Мастер-класс "Одаренные дети"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Версия от 21:30, 2 апреля 2013; Оксана Петрова (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет-мастер-класс «Одаренные дети»

  • Автор: Кириленко Наталья Петровна, Питина Татьяна Петровна, Саратов
  • Дата проведения: 19 - 23 марта 2009 года
  • Задача мастер-класса: выделить основные социально-педагогические аспекты проблемы одарености, помочь определиться в собственной позиции, наметить пути решения проблемы одаренности в своей жизни и практической деятельности.
  • Для кого: Социальные педагоги, классные руководители, родители и все, кому небезразличны дети и будущее.
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: наши скайпы: tppitina, npkirilenko (адрес: ) 23 марта с 15 до 16 часов по московскому времени.

по ходу общения мы будем обращаться к различным источникам:

Литература

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  2. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  4. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  5. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

предлагаю посмотреть и эту литературу:

  1. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
  2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

-Коточигова Елена 20:37, 20 марта 2009 (UTC)

Ссылки на ресурсы интернет

Об авторе:

Кириленко Наталья Петровна, Питина Татьяна Петровна - преподаватели кафедры социальной педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского .

Участники:

Анна Gke;ybrjdf Мурманская область

Блок 1. Почему важна проблема одаренности в социальной педагогике?'

Нужна ли особая работа с одаренными детьми? Если нужна, то каковы, на Ваш взгляд, цели проведения особой работы с одаренными детьми:

Предложите свои цели или задайте вопрос:

  • стране надо растить свои таланты, от этого зависит ее будущее;
  • Скажу банальные вещи: «Несомненно, работать с одаренными детьми нужно, потому что от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Разве мы не гордимся, когда видим на пьедестале наших лучших спортсменов, певцов, музыкантов и т.д., при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! И не только со страной, а и с той территорией, где человек проживает или где его корни! Например, Красноярский край гордится великими людьми современности: спортсменами - П. Ростовцевым, О. Пылевой, И. Ярыгиным, певцом – Д. Хворостовским, писателем В. Астафьевым, художником В. Суриковым. В крае очень много одаренных талантливых людей. Эти люди - замечательные примеры для развития молодых талантов! Таланты могут уехать в любую страну, но их достижения ассоциируются с Россией! Достичь максимального уровня развития каждый одаренный ребенок имеет право, никто у него этого права не может отнять! Вопрос в другом, а есть ли у всех одаренных детей равные ресурсы, чтобы осуществить это право? Если ребенок живет в отдаленной деревне и учителя, а тем более родители не видят в ученике одаренности, а считают его в лучшем случае чудаком! Да и есть ли в муниципальных управлениях образования ресурсы (финансовые, педагогические, родительские), чтобы разглядеть одаренность и не только поддержать, но и развивать? Я очень прошу Вас, поделитесь своими примерами!" --Галина 09:57, 20 марта 2009 (UTC)
  • Да, Вы затронули очень большую проблему. Если в городе трудности с развитием и поддержкой одаренных детей, то в сельском поселении всё еще сложнее. Предпринимаются попытки: профилизация образования, открытие лицеев с интернатной формой проживания (к сожалению, в нашем городе эта услуга платная) и т.д. Хотя есть свои плюсы в селе, например, более тесные, душевные взаимоотношения с педагогом.--Кириленко Наталья Петровна 11:02, 23 марта 2009 (UTC)
  • каждый имеет право достичь максимального для него уровня развития;
  • Изменение акцентов в образовании (одаренность как ценность), создание прецедентов поддержки альтернатив, "иного", того, что выходит за "государственное измерение" --Сапегин Кирилл 09:39, 20 марта 2009 (UTC)

  • Одаренных детей относят к категории детей с проблемами в социализации (правильно ли это?), а такие дети находятся в центре внимания социальной педагогики. Кроме того, выявление и развитие одаренности у детей с уже имеющимися проблемами в социализации (детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, и других) увеличивает возможности положительных изменений в их жизни (согласны ли Вы с этим высказыванием?).

- Большинство исследований говорит о том, что одаренные дети имеют проблемы в социализации! На мой взгляд, есть много «обычных» детей, у которых эти проблемы есть, просто одаренных мало и они на виду, а, следовательно, можно быстрее приклеить к ним ярлык! Просто наше общество, а значит и дети, не достигли того уровня, когда бы мы могли сказать, что каждый человек имеет право мыслить, вести, одеваться по-другому, и его нужно воспринимать таким каков он есть! Особенно эти проблемы отношений к друг другу, а к одаренным в частности, заметны у учащихся в 6-9 классах, когда идет половое созревание. В 10, 11 классах учащиеся уже более терпимо относятся к одаренным детям, а если у них явные успехи в предметной или творческой области, то проявляют более уважительно отношение к таким одноклассникам.--Галина 10:00, 20 марта 2009 (UTC)

Я не согласна с Вами. У одаренных детей всегда существуют проблемы со сверстниками. Пример, И.Слуцкая и А.Семенович - они в один голос говорят, что не ладили со своими одноклассниками. В школах одноклассники завидуют победам одаренных детей и их выездом за рубеж, а в спортивном коллективе тоже существует зависть. У меня студентка заочница просила совета. Её дочь (12 лет) хорошо рисует, учится в художественной школе, и когда что-то нужно нарисовать для класса одноклассники упрашивают её это сделать, а когда она хочет с ними пообщаться, то они говорят: "У тебя нет ни компьютера, ни крутого телефона (в семье проблемы с деньгами, мама растит дочь одна) - о чем с тобой разговаривать". -Участник:Питина Татьяна Петровна --Питина 12:40, 22 марта 2009 (UTC)


Татьяна, мне кажется не стоит говорить, что ВСЕГДА есть проблема со сверстниками. И не все одаренные дети выезжают за рубеж или куда-то еще. Да, проблемы бывают и бывают часто. И проблемы разные: у кого-то зависть, кто-то не владеет навыками коммуникации, кто-то... и так очень много разных причин. Ведь кроме одаренности у этих детей много других личностных качеств, которые помогают или мешают общаться. Может быть выделить группы проблем и причин? С уважением --Оксана Петрова 08:13, 23 марта 2009 (UTC)


Мы согласны с Вами. Не всё так однозначно: взаимоотношение одаренного ребенка со средой зависит и от самой среды. Если в классе ценно образование, если у детей развита толерантность вообще ко всем людям, если в классе работают творческие нравственные педагоги, то проблем, свойственных одаренному ребенку, можно избежать. Типичные проблемы и причины, на наш взгляд, хорошо выделены у Савенкова. (см. список литературы).--Кириленко Наталья Петровна 11:09, 23 марта 2009 (UTC)

  • Вопрос поставлен крайне актуальный. На первый взгляд, во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Другое дело, что талант по определению находится за рамками "нормативной культуры", "выбивается из шеренги", "имеет, что сказать" и т.п. О ком тогда государство? О тех, кто будет нарушать систему и творить "иное" (все это закончится прозрениями Е. Замятина в романе "Мы")? Или о тех, кто обладает просто "навыками креативности", компетентностью работать в условиях неопределенности, создавать условия следующего шага (эта одаренность про-государственна, хорошо социализируется). Отмечу, что инновации (инновационное поведение, о котором сегодня много пишут в образовании) на поток не поставишь. Никакими личностно ориентированными технологиями в массовом порядке не внедришь. Так все-таки, растим в инкубаторах элиту, создаем клуб одаренных или перестраиваем образовательную парадигму, ориентируясь на развивающие технологии для всех? Лично мне кажется, что оба варианта обречены на неуспех. Первый не даст системного эффекта, второй - в условиях экономического кризиса не рентабелен. В качестве предложения: простраивать позицию одаренного ребенка - "сертифицировать талант" (иногда просто дать деньги семье на поддержку, образовательный сертификат, позволяющий оплатить услуги тьютора), "создавать площадки реализации" (краткосрочные школы, мастер-классы) для проб каждого ребенка, "обучать педагога работать не с массой, со средним ребенком, а в горизонтах саморазвития каждого". --KSapegin 09:39, 20 марта 2009 (UTC)

  • Нужна ли работа с одаренными детьми? - Сошлюсь на Владимира Николаевича Дружинина: "Потерять интеллектуальных и творческих детей для страны страшнее, чем потерять 100 миллиардов долларов. С умными вы сможете договориться, они вам помогут эти доллары заработать. С дураками договориться и работать не удастся никогда.".

Коточигова Елена--21:27, 20 марта 2009 (UTC)


  • Целенаправленная работа с одаренными детьми просто необходима хотя бы по той простой причине, что не будет костра, если его не поддерживать. Любая детская одаренность нуждается в развитии, поддержке, в деятельности. Очень наглядный пример - спорсмены, которые"сходят с дистанции" при отсутствии длительных и мощных тренировок. --Сапрыкина Галина Антоновна 09:39, 21 марта 2009 (UTC), Новосибирская область

  • «Вопрос наболевший -решения проблемы нет...Гоголь и Бунин не могли учиться в гимназиях.Для родителей учеба мальчиков была проблемой... Прошло время - дети стали талантливыми и состоявшимися прозаиками! Блок,например,блестяще учился в школе и был талантливым и одаренным человеком во многих областях.Если Пушкина бы заставили сдавать ЕГЭ по математике-он остался бы без аттестата. Нет программ работы с одаренными детьми-есть проблема и решают её чаще всего интуитивно.Все зависит от личности учителя и ответственности родителей...да и генетика-великая вещь.Мне думается,что надо сначала подготовить культурное "учительство"-тогда и будет результат ! Великий Куницин пришел в лицей по призванию,а в наше время многие педвузы набирают всех...Проблема общества..."кунициных" массово не подготовить! Поэтому одаренным детям в учебном потоке тяжело :они либо двоечники,либо вопреки всему и только единицам повезет,что их увидят и услышат!Марина Грязнова, Новосибирская область, 21 марта 2009 года
  • Да, Галина Антоновна, работа с одаренными детьми должна вестись. Как сказал Б.М.Теплов: "Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями". А без напряженной работы навыки и умения не сформируешь.--Питина 12:44, 22 марта 2009 (UTC)
  • Конечно работа с одаренными детьми очень нужна. В соременной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Хотя ,конечно,условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию талантов. И всё же учитель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу:проекты ,исследования и прочее. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Насонова Марина 18:32, 22 марта 2009 (UTC)
  • "Без напряжённой работы навыки и умения не сформируешь" - а вот в этом моменте уже возникает проблема достаточной квалификации педагога. Потому что в определённых сферах деятельности (например музыка или спорт) очень важно правильное формирование этих умений и навыков. В противном случае "на выходе" будет не раскрытие одарённости у ребёнка, а невозможность проявить себя и достигнуть результата из-за неправильно сформированных умений и навыков. Розенштейн Александр Михайлович
  • Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми , создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития.В нашей гимназии реализуется программа "Одаренные дети", включающая в себя различные подходы, формы, методы работы с детьми.Особое место мы уделяем вопросу психологопедагогического сопровождения одаренных детей в процессе образования и мониторингу самореализации и социализции этих детей. -- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск
  • Работать с одаренными несомненно нужно. Но есть ли такая возможность на уроке, ведь одаренных единицы? Таскаева Ирина, Новосибирская область


  • Одаранные дети могут больше дать обществу, чем простые исполнители. Королев был двигателем прогресса, поэтому мы открыли космос. Поэтому надо воспитывать королевых, в школе и в обществе создавать условия для таких детей. Ольга Павелко, МБОУ 168, Новосибирск
  • Я вижу проблему одаренности еще и в огромном трудолюбии увлеченных детей. Нам необходимо научить их эффективному труду, который будет не только развивать, но и приносить радость от самого творческого процесса.А возможности у школ сейчас большие, например, информатизация. Безродная А.А., Благодарный, Ставропольский край.

Я полностью с вами согласна. Возможность выхода в интернет расширяет возможностьразвивать творческие способности учащихся, т. к. не всегда учитель имеет время для занятия с одаренным ребенком. (Пятыгина Светлана петровна, Свердловская область)

Блок 2. Кого считать одаренным ребенком?

Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными и одаренные дети встречаются крайне редко. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

Предложите свои варианты или задайте вопрос:


  • Мне кажется, что вопрос необходимо рассматривать через понятие "человеческий капитал" (им обладают все). Другое дело, как, когда и кем он востребован. Т.е. речь о потенциалах человека и "социализации" продуктов человеческой активности. Хотя, кого-то понимали, использовали, мифологизировали через века. Что касается объема "человеческого капитала", то он определяется "качеством языка" (новых смыслов, кодов, отношений). Поскольку смыслы есть в каждом человеке, проходят через каждого, то проблематика одаренности безусловно может жить в массовом образовании. --KSapegin 09:48, 20 марта 2009 (UTC)

  • По-моему, все дети не могут быть одаренными, но это не значит, что их крайне мало. Они есть, но мы: родители, учителя не знаем, как определить скрытых одаренных детей! Если явные признаки одаренности (хорошо поет, рисует, щелкает как семечки задачки и т.д.), то родители и учителя с ними работают. А если скрытые, то и остаются не раскрытые таланты. А почему?, Родители заняты, учителя берут такую нагрузку, чтобы выжить тут уж не до талантов!--Галина 10:03, 20 марта 2009 (UTC)

По зарубежным и российским исследованиям детей с повышенными способностями не так уж много, другой вопрос: способности у всех детей, к сожалению, далеко не всегда полностью развиваются в современной образовании.--Кириленко Наталья Петровна 11:19, 23 марта 2009 (UTC)

  • Я придерживаюсь того положения, которое зафиксировано в "Рабочей концепции одаренности". Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

--Коточигова Елена 21:41, 20 марта 2009 (UTC)


  • Мне кажется, что каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом. Очень важно, чтобы зерна этого таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказать умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Известно, если талант не поддерживается трудолюбием, он гибнет. Очень редки случаи, когда самородок пробивается сам. -- Сергеева Анна, Новосибирская облать

  • Мне думается,что одаренные дети-это люди,обладающие яркими отличными от всех умственными способностями в какой-то чаще всего одной предметной области.(Марина Грязнова, Новосибирск)

  • Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а,следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.И мне верится что при умелом воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей. Насонова Марина 18:35, 22 марта 2009 (UTC)

  • Согласна с Коточиговой Еленой, так как в своей практической деятельности с данной категорией детей ориентируюсь на Рабочую концепцию одарённости. Одарённость - развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость проявляется в успешности в какой - либо деятельности.Селезнёва Светлана 18:54, 22 марта 2009 (UTC)


  • Одаренный ребенок это дар природы, особая генетическая комбинация. И не все дети этим обладают.Таскаева Ирина, Новосибирская область



  • Кредо нашей гимназии - "Все дети талантливы", а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования. Задача гимназии - сформировать эту среду.-- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск

Вы заинтересовали нас своими комментариями, хотелось бы пообщаться с Вами более обстоятельно, например, по поводу создания среды для развития одаренности. Приглашаем Вас принять участие в нашей конференции. tppitina@gmail.com--Кириленко Наталья Петровна 11:25, 23 марта 2009 (UTC)


н

2.1 Где и в чем проявляется одаренность детей (виды одаренности)?

Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.

Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:

- интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;

- творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);

- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?);

- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;

- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;

- психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).

В духовно-ценностной деятельности отмечается одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. В соответствии с критерием "форма проявления" различаются: явная одаренность и скрытая одаренность. --Коточигова Елена 21:56, 20 марта 2009 (UTC)

  • Могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. Насонова Марина 18:59, 22 марта 2009 (UTC)

{Все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельности)Пятыгина С.П., 15 апреля,2009 г.

2.2 На каких детей обратить внимание (форма проявления и степень сформированности одаренности у детей)?

Казалось бы, если у ребенка есть одаренность, то ее легко увидеть. На самом деле по форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими (Есть ли у ребенка со скрытой одаренностью проблемы, в чем они выражаются, их последствия. При обдумывании можно воспользоваться примером 1).

Пример 1. Владик рано начал читать научно-популярные книги, причем определился его особенный интерес к астрономии. Трудности в общении начались уже в детском саду. Дети стали звать его профессором и смеяться над ним, обнаруживая, что он ведет себя и разговаривает не так, как другие. Пошел в школу со страхом – боялся мальчишек. Больше всего опасался быть другим, чем остальные дети. Говорил родителям, что не хочет быть выскочкой, таких не любят ребята. Никогда в классе не поднимает руки. Отвечает только тогда, когда его спрашивают, и только на непосредственно ему заданный вопрос. (Кстати, эта его особенность тоже идет из садика – так всегда требовала воспитательница, больше всего ценившая во всем порядок и не любившая «выскочек»). Хотя Владик много и с огромным интересом занимается астрономией, но когда речь зашла на уроке о происхождении звезд, ничем себя не выдал, а ведь знал значительно больше других ребят. На вопрос, почему он молчал, ответил в своем духе: «Но ведь меня об этом никто не спрашивал» (имелось в виду, что никто не обратился лично к нему).

Но особенно важно при работе с детьми учитывать, что по степени сформированности одаренность может быть актуальной, уже имеющейся (явной или скрытой), и потенциальной, когда имеются лишь определенные возможности (потенциал) (правомерно ли их тоже относить к одаренным детям? Можно обратиться к примеру 2).

Пример 2. Сережа, восьмиклассник, в школе считался безнадежным: несколько двоек, категорически не хочет учиться. Школа английская, порядки строгие, могут и исключить. Родители в отчаянии обратились к психологу. Вначале психолог использовал разного рода тесты для того, чтобы успокоить родителей мальчика и его самого, что с ним все в порядке. Затем психолог стал интересоваться, что любит Сергей. «Ничего», - заявили родители. Никаких кружков, секций, ничего. Психолог был настойчив. После расспросов выяснилось следующее. Оказалось, мальчик больше всего любит рыбалку и животных. Ловит рыбу не только летом, но и зимой. Обожает собак. Знает многие породы. Однажды совершил личный подвиг: в американском журнале увидел статью о неизвестной ему породе собак – сам, с превеликим трудом, со словарем перевел статью. Это случилось первый раз в жизни, хотя учится в английской школе. И другой случай. Дома есть собака, и когда потребовалось вести ее к ветеринару, Сережа очень охотно все сделал: отвел пса к врачу, сходил в аптеку, даже научился сам делать уколы. Узнав обо всем этом, психолог поговорил, прежде всего, с учителем биологии, который отнесся к ситуации с интересом. Был составлен своего рода заговор. На одном из уроков биологии Сергею предложили подготовить доклад о домашних собаках. Мальчик был удивлен таким предложением, но согласился. Доклад оказался необыкновенно интересным. Сережу стали «одалживать» для докладов о собаках в другие классы. Потом ему поручили доклад о рыбах, и снова был полный успех. Сергей теперь просил у учителя биологии новые книги, атласы. Постепенно проявилась поразительная память Сергея на все, что касалось живой природы. Оказалось, что мальчик запоминает основные характеристики растений и что ему не надо лезть в определитель, чтобы узнать ту или иную бабочку. Выдающаяся память проявлялась сначала только в том, что касалось природы. Любой другой школьный материал Сергей заучивал с трудом. Но положение в школе заметно менялось. Он теперь уроки учил хотя бы потому, что учителя уже по-другому относились к нему. Через какое-то время Сергей заинтересовался генетикой, решив для себя, что выберет именно эту специальность.


Мне кажется, что именно "сильные стороны" одаренных детей порождают проблемы (сила, она же и слабость). Ребенок имеет повышенную познавательную потребность, проявляющуюся в "ненасытной" любознательности и исследовательском поведении - а мы, взрослые (родители, педагоги) всегда ли этому рады, всегда ли способны сделать все, чтобы ребенок мог удовлетворить данную потребность? Отсюда всем закомые высказывания: "Посиди, помолчи, не лезь куда не следует...". Одаренный ребенок иммет повышенную потребность в умственной нагрузке - а типовые программы ДОУ, школы дают такую возможность? Ребенок испытывает интерс к универсальному, общему, абстрактным идеям и теориям - а ему говорят: "Не витай в облаках, ты лучше научись как следует завязывать шнурки". Одаренный ребенок мыслит самостоятельно, стремится все делать по-своему а мы, взрослые... Надо продолжать? Так может быть, ПРОБЛЕМЫ - это проблемы наши, "взрослые", "учительские"? --Коточигова Елена 07:52, 21 марта 2009 (UTC)


  • О проблемах взаимодействия одаренного ребенка с учителем знают все. Например, в сериале "Папины дочки" один из героев, который действительно талантлив, говорит, что когда учитель знал больше, чем он, ему ставили "пять", а когда меньше, то "два", поэтому школу он закончил на "тройки"--Кириленко Наталья Петровна 13:04, 22 марта 2009 (UTC)

  • У меня есть ученик,который не может слушать в нашем традиционном понимании,не может сидеть спокойно и по 2-3 раза всё переспрашивает...с ним сложно, но он пишет музыку и считается талантливым скрипачом...приходится придумывать разные формы работы,чтобы сам трудился и другим не мешал. Считаю, что одаренный ребенок изначально смоделирован не как все,поэтому ему сложно в классе,так как система образования рассчитана больше "на середняка",к сожалению!К урокам в этом классе приходится дольше готовиться и даже наперед просчитывать его вопросы и переспросы...одаренный ребенок требует индивидуальной работы и очень больших затрат взрослых.( Участник:Марина Грязнова ,Новосибирск 21 марта 2009 года

  • На мой взгляд,одаренные дети бывают двух видов - гиперактивные или совсем не активные. Первых еще можно как то распознать и намного раньше чем вторых. Примеры активных у меня в классах тоже есть и они действительно требуют индивидуальной работ. На обычном уроке им просто не интересно. Так что наша задача не только выявить такого ребенка но и провести с ним индивидуальную работу.Насонова Марина 19:09, 22 марта 2009 (UTC)


  • Кого считать одаренным? Я бы сказала - себя. Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь. Безродная А.А., Благодарный, Ставропольский край.
добавлять здесь

|}

2.3 Как выявляют одаренных детей (идентификация одаренных детей)?

Зарубежная статистика: интеллектуально одарены 2% детей, с повышенными умственными способностями -15-16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

Для того, чтобы выявить одаренного ребенка, нужно:

  1. определить, что такое одаренность, по каким признакам в каком возрасте можно отнести к одаренным;
  2. в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных;
  3. правильно организовать обследование детей (можно проиллюстрировать данное положение примером 3).

Пример 3. Семилетний мальчик, рыдающий перед комнатой, в которой происходило обследование, объяснил свой страх следующим образом: «Я очень боюсь неправильно ответить, ведь тогда меня не возьмут в хорошую гимназию для умных детей и отправят в плохую школу для дураков».


  • Совершенна согласна с позицией, заявленной в пункте 3!!! Одноразовое тестирование не эффективно, какими бы умными и надежными инструметами мы не владели. Корректнее говорить о поиске одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, нежели чем об отборе. --Коточигова Елена 08:13, 21 марта 2009 (UTC)

  • В отношении детской одаренности на мой взгляд, не идет речь о диагностических методах. Выявляются такие дети достаточно просто - по их проявлениям на разного рода соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и конечно же на уроках. Пример. Мой родственник учился в зарубежной школе (Эдинбург). Оба его родителя - химики. В конце года учителя в этой школе дают письменную оценку деятельности ученика по предмету. Вот его учитель химии назвал его одаренным ребенком в области химии. В чем проявляется эта одаренность? Он знает ответы на все задаваемые учителем вопросы. Почему? Он изучает химию отдельно от класса, сам. И потому идет как -бы впереди класса по знаниям в области химии.Он и дальше собирается заниматься химией. Этот учитель занимается с ним по отдельной программе дополнительно, так как развитие предметной одаренности приветствуется дирекцией школы и вышестоящими инстанциями. Сапрыкина Галина Антоновна,Новосибирская область

  • В выявлении талантов у детей большую роль должны сыграть родители. Известно, что все таланты ребенка наиболее ярко проявляются в возрасте 5-6 лет. В этот период нужно быть особенно внимательным к детям. К сожалению, многие родители, ссылаясь на занятость, не всегда наделят ребенка должным вниманием --Сергеева Анна, Новосибирская область

  • Я считаю, что одаренность можно определить только в единстве пунктов №1-2-3.Если нарушить этот порядок,то ничего не получится...нельзя вырывать фразу из текста-нельзя брать одно и выкидывать другое.(Участник:Марина Грязнова,Новосибирск 21 .03.09)

  • Одно время считалось что тест IQ показывает одаренность человека,уровень его развития. Сейчас уже доказано что это не так. Невозможно в рамках одного или даже нескольких тестов выявить одаренность ребенка. Хотя они и иногда помогают. ЧЯ согласна что здесь большую роль играют конечно родители,но и роль педагога несоизмеримо важна.Насонова Марина 19:20, 22 марта 2009 (UTC)

  • Выявление одарённых детей - это всегда сложный длительный процесс. Хорошо, если одарённость можно заметить через особые успехи ребёнка в каком - либо определённом виде занятий, например, в рисовании или музыке. С умственными возможностями всё, на мой взгляд, намного сложнее. Согласна, что выявление одарённости посредством только процедуры тестирования не совсем верно. Тесты креативности, тесты интеллекта и т. п. не могут дать чёткого верного ответа. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одарённости, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Так же следует учитывать, что на результат тестирования может влиять эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, ситуация тестирования и другие факторы. В концепции Одарённости говорится о комплексном психолого - педагогическом мониторинге. Но и к данному подходу много вопросов. Селезнёва Светлана--Селезнёва Светлана 11:53, 23 марта 2009 (UTC)
25 марта 2009 г.

Одаренных детей начинаем выявлять в начальной школе. Диагностику и ведение осуществляем с 5 класса постоянно. Основой являются психолого-диагностические исследования. Затем научное школьное общество "Эрудит" объединяет творческих детей и ведет с ними постоянную планомерную работу.

Безродная А.А., Благодарный, Ставропольский край.

  • я думаю все дети рождаются талантливыми, самое главное в работе педагога и родителей помочь "найти" ребенку этот талант и развить его.--СветланаП 08:34, 15 апреля 2009 (UTC)


Блок 3. От чего зависит развитие одаренных детей?

От чего или от кого, по Вашему мнению, зависит проявление и развитие одаренности у ребенка в первую очередь?

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

1. Наследственности 2. Родителей 3. Школы 4. Человека, который стал примером для подражания.--Галина 10:08, 20 марта 2009 (UTC)


  • Согласна с Галиной, но хочу еще добавить трудолюбие. Без этого талант погибнет.-- Сергеева Анна, Новосибирская область

  • наследственность плюс самовоспитание трудом,а потом уже роль родителей и учителей...Если ты талантлив, но ленив-гениальность не состоится.Марина Грязнова, Новосибирская область

  • Полностью согласна с вышеприведенными факторами. Но главную роль все же отдаю самовоспитанию и трудолюбию.Родители как бы они не старались заставить ребенка учиться это не приведет к положительным результатам.Насонова Марина 19:25, 22 марта 2009 (UTC)
  • Проявление одаренности у ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые уже в раннем детстве должны быть предельно внимательны к талантам и склонностям своего ребенка .Таскаева Ирина, Новосибирская область

  • Одаренность зависит от генетических данных и от того, как с ними работают родители и учителя. -- Ольга Павелко, Новосибирск, 23 марта
  • добавляем здесь

3.1 Что определяет развитие одаренности у детей? (Основные факторы развития одаренных детей)

Все факторы развития одаренности у детей (слово «фактор» происходит от лат. делающий) можно объединить в три группы:

  • первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;
  • вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности;
  • в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

  • 1- Природные задатки, индивидуальные особенности ребенка. Как пример, знаменитый биатлонист Павел Ростовцев. Его отец был тренером по лыжам, тренировал детей. В эту секцию стал ходить Павел. Большую роль в его достижениях сыграли его тренеры, родители которые понимали и поддерживали его.--Галина 10:13, 20 марта 2009 (UTC)

  • Все три группы названных факторов важны. Причем, что "выйдет" на первое место, что поведет за собой "целостное развитие" трудно сказать, это в каждом случае имеет свое, неповторимое своеобразие (дети уникальны). Как показывают примеры из жизни, "ведущность" какого-либо фактора часто ситуативна (случайно зашел в спортивную секцию...). --Коточигова Елена 08:28, 21 марта 2009 (UTC)

  • На первом месте генетика, потом огромный труд родителей ,учителей...хорошо ,если яркая личность учителя

  • На мой взгляд ведущую роль играет именно генетика и самообразование ребенка,а иногда и просто "счастливыфй случай". Часто ребенок не понимает почему именно эта, а не другая деятельность наиболее интересна.Что и говорит о ведущей роли наследственности.Насонова Марина 19:40, 22 марта 2009 (UTC)

  • Считаю, что все три группы взаимосвязаны друг с другом. -- Ольга Павелко, Новосибирск
  • Я с вами полностью согласна, генетика является определяющим фактором способностей каждого человека.--СветланаП 08:42, 15 апреля 2009 (UTC)


3.2 Рождается ли ребенок уже одаренным?

Сегодня признается зависимость одаренности от наследственности и социальной среды, но каково их соотношение?

Говоря о первой группе факторов, необходимо уточнить, что человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками - анатомо-физиологическими особенностями организма, главным образом центральной нервной системы, являющимися предпосылками развития способностей человека. Задатки развиваются в способности, когда ребенок активен, причем развитие специальных способностей базируется на развитии общих способностей (будете ли Вы согласны с этим положением, например, развивая у ребенка способности в определенном виде спорта?).

  • Абсолютно согласна. Влияние природных задатков играет большую роль в становлении одаренности. Если ребенок который хочет заниматься математикой и имеет именно математические задатки по указке родителей(которые всегда видели сына медиком) изучает биологию,он сам через некоторое время что эта професссия,предмет,наука и т.п. совершенно не интересны ему. Насонова Марина 19:46, 22 марта 2009 (UTC)
  • Считаю, что воспитание и усиленная работа с ребенком по развитию памяти и мышления способствует проявлению талантливости в той или иной области. -- Ольга Павелко, Новосибирск
Считаю, что природные задатки явлются определяющим фактором одаренности.--СветланаП 08:46, 15 апреля 2009 (UTC)

3.3 Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка?

Во второй группе факторов характер деятельности раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае – это творческая деятельность. Здесь нужно помнить, что творчество для маленького ребенка, когда он привносит свое, что-то сверх заданного (Можете ли Вы привести пример творческих проявлений у ребенка и как их поощрять?).

Предложите свои варианты:


  • Один из ключевых путей - реализация стратегий проектной деятельности. Каждый шаг - это изобретение нескольких вариантов решения проблемы. Принципиально, что ищется не "рациональный способ", по определению один, а анализируются и синтезируются различные точки зрения, подходы, варианты. Моделируется "сад расходящихся тропок" (метафора Х.-Л. Борхеса), в котором живут одновременно множество самореализующихся "Я". Для маленьких эта стратегия - "игра в персонажей", "примерка ролей" с разными эмоциональными состояниями, достройка сюжетов, определение последствий и т.п. --KSapegin 09:55, 20 марта 2009 (UTC)

  • Соглашусь с Кириллом Сапегиным - вариативность - одна из стратегий работы с одаренными детьми. Добавлю еще: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация. --Коточигова Елена 14:22, 21 марта 2009 (UTC)

  • Да, Вы правы. В Саратове тоже достаточно хорошо развита проектная деятельность. У нас проходят и конкурсы проектов школьников. Я была на одном из них и мне очень понравился проект мальчиков, которые занимаются борьбой на мечах. Они сделали свой сайт, описали все виды доспехов и т.д.--Питина 12:49, 22 марта 2009 (UTC)
  • Согласна, что проектная деятельность в значительной мере способствует развитию талантов ребенка. А вот авторитарные методы обучения могут погубить талант -- Сергеева Анна, Новосибирская область

  • Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том , что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.У меня был такой случай когда ребенок настолько был увлеченн проблемой,что буквально ничем другим не интересовался.Насонова Марина 19:49, 22 марта 2009 (UTC)

  • Развитие ребенка зависит от среды (интеллектуальной и эмоциональной): семьи, школы, окружения.

Ни один ребенок не будет развиваться там, где ему плохо, где он испытывает дискомфорт, где отсутствует ситуация успеха.-- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск

  • Когда-то великий Лихачев рассказывал, что в студенческие годы они с одногруппниками организовали научное общество и выступали докладами, когда на тот момент они казались нереальными и фантастическими: полеты в космос, на луну, открытие умных говорящих аппаратов... Каждый защищал свою точку зрения, а другие были оппонентами. Прошло около сорока лет, и их фантастические доклады стали реальностью жизни. Следовательно, надо уметь создавать условия для талантливой личности, которая могла бы фантазировать, творить, даже если на сегодняшний момент это кажется смешным и нереальным. Марина Грязнова, Новосибирск
  • Считаю, что родители и школа, понимая, что рядом с ними одаренный ребенок, должны адресно разрабатывать индивидуальную работу с таким учеником. -- Ольга Павелко, Новосибирск
  • Я считаю, что привлечение в школу работников высшей школы, производственников не только позволит развивать талантливых детей, но повысит заинтересованность в таких детех практиков и теоретиков. Факультативы, кружки, спецкурсы должны вести профессионалы.Я сама в свое школьное время получила подобную поддержку и ориентацию на таком факультативе.А сейчас, проработав на производстве 15 лет, работаю в школе по призванию. Безродная А.А., Благодарный,Ставропольский край.

добавляем здесь

{{В первую очередь нужно учесть способности ребенка, а чтобы вырастить талантливого ему необходимо уметь трудиться.--СветланаП 08:39, 15 апреля 2009 (UTC)}}

3.4 Кто в первую очередь оказывает влияние на развитие одаренности ребенка?

В третьей группе первейшим фактором, оказывающим воздействие на развитии одаренности ребенка являются родители, поэтому остановимся на нем более подробно. См. блок 4 |}


Блок 4. Как родителям развивать одаренность детей?

Обычно выделяют:

  • структуру и эмоциональный климат семьи;
  • семейные отношения;
  • стили детско-родительских отношений;
  • отношение родителей к детской одаренности.

Согласно исследованиям, подавляющее большинство одаренных детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую (в 70% случаев), вместе с детьми и родителями живет кто-либо из родственников. А вот в зарубежных исследованиях установлена зависимость интеллектуальной одаренности от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.

Согласны ли Вы с данным положением, чем это можно объяснить?

  • На мой взгляд,все это довольно обьяснимо. Где лучше и легче развивать одаренность - там где семеро по лавкам или один ребенок?--Насонова Марина 19:59, 22 марта 2009 (UTC)


Структура семьи в большинстве случаев связана с системой между родственниками и эмоциональным климатом семьи. Одаренному ребенку нужны ласка, принятие, любовь и уважение.

При анализе семейных отношений выделяют:

  • гармоничность – негармоничность отношений между родителями, между родителями и детьми;
  • творческая – нетворческая личность родителя как образец для подражания и субъект идентификации:
  • общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  • ожидания родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

Ученые единодушны в том, что стиль детско-родительских отношений, базирующийся на жестком контроле, силовом давлении не дает возможности для развития одаренности личности. Различают императивный и инструктивный стили детско-родительских отношений. Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

(Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предложенную Д. Льюисом на основе изучения семей одаренных детей, мы приводим в Приложении.)

На развитие одаренности ребенка влияет и отношение родителей к детской одаренности. Существуют такие типы отношений, как:

  • отрицательное;
  • игнорирующее;
  • положительное;
  • гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

(Как можно объяснить возникновение каждого типа отношения родителей к детской одаренности? Какие последствия как результат данного типа отношения можно ожидать?)

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • В развитии одаренности детей в первую очередь должны быть заинтересованы родители! Как рассказывал Павел Ростовцев, родители не только морально поддерживали его, но и старались сделать все, чтобы он показывал высокие результаты. Представьте, по тем временам купить лыжи школьнику за 1000 рублей.
  • Другие примеры одаренных людей: Алина Кабаева, Николай Басков, Николай Цицкаридзе – как они сами говорят, мы бы не были теми, кем стали, если бы не родители, которые во всех начинаниях поддерживали их, отказавшись от карьеры. Родители выгодно вложили свой «капитал» в детей. Дети стали успешными и это самая главная награда для родителей! --Галина 10:29, 20 марта 2009 (UTC)

За простым перечислением неправильного отношения к одаренности ребенка скрыты очень большие проблемы, о чем свидетельствует и Ваше высказывание. Может быть, вкладывание в ребенка только в надежде получить высокие дивиденды губит ребенка, его взаимоотношение с родителями?--Кириленко Наталья Петровна 11:35, 23 марта 2009 (UTC)

  • На мой взгляд, пример гиперсоциализации - это родители Оли из рассказа Анатолия Алексина "Безумная Евдокия", когда отец в конце рассказа рассуждает, что "Родители Оленьки" - это стало нашей главной приметой и главной профессией". Это рассказ очень живо описывает ошибки родителей и учителей при воспитании одаренных детей. --Питина 12:53, 22 марта 2009 (UTC)
  • Действительно,очень часто именно родители с малых лет поддерживающие ребенка в его начинаниях и формируют одаренность ребенка. И может быть такой аспект как гиперсоциализация,очень редко приносит отрицательные результаты.Насонова Марина 19:59, 22 марта 2009 (UTC)

Мы пока не рассматривали такие аспекты проблемы одаренности, как:

  • влияние образовательного учреждения на развитие одаренности у ребенка;
  • как еще может влиять социальная среда на развитие одаренности;
  • почему появляются проблемы в социализации одаренных детей и в чем они выражаются (в том числе: особенности личности одаренного ребенка, взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями);
  • как помочь ребенку, уже имеющему проблемы в социализации, раскрыть и развить свои возможности.

О чем из перечисленного Вам особенно интересно поговорить?

Нам важно для дальнейшей работы узнать Ваше мнение о представленном мастер-классе:

  • С чем связан Ваш интерес к рассматриваемой проблеме и на что Вы обратили внимание в содержании материала мастер-класса;
  • насколько удачно и удобно оформление материала?

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • На разных возрастных этапах жизни ребенка работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители.Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и др. секции, где ребенок смог бы узнать, найти "свое". Большая роль при этом отводится их личному примеру. Мне посчастливилось наблюдать семью, в которой оба родителя увлекались лыжным спортом (как хобби). Брали с раннего детства троих своих детей на соревнования, ходили с ними на лыжах. Все время учебы в школе они поощряли, интересовались, лыжными занятиями детей. ходили с ними на соревнования, покупали хорошее снаряжение. Сейчас все трое детей успешно защищают спортивную честь (в разного рода соревнованиях по лыжам) нашего города, страны (Это Черноусовы -Алексей, Илья, Вера). Сапрыкина Галина Антоновна,Новосибирская область
  • Практика подсказывает: семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. Можно сказать, что это "ребенкоцентрированная" семья, как сказала коллега выше - вкладываются в ребенка. Соответственно - проживайте каждый день с ребенком, не "ломайте" его и тогда проявится и скрытая одаренность. Думаю, что такая стратегия необходима в развитии любого ребенка. --Коточигова Елена 14:34, 21 марта 2009 (UTC)
  • Работа мастер-класса организованна очень удобно. Особенно было интересно почитать мнение коллег,ведь оно у всех такое разное. Меня интересует проблема одаренности.У нас в школе проводился круглый стол по проблемам одаренности. Там я выступила с докладом "Роль компьютеров в обучении и развитии одаренных детей".Поэтому тема мастер- класса была для меня чрезвычайно актуальна. А в выявлении и развитии одаренности будет еще немало споров. Наша задача как воспитателей и учителей как можно раньше выявлять таких детей и помогать им в становлении своих способностей.--Насонова Марина 20:06, 22 марта 2009 (UTC)

  • При воспитании одаренного ребенка родителям следует придерживаться золотой середины, с одной стороны не забывать, что у ребенка ДОЛЖНО быть детство, а с другой стороны - создавать возможность и поддерживать развитие таланта ребенка. -- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск


  • Считаю, что одаренность не зависит от полной семьи или неполной. В России, когда творили Королев, Сахаров... многие гении вышли из неполных семей... Все зависит от тех людей, которые рядом. Если мать или отец понимают, что их ребенок одарен в какой-то области, например, Цескаридзе воспитан одной мамой, которая все свои силы отдала на становление его таланта, часто рисковала и испытывала большие материальные затруднения, но все было поставлено в их семье на развитие таланта сына. Результат налицо -- мы имеем лучшего танцовщика в России и в мире. Следовательно, все зависит от умных родителей. Марина Грязнова, Новосибирск
  • Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребенка. Это ежедневный труд. -- Ольга Павелко, Новосибирск.
  • Считаю, чтобы достичьуспеха необходимо огромное желание ребенка достичь успеха и помощь родителей --СветланаП 08:55, 15 апреля 2009 (UTC).

Приложение

  • Утверждения, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего участия в занятиях ребенка

(Д. ЛЮИС)

Инструкция: познакомьтесь с этими утверждениями, посчитайте, со сколькими утверждениями Вы согласны. Если Вы согласны более чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что Вы слишком концентрируетесь на ребенке, которому стоит, вероятно, предоставить несколько больший простор для самостоятельных действий. Если Вы соглашаетесь с 8 утверждениями из 40, то, вероятно, над остальными утверждениями стоит еще подумать.

1. Я отвечают на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием или если работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7. Я поручаю ребенку посильные заботы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий.

16. Я стараюсь приучать ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я пробуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка.

21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы.

30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

37. Я никогда не отмахиваются от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

39. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Задавайте свои вопросы авторам:

  • Как вы считаете, одаренность любого рода требует "на входе", "на этапе становления" режима преодоления, "прорыва через асфальт"? Думается, что излишняя опека всегда губила талант, а государственная, тем паче (вспомним хотя бы печальные судьбы М. Горького, А. Толстого) --KSapegin 10:01, 20 марта 2009 (UTC)

Лучшее понятие не «опека», а «поддержка» она подразумевает в себе развитие самостоятельности, в том числе и развитие умений решать свои проблемы.--Кириленко Наталья Петровна 11:48, 23 марта 2009 (UTC)

  • Надо ли родителям и педагогам (воспитателям ДОУ, учителям) рассказывать о неравномерности возрастного развития одаренных детей? Или это вопрос только специалистов? --Коточигова Елена 14:40, 21 марта 2009 (UTC)
  • Я считаю, что и родителям, и педагогам об этом надо говорить в первую очередь, потому что именно они, не зная особенностей работы с одаренными детьми, калечат детские судьбы.--Питина 13:07, 22 марта 2009 (UTC)
  • Как вы считаете, с какого возраста возможно выявленние и развитие одаренности у ребенка?--Насонова Марина 20:10, 22 марта 2009 (UTC)

Это зависит от вида одаренности. Например, для развития музыкальных способностей наиболее благоприятный период от 2,5 до 10-11 лет, а развитие общей креативности 5 – 7 лет, креативности в отдельном виде деятельности – старший подростковый возраст.--Кириленко Наталья Петровна 11:40, 23 марта 2009 (UTC)

  • Как Вы считаете, не "душит" ли система ЕГЭ одаренных детей?-- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск

Вопрос вызывает очень много дискуссий. Хочется вспомнить высказывание: «Боже, помоги изменить то, что в наших силах, смириться с тем, что изменить мы не можем и отличить одно от другого».--Кириленко Наталья Петровна 11:44, 23 марта 2009 (UTC)

  • Будут ли способствовать Стандарты нового поколения развитию одаренной личности, и в какой мере? --Сергеева Анна, Новосибирская область

Что Вы имеете в виду под "Стандартами нового поколения"?--Кириленко Наталья Петровна 11:45, 23 марта 2009 (UTC)

Я имею в виду образовательные стандарты, которые сейчас проходят апробацию --Сергеева Анна, Новосибирская область

  • Нет системы грамотной подготовки учителя к работе с одаренными и просто нестандартными детьми. Как вы думаете, какие специалисты должны работать в школе в помощь учителю-предметнику и классному руководителю. Марина Грязнова, Новосибирск

Вопрос риторический – социальный педагог и психолог, причем, обладающие специальной профессиональной подготовкой.--Кириленко Наталья Петровна 11:51, 23 марта 2009 (UTC)

  • Почему ЕГЭ не учитывает одаренность ребенка? -- Ольга Павелко, Новосибирск.

Можем добавить вопросы: насколько эффективна новая оплата труда, профилизация образования и т.д.--Кириленко Наталья Петровна 11:54, 23 марта 2009 (UTC)

Как Вы думаете, новая оплата труда даст больше возможности развивать способности учеников, если в школе  будут  сокращать педагогов и психологов?--СветланаП 09:08, 15 апреля 2009 (UTC)

Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения

  • Мастер - класс стал своеобразным трамплином для моей дальнейшей деятельности в работе с одаренными ребятами. Очень много интересного услышала от своих коллег. Особенно приятны были конкретные примеры.--Насонова Марина 20:12, 22 марта 2009 (UTC)
  • Спасибо организатором обсуждения за поднятую тему. Хотелось бы продолжить обсуждение на более глубоком уровне.-- Методический совет гимназии № 10 Новосибирск
  • Спасибо за интересную тему, за список литературы и полезные для работы ссылки в интернет -- Сергеева Анна, Новосибирская область
  • Самое интересеое на мастер-классе - мнение участников,так как тема неоднозначна и "хороших рецептов недостаточно". Спасибо всем, участникам и организаторам, за поднятую тему. Безродная А.А., Благодарный, Ставропольский край.

Спасибо организаторам обсуждения. Тема, которую здесь подняли действительно на сегодняшний день очень актуальна и тот масштаб, в которном развернулись обсуждения сегодня позволяют поделиться своим опытом работы и услышать мнения коллег из разных регионов, что очень интересно и полезно.Наталья Лях зам. руководителя БММЦ 26318 г. Новопавловск

25.03.09г. Дорогие коллеги, Ваша тема очень актуальна. Спасибо за сотрудничество. Телятник С.А.; Арзгирский район, с. Арзгир


30.03.09г.Поддержка одаренных детей актуальна. С интересом познакомилась с мнением коллег. Хвостикова Наталья, С. Бурлацкое, Ставропольский край.


30.03.09г.Спасибо за интересное обсуждение актуальной темы. Марышева Нина,Благодарный,Ставропольский край.


С интересом познакомилась с мнением коллег.--СветланаП 09:12, 15 апреля 2009 (UTC)