Этап четвертый:Алгоритм действий взрослого по активизации личности "трудного" ребенка к самовоспитанию
Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, "самопсихическим" развитием, или саморазвитием.
Внутренняя часть педагогического процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский).
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. В этот сложный для школьников период роль старших – родителей, педагогов – может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом, «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами, позволяет подростку самоутвердиться.
А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, техники и приемы, которые эффективно работают на каждом шаге «алгоритма». Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка.Классификация типов личности «трудных» детей
Материалы, которые помогут вам:
Ситуация: «Ребенок часто находится в состоянии чрезмерной возбудимости, раздражительности, плаксивости. Когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность»
1 шаг: Установление контакта с ребенком, нейтрализация его защитных механизмов (методы, приемы, упражнения)
- При установлении контакта с трудным ребенком необходимо учитывать, что у него часто настолько не удовлетворены данные потребности, что ребенок уже боится верить взрослому.Одним из важных условий успешного контакта педагога с ребенком является смена позиций взаимодействия: сочувственное выслушивание(позиция товарища), взаимодействие "сверху вниз" - педагог дает советы, часто из обобщенного опыта и знаний (позиция советчика),взаимодействие "снизу вверх" - педагог комментирует то, что он видит, вместо того, чтобы дать совет (можно использовать метафору - краткое изложение ситуации или ее демонстрация)-- Двирная Ольга Владимировна
- Упражнения на мобилизацию внутренних сил ребенка: раскрыть его возможности, умения; убедить в необходимости предстоящей работы; раскрыть перспективы его усилий; определить содержание конкретных видов деятельности.-- Федосеева Ирина Владимировна
- Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели; опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу; оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия.-- Афанасьева Ирина Васильевна
- Психологи выделяют такие приемы настройки: имя собственное, этот прием основан на том, что ребенок, как и любой человек, испытывает приятное чувство от повторения своего имени, так как имя связано с данной личностью, то такое обращение подчеркивает внимание именно к этому человеку, это возвышает и утверждает его в своих глазах. Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия. --Макова 12:35, 22 февраля 2012 (UTC)
- Использование Метафоры (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий - образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) подростка. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы--Макова Надежда Олеговна
- "вы-поход", личные интересы, улыбка, комплимент . --Кузьмина Надежда Павловна
- «Информирование». Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей. «Парадоксальная инструкция». --Жинкина Любовь Михайловна
- Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, главное - приветливый стиль общения с детьми, искусный педагог обычно явно излучает теплоту, он внимателен к детям, спокоен. Содержание, стиль, тон его речи, его мимика и пантомимика выражают интерес педагога к детям и удовольствия от общения с ними --Канашина Анна Александровна
- Выявление предполагаемых положительных качеств: рассказ о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств в себе. Тактика: принятие партнера, авансирование доверием. Результат: создание ситуации безопасности. -- Колесникова Татьяна
- Интерактивная беседа. Нахождение эффективных методов воздействия на ребенка.-- Кулемина Елена Владимировна
- Проявляйте во взаимоотношениях с возбудимой личностью терпение, неторопливость и тактичность. Не попадайтесь под «горячую руку» — выберите для беседы спокойный период. Старайтесь не провоцировать конфликты, используйте доброжелательную, спокойную и сдержанную манеру взаимодействия; уважайте интересы и достоинства, проявляйте искреннюю заинтересованность. Помогайте возбудимой личности перенаправить свою авторитарность и прямолинейность в полезное русло. Полезно предложить такому человеку подходящее дело, отвлекающее от отрицательных эмоций, снимающее напряжение.Именно возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой из теста (глины).-- Марющенко Ольга Семеновна
- Прием " Адресное обращение". Старайтесь как можно чаще, произносить в разговоре имя ребенка, это заметно сблизит Вас с ним. Как говорил американский психолог и писатель Дейл Карнеги: «Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Приём "Расслабление". Беседа на нейтральные темы: события в мире, погода, спорт и т.п. При этом разговор должен вестись с такими оценками проблем и вопросов, с которыми нельзя не согласиться.-- Шамаева Любовь Александровна
- Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает, что вызывает у школьника моральную обязанность вести себя соответствующим образом.-- Макушева Лариса Юрьевна
- Просьба - способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства.-- Мамкичева Ольга Анатольевна
- Проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (вызывает восхищение учеников своим учителем, признание ими его авторитета и способствует положительным изменениям в поведении).-- Чебанова Елена Николаевна
- Познакомьтесь с ребёнком поближе. Покажите свою заинтересованность его личностью. Определите область его интересов. Крылова Елена
- Важен положительный эмоциональный фон, создание ситуации безопасности, безусловного принятия ребёнка, доверия и открытости. Нужен проявлять интерес к интересам ребёнка. -- Бушуев Вадим Викторович
2 шаг: Активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» ребенка (методы, приемы, упражнения)
- Коммуникативная компетентность - как система внутренних возможностей (ресурсов), необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов. Активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы; уравновешенность, эмпатия,терпимость к фрустрации и неопределенности, умение слышать и чувствовать партнера по общению, умение решать конфликтные ситуации), способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений - Социально-психологический тренинг . Упражнения:на расширение сознания (методика "Двух стульев"), на усиление внимания к чувствам (методика "разыгрывания ролей"), работа с мечтами (если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то используется методика "двух стульев"), принятие ответственности за самих себя ("Я хочу", "Я не хочу"), преодоление сопротивления (методика "Двух стульев").--Двирная Ольга Владимировна
- "Я-концепция". Это теория подростка о самом себе. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, для усиления уверенности в себе и принятия соответствующего решения. Упражнения «Листок за спиной», «Самоанализ качеств личности и поведения», «Принятие решения»-- Федосеева Ирина Владимировна
- Упражнение «Слушать и слышать». Попробуем посчитать до 10 (в идеале счет происходит по количеству участников). Вроде бы как просто, правда?! Просто, да не очень, потому что здесь важно не только слушать, но и слышать, чувствовать другого человека. Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа. Отрабатываются навыки эмпатии, произвольного поведения, самоконтроля и командного сплочения. Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество. Упражнение «Две ладони». Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Именно этого хочется, когда слышишь слова «семья и школа». Активизация осознания участников тактики и стратегии взаимодействия, как следствие – получение разного результата. Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество. -- Афанасьева Ирина Васильевна
- Использование сказкотерапии (Основные идеи сказкотерапии:— осознание своего потенциала, ценности собственной жизни;— понимание причинно-следственных связей событий и поступков;— познание разных стилей мироощущения;— осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;— внутреннее ощущение силы и гармонии)..--Макова 13:58, 22 февраля 2012 (UTC)
- Арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы человека, что способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций. Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений.--Макова Надежда Олеговна
- Техника декатастрофизации (что будет, если) требует от подростка перечислить все возможные события и последствия, которые наступят, если произойдет (или не произойдет) событие, вызывающее страх и чувство тревоги. «Что будет, если ты не сделаешь это?», «Что будет, если ты откажешься это делать?» и т.д. Перечисление возможных последствий позволяет справиться со страхом и чувством тревоги по поводу наступления или не наступления события. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...»--Кузьмина Надежда Павловна
- Трансформация личной истории. Целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного субъективного завершения незакрытых событий прошлой жизни, изменения навязанных программ и сценариев. Это способствует также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели). --Жинкина Любовь Михайловна
- Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (вспомните, как Том Сойер смог превратить в удовольствие скучную покраску забора). Такая работа имеет большое значение для ребенка, которому жизнь кажется скучной, все занятия — неинтересными. Переоценка. Переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выявление негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива. -- Колесникова Татьяна
- Важным ресурсом развития межличностного общения выступает конфликтная компетентность, понимается как неотъемлемая составная часть коммуникативной компетентности , представляющая собой систему внутренних ресурсов, позволяющую человеку быть "посредником самому себе" в конфликте - занимать управляющую, рефлексивно-эмпатийную, позицию и удерживать взаимодействие в режиме продуктивного разрешения исходного противоречия. Для активизации внутренних ресурсов конфликтной компетентности проводить программы занятий направленные на развитие децентрации и диалогичности в межличностном общении, а также тестовые задания для определения эффектов развития конфликтной компетентности. -- Пасечкина Татьяна Николаевна
- Социальная компетентность - как система внутренних возможностей (ресурсов)- это умение сотрудничать, умение работать в команде, умение контролировать свои эмоции,терпимость к чужому мнению, умение достигать договорённостей).Участие в культурно-массовой работе классного коллектива, участие в художественной самодеятельности учащихся школы. -- Терехова Раиса Петровна
- Личностная компетентность- как система внутренних ресурсов (адекватная самооценка, уверенность в себе, сила воли, доверие к себе, ответственность за себя, готовность действовать и достигать цели, умение решать проблемы). Для активизации личностных ресурсов представлены возможные типы отдельных личностно ориентированных педагогических ситуаций, составляющих в совокупности целостность и обеспечивающих продвижение к самоизменению: ситуации осознания значимости личностных ресурсов как поля для успешной жизнедеятельности; ситуации включения в процесс освоения социального опыта, столкновения с событиями, поступками, где пробуждается желание усовершенствовать себя; ситуации включения в приобретение знаний о сущности социальной компетентности как ценности личности; ситуации анализа собственной жизненной позиции, нравственно-ценностных смыслов. Использование притч, терапевтических сказок. Притча "Урок бабочки". Сказка "Когда расцветает Лотос". Упражнение «Преодоление» Ведущий: "Вспомни о тех препятствиях, которые тебе пришлось преодолевать за последнее время, затем найди то общее, что помогло тебе в этом. Способы преодоления препятствий составим в общий перечень и назовем его «Преодоление». В трудную минуту будет под рукой опыт успешного преодоления трудностей». Упражнение "Мои слабые и сильные стороны". Упражнение "За" и "Против".--Марющенко Ольга Семеновна
- Одним из способов раскрытия внутренних ресурсов возбудимых подростков является апелляция к их сознанию, анализ и оценка их поведения в процессе индивидуальной беседы. Речь, конечно, не идет о банальном «Ну, разве ж так можно!». Такая беседа должна представлять собой устный «а иногда и письменный» компромиссный договор.Социально-психологический и игровой тренинг.Упражнения дают опыт обратной связи в безоценочной форме. Дают проявлять отношения между участниками в психологически безопасной форме. В ходе тренинга видно, как ребенок проявляет себя. Так же ребенок видит, как воспринимают и оценивают его другие, получая обратную связь он формирует свои коммуникативные способности.-- Кулемина Елена Владимировна
- Включение ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность, создание ситуаций эмоционального переживания, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности; в деловые игры, тренинги на развитие коммуникативной компетентности, социальных навыков, лидерских качеств, креативности ( по технологиям О. Евтихова, М. Кипнис, Л. Ф. Анн, А.Г.Грецова и др.); в биржи идей, в организаторскую деятельность.-- Шамаева Любовь Александровна
- стимулировать самопознание, формировать способность к самоанализу: Упражнение "Недописанное предложение" ("Думая о себе, я чувствую гордость. когда....","Думая о себе, я порой ужасаюсь. когда...", "Думая о себе, я начинаю переживать, потому что...", "думая о себе, я порой сомневаюсь,..."); Упражнение "Волшебное психологическое зеркало", Упражнение "Золотая рыбка", "Лестница прогресса", "Ресурсы для достижения" (Гущина Т.Н. Я и мои ценности...: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. - М.: АРКТИ, 2008.) -- Рябинина Елена Валентиновна
- раскрыть свои возможности, научиться общаться и понимать сверстников и окружающих взрослых поможет сказкотерапия. Рекомендую для занятий с трудными подростками психокоррекционные сказки. (Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция развитие. личностный рост. - СПб.: Речь, 2006.) -- Калюк Евгения Михайловна
- рекомендую для бесед с подростками использовать притчи Притчи для подростков -- Павлова Нинель Васильевна
- Нужно использовать прием самостимулирования, когда учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. -- Бушуев Вадим Викторович
- Упражнение "Кувшин моего внутреннего мира", активизирует процесс самопознания подростком своих чувств, эмоций, состояний, навыков самоанализа. -- Макушева Лариса Юрьевна
- Упражнение "Волшебная лавка" способствует формированию и развитию рефлексии, способности понимать и оценивать свои личностные качества. -- Мамкичева Ольга Анатольевна
- Ролевое проигрывание различных ситуаций, поведенческий тренинг навыков и умений, анализ различных ситуаций развивает внутренние возможности подростка. -- Чебанова Елена Николаевна
3 шаг: Предоставление пространства для творческой деятельности, учитывая "внутренние возможности" ребенка (Обеспечить возможность подростку проявить себя!) (мероприятия, упражнения, приемы)
- Я вижу основную проблему трудностей у ребенка в неумении выйти из проблемной ситуации, посмотреть на нее со стороны и найти приемлемый способ выражения своих эмоций. Осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии. Умение ребенка сохранять позицию режиссера, т.е. действовать в условной ситуации является одним из показателей рефлексии.В индивидуальной работе с ребенком использую технологию: «режиссерская игра». Учитывая "внутренние возможности ребенка" (оригинальность мышления,богатая фантазия, умение рисовать – это прежде всего развитая зрительная память + твердая рука + свободное владение карандашом или кистью) я предлагаю способ творческой деятельности - «Рисование каракулей с процедурой «Что-ты-видишь». В данном стиле отсутствует замысел или план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку блуждать в различных направлениях. На листе из разных линий возникает «проблемная ситуация», решение которой от ребенка требует привлечения не только мыслительных процессов (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), но и эмоций, интуиции, воли, воображения. Еще одни способ творческой деятельности - "Режиссерская игра с куклой или в работе со сказкой", учитывая "внутренние возможности ребенка" (артистические данные, хорошее вживание в роль, умение придумывать невероятные истории). Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и игровой материал – набор кукол-марионеток. Среди персонажей кукол есть «кукольная семья», сказочные герои, животные и имеется запас не раскрашенных кукол. «Спрятавшись» за куклу-персонаж ребенок может: проявить свою агрессию, скрыть свою неуверенность, побывать в ролях, противоположных по характеру, «примерить» образы, противоположные по личностным особенностям: (уверенность-неуверенность, общительность-замкнутость, и т.д.) -- Двирная Ольга Владимировна
- Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. Активная работа подростка в ученическом самоуправлении. Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. -- Терехова Раиса Петровна
- Демонстративный тип личности «трудного» ребенка. Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищенного удивления, почитания, сочувствия. Hа худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.Очень часто демонстративные подростки досаждают учителям на уроках своей болтливостью, постоянными отвлечениями, шутками и т.д. В этой ситуации хорошо себя зарекомендовал следующий прием: Вначале педагог идет навстречу потребности демонстративного - подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда. На втором этапе, когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на демонстративного подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении.Наконец, на третьем этапе, когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно, в результате постоянного подкрепления недемонстративного поведения и торможения проявлений демонстративного поведения, последнее угасает, подросток изживает свою акцентуацию. Другим методом модификации поведения демонстративного подростка являются систематические индивидуальные беседы с ним, формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная, полезная для других деятельность. Педагог должен организовать такую деятельность и включить в нее подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, драматический кружок, выставки, конкурсы и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действительно "блеснуть", используя свои, часто незаурядные задатки к актерскому и литературному творчеству. В нашей школе такие ученики привлечены к подготовке и проведению еженедельных радиопередач.Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом. Альтернатива этому гораздо более привлекательна - всеми любимый актер или просто умница-рассказчик, душа компании--Макова 12:34, 23 февраля 2012 (UTC)--Макова Надежда Олеговна
- С такими детьми в нашей школе мы используем в работе другие формы: Организация самоуправления в классе, школе («Совет печати и радио» , Совет «Культура и отдых», Совет «Спорт и здоровье», «Совет дисциплины и охраны порядка») и привлечение таких детей в создании и сопровождения сайта класса--Жинкина Любовь Михайловна,--Кузьмина Надежда Павловна
- Классный руководитель совместно с педагогами дополнительного образования привлекает «трудных» подростковдемонстративного типа личности в организации проведения молодежных акций: музыкальных фестивалей, дискотек, слетов, лотерей и других мероприятий с использованием наглядной агитации: выпуска стенгазет, оформления уголков здоровья, выставок с целью воспитания культуры здоровья школьников.--Канашина Анна Александровна
- Привлечение детей с демонстративным типом в совет старшеклассников позволяет: Совет «Наука и образование» (участие в организации предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов и других внеклассных мероприятиях по учебным предметам, работа с нарушителями учебной дисциплины, прогульщиками, оказание помощи отстающим в учебе)способствует самопознанию и рефлексии таких учащихся. Совет «Культура и отдых» (организация и проведение разнообразных культурно–досуговых мероприятий, проведение школьных тематических мероприятий, организация экскурсий и походов в театры, музеи, выставки)- формирует способность к самоанализу, способствует возникновению желания самосовершенствоваться, развивает способность принимать друг друга. Совет «Спорт и здоровье» (подготовка и организация спортивных мероприятий, походов, соревнований по различным видам спорта, участие в городских и окружных соревнованиях между другими школами)- позволяет совершенствовать у учащихся навыки самоанализа, продумать способы избавления от вредных привычек. Совет печати и радио (оформление различных мероприятий, выпуск радиопередачи, выпуск объявлений и сигнальных листов, организация конкурсов классных тематических газет, выпуск школьной стенгазеты "Школьная пора”)- помогает учащимся в самораскрытии, способствует преодолению барьеров в общении, совершенствует навыки общения. Совет по труду и профориентации (проведение субботников и трудовых десантов, контроль в ходе генеральных уборок школы, организация участия в летней трудовой практике, ремонтных бригад, трудоустройство в летний период, участие в профориентационных проектах и ярмарках).Совет дисциплины и охраны порядка (организация дежурства старшеклассников, борьба с нарушителями правил внутреннего распорядка школы, дежурство на школьных мероприятиях).Совет «Забота» (организация работы с младшими школьниками и детьми из дошкольной группы)- воспитывает добрые чувства, развивает творческое воображение, навыки общения со сверстниками и взрослыми.--Жинкина Любовь Михайловна,--Кузьмина Надежда Павловна
- Возбудимый тип Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При беспрепятственном развитии аффекта бросается в глаза безудержная ярость – угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу. Если у подростка сформировалось стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений: эгоизм, неуживчивость, равнодушие к переживаниям других. Если в поведении подроста преобладает физическая агрессивность, то при работе с ним необходимо делать опору на такие качества личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в коллективах по 2-3 человека, где время от времени поручается ему руководство работой товарищей, все это способствует изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам, взрослым.-- Кулемина Елена Владимировна
- Неустойчивый тип: Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.).Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. В таких условиях (с которыми, кстати, неустойчивые легко смиряются) подросток может длительное время не допускать нарушений в поведении, весьма неплохо учиться. Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Особенно опасно для неустойчивых подростков такое изменение жизненной ситуации, которое ведет к безнадзорности, обстановке попустительства, открывающих простор для праздности и безделья. Т.е. полная занятость во внеурочное время: кружки, секции, участие в классных и общешкольных мероприятиях. -- Колесникова Татьяна
- Возбудимый тип характеризуется склонностью к периодам тоскливого настроения с накипающим раздражением и последующей агрессией. Достоинства характера (ресурсы): добросовестны и аккуратны в ведении дела, в результатах которого заинтересованы; упорны, выносливы, хорошо переносят физические нагрузки; пунктуальны, бережливы, надежны.Недостатки характера: чрезмерная агрессивность, вспыльчивость, ревность, злопамятность. Неумение учитывать мнение окружающих.Полезно предложить такому человеку подходящее дело, отвлекающее от отрицательных эмоций, снимающее напряжение. Поощряйте достижения, способствуйте самоутверждению в позитивном лидерстве, труде, спорте. Обращайте внимание и на положительные черты: аккуратность, честность, исполнительность, обстоятельность в делах, стремление к профессиональному успеху. Привлечение детей в Творческие мастерские "Лепка из глины", "Плетение берестой", "Создаём город будущего из модулей Tetrapak, скотча и картона" -- Марющенко Ольга Семеновна
- Творческие мастерские:гончарная, бисероплетение, роспись и резьба по дереву, ручное ткачество, оригами, квиллинг, художественная керамика, "Фотокружок", "Клуб шоуменов", "Театральная студия" -- Шамаева Любовь Александровна
- Творческие мастерские:«Компьютерная музыка», «Компьютерный дизайн», «Художественная фотография», «Танцевальная группа», музыкальная группа -- Федосеева Ирина Владимировна
- Разграничить позиции воспитателя и трудного ребёнка по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. При этом происходит четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти последующее обсуждение -- Бушуев Вадим Викторович
- Метод игротерапии (который включает в себя сюжетные и ролевые игры, театрализацию сказок, импровизированный диалог) способствует обогащению эмоциональных ресурсов ребенка, развитию его творческих возможностей -- Макушева Лариса Юрьевна
- Психогимнастика помимо функции создания благоприятного психологического микроклимата в группе представляет подростку обширное поле деятельности для развития творческого воображения, креативного мышления -- Мамкичева Ольга Анатольевна
- Создание коллективной творческой работы (коллаж, буклет, картина, памятка и т.д.)в процессе проведения тренингов и коррекционных занятий способствует не только формированию умения работать в коллективе, но и дает мощный толчок для активизации внутренних возможностей подростка -- Чебанова Елена Николаевна
- участие в школьных, городских. краевых олимпиадах и конкурсах по предметам (экология, мастематика, русский язык, физика, и т.д.)--Калюк Евгения Михайловна
- участие в издании школьной газеты "Апельсин", в которой рассказывается о событиях нашей школы и интересные истории жизни самих учащихся -- Рябинина Елена Валентиновна
-
-
-
-
-
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)
- Результативность проделанной «работы» с ребенком следующая: активизация внутренних ресурсов: повышение самооценки и уверенности в себе, терпения, навыков презентации результатов своего труда,умение видеть целое раньше частей, снижение или снятие барьера критичности и страха выглядеть «смешно и глупо»; использование ресурсов в классе: умение видеть проблемную ситуацию и сохранять эмоциональное равновесие в ней, умение позиционировать свои достижения, повышение социометрического статуса в классе. -- Двирная Ольга Владимировна
- Демонстративный тип личности «трудного» ребенка. Знают: приемы бесконфликтного межличностного общения; уверенного поведения. Могут: распознавать и анализировать свои личностные качества. Умеют: преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками и решать их конструктивным путем.--Макова 12:15, 26 февраля 2012 (UTC)--Макова Надежда Олеговна
- Результативность работы:активизация внутренних ресурсов:способность к самоанализу, адекватная самооценка, мотив саморазвития, уверенность в себе; использование ресурсов в классе:умение сотрудничать со сверстниками, формирование стремления к самосовершенствованию, позитивное видение своей перспективы --Жинкина Любовь Михайловна,--Кузьмина Надежда Павловна
- Формирование коммуникативных навыков: общаться бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы; уравновешенность, эмпатия,терпимость к чужому мнению, умение слышать и чувствовать партнера по общению, умение решать конфликтные ситуации) -- Кулемина Елена Владимировна
- Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Немало времени и сил уйдет и на то, чтобы закрепить эти изменения, придать им необратимый характер. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а целой системой средств, используемых на протяжении длительного периода времени. В такой системе прямое педагогическое воздействие на личность школьника сочетается с мерами по устранению конкретных причин, которые обусловили педагогическую или социальную запущенность, а также с действиями по изменению характера его отношений с окружающими людьми.Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать только как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.-- Федосеева Ирина Владимировна
- Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. А это очень важные приобретения для "трудного" подростка.-- Шамаева Любовь Александровна
- Активная работа подростка в ученическом самоуправлении содействует развитию:крепкой базы знаний в сфере лидерства,навыков социального общения, взаимодействия, сотрудничества;умения анализировать социальные ситуации и вырабатывать оптимальные программы поведения в них;опыта соответственного поведения в конфликтных ситуациях;способностей к социальному творчеству, готовности к изменению самого себя,межличностных отношенийс лидерами-единомышленниками;стремления к самостоятельному самоопределению и самореализации, адекватной самооценки результатов своей жизнедеятельности;способности к симпатии, персонифицированным взаимоотношениям с другими людьми;стремления к поиску и реализации личного смысла жизни,способности адаптироваться к изменяющейся реальности;стремления к инновационному мышлению и творчеству, к выработке новых стратегий и моделей деятельности и поведения;готовности исполнять различные социальные роли, утверждая и сохраняя самоценность своей индивидуальности. -- Терехова Раиса Петровна
- Конструктивная коммуникабельность. Если подросток научился выслушивать чужое мнение, воспринимать его,не как угрозу собственному ценнейшему опыту, а как один из вариантов решения проблемы, если он способен сравнить различные ситуации, которые предлагают ему другие люди, и выбрать из них наиболее успешную, если он способен спорить, не проявляя агрессии, - эффективность нашей работы налицо. Умение вести диалог, слыша собеседника, - очень полезный жизненный навык. -- Колесникова Татьяна
- Изменение взглядов, мотивов и поведения, в результате чего могут включаться механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. Проявление отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и готовность к их обсуждению, анализу, а также разбору. -- Бушуев Вадим Викторович
- Позитивное отношение к действительности, адекватная самооценка. -- Макушева Лариса Юрьевна
- Умение осознавать сови эмоциональное состояние и мотивы поведения, развитие навыков наблюдения и самонаблюдения. -- Мамкичева Ольга Анатольевна
- Умение анализировать разные ситуации, а также своё поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения. -- Чебанова Елена Николаевна
|