Мастер-класс «Технологии формирования имиджа социального педагога»

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Об авторах

Ковтунова Ольга- канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета

Ковтунова Алла - канд. пед. наук, доцент кафедры истории и теории социальной работы Уральского государственного педагогического университета

Дата проведения:

26-28 февраля 2010 года

Цель мастер-класса:

разработка личного имиджевого проекта социального педагога.

Участники:

Ковалева Надежда, социальный педагог Центра социальной помощи семье и детям г. Богданович

Дрягина Юлия,психолог Центра социальной помощи семье и детям г. Богданович

Панова Елена Станиславовна, заместитель директора по ВВВР МОУ СОШ № 67 г.Екатеринбург Свердловской области


Митина Валентина|Чебыкина Оксана|Макаренко Дмитрий студенты [[Участник : баранов кирилл/ ченяк алексей] студенты


Фатхуллина Юлия, Динисламова Лейсан, Каметова Ксения, Щербакова Екатерина

Анкетирование

Прежде, чем Вы приступите к изучению материалов мастер-класса, пожалуйста, примите участие в анкетировании.

Спасибо, надеемся, что вопросы анкеты заставили Вас задуматься о проблемах имиджа социального педагога в современной России.

Тема 1. Понятие «имидж». Виды имиджей

В современной литературе, несмотря на высокую актуальность проблемы, отсутствует единая трактовка понятия «имидж». Обобщая различные взгляды, можно дать следующее определение: имидж – это оцененный эмоционально окрашенный образ, сформированный в психике других людей и оказывающий влияние на формирование мнения об организации, профессии, специалисте, товаре, личности и т.д., определенного отношения к вышеперечисленным объектам.

Назначение имиджа – продемонстрировать наиболее привлекательные качества личности, организации, товара.

Имидж (профессионала, организации, товара), характеризуется наличием прототипа и носителя имиджа.

Прототип имиджа – человек, предмет или явление, имидж которого будет создаваться или об имидже которого идет речь.

Носитель имиджа – человек, в психике которого на основе воспринятой им имиджформирующей информации о прототипе имиджа

формируется образ и мнение об этом образе. Группа носителей имиджа именуется аудиторией имиджа.

По субъекту формирования имиджа различают три основных вида имиджа:

  • личный (имидж конкретного социального работника);
  • товарный (имидж предоставляемых услуг);
  • групповой (организационный, корпоративный имидж).

По объекту формирования имиджа:

  • персональный, то есть имидж конкретного лица;
  • корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.

По характеру взаимодействия:

  • непосредственный (формирующийся в процессе прямого взаимодействия социального работника с клиентом);
  • опосредованный (формирующийся заочно, без личного контакта прототипа с имиджевой аудиторией).

По направленности и цели: публичный, профессионально-деловой и т.д.

По характеру эмоционального воздействия на аудиторию говорят о позитивном (привлекательном) и негативном (отталкивающем) имиджах.

По степени достижения цели субъекта различают эффективный и неэффективный имиджи.

По охвату имиджевой аудитории – прицельно-точечный и массовый.

По соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований выделяют:

  • конъюнктурный имидж (подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории);
  • органичный имидж (ориентированный на самоощущение и самовыражение);
  • сбалансированный имидж (сочетающий обе ориентации).

По степени самоконтроля имидж бывает спонтанным или управляемым.

По соотношению с другими объектами: единичный и множественный.

По оригинальности характеристик: оригинальный – типичный.

По назначению имиджи можно поделить на три основные группы:

  • самовозвышающий – имидж, ориентированный на улучшение самоощущения;
  • самоутверждающий – имидж, ориентированный на повышение социального статуса и утверждение в социальной среде;
  • целевой – имидж, ориентированный на достижение конкретных коммерческих и профессиональных целей.

Имидж, независимо от типа, обладает рядом свойств:

  • относительной константностью (устойчивостью восприятия);
  • динамичностью (способность к изменению, развитию);
  • ассоциативностью (связанностью между событием, процессом, явлением, объектом);
  • схематичностью (изображение или описание в общих чертах);
  • открытостью, незавершенностью (восприимчивостью к изменениям внешней среды, адаптивностью к ним).


Задания для участников мастер класса:

1.Изучите понятие «имидж» и подумайте, дает ли дополнительные возможности социальному педагогу формирование его имиджа? Сделайте соответствующие отметки в блоге мастер-класса.

2. «Репутация» и «мнение о специалисте» - это тоже самое, что имидж, или речь идет о разных понятиях? Не забудьте зафиксировать результаты своих рассуждений в блоге мастер-класса.

3. Подумайте, кого можно отнести к аудитории имиджа социального педагога? Сделайте соответствующие отметки в документе«Аудитории имиджа социального педагога».


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Тема 2. Особенности имиджа социального педагога

Социальный педагог – профессионально подготовленный специалист для работы в социуме: семье, семейно-соседской общине, в сельской общине, на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или в интернате, в исправительном учреждении для подростков и т.д.

Социальный педагог выполняет следующие задачи:  поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие собственных сил, на использование имеющихся у них резервов;  предлагают помощь, организуют ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;  представляют интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии этого сделать;  участвуют в предупреждении, смягчении или ликвидации чрезвычайной ситуации;  вызывают сочувствие и активизирует людей на оказание помощи нуждающимся;  информируют органы власти о негативных условиях жизни и воздействуют на них с целью социальной защиты семьи и детей.

Имидж социального педагога имеет достаточно сложную структуру и состоять из следующих элементов:

1. Габитарный имидж – это образ человека, сформированный на основе восприятия имиджформирующей информации о его внешнем виде.

2. Овеществленный имидж – образ человека, организации основанный на тех вещах, предметах, услугах, которые он сделал или оказывает.

3. Средовой имидж – образ человека, который создается на основе восприятия и оценки среды его обитания (кабинет, рабочий стол, приемная с секретарем, автомобиль).

4. Вербальный имидж – образ человека, который формируется на основе его вербальной продукции, а также продукции паравербальной (мимика, жесты, интонация).

5. Кинетический имидж – образ, возникающий о человеке на основе его кинетики – характерных для него, но обычно не осознаваемых им типичных движений или положения в пространстве частей его тела.

Особая актуальность формирования позитивного имиджа специалиста социальной работы определяется его функциями, среди которых: • Экзистенциональная (бытийная представленность объекта в сознании других людей); • Аттитюдная (формирующая установку, предраспологающая к специфическому поведению личности в определенных ситуациях); • Отношенчески-детерминирующая (обусловленность отношений через выявление характерных признаков субъектов); • Социокультурная (идентификация с определенными категориями поля имиджей); объективации внутренних, реальных характеристик носителя имиджа; • Функция самопредъявления (представление своих наиболее привлекательных качеств, вызывая у людей симпатию, обращая внимание на свои профессиональные достоинства). • Адаптивная функция (позволяющая приспособить к изменениям окружающей среды). Специфика имиджа социального педагога определяется, во-первых, принадлежностью профессии к системе профессий «человек – человек», во-вторых, ценностями и целями лежащими в основе социально-педагогической деятельности, в-третьих, спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты как вербальный и овеществленный имидж, в-четвертых, тем, что основной функцией имиджа специалиста социальной работы является создание доверительных отношений с клиентом за счет умения продемонстрировать профессионализм, проявить личностные качества и умения, которые и создают репутацию социальному педагогу как профессионалу.


Задания для участников мастер класса:

1. Подумайте, будет ли деятельность по формированию имиджа социального педагога идти параллельно с социально-педагогической деятельностью? Или она полностью совпадает с ней? Все ли в этой деятельности зависит от самого социального педагога? Выскажите свое мнение в блоге мастер-класса.

2. Найдите такие черты и качества социального педагога, которые соответствуют общечеловеческому представлению о позитивном поведении человека. Вспомните примеры из произведений устного и письменного народного творчества (мифов и сказок народов мира), где говорится о таких качествах, как эмпатия, толерантность, доброта, которые помогли установить мир, спасти от врагов родину, обеспечить взаимодействие внутри некоего коллектива.

Тема 3. Основные этапы формирования имиджа социального педагога

Процесс формирования имиджа социального педагога можно представить в виде последовательной смены следующих этапов: Этап 1. Диагностика сформированности имиджа социального педагога. На данном этапе определяется наличие или отсутствие «проблемы имиджа», для чего организуется поиск источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. При этом необходимо решать следующие задачи:

  • Сформулировать, какое мнение должно быть у аудитории имиджа о социальном педагоге; т.е. каким должен быть status id – идеальное (в смысле – долженствующее) состояние мнения о нем.
  • Определить, каким является в данный момент мнение аудитории имиджа о данном специалисте, т.е. каким является status quo – фактическое состояние мнения.
  • Выяснить, соотносятся status id и status quo, определяется, есть ли между ними расхождение.

Если выявлено, что у данной аудитории имиджа мнение о данном специалисте такое же, какое и необходимо, т.е. когда status id и status quo совпадают, то делается заключение: нет необходимости в формировании имиджа. Если выявлено, что status id и status quo явно не совпадают, то констатируется наличие «проблемы имиджа» и принимается решение о его формировании.

Этап 2. Целеполагание. Целью формирования имиджа социального педагога является возникновение такой ситуации, когда клиент, имея положительное мнение о специалисте, доверяя и прислушиваясь к его мнению, будет следовать рекомендациям, эффективно взаимодействовать в решении своей проблемы.

Этап 3. Планирование. На данном этапе определяется система мер, обеспечивающих формирование позитивного имиджа социального педагога (с указанием сроков исполнения и ответственных).

Этап 4. Реализация запланированных мероприятий. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер.

Этап 5. Оценка. Предполагается сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности формирования имиджа социального педагога. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, используются для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов формирования имиджа социального педагога.

Задания для участников мастер класса:

1. Подумайтие, могут ли этапы создания имиджа социального педагога соответствовать этапам развития любой личности, или их развертывание предполагает иную логику? лидер мнения-это значимая личность которая может внушать доверие

2. Проанализируйте предложенный текст. Выскажите свое мнение по вопросу «Может ли в основе формирования имиджа социального педагога быть типичный способ отношения к другому человеку (эгоцентрический- группоцентрический-гуманистический-духовный)?» в блоге мастер-класса.инверсионный и конверсионный имидж. Имидж который является лицом личности.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Тема 4. Методы формирования имиджа социального педагога

Существует множество методов формирования профессионального имиджа. Среди них: метод символизации, метод создания мифоконструкции, метод гиперболизации, метод метафоризации, метод визуализации, метод вербализации, метод рекурсии, метод влияния, метод внушения, метод отзеркаливания, метод якорения, метод рефрейминга, метод импрининга метод экранирования, метод позиционирования и др. Рассмотри некоторые из них более подробно.

Метод формирования профессионального бренда – это система привязки индивидуальности к тем ценностям, которые господствуют в обществе в настоящее время, что позволяет добиться устойчивой дистрибуции.

Метод позиционирования – прокладывание коммуникативного канала «Коммуникатор- коммуникация- коммуницируемый», обеспечивающий сохранность передаваемой информации и исключающий ее утечку.

Метод рефрейминга (reframe - переработать, вставить в новую рамку, заново приспособить) – предполагает помещение события в различные рамки и приданиеь ему различных значений.

Метод экранирования – защита, создаваемая объектом с помощью проекции чужого поведения на свое собственное.

Метод отзеркаливания – создание ощущения похожести, что обеспечивает формирование чувства легкости, комфорта, понимания и защищенности.

Метод импринтинга (imprint – запечатлевать, оставлять след) — использование социального опыта или последовательности жизненных опытов прошлого, имеющего большое значение.

Задания для участников мастер класса:

1. Широкое использование сетевых интернет-сервисов стало неотъемлемой составляющей деятельности школы. Могут ли одновременно они служить и средством распространения имиджа социального педагога? Выскажите свое мнение в блоге мастер-класса.

2. Можно ли составить представление о социальном педагоге по оформлению его кабинета? Что должно стоять на рабочем столе социального педагога? Не забудьте оставить ваши размышления в блоге мастер-класса.

3. Социальные партнеры Вашей школы не хотят выделять средства на проведение Фестиваля юмора, запланированного Вами, обосновывая это тем, что «на дворе кризис», а веселиться нечему особенно. Попробуйте найти такие слова, которые позволят Вам получить необходимые средства и сохранить, а даже и приумножить чувство собственного достоинства. Сделайте соответствующие записи в блоге мастер-класса.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Тема 5. Разработка имидж-проекта социального педагога

Разработкой имидж-проекта может заниматься как сам социальный педагог, так и профессиональные имиджмейкеры, консалтинговые агентства, специалисты по персоналу.

Рекомендации по разработке имидж-проекта:


Задания для участников мастер класса: 1. Создайте электронное диагностическое портфолио, позволяющее определить уровень сформированности имиджа (индивидуального, коллективного). Электронное диагностическое портфолио – это совокупность (портфель) методик, диагностик, тестов, анкет, с помощью которых можно определить уровень сформированности имиджа. В состав портфолио могут войти, к примеру, следующие методики:

2. Каковы, по вашему мнению, критерии сформированности имиджа социального педагога? Изложите свое мнение в блоге мастер-класса. Ознакомьтесь с мнением других участников по данному вопросу. Оставьте соответствующие комментарии.

3. Проведите оценку собственного имиджа в соответствии с выбранными критериями. Представьте результаты диагностики в виде таблицы "Результаты диагностики уровня сформированности имиджа социального педагога".

4. Разработайте собственный имидж-проект. Воспользуйтесь для этого ШАБЛОНОМ, наполнив его конкретным содержанием.

5. Оформите портфолио с целью самопрезентации.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Источники по теме мастер-класса

Литература

1. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations/ И.Л..Викентьев. – СПб. : Бизнес – Пресса, 2005.

2. «ИМИДЖ»: 100 определений понятия : словарь / О.М. Ковтунова, А.Н. Ковтунова. – Екатеринбург, 2008.

3. Зарецкая, Е. Н. Деловое общение : учебник в 2 т /Е. Н. Зарецкая – М. : Дело, 2008.

4. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.

5. Ларионова, И.А., Ковтунова, А.Н. Имидж социальной службы: структура и субъекты его формирования // Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. – М., 2004 г. – с. 136-141.

6. Панасюк, А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. - М. : Рипол Классик, 2007.

7. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007.

8. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002.

9. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл –бук; Киев. : Ваклер, 2000.

10. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия: учебное пособие для студентов вузов / Г. Г. Почепцов. – М., 2002.

11. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. – М. : Ваклер, 2003.

12. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. – Издательский центр «Академия», 2002.

13. Ушакова, Н. В. Имиджелогия: учебное пособие / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – М. : Дашков и К, 2009.

14. Шепель, В. М. Имиджеология: Секреты личного обаяния / В. М. Шепель. — М. : Культура и спорт, 2004.

Адреса сайтов

Пирогова Е.С. Имидж социального педагога http://festival.1september.ru/articles/527851/

Имидж педагога http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/39.html

Капустина З.Я.Имидж социального педагога http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Stati/Kapustina.html

Жерлыгин С. Профессиональные требования к имиджу социального работника http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/356.html


Пожалуйста, дополните данный список известными вам материалами


Задайте свои вопросы:

Чем был полезен мастер-класс. Разместите свои мнения