Мастер-класс Ученик – это объект воздействия воспитателей или субъект учебной деятельности
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Участники) |
|||
Строка 90: | Строка 90: | ||
||[[Участник:Баранова Людмила Сергеевна]]||педагог-психолог||МОУ СОШ №4||Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края||falinopsis772011@mail.ru | ||[[Участник:Баранова Людмила Сергеевна]]||педагог-психолог||МОУ СОШ №4||Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края||falinopsis772011@mail.ru | ||
|- | |- | ||
- | || | + | ||[[Участник:IEDIED|Дудникова Ирина Евгеньевна]]||педагог-психолог||МОУ "СОШ № 2 (1) р. п. Самойловка"||Саратовская область, р. п. Самойловка||asg.001@mail.ru |
|- | |- | ||
||...||...||...||...||... | ||...||...||...||...||... |
Версия 09:21, 23 ноября 2011
Ученик – это объект воздействия воспитателей или субъект учебной деятельности?Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, в оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Несмотря на изменяющуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности, предписывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и собственного жизнетворчества. Ученик, будучи объектом педагогической деятельности учителя, становится субъектом учебно-познавательной деятельности, которую организует учитель. Но ученик выступает не как самостоятельный субъект познавательной деятельности, а как субъект, воспроизводящий в своей учебно-познавательной деятельности структуру и содержание педагогической деятельности учителя. Полноценным субъектом познавательной деятельности человек может стать только тогда, когда осваивает формы, способы, методы, принципы и средства познавательной деятельности. Парадокс еще и в том, что ребенок еще не может оценить практическую значимость изучаемых в школе наук: у него нет соответствующего жизненного, практического опыта. В этом одна из причин низкой учебно-познавательной активности школьников: они изучают науки потому, что их заставляют их изучать.
|
О ведущих:
УчастникиЧтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!) При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail
Помощь в навигации по сайту:
|
Этап первый: Осознание проблемыНи у кого не вызывает сомнения, что должны получить дети в школе – это уверенность в себе в своих силах, в том, что они подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных (общеучебных, надпредметных) умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования, которые предполагают максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности. Это предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам. Складывается впечатление, что существующая система образования обладает единственной концепцией, которая заключается в стремлении буквально «втолкать» в детей как можно больше информации. Причём часто создаётся мнение, что многие преподаватели и сами уже не представляют, зачем и кому это нужно. На несчастных детей обрушиваются всё более усложнённые программы, и школьник каждый день сталкивается с чудовищной нагрузкой, что, безусловно, включает в нём элементарный инстинкт самосохранения – защитить себя и свою психику. В связи с этим возникает несколько вопросов?
На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет современной педагогики", проанализируем факторы воспитания личности и качества личности, необходимые для жизни в новых условиях открытого общества. Материалы, которые помогут вам:
Что надо будет сделать? Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу". Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!): Современная педагогика – это… (напишите свои ассоциации)
Факторы (обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию) воспитания личности …(напишите 1 фактор и его расшифровку)
Качества личности (обобщенные свойства личности), необходимые для жизни в новых условиях открытого общества….(напишите 1 качество и его расшифровку)
|
Этап второй: Профессиональное мышление современного педагога«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» (из доклада МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем») Модернизация школы в современных условиях проходит непросто: идет преодоление всего негативного, что было в прошлом, и наращивание потенциала инновационного образовательного учреждения. Наши дети – это дети нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Учебный процесс начинается с учителя. Он — субъект педагогической деятельности, которая составляет основу учебного процесса и определяет конечный результат обучения. Учитель по отношению к ученику выступает в двух ипостасях: с одной стороны, как специалист, носитель или представитель конкретной науки, а с другой — как личность, носитель социально-нравственных свойств и качеств. Одной из причин недостаточной подготовленности учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, практического обращения со своими знаниями объясняется тем, что современные педагоги сами слабо подготовлены в области профессионального мышления. Учителям, проработавшим в школе 20 и более лет, выпустившим детей, успешно определившихся в жизни, трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда и так «все замечательно» - контрольные написаны в основном на «хорошо и отлично». На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что мешает учителю работать на новый результат и повышать свою профессиональную компетентность?»
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!): Психологические барьеры педагога: Какие мероприятия в школе эффективны, чтобы снизить уровень эмоциональной тревожности педагога и активизировать его внутренний (личностный) потенциал? Качества (обобщенные свойства личности) личности современного педагога:
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
|
Этап третий: Детский организм и воспитательная среда школы«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Объектом педагогической деятельности служит ученик — обладатель мозга и носитель сознания. Школьное обучение, как и дошкольное воспитание, представляет собой не столько воздействие на сознание, которое находится еще в стадии становления, сколько на мозг, у которого нужно сформировать и развить познавательные способности, которых у него еще нет. Но способности нельзя вложить в мозг в готовом виде, их можно только формировать и развивать в процессе самостоятельной деятельности ученика. Следовательно, чтобы сформировать и развить умственную познавательную способность, ученика нужно включить в соответствующую познавательную деятельность. Учебный процесс — это и процесс становления ученика как самостоятельного субъекта познавательной деятельности. В учебном процессе он познает, приобретает знания и развивает способность понимания. В процессе учебной деятельности он научается приемам и способам использования знаний в практической деятельности. Но практическая деятельность ученика и практическая деятельность человека в различных сферах общественной жизни за пределами школы — это не одно и то же. Это разные виды деятельности, поэтому ученик должен научиться переносить умения работать со знаниями в сфере учебного процесса из учебной деятельности в практическую. Самостоятельно этому научиться ребенок не может, этому научить его должен учитель. Поэтому перед педагогом стоит задача: в процессе изучения науки, каждого научного понятия, научного закона, научной формулы через имеющийся жизненный и познавательный опыт ученика находить и указывать выходы в его будущую жизненную практику. Ценностное сознание — нравственное, политическое, эстетическое, религиозное — формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, дабы они стали общими для них, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника; в этом смысле говорят (и глубоко справедливо!), что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя. Важно помнить, что, во-первых, школа работает на будущее, а, во-вторых, в этом будущем под влиянием различных жизненных ситуаций человек вспоминает преподанные ему в прошлом уроки, оценивает их с позиций приобретенного жизненного опыта и руководствуется ими в практической деятельности. Воспитательная среда школы, – какая она: агрессивная, искусственная, ломающая личность ребенка или развивающая, поддерживающая, вдохновляющая ее? От того, как производится трактовка понятия «воспитание», зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Какие формы деятельности педагога наиболее эффективны в воспитании современных школьников?»
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!): Воспитание – это… Особенности современных школьников: Припципы личностно-деятельностного подхода во взаимодействии с учащимися: (напишите 1 принцип и его расшифровку) Назовите виды деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности ребенка:(напишите 1 вид деятельности и его расшифруйте)
|
Этап четвертый: Шпаргалка для педагога по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подходаЛичностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности – мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам ученик как личность. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из интересов, знаний и умений обучающихся. ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, приемы, технологии, высказывания, которые помогают педагогу по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода.И ответим на вопрос:"Как оформить урок в соответствии с новыми требованиями?" Материалы, которые помогут вам:
Создание атмосферы готовности к познавательной деятельности (методы и приемы) Типы уроков в зависимости от формы их проведения
Деятельностная цель: (формирование способности…) Организация работы ребенка с информацией (методы и приемы): Оценочные (констатирующие, мотивирующие, стимулирующие) высказывания педагога, направленные на активизацию деятельности учащегося на уроке: Методы обучения: (назовите 1 метод и его расшифровку) Приемы, используемые на уроке (занятии): Критерии оценивания результативности урока: (напишите 1 критерий) Современные образовательные технологии: (напишите 1 технологию)
|
Банк идейВот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагога"Рекомендации для педагогов по организации урока в аспекте личностно-деятельностного подхода" Свои рекомендации, конструктивные приемы и упражнения, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса вписываем ниже по ссылке
|
Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мненияСвои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке
|