Методические рекомендации по работе с консультантами
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Организация работы сетевых консультантов в сетевых социально-педагогических сообществах, оказанию помощи по внедрению современных образовательных технологий и применению учебных материалов нового поколения
Материалы подготовлены О.Петровой, Псков
В процессе реализации задач, поставленных Программой «Создание и развитие социально-педагогической сети Интернет-сообщества», большая роль в организации сетевого сообщества целевых групп отводится деятельности сетевых консультантов, в нашем случае - социальным педагогам, психологам, специалистам дополнительного образования, специалисту, владеющему юридическими вопросами в области школьного образования.
Содержание |
Организация консультирования в сети
Методические рекомендации по организации консультирования в социально-педагогическом сообществе включают три последовательные стадии:
- 1. Организационно-подготовительную: Диагностика с целью прояснения проблемного поля. Формирование контента. Знакомство с профайлами вновь регистрирующихся участников сети, с целью привлечения в деятельность сообщества, определения потенциальных ролей.
- 2. Основную: консультирование по каждому направлению, включая индивидуальные, парные и групповые формы работы с учетом дифференциации и индивидуализации запросов. При этом организуются:
- ветви дискуссии, обсуждения в блогах,
- общение в скайп-чатах, видео-конференциях
- индивидуальные или групповые консультирования в комнатах чатов
- создание творческих мастерских
- проведение краткосрочных тренингов.
- проведение сетевых, в том числе социальных проектов, и т.д.
- 3. Промежуточно-заключительную: аналитическое обобщение результатов отдельных видов деятельности, резюмирование и т.д. Оформляется в виде отдельных статей.
Организация консультирования ориентируется на гуманистическую педагогику, поэтому выбор педагогических технологий отражает особенности личностно-ориентированного подхода. Это происходит через:
- организацию деятельности в малых группах сотрудничества;
- дискуссии,
- мозговые атаки;
- ролевые игры проблемной направленности;
- ситуационный анализ (case-study);
- метод проектов;
- «портфель участника» (e-Portfolio) и т.д.
В ходе консультирования и организации деятельности используются коммуникационные технологии, основанные на Веб 2.0 соответствующие определённым педагогическим технологиям. Например:
- Обучение в сотрудничестве – блоги, вики-среда, скайп-чат, гугл-группы;
- Дискуссии – блоги, видеоконференция, групповой скайп-чат;
- Мозговая атака – групповые скайп-чаты, видеоконференция;
- Ролевая игра проблемной направленности – вики-среда, гугл-сайт, виртуальный офис, теле, видеоконференция;
- Ситуационный анализ – блоги, телеконференция;
- Метод проектов: блоги, веб-квест, подкасты, гугл-сайт и гугл-группы, вики-среда, видесервисы, фотоменеджеры, социальные закладки, веб-синдикация и т.д;
- Портфель участника – гипертекст, в том числе вики-среда, подкаст, гугл-сайт и гугл-группы, видесервисы, фотоменеджеры, социальные закладки, веб-синдикация и т.д;
- Вики-статья – гипертекст - «точка сборки» разнообразных Интернет-ресурсов.
Условия эффективного консультирования
К условиям эффективного консультирования относится организационное обеспечение этого процесса, которое может включать:
- Создание и активную деятельность команды («активаторы», координаторы направлений и проектов и т.д.);
- Разработку командой и активными участниками сообществ (психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей, школьников, педагогов дополнительного образования) стратегий, нацеленных на результат — личные достижения детей, а не на процесс;
- Наличие идей. Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Условия для развития идей.
- Разработку и корректировку на различных этапах программы регулярных сетевых и горизонтальных взаимодействий для создания условий к смене ролей, форм участия каждого участника целевой аудитории;
- Обеспечение индивидуального внимания к каждому члену сообщества (поздравление с днем рождения, юбилеем, достижениями, важными личными событиями; объединение участников сообщества вокруг событий и т.д.);
- Обеспечение максимальной прозрачности деятельности сообщества и его результатов.
- Постоянное повышение квалификации консультантов, «активаторов», координаторов.
Особенности деятельности консультанта
Эффективной деятельности консультанта в социальной сети соответствуют субъектно-авторские формы поведения, направленные на поддержку действий участников, направленных на самостоятельный поиск решений возникающих трудностей и проблем. Унифицированные и ориентированные «на массовое потребление» советы и рекомендации теряют свою привлекательность и востребованность. Участникам сообществ все чаще требуется оперативная и адресная помощь в преодолении затруднений, в разрешении проблемных ситуаций. К тому же ориентация на потребности в решении конкретных профессиональных или личных задач и возникающих в связи с этим проблем личностно-профессионального характера рассматривается как аксиоматическое основание сетевого консультирования. Существенно изменяются и возможности получения всеми участниками образовательного процесса (педагогами, социальными педагогами, психологами, школьниками, родителями, классными руководителями, работниками дополнительного образования) этой помощи вне зависимости от территориальной привязки, что обеспечивается создаваемой социальной сетью.
К числу средств профессиональной помощи целевой группе, отвечающих таким требованиям, как оперативность реагирования, направленность на поддержку участников сообщества в поиске и мобилизации ими, прежде всего, собственных ресурсов для решения возникающих проблем, относится с консультирование, построенное на клиент-центрированном взаимодействии. Такой подход позволяет реализовать потребность участника сети, обратившегося к специалисту за помощью в преодолении возникших у него «затруднениях-препятствиях», в понимании, в диалоге и в доверительных отношениях, в свободе предъявления проблемы и, в тоже время, принятия совета и рекомендации.
Опыт клиент-центрированного взаимодействия, проживаемый в ходе консультирования:
- на уровне педагога, психолога, социального педагога, классного руководителя: обогащает профессиональный опыт педагога-клиента, создает основу для преобразования образовательного взаимодействия, осуществляемого им при обучении и взаимодействия со школьниками.
- на уровне учащегося: создаются условия для конструирования собственного знания, саморефлексии, решения личностных проблем, профессионального самоопределения и т.д.
- на уровне родителей: решаются проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей, различными аспектами взаимодействия со школой и др.
Кроме того, консультирование как специальная технология ориентировано на актуализацию проблемного поля целевой аудитории в целом и отдельного участника сообщества в частности, на поиск «точек роста» и ресурсов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост, что позволяет относить эту технологию к личностно развивающим. Развивающий потенциал консультирования выражается еще и в том, что процедура проблематизации профессиональной концепции, профессионального/учебного опыта участника сообщества, предусмотренная как обязательная составляющая консультирования, способствует развитию у него проблемного мышления.
Тем самым обеспечивается готовность каждого участника образовательного процесса школы включаться в процессы развития образовательной практики в качестве субъекта, освоившего действия как по объективированию, так и по субъективированию проблем образования.
Заметим, что на сегодняшний момент существует множество различных консультативных отраслей. В их числе: управленческое консультирование; организационное консультирование, как вид управленческого; психолого-акмеологическое консультирование; «консультирование для карьеры»; профессиональное консультирование; индивидуальное психологическое консультирование; педагогическое консультирование. Причем методика проведения консультаций разработана лучше всего в психологии и в психотерапии, а также в социальном управлении, в менеджменте (Ф.С. Исмагилова, 2003; Е.А. Климов, 1983; Р. Кочюнас, 2000; Р.С. Немов, 2001 и др.).
Консультации предназначены для удовлетворения как индивидуальных запросов участников социальной сети, так и для управления совместной деятельностью отдельных групп.
Представим формат заявленного консультирования и остановимся на наиболее значимых его аспектах.
№ п/п | Структурные компоненты консультирования | Содержание |
---|---|---|
1 | Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации | . |
2 | Краткая аннотация контента консультации | - |
3 | Запрос на консультирование, сформулированный от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания школьников, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или по вопросам профессионально-личностного развития участника сообщества) |
|
4 | Консультационный текст (контент консультации). Консультационный текст выполняется в текстовом редакторе, составляется и оформляется таким образом, чтобы стимулировать обращение консультируемого к дополнительной литературе, к материалам, на которые сделаны ссылки (это материалы, помещенные на каких-либо сервисах Интернет. Это могут быть дополнительные тексты, подготовленные консультантом и которые рекомендуется прочесть клиенту, ориентируясь на гиперссылки. Используются сноски и примечания, содержащие вопросы, активизирующие самостоятельный поиск консультируемого, или необходимые дополнительные сведения. Если необходимо (и возможно), текст консультации дополняется презентаций (презентациями), видео- аудиоматериалами, профессиональными тестами и т.д. В случае необходимости (по замыслу консультанта) организуется предварительная диагностика, которая помогает прояснить консультирующемуся его профессионально-личностные затруднения, проблемы. | Текст консультации начинается словами: «Для того, чтобы…, Вам нужно…».
Фразами, завершающими текст консультации, могут быть подобные следующей: «Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу/в блог/в комнату чатов. Укажите свой контакт. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования». |
5 | Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки консультации, преимущественно это должны быть ссылки на различные ресурсы, размещенные в Интернет-сервисах. | . |
6 | Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. | . |
Разрабатывая модель сетевого консультирования в социальной сети, мы полагаем, что социальная сеть как интегрированная информационная среда обладает большим образовательным потенциалом, дидактические свойства и функции могут быть выделены педагогами, образовательными учреждениями, родителями. Важно актуализировать потенциал среды в специальной деятельности. В сети «есть все», но этот необъятный объем и составляет главную проблему сети с точки зрения ее потенциала.
Решение задач консультирования требует создания:
- качественного и разветвленного контента в сети;
- удобной навигации в социальной сети, позволяющей создавать оптимальные и высокоэффективные консультационные/образовательные маршруты для любого желающего решить значимые для него задачи, проблемы, действуя индивидуально или в группе в сети;
- эффективных учебно-мотивационных систем, стимулирующих пользователей сети к использованию ее образовательных ресурсов.
В результате создается информационно насыщенная среда для самореализации, самоактуализации человеческой личности в значимых для нее областях.
Для того чтобы деятельность в сети была успешной и эффективной, она должна соответствовать следующим принципам:
- принцип теоретической и информационной корректности;
- принцип открытости. Способность к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с другими сообществами, когда новое содержание прирастает «естественным» и практически неограниченным образом;
- принцип интерактивности;
- принцип увлекательности;
- принцип игры;
- принцип «электронности» - необходимо максимально использовать возможности сети, что должно повышать, а не понижать эффективность консультирования.
Маршруты участников сети
У каждого участника сети должна быть возможность выбора своего маршрута. Особенностями организации маршрутов является:
- количество направлений, маршрутов зависит исключительно от активности и творческих идей участников, каждый пользователь может стать конструктором новой образовательной программы/маршрута. Задача координатора консолидировать эти маршруты на страницах сообщества, направлять действия «активаторов»;
- пространство сетевых программ едино для детей и взрослых, содержанием образования для тех и других является не усвоение продуктов чужой деятельности, а собственная деятельность по созданию продуктов диалогического взаимодействия;
- основанием для оценки эффективности образовательной реализации консультанта, а так же «активатора», координатора, участника такой программы является активность, субъектность и продуктивность. Причем, образовательная эффективность определяется не в результате субъективной оценочной экспертизы, а на основании таких объективированных показателей, как количество созданных участником новых образовательных маршрутов или новых «ветвей» обсуждения, количество собственных участий в обсуждениях и количество «диалогических партнеров»;
- при необходимости создается модель экспертного обсуждения продуктов образовательной деятельности (экспертиза качества производимых деятельностных продуктов), что становится основой для формирования системы дополнительных параметров оценивания консультационной деятельности.
Компьютеры и социальная сеть при этом выполняют роли инструментов интеллектуальной деятельности, творческого самовыражения и взаимодействия.
- 1. Компьютеры и социальная сеть как инструменты интеллектуальной деятельности. Проектные технологии обучения подразумевают большой объем самостоятельной работы учащихся с источниками информации, проведение исследований и экспериментов, моделирование объектов, явлений, различные вычисления. Предоставляется доступ к информации, позволяя выполнять с ней весь спектр всевозможных действий, заложенных в основу самых разнообразных компьютерных программ и Интернет-сервисов. Многообразие подходов к работе с информацией обеспечивает альтернативность и многовариантность решений, возможность планирования содержания, методов и форм обучения.
- 2. Компьютеры и социальная сеть как инструменты творческого самовыражения. Реализация проектов, исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности (возможно совместно с родителями) носит творческий характер. Для ребенка очень важно, чтобы результаты его творческой работы были осязаемы, ярко представлены и оформлены; замечены, признаны и востребованы.
- 3. Компьютеры и социальная сеть как инструменты взаимодействия. Это важное направление использования сетевых технологий, поскольку взаимодействие участников учебного процесса является основополагающим фактором организации взаимодействия (в том числе консультирования). В современных педагогических технологиях, в проектной деятельности взаимодействие принимает поливариантный характер, где наряду с традиционными вертикальным отношениями всё большее значение придают коммуникационным горизонтальным связям, ведется речь о включении обучения в контекст широкого социального взаимодействия. Компьютеры и социальная сеть, конечно, не заменяя живого общения людей, способны в значительной степени такое общение обогатить, наделить его чертами, не в полной мере реализуемыми в условиях непосредственного взаимодействия. К таким ключевым возможностям сетевого взаимодействия следует отнести:
- гибкие возможности организации диалога, включения в дискуссии, использования различных информационных ресурсов при составлении своих сообщений, обращения к информации, размещенной ранее;
- возможности организации коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, а также средств организации обратной связи, таких как опросы, рейтинги и др.;
- возможности организации взаимодействия не только в виде обмена мнениями и фактами, но и как совместной координации деятельности, сотрудничества, слияния усилий в достижении общих целей;
- значительное расширение поля возможных взаимодействий, «выход» в область широких социальных контактов Интернета, возможности организации связей между различными образовательными учреждениями, специалистами и родителями.
Особенности реализации взаимодействия в сетевой социальной среде таковы, что появляется возможность вести речь о создании специфической коммуникационной среды, собственного мира участников деятельности, где существуют условия самопрезентации и творческой реализации, проигрывания ролей и моделей реальности, свободного выбора и самоопределения.
Виды консультирования
К важнейшим видам консультационной деятельности в социальной сети отнесем следующее:
- Деятельность выбора – основополагающая образовательная деятельность, на которой в первую очередь строится любой личностный проект в человеческой жизни.
- Деятельность понимания.
- Деятельность интерпретации и концептуализации.
- Деятельность актуализации своей субъектности.
- Деятельность диалога.
- Деятельность моделирования.
Содержание консультирования
Контент (содержание) консультирования представляет собой гипертекст, снабженный примечаниями, рисунками, помогающими его пониманию клиентом (консультируемым). Он структурирован в соответствии с этапами реального процесса консультирования и содержит ту необходимую для целевой аудитории информацию, которая предназначена для восполнения пробелов в знаниях, лежащих в основе заявляемой проблемы, решению возникшей проблемы.
Формулируются советы и рекомендации по поводу того, как лучше решить проблему. К их числу относятся, например, предложения ознакомиться с конкретной нормативной документацией или с методической, специализированной литературой, в которой раскрываются вопросы, помогающие прояснить существующую проблему. Рекомендуется обращение к ресурсам, на которых размещены презентации эффективных приемов решения сходных проблем, описания профессионального опыта, блоги. Изучение содержания последних сможет вовлечь клиента в своеобразный виртуальный диалог, поможет уточнению его позиции через отождествление с чьим-то отношением или через оппонирование какому-либо мнению. Может быть дан совет ознакомиться с сетевыми проектами, творческими мастерскими, дискуссионными клубами и т.д. Указываются необходимые ссылки на соответствующие сообщества, обсуждения и т.д. Причем, особое значение приобретает ненавязчивое управление дискуссиями, привлечение к обсуждению специалистов, «активаторов» сети которые готовы оперативно реагировать на удовлетворение запроса целевой аудитории либо отдельного участника.
Предлагаемый нами формат виртуального консультирования, определяющий требования к разработке текста консультации, размещенного в среде Интернет, предусматривает продолженность контакта консультанта и клиента, обозначая перспективы поддержки, значимой для него в проблемной ситуации, в обстоятельствах перемен и преобразований собственной деятельности. Вместе с тем он позволяет экономить ресурсы клиента и консультанта в ситуации «цифрового разрыва» (М. Кастельс, 2004), характеризующего неравенство в доступе к Интернету (проблема, не утрачивающая свою актуальность для российских семей).