Мастер-класс Как быть когда не знаешь как себя вести

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Определения и назначение:)
(О ведущих:)
Строка 37: Строка 37:
||[[Участник: Татьяна Николаевна|Васильева Татьяна Николаевна]]||педагог-психолог Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, г.Астрахань ||t.n.vas@inbox.ru
||[[Участник: Татьяна Николаевна|Васильева Татьяна Николаевна]]||педагог-психолог Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, г.Астрахань ||t.n.vas@inbox.ru
|-
|-
-
||[[Участник:Надежда Болсуновская| ''Болсуновская Надежда Александровна'']]||педагог-психолог МОУ "Гимназия № 13"г.Красноярск, руководитель сетевого методического объединения психологов образования||bolsunovskayan@gmail.com
+
||[[Участник:Надежда Болсуновская| ''Болсуновская Надежда Александровна'']]||психолог-методист городского центра диагностики и консультирования №7 г.Красноярск, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ||bolsunovskayan@gmail.com
|}
|}

Версия 17:00, 28 октября 2010


Мастер-класс для педагогов: Как быть, когда не знаешь, как себя вести

  • Ведущие:

Двирная Ольга Владимировна

Васильева Татьяна Николаевна

Болсуновская Надежда Александровна

  • Дата проведения: 5-10 ноября 2010 г.
  • Задачи мастер-класса:
  1. Проанализировать особенности агрессивных подростков и способы построения отношений с ними;
  2. Определить возможные способы решения данной проблемы;
  3. Изучить основные техники и приемы реагирования в ситуации агрессивного поведения подростков.
  • Для кого: для учителей - предметников и всех, кто сталкивается с проблемой подростковой агрессивности
  • Как:

Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с авторами мастер-класса в Skype-чате:

  • 5 ноября (адрес: ) время
  • 7 ноября
  • 10 ноября

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru
Васильева Татьяна Николаевнапедагог-психолог Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, г.Астрахань t.n.vas@inbox.ru
Болсуновская Надежда Александровнапсихолог-методист городского центра диагностики и консультирования №7 г.Красноярск, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФbolsunovskayan@gmail.com

Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)


Определения и назначение:

Конфликты в школе остаются одной из центральных проблем. Проблема «Агрессивные дети» особенно актуальна в системе «подросток-педагог». Причины в этом могут быть вызваны с двух сторон:

  • с одной стороны, показателем недостаточно высокой квалификации учителя, поскольку умение наладить конструктивное взаимодействие с ребенком является одним из важнейших профессионально важных качеств;
  • с другой являться следствием немотивированной агрессии подростков.

Конечно, взаимодействие, выстроенное на противостоянии, подавлении не создает условий для развития личности, обладающей конструктивными средствами социализации в современном обществе. Стремясь преодолеть психологический барьер между взрослыми и подростками, последние прибегают к агрессивному поведению. Важная роль отводиться учителю, а именно в умении выстроить свои высказывания на реплики "подростков" с позиции эмпатического слушания и с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Важно! Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью".

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить");

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, те.е привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое-закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам").

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.

Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Уважаемые коллеги! В ходе мастер-класса мы с вами рассмотрим различные проявления агрессивного поведения личности подростка и постараемся вооружиться стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным, эффективным и позитивным.

А для начала проанализируем отрывок из сериала "ШКОЛА" с точки зрения проблем во взаимодействии участников.

Свои комментарии оставляем, перейдя по ссылке)


Проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте

Проблема: недостаточное владение техниками и приемами реагирования в ситуации агрессивного поведения.


Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания эмоционального фона по отношению к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:

  • бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных;
  • повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений;
  • эмоциональная грубость, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
  • наличие крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами
  • эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5х - 8х классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, установлено (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Как себя вести, когда подросток "хамит" на уроке, кидает по классу различные предметы (пенал, ручки, портфель, тетради и т.д.), проявляет вербальную и физическую агрессию к одноклассникам?

Поведение педагога в ситуации агрессии


Материалы по тематике мастер-класса

Обсуждение: Вопросы:

Банк идей

Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения