции ребенка в дальнейшем.

Кроме того, большое значение играют всевозможные акцентуации характера, темперамент ребенка (это уже индивидуально). Ну и конечно же, социальная ситуация развития, в которой растет ребенок и из которой он черпает модели поведения.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)

  • Помимо вышеперечисленного неблагоприятная наследственность, влекущая за собой особенности ВНД, алкоголизация родителей. Школьная дезадаптация, пережитая психическая травма--Сонникова Мария 17:51, 6 мая 2010 (UTC)


«В душе каждого ребенка существует особенная «эмоциональная емкость», которая должна быть наполнена любовью. Когда ребенок действительно чувствует себя любимым, он развивается нормально, но когда эта «емкость для любви» пуста, ребенок начинает плохо или странно себя вести. В основном причиной непослушания и ненормального поведения детей является именно пустая «емкость любви».

Прокомментируйте данное мнение.

  • Действительно, каждый ребенок хочет быть любимым безусловно, чувствовать себя нужным. Если он не получает это просто так,не за что-то, он начинает придумывать такие модели поведения, которые точно будут заметны, после которых на него точно обратят внимание. И чаще всего, "хорошие" модели оказываются не выигрышными, взрослые всё так же не дают ребенку необходимой любви и внимания. И далее ребенок выбирает "плохие" модели либо замыкается в себе, и, как ни странно, получает уйму внимания и интереса со стороны взрослых. Таким образом, взрослые, не любящие своего ребенка так, как хочет этого он, сами подталкивают его к отклоняющимся формам поведения.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)
  • Я не думаю, что "пустая емкость любви" является самой главной причиной непослушания. Большинство родителей любят своих детей, однако, "трудные" дети встречаются довольно часто. Причин трудновоспитуемости масса, а допущенные искажения в воспитании ребенка еще не свидетельствуют об отсутствии внимания, тепла и любви к нему. Однако, я согласна с тем, что в "холодном" семейном климате невозможно полноценное развитие личности.--Сонникова Мария 18:06, 6 мая 2010 (UTC)


Классификации "трудных" детей и подростков

Какие классификации трудных детей и подростков Вам известны?

  • В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:
    • с педагогической запущенностью;
    • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
    • с крайней социальной запущенностью.
  • С.А.Беличева выделяет три группы:
    • глубоко педагогически запущенные подростки;
    • подростки с аффективными нарушениями;
    • конфликтные дети (неуживчивые).--Светлана Потрубач 10:19, 3 мая 2010 (UTC)




Психолого - педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков

Предлагаем Вам ознакомитсья с проектами студентов кафедры практической психологии образования факультета психологи ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогическая академия". Напишите свои отзывы и предложения по проектам, которые вызвали наибольший интерес.

Ваши отзывы о проектах

  • Темы проектов очень актуальные, действительно, почва для работы богатая. Но хотелось бы узнать, проводились ли они на практике? Потому что описанные риски действительно встречаются практически в каждом случае. Как их можно избежать, если обходиться без принуждения, потому как я считаю его не лучшим методом для борьбы с проблемами. Как заинтересовать детей и родителей?--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)






Какие сетевые ресурсы вы рекомендуете использовать при работе с "трудными" детьми и подростками. Укажите название ресурса и ссылку на ресурс.



Определите роль участников образовательного процесса в решении проблем трудновоспитуемости. Определите основные напраления содержание работы с "трудными" детьми:

  • Работа с ребенком заключается в том, чтобы.........

- научить его эффективным и грамотным способам взаимодействия с окружающими - помочь решить его личностные проблемы, работать с тревожащими его проблемами - дать ребенку понять, что есть альтернативные модели поведения--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)







  • Работа с педагогами заключается в том, чтобы........

- научить их искать индивидуальный подход к каждому ребенку, ориентировать их на личность, а не только на интеллект--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)








  • Работа с родителями заключается в том, чтобы.........

- объяснить им, что ребёнку необходимо чувствовать себя дома нужным, любимым, что его принимают таким, какой он есть и всегда поддерживают; чтобы семья для ребенка была "крепостью", которая защитит от всех проблем и всегда поможет в трудной ситуации. --Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)




Понятие "психолого-педагогической поддержки" "трудного" ребенка

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С Газмана. Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:

1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, отзывчивость; умение видеть и слышать, сопереживать, прощать; милосердие, терпимость и терпение.

2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и панибратства), слушать, слышать.

3. Уважение и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

4. Ожидание успеха ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

5. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, склонности к самоанализу; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

7. Готовность и способность быть на стороне ребенка, умение быть другом для него, ничего не требуя взамен.

8. Самоанализ, самоконтроль и способность корректировать собственную позицию.

Этапы педагогической поддержки

Сигнальный

  • Определение проблем ребенка:
    • обращение родителей к педагогу или администрации школы;
    • тревожные суждения одноклассников и учителей этого класса;
    • внимание к попыткам ребенка просигналить педагогу о необходимости помощи.
  • Психологическая готовность педагога понять проблему ребенка и совместно с ним искать способы ее решения.
  • Консультации педагога у специалистов – психолога, медицинского работника и др.

Контактно-созидательный

  • Определение эмоционально-психологического состояния ребенка, его готовности к общению.
  • Умение расположить ребенка к беседе, устранить психологические барьеры.
  • Поиск и установление контакта с учеником.

Диагностический

  • Организация доверительной беседы с учеником.
  • Диагностика его проблемы.
  • Определение причин возникновения проблемы.

Проектный

  • Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в русло решаемой.
  • Ребенок при поддержке педагога определяет способы решения проблемы.
  • Ребенок и взрослый договариваются о взаимодействии.

Деятельностный

  • Осуществление ребенком плана намеченных действий.
  • Педагогическая поддержка усилий ребенка.

Результативно-аналитический

  • Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
  • Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
  • Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сравните понятия "педагогическая поддержка " и "психологическая поддержка". Что есть общего между данными понятиями?

  • Оба эти понятия направлены на то, чтобы дать ребенку понять свою значимость, обрести веру в свои силы, подчеркнуть состоятельность ребенка, оказать ему поддержку.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)





Сформулируйте основные принципы целостного процесса психолого-педагогической поддержки.

  • принятие ребёнка; помощь в тех проблемах, которые слишком сложны для него; индивидуальных подход; создание доверительных отношений между взрослым и ребёнком; замечать хорошее, а не ругать и наказывать за плохое.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)





Опишите конкретную проблему ребенка и составьте алгоритм (программу) психолого-педагогической поддержки с соблюдением основных требований.

  • Проблема: ребёнок, выполняя задание определенной сложности, не справляется, бросает тетрадь и начинает плакать прямо на уроке. Этот ребенок недавно перешел в этот класс, ему 9 лет.

Программа поддержки: для начала учителю необходимо наладить контакт с ребёнком, обсудить, как его оценивали в предыдущей школе (возможно, там откроется причина). Так же необходимо обратиться к психологу, чтобы тот помог облегчить проблемы адаптации ребёнка к новому классу, к другим детям. Кроме того, с остальным классом необходимо обговорить то, чтобы они не дразнили плачущего мальчика, понимали и помогали ему. Так же необходимо разбивать сложные задания на маленькие, дозировать нагрузку на ребёнка, замечать малейшие успехи в деятельности. ать почувствовать ребенку свою состоятельность, создавать ситуации успеха.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)







Ваше мнение о мастер-классе

Разместите здесь Ваще мнение о мастер-классе. Прибрели ли Вы новый опыт? Что было нового? Какие рекомендации по организации и проведению мастер-класса Вы предлагаете?