Мастер класс Как себя вести, чтобы не давать повода для слухов и сплетен

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Участники)
(Участники)
Строка 58: Строка 58:
||[[Любо4ка|''Шамаева Любовь Александровна'']]||педагог-психолог||МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 100||г. Владимир||lyubow.shamaeva@yandex.ru
||[[Любо4ка|''Шамаева Любовь Александровна'']]||педагог-психолог||МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 100||г. Владимир||lyubow.shamaeva@yandex.ru
|-
|-
-
|http://mariaveral.ucoz.ru/|Мария Верал||психолог||Студия развития личности Марии Верал||г. Кинешма Ивановская область||mariaveral@mail.ru
+
|Участник:http://mariaveral.ucoz.ru/|Мария Верал||психолог||Студия развития личности Марии Верал||г. Кинешма Ивановская область||mariaveral@mail.ru
|-
|-
||...||...||...||...||...
||...||...||...||...||...

Версия 00:08, 17 сентября 2011


Как себя вести, чтобы не давать повода для слухов и сплетен

Слухи как неформальная коммуникация является неотъемлемой частью любого коллектива. Чаще всего в кулуарах ведутся разговоры о профессиональных провалах и неудачах коллег, о личной жизни сотрудников, о проблемах зарплат, новых назначений, о прорехах в ведении дел руководством или просто говорят в целом о делах предприятия. Психологи считают: человек не может жить без неформального общения. И ему прямо-таки необходимо иногда посплетничать.

Распространение слухов и сплетен внутри сработанного коллектива может сформировать нервозную атмосферу, развалить сплоченность коллектива, снизить работоспособность сотрудников.

  • Задачи мастер-класса:
  1. Обсуждение причин появления слухов и сплетен в коллективе
  2. Составление "банка" рекомендаций для педагогов по преодолению негативных слухов о себе
  3. Совместное составление КОПИЛКИ "Мероприятия и приемы по предотвращению и преодолению негативного информационного-психологического воздействия"
  4. Проигрывание методов, приемов и технологий, которые помогают конструктивно справлять с негативным информационно-психологическим воздействием
  • Для кого: для учителей - предметников, воспитателей,педагогов-психологов
  • Как принять участие:
  1. С 23 сентября регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. С 3 октября запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя ведущего olgadwir и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 5 октября в 18.00 по мск

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог Железногорская санаторная школа-интернат, Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir


Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Двирная Ольга Владимировнапедагог-психологЖелезногорская санаторная школа-интернатг. Железногорск, Красноярского краяolga.dwir@yandex.ru
Макова Любовь Павловнапедагог-психологМОУ СОШ №34г. Владимираnadmakova@ya.ru
Бугаева Ольга Алексеевнаучитель математикиМОУ Воробьевская СОШВоронежская областьoabugaeva@yandex.ru
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психологМДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 100г. Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Мария ВералпсихологСтудия развития личности Марии Вералг. Кинешма Ивановская областьmariaveral@mail.ru
...............
...............
...............
...............
...............
...............
...............
...............
...............
...............
...............

Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице

Этап первый: Осознание проблемы

Что представляют собой слухи, каковы психологические условия их живучести, как распознавать их?

Слухи — это известие, новость, сообщение, информация, которые недостаточно отражают реальное положение дел или их искажают. С помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение в коллективе и они являются средством психологического воздействия на некоторых членов данного коллектива. Известный специалист в области военной психологии и психологии пропаганды Э. Боринг подчеркивал: «Люди повторяют слухи только тогда, когда они способствуют удовлетворению какой-либо их потребности». Механизмом реализации данной потребности может выступать агрессия: человек сознательно распространяет слухи, чтобы причинить боль другому, говорит неправду и сплетничает, делая из кого-либо «козла отпущения». Также может выступать потребность обратить на себя внимание. Другими словами, сплетником движет обычное желание выделиться, похвастаться.

  • Отчего копание в чужом грязном белье доставляет людям удовольствие?
  • Каковы причины появления слухов и сплетен в коллективе?
  • Как же следует себя вести, чтобы не давать повода для сплетен?

На эти вопросы мы ответим в ходе прохождения нашего мастер-класса. И в рамках самого первого этапа "Осознания проблемы" мы составим "портрет сплетника", проанализируем факторы распространения слухов и личностные качества человека, способствующие распространению слухов о себе.


Материалы, которые могут вам:


Что надо будет сделать?

Дя того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".

Свои подробные описания оставляем ниже (не забывайте дописывать все предложения и подписать свой ответ!):

Портрет человека, который любит распространять слухи или другими словами портрет «Сплетника» (Напишите свои ассоциации)


Появлению слухов и сплетен в коллективе способствует...


Личностные качества человека, способствующие распространению слухов и сплетен о себе…..


Этап второй: Благоприятная среда для борьбы со слухами и сплетнями

Явление психологического насилия, морального преследования на работе сегодня, к сожаления, весьма распространено. Многие из нас знакомы с этим не понаслышке, так как были его свидетелями или жертвой. На 1 этапе "Осознание проблемы" мы проанализировали портрет человека, который любит распространять слухи или другими словами портрет «Сплетника», обозначили причины появления слухов и сплетен в коллективе и личностные качества человека, способствующие распространению слухов и сплетен о себе.На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопрос: "Что помогает в школе построить открытую, свободную от негативных слухов и сплетен среду, которая позволит педагогам свободно делиться своими переживаниями?".

Пресечение слухов предполагает осуществление разноплановых мероприятий, направленных на снижение заразительности, распространяемости и живучести.

Материалы, которые помогут вам:


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Какие мероприятия в школе эффективны для борьбы со слухами


Как должны быть выстроены отношения в педагогическом коллективе, чтобы не вызывать повода для распространения слухов

Этап третий: Роль руководителя в устранении слухов и сплетней в коллективе

Особый интерес представляют слухи в организации. В кризисных ситуациях или в условиях каких-либо организационных изменений, интенсивность распространения слухов среди работников существенно возрастает. Человек пытается интерпретировать действительность, обладая доступной ему информацией. Кроме того, обмениваясь между собой мнениями по поводу происходящего (или по поводу произошедшего, грядущего), люди выражают свое опасение, предвкушение, недовольство, делятся друг с другом своими эмоциями. Психологами описан феномен психического заражения, когда слух, циркулируя в определенной общности, все более и более раскаляет её эмоциональную атмосферу, доводя людей в отдельных случаях до паники, до полной апатии или же до проявлений асоциального поведения. Известно, что при недостаточном внимании, уделяемом руководством учреждения проблеме информирования персонала – а особенно в ситуациях кризиса, когда уже не до этого – восприятие людьми сложившейся ситуации может быть в значительной степени неадекватно. То, как поведет себя работник в данной ситуации, зависит от того, как он её себе представляет. Соответственно, неадекватное понимание приводит к неадекватному поведению.


На данном этапе мастер-класса мы ответим на вопросы: "Каковы действия и личностные качества руководителя способствуют пресечению и предотвращению появления слухов и сплетен в коллективе?"

Материалы, которые могут вам помочь:

Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить предложения и не забывайте подписать свой ответ!):

Личные качества руководителя, способствующие пресечению распространения слухов в коллективе....

Действия руководителя по предотвращению и пресечению слухов в коллективе...

Этап четвертый: Примеры из жизни

А теперь обратимся к опыту каждого участника и постараемся создать копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях, рассмотрим причины появления слухов и возможные модели поведения педагога в той или иной ситуации:

Шаг 1: Перейдя по ссылке на листе таблицы: "Примеры из жизни" описываем: реальную ситуацию или вымышленную, в которой проявилось негативное информационно-психологическое воздействие, модель поведения педагога в данной ситуации.

Шаг 2: Каждый участник должен проанализировать ситуации, предложенные другими участниками и оставить не менее 2-х комментариев по параметрам: 1) вид слуха (по классификации слухов),2) возможную причину появления слуха(не забывайте подписывать свой ответ!). Свои материалы размещаем в таблице, перейдя по ссылке на листе таблицы: "Примеры из жизни")


Этап пятый:Алгоритм действий педагога по предотвращению и преодолению негативного информационного-психологического воздействия

Профилактическую работу с негативными слухами очень хорошо выражает следующая поговорка: «Если не можете сказать о человеке ничего хорошего, лучше вообще ничего не говорить!». В любой организации, вне зависимости от ее размера, слухи способны убить любую работу, если они превращаются в зловредные сплетни. И вы можете быть уверены, что те недобросовестные отзывы, которые вы делаете относительно других, очень быстро дойдут до них потому, что уже стало избитой истиной то, что если мы говорим плохо о других, другие точно также будут говорить о нас.

На предыдущих этапах мы выявили, что представляют собой слухи и как распознавать их, причины их появления, благоприятную среду для борьбы с ними, роль руководителя в устранении слухов и сплетней в коллективе, создали копилку "примеры из жизни" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных критических ситуациях. А на данном этапе мы будем находить конструктивные методы, приемы и технологии, которые помогают педагогу справляться с негативными слухами и сплетнями о себе и ответим на вопрос "Как реагировать на сплетни и возможно ли с ними справиться?"


Материалы, которые помогут вам:


Ситуация: Педагогу стало известно о распространяющихся слухах о нем и он действительно ощутил негативное информационное психологическое воздействие. Как педагогу реагировать на слухи и сплетни?

Давайте попробуем выстроить алгоритм действий , включая в него конструктивные методы, приемы и технологии,которые помогут педагогу справиться с негативным информационно-психическим воздействием.

Свои способы, приемы и упражнения вписываем ниже ( не забывайте подписать свой ответ!):

1 шаг Обязательно нужно узнать, выявить слух и принять его во внимание (методы, приемы, технологии)


2 шаг Уменьшить степень значимости слуха для слушателя (методы, приемы, технологии)


3 шаг Устраняем причины(методы, приемы, технологии)

Наиболее эффективное средство борьбы против слухов - устранение поводов, их вызывающих. Эта работа проводится в двух направлениях: работа с собой и с распространителями слухов.


Работа с собой


Работа с распространителями слухов

4 шаг Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему)(методы, приемы, технологии)


Этап шестой: Педагогическая копилка

Целесообразно подчеркнуть необходимость творческого подхода к работе со слухами.

ПРИТЧА О ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: - Пожалуйста, хорошенько осмотри эту комнату и попытайся отметить в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричнвых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы ... голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказала: - Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер, голубая рубашка старого учителя. И учитель сказал: - Посмотри же на все эти упущенные предметы! Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы. Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только кoричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее. Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я всегда буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное

  • Задание: каждый участник предложит сценарий 1 мероприятия (тренинг, конкурс, сценарий неформальной встречи с позитивным общением, диспут, беседу, совместный «выход», клубный час,семинарское занятие для персонала, ...), направленное на устранение негативных слухов.
  • План оформления мероприятия:

1. Тема

2. Цели

3. Ход мероприятия

4. Литература

Свои работы оформляем в документах Google, не забываем подписывать название мероприятия, автора (участник Ф.И.О). Предлагаемые вами материалы пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя, родителя и специалистов, работающих с детьми. Ссылку на ваше мероприятие указываем ниже:


Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ для педагога"Рекомендации по преодолению негативных слухов о себе"

Свои рекомендации, конструктивные приемы и упражнения, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса вписываем ниже по ссылке


Что узнали интересного в ходе мастер-класса: Разместите свои мнения

Свои мнения о мастер-классе размещайте по ссылке