Мастер-класс Что делать, когда "слово" уже не действует
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию) |
(→Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию) |
||
Строка 517: | Строка 517: | ||
'''3 шаг:''' '''Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка ''' ''(Обеспечить возможность подростку проявить себя!)'' (мероприятия, упражнения, приемы) | '''3 шаг:''' '''Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка ''' ''(Обеспечить возможность подростку проявить себя!)'' (мероприятия, упражнения, приемы) | ||
* Я вижу основную проблему трудностей у ребенка в неумении выйти из проблемной ситуации, посмотреть на нее со стороны и найти приемлемый способ выражения своих эмоций. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии. Умение ребенка сохранять позицию режиссера, т.е. действовать в условной ситуации является одним из показателей рефлексии.В индивидуальной работе с ребенком использую технологию: «режиссерская игра». Учитывая "внутренние возможности ребенка" (оригинальность мышления,богатая фантазия, умение рисовать – это прежде всего развитая зрительная память + твердая рука + свободное владение карандашом или кистью) я предлагаю способ творческой деятельности - «Рисование каракулей с процедурой «Что-ты-видишь». В данном стиле отсутствует замысел или план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку блуждать в различных направлениях. На листе из разных линий возникает «проблемная ситуация», решение которой от ребенка требует привлечения не только мыслительных процессов (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), но и эмоций, интуиции, воли, воображения. Еще одни способ творческой деятельности - "Режиссерская игра с куклой или в работе со сказкой", учитывая "внутренние возможности ребенка" (артистические данные, хорошее вживание в роль, умение придумывать невероятные истории). Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и игровой материал – набор кукол-марионеток. Среди персонажей кукол есть «кукольная семья», сказочные герои, животные и имеется запас не раскрашенных кукол. «Спрятавшись» за куклу-персонаж ребенок может: проявить свою агрессию, скрыть свою неуверенность, побывать в ролях, противоположных по характеру, «примерить» образы, противоположные по личностным особенностям: (уверенность-неуверенность, общительность-замкнутость, и т.д.) -- [[Двирная Ольга Владимировна|''Двирная Ольга Владимировна'']] | * Я вижу основную проблему трудностей у ребенка в неумении выйти из проблемной ситуации, посмотреть на нее со стороны и найти приемлемый способ выражения своих эмоций. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии. Умение ребенка сохранять позицию режиссера, т.е. действовать в условной ситуации является одним из показателей рефлексии.В индивидуальной работе с ребенком использую технологию: «режиссерская игра». Учитывая "внутренние возможности ребенка" (оригинальность мышления,богатая фантазия, умение рисовать – это прежде всего развитая зрительная память + твердая рука + свободное владение карандашом или кистью) я предлагаю способ творческой деятельности - «Рисование каракулей с процедурой «Что-ты-видишь». В данном стиле отсутствует замысел или план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку блуждать в различных направлениях. На листе из разных линий возникает «проблемная ситуация», решение которой от ребенка требует привлечения не только мыслительных процессов (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), но и эмоций, интуиции, воли, воображения. Еще одни способ творческой деятельности - "Режиссерская игра с куклой или в работе со сказкой", учитывая "внутренние возможности ребенка" (артистические данные, хорошее вживание в роль, умение придумывать невероятные истории). Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и игровой материал – набор кукол-марионеток. Среди персонажей кукол есть «кукольная семья», сказочные герои, животные и имеется запас не раскрашенных кукол. «Спрятавшись» за куклу-персонаж ребенок может: проявить свою агрессию, скрыть свою неуверенность, побывать в ролях, противоположных по характеру, «примерить» образы, противоположные по личностным особенностям: (уверенность-неуверенность, общительность-замкнутость, и т.д.) -- [[Двирная Ольга Владимировна|''Двирная Ольга Владимировна'']] | ||
- | *Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. Активная работа подростка в ученическом самоуправлении | + | *Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. Активная работа подростка в ученическом самоуправлении. Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. -- [[Участник:Терехова Р.П.|Терехова Раиса Петровна]] |
*'''Демонстративный тип''' личности «трудного» ребенка. Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищенного удивления, почитания, сочувствия. Hа худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.Очень часто демонстративные подростки досаждают учителям на уроках своей болтливостью, постоянными отвлечениями, шутками и т.д. В этой ситуации хорошо себя зарекомендовал '''''следующий прием''''': '''Вначале''' педагог идет навстречу потребности демонстративного - подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда. '''На втором этапе''', когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на демонстративного подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении.Наконец, '''на третьем этапе''', когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно, в результате постоянного подкрепления недемонстративного поведения и торможения проявлений демонстративного поведения, последнее угасает, подросток изживает свою акцентуацию. '''Другим методом''' модификации поведения демонстративного подростка являются систематические индивидуальные беседы с ним, формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная, полезная для других деятельность. Педагог должен организовать такую деятельность и включить в нее подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, драматический кружок, выставки, конкурсы и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действительно "блеснуть", используя свои, часто незаурядные задатки к актерскому и литературному творчеству. В нашей школе такие ученики привлечены к подготовке и проведению еженедельных радиопередач.Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом. Альтернатива этому гораздо более привлекательна - всеми любимый актер или просто умница-рассказчик, душа компании--[[Участник:Макова|Макова]] 12:34, 23 февраля 2012 (UTC)--[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]] | *'''Демонстративный тип''' личности «трудного» ребенка. Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищенного удивления, почитания, сочувствия. Hа худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.Очень часто демонстративные подростки досаждают учителям на уроках своей болтливостью, постоянными отвлечениями, шутками и т.д. В этой ситуации хорошо себя зарекомендовал '''''следующий прием''''': '''Вначале''' педагог идет навстречу потребности демонстративного - подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда. '''На втором этапе''', когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на демонстративного подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении.Наконец, '''на третьем этапе''', когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно, в результате постоянного подкрепления недемонстративного поведения и торможения проявлений демонстративного поведения, последнее угасает, подросток изживает свою акцентуацию. '''Другим методом''' модификации поведения демонстративного подростка являются систематические индивидуальные беседы с ним, формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная, полезная для других деятельность. Педагог должен организовать такую деятельность и включить в нее подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, драматический кружок, выставки, конкурсы и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действительно "блеснуть", используя свои, часто незаурядные задатки к актерскому и литературному творчеству. В нашей школе такие ученики привлечены к подготовке и проведению еженедельных радиопередач.Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом. Альтернатива этому гораздо более привлекательна - всеми любимый актер или просто умница-рассказчик, душа компании--[[Участник:Макова|Макова]] 12:34, 23 февраля 2012 (UTC)--[[Участник:Макова Надежда Олеговна|Макова Надежда Олеговна]] | ||
* С такими детьми в нашей школе мы используем в работе другие формы: Организация самоуправления в классе, школе («Совет печати и радио» , Совет «Культура и отдых», Совет «Спорт и здоровье», «Совет дисциплины и охраны порядка») и привлечение таких детей в создании и сопровождения сайта класса--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина Любовь Михайловна]],--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]] | * С такими детьми в нашей школе мы используем в работе другие формы: Организация самоуправления в классе, школе («Совет печати и радио» , Совет «Культура и отдых», Совет «Спорт и здоровье», «Совет дисциплины и охраны порядка») и привлечение таких детей в создании и сопровождения сайта класса--[[Участник:Жинкина Любовь Михайловна|Жинкина Любовь Михайловна]],--[[Участник:Кузьмина Надежда Павловна|Кузьмина Надежда Павловна]] | ||
Строка 540: | Строка 540: | ||
*Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени. В такой системе прямое педагогическое воздействие на личность школьника сочетается с мерами по устранению конкретных причин, которые обусловили педагогическую или социальную запущенность, а также с действиями по изменению характера его отношений с окружающими людьми.Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать только как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина Владимировна'']] | *Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени. В такой системе прямое педагогическое воздействие на личность школьника сочетается с мерами по устранению конкретных причин, которые обусловили педагогическую или социальную запущенность, а также с действиями по изменению характера его отношений с окружающими людьми.Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать только как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.-- [[Федосеева Ирина|''Федосеева Ирина Владимировна'']] | ||
* Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. А это очень важные приобретения для "трудного" подростка.--[[Участник:Шамаева Л.А.| Шамаева Любовь Александровна]] | * Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. А это очень важные приобретения для "трудного" подростка.--[[Участник:Шамаева Л.А.| Шамаева Любовь Александровна]] | ||
- | * | + | *Активная работа подростка в ученическом самоуправлении содействует развитию:крепкой базы знаний в сфере лидерства,навыков социального общения, взаимодействия, сотрудничества;умения анализировать социальные ситуации и вырабатывать оптимальные программы поведения в них;опыта соответственного поведения в конфликтных ситуациях;способностей к социальному творчеству, готовности к изменению самого себя,межличностных отношенийс лидерами-единомышленниками;стремления к самостоятельному самоопределению и самореализации, адекватной самооценки результатов своей жизнедеятельности;способности к симпатии, персонифицированным взаимоотношениям с другими людьми;стремления к поиску и реализации личного смысла жизни,способности адаптироваться к изменяющейся реальности;стремления к инновационному мышлению и творчеству, к выработке новых стратегий и моделей деятельности и поведения;готовности исполнять различные социальные роли, утверждая и сохраняя самоценность своей индивидуальности. -- [[Участник:Терехова Р.П.|Терехова Раиса Петровна]] |
* | * | ||
* | * |
Версия 12:34, 28 февраля 2012
Что делать, когда "слово" уже не действуетВ последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. «Трудные дети». Странное выражение. Особенно, если вспомнить, что говорят: «Дети – цветы жизни», «Дети – это дар», «Дети – это самое главное в жизни». После таких слов задумываешься:
Для кого: для учителей - предметников, воспитателей, педагогов-психологов Цель: обеспечение освоения алгоритма действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию. Планируемые результаты: Знают: содержание понятия «трудные» дети; особенности в поведении «трудных» детей и причины их возникновения; необходимые условия развития личности «трудного» ребенка. Могут: эффективно реагировать в ситуациях возникновения «трудностей» у ребенка Умеют: конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми Задачи мастер-класса: 1. Обсуждение причин возникновения «трудностей» у детей 2. Составление "Банка" рекомендаций для педагогов по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости 3. Совместное составление КОПИЛКИ " Способы, методы, формы, приемы работы с «трудными» детьми» 4. Проигрывание методов и приемов, которые помогают педагогам конструктивно выстраивать отношения с «трудными» детьми
|
О ведущих:
УчастникиЧтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!) При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail
|
Этап первый: Осознание проблемыСейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей - это трудные дети. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами». Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста. В связи с этим, встают вопросы:
На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет трудного ребенка", рассмотрим проявления «особенностей» трудного ребенка и проанализируем причины возникновения «трудностей» у детей. Материалы, которые помогут вам:
Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу". Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!): Трудный ребенок – это...
Проявления «особенностей» поведения трудного ребенка...
Причины возникновения «трудностей»
|
Этап второй: Благоприятные условия для развития личности «трудного» ребенкаНа 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали "портрет трудного ребенка", обозначили проявления «особенностей» трудного ребенка и причины возникновения «трудностей» у детей. В конечном счете, все эти причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорированы принципы и подходы в воспитании «трудных» детей, - дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания «трудных» детей. Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей: 1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…; 2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать…. Прежде всего, необходимость осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект, учитывая принципы и методы и приемы в воспитании «трудных» детей. На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: «Что помогает в школе выстроить продуктивный путь работы и общения с "трудными" детьми?» Материалы, которые помогут вам:
Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):
Какие методы и приемы можно использовать при воспитании "трудного" ребенка (указать 1 метод и расшифровать его)
Как должны быть выстроены отношения между участниками воспитательного процесса (педагог, ученика, родитель)?
|
Этап третий: Примеры из жизниОбратимся к опыту каждого участника и постараемся создать копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях, рассмотрим причины возникновения «трудностей» у ребенка и возможную технологию работы педагога с данным ребенком.
|
Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитаниюРусским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием. Внутренняя часть педагогического процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. В этот сложный для школьников период роль старших – родителей, педагогов – может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом, «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами, позволяет подростку самоутвердиться. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, техники и приемы, которые эффективно работают на каждом шаге «алгоритма». Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка.Классификация типов личности «трудных» детей Материалы, которые помогут вам:
Ситуация: «Ребенок часто находится в состоянии чрезмерной возбудимости, раздражительности, плаксивости. Когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность» 1 шаг: Установление контакта с ребенком, нейтрализация его защитных механизмов (методы, приемы, упражнения)
2 шаг: Активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» ребенка (методы, приемы, упражнения)
3 шаг: Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка (Обеспечить возможность подростку проявить себя!) (мероприятия, упражнения, приемы)
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)
|
Банк идейВот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагогапо ссылке
|
Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мненияСвои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке
|