Педагогическая студия по планированию воспитательного процесса в классе Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Приглашаем с 26 февраля по 5 марта посетить

Педагогическую студию по планированию воспитательного процесса в классе


Ведущий: Елена Володина

Цель: освоение технологии планирования воспитательной работы в классе с использованием ИКТ

Задачи:

уточнить сущность, назначение, функции и принципы педагогического планирования;

систематизировать представления о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе;

рассмотреть и предложить варианты использования широко известных в педагогической практике форм, методов и приемов планирования воспитательной работы в Интернет-среде

Целевая группа: классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, родители учащихся

Время проведения: 26 февраля - 5 марта


Содержание

Участники педагогической студии

Уважаемые участники,пожалуйста, впишите ниже свою фамилию и имя

Троицкий Талицкого района]]

Круг проблем

Напишите, пожалуйста, с какими проблемами и трудностями Вы сталкиваетесь при планировании воспитательной работы в классе:

  • При планировании воспитательной работы в классе возникает трудность в том, как выбрать наиболее эффективные мероприятия, способствующие воспитанию и развитию учащихся определённого класса, если для этого отводится мало времени. Лучше взять разноплановые мероприятия или сконцентрироваться на одной теме по воспитательной проблеме? Васильева И. Е.
  • Ирина Евгеньевна, избранная цель и задачи воспитания будут определять выбор тем, форм и видов деятельности. Несомненно, необходимо разнообразие видов деятельности, но будет эффективнее, если какой-то из них выступит в качестве приоритетного (системообразующего). Его выбор зависит от интересов и потребностей учащихся, личных увлечений классного руководителя. Так у поющего классного руководителя все дети поют и активно выступают в самодеятельности, а у увлеченного туризмом - ходят в походы и с удовольствием вяжут морские узлы. --Володина Елена 10:19, 26 февраля 2010 (UTC)
  • Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой. Отсюда трудности в процессе планирования, ведь все воспитательные дела должны быть личностно значимыми и для учащихся.--Баранова Екатерина 09:37, 26 февраля 2010 (UTC)
  • При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать "необходимое, возможное и желаемое".Начинать работу следует с коллективного планирования, вписываясь в традиции и планы школы.Лучше, если классный руководитель-разносторонняя личность,тогда каждый ребёнок найдёт себе дело по душе,родитель пойдёт навстречу, деятельность класса будет иметь успех, а проблем не останется!--Семёнова Елена Николаевна 10:06, 27 февраля 2010 (UTC)
  • Всегда испытывала трудности при составлении плана воспитательной работы: цели и задачи понятны, даже формы и методы реализации, но в основном вся воспитательная работа держится на авторитете учителя. Как заинтересовать детей, растущих с мобильными телефонами, компьютером, Интернетом, но при этом ничем конкретно не интересующимися? Как привлечь к мероприятиям, за которые не ставят отметки? Поэтому и работаем по принципу «я сказала, а вы делайте!» Широкова Ирина
  • Изменить эту ситуацию поможет тщательное изучение интересов детей и коллективное планирование жизнедеятельности класса.

Увлеченность школьников ИКТ можно и нужно использовать в организации планирования и проведения классных дел. Такие формы и методы,












как: электронное анкетирование интересов и потребностей учащихся; аукцион идей, защита проектов плана в блоге (на сайте) класса; 











выпуск электронной газеты (журнала); создание электронных презентаций, видеороликов, буклетов; осуществление проектной деятельности в

Интернете; проведение виртуальных экскурсий, мастерских, бенефисов помогут учащимся проявить свою индивидуальность, получить новые знания и навыки, стать активными участниками совместной жизнедеятельности. Володина Елена
  • Учитывая новые цели, которые ставит перед нами инновационное образование, как то : воспитание компетентной личности (активной, инициативной, самостоятельной, креативной, творческой), у классного руководителя возникает ряд проблем. Планируя воспитательную работу, мы должны учесть потребности в реализации абсолютно КАЖДОГО ребёнка так, чтобы к окончанию учебного года любой мог сказать: "Я не только ходил в школу, я жил в классном коллективе, изменял его, делая лучше. Я был нужен" Плотникова Виктория Викторовна
  • Возникают трудности, связанные с тем, чтобы оставить резервные часы для случаев, требующих своевременной корректировки, оперативности со стороны классного руководителя, то есть реализовать запланированные мероприятия, но с учетом "гибкости" плана. Савина Надежда
  • Поделюсь небольшим опытом. На первом родительском собрании в 5 классе я попросила родителей основной груз в подготовке и проведении мероприятий взять на себя. Аргументы: дети маленькие, еще нуждающиеся в помощи взрослых (именно родителей, авторитет которых неоспорим), было одно условие - подготовку осуществлять вместе с детьми, делая их активными помощниками. Родители согласились и не пожалели, было одинаково интересно и им и детям. В 6 классе родители начали потихоньку сдавать позиции, т.е. большинство вопросов при подготовке ложилось на ребят. В данный момент мои семиклассники совершенно самостоятельно готовят вечера в классе и тематические, и праздничные, со мною согласовывают только сценарий и время проведения, а родители спокойно отдыхают дома, причем желающие посещают наши мероприятия и остаются довольны. Поэтому трудностей при планировании воспитательной работы особых не испытываю, жалко, что по учебной программе нельзя официально в расписании поставить классные часы. Приходится выискивать время и место.--SvetlanaFish 18:32, 17 марта 2010 (UTC)
  • Работая в школе 28 лет, убеждаюсь, что без планирования школьная жизнь превращается в сплошное решение сиюминутных проблем, а должна быть планомерная работа ежечасная, ежедневная. Только кропотливая, систематическая работа классного руководителя помогает выстраивать стройную систему воспитания и дает результат.Жукова
  • При планировании воспитательной работы в классе необходимо провести анкетирование учащихся с целью выявления их интересов и творческих запросов и пожеланий. Важно учитывать мнение родителей о планируемых мероприятиях.Кузнецова Татьяна Ивановна 22:52, 21 марта 2010
  • 20 лет работы в одной школе. Все отработано. Методы, приемы, связи с несколькими поколениями. И вот, новая школа. Анкетирование: интересы и пожелания настолько разные, что даже для трети класса нельзя что-нибудь планировать. Результат: на все запланированные мероприятия приходят около 10 человек, и все время другие. Одни только чаепития получаются. И это использую по-разному. Чаепитие на масленичной неделе -"Русские традиции", "А как встречают Новый год в мире?" совмещаем с правилами поведения за столом и т.д. А хочется и поездок, прогулок, походов. Не получается и с привлечением родителей
  • В педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.Анна Николаевна Елькина
  • В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях, таким образом можно избежать многих проблем и воспитательная работа не сводится только к проведению классных часов и чаепитий, это и замечательные театрализованные праздники, экскурсии на рабочие места родителей и т.д. Ярополова Оксана Николаевна
  • При планировании работы классного руководителя следует больше привлекать родителей к участию внеклассных мероприятийБратухина Ольга Ивановна


  • В педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.Копосова Татьяна Васильевна
  • Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Верюгина Наталья Юрьевна
  • В планировании воспитательной деятельности многие учителя затрудняются при диагностировании личности и коллектива, испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, не умеют анализировать свою работу, затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

Алексеева Татьяна Витальевна

  • При планировании воспитательной работы сталкиваешься с тем, что необходимо соотносить свои воспитательные задачи с воспитательными задачами всей школы, что часто не совпадает с насущными проблемами класса. Часто приходится корректировать план воспитательной работы, изменять направления работы, что вызывает определенные трудности. Постникова Елена Геннадьевна
  • Составляя план воспитательной работы, ориентируешься только на запросы своего класса и не учитываешь воспитательные задачи всей школы (так как план воспитательной работы всей школы составляется позднее). Потом приходится вносить изменения, что проблематично.--Татьяна Денисова 19:37, 1 мая 2012 (UTC)
  • При планировании воспитательной работы трудности возникают при выборе мероприятий для учащихся, их заинтересованности в участии этих мероприятий.--Фатхинурова Галина 12:45, 4 мая 2012 (UTC)
  • При планировании воспитательной работы приходится ориентироваться прежде всего на общий план работы школы, на её направленность, а иногда это расходится с моими планами работы в классе, возникают трудности, приходится подстраиваться.----Пастаногова Лариса 16:33, 4 мая 2012 (UTC)
  • При планировании воспитательной работы трудности возникают при выстраивании единой цепочки перспективного плана,который отражал жизнь и развитие класса воедино с планом школы.--Александрович 17:30, 4 мая 2012 (UTC)
  • При планировании воспитательной работы в классе необходимо провести анкетирование учащихся с целью выявления их интересов и творческих запросов и пожеланий. Важно учитывать мнение родителей о планируемых мероприятиях.Смирнова Наталья Сергеевна 16:52, 07 мая 2012
  • Составляя план воспитательной работы, учитель ориентируется на запросы своего класса и в меньшей степени учитывает воспитательные задачи всей школы. При планировании работы классного руководителя следует больше привлекать родителей к участию внеклассных мероприятий.--Трегубова Наталья 11:30, 10 мая 2012 (UTC)

Педагогическая ситуация

Классный руководитель 8 класса, возвращаясь из школы домой, увидела афишу, приглашающую на спектакль Московского театра и решила купить билеты для всех своих воспитанников. В пятницу утром она сообщила ребятам, что вечером они идут в театр на замечательную премьеру, и раздала билеты. Вечером в прекрасном настроении она встречала свой класс в фойе театра. Но из тридцати учащихся пришли только шесть человек, и те весь спектакль о чем-то оживленно болтали, смеялись и перебрасывались фантиками от конфет. Учительница была огорчена и очень расстроена.


Как вы считаете, почему поход в театр "провалился"? Поделитесь своими размышлениями:

  • При принятии решения учитель не учел мнения учащихся, наличие свободного времени у детей, финансовые возможности. Подобную ситуацию можно описать известным афоризмом "Хотел как лучше, а получилось как всегда". Для того, чтобы поход в театр состоялся нужно было провести предварительно работу с учащимися - определить дату и время, тематику мероприятия. --Натали 15:13, 25 февраля 2010 (UTC)
  • Мне кажется, что нельзя брать на себя ответственность принятия решения в данном случае. Прежде чем покупать билеты, необходимо было вынести посещение театра на совместное обсуждение с детьми. Можно сходить в театр не всему классу, а той группе детей, которые бы согласились с решением педагога после вынесенного предложения.Васильева Ирина Евгеньевна,25 февраля
  • Эта ситуация очень диагностична. Она не только показываетошибки при планировании, но и создает напряженность во взаимоотношениях учителя и детей, а также снижает авторитет воспитателя в глазах воспитатанников.Поэтому при организации любого дела необходимо тщательно продумать его цель и привлечь всех к его планированию. --Баранова Екатерина 09:46, 26 февраля 2010 (UTC)
  • В данной ситуации учитель принял решение за своих учеников: куда, во сколько и на какой спектакль они пойдут. Необходимо было обсудить все моменты похода в театр с учениками, тогда, я думаю, такая ситуация не случилась бы.Мязина Елена
  • Это очень опрометчивое решение со стороны классного руководителя.Учащиеся данного класса уже имеют свои взгляды на жизнь, свои интересы и следовало бы учесть социальное положение детей.Словом, должна быть предварительная работа проведена,подготовка, обсуждение(тем более, что этот поход не был запланирован!)Не думаю, что из 30 учащихся никто не пообщался по этому вопросу с педагогом.--Семёнова Елена Николаевна 10:16, 27 февраля 2010 (UTC)
  • В этой ситуации надо отметить две ошибки классного руководителя, которые привели к плачевному результату. Первая ошибка: мероприятие не было заранее спланировано. Обязательно должна быть предварительная беседа и самом спектакле и о правилах поведения в театре. Возможно, после окончания спектакля уже в школе провести викторину или дискуссию на заданную спектаклем тему, восьмиклассникам это по силам. Вторая: конечно, можно провести и незапланированное мероприятие, и оно может пройти на «Ура!», но только в том случае, если классный руководитель хорошо знает своих воспитанников Широкова Ирина
  • Я думаю, что все это произошло из-за отсутствия системы. Когда дело проводится только для того, чтобы провести что-то полезное. А в воспитании ничего не должно быть случайным. К походу в театр нужно было подойти постепенно. Это огромное событие!!!! А мы превращаем его в будничный поход. И как говорят мои дети: "Если что-то делаем, то знаем для чего мы это делаем..." Андреева Валентина Анатольевна
  • Считаю, что "поход в театр провалился", так как 1) учитель не предупредил заранее учащихся и их родителей о мероприятии. Это привело к тому, что школьники психологически были не готовы к восприятию (кроме того, возможно, ученикам надо было подготовиться и с бытовой точки зрения: продумать форму одежды, прическу и т.д.); 2) не были учтены интересы учащихся. Таким образом, учитель должен был не только продумать мероприятие, место и время его проведения (совместно с учениками), но и ориентироваться на интересы школьников, прислушаться к их мнению и сделать прогноз на будущее. Савина Надежда
  • Поход в театр "провалился", потому что учительница взяла на себя ответственность принятия решения, не посоветовалась, не опросила кто может или не может пойти. В таких случаях, кроме информированности детей, должна быть еще классная касса у родителей (казначей в род. комитете), которые и покупают билеты, причем только для тех учеников, у которых сдан определенный взнос, подразумевающий и поход в театр.--SvetlanaFish 18:44, 17 марта 2010 (UTC)
  • Незапланированные мероприятия очень рискованны. Нужно очень хорошо знать всех детей в классе, их интересы и быть в курсе их дел, чтобы принять такое решение. Учитель взял на себя слишком большую ответственность в принятии решения и ошибся.Кузнецова Татьяна Ивановна 23:05, 21 марта 2010
  • Я думаю, что сначала нужно было обсудить поход в театр в классе, посоветоваться с детьми, а потом уже принимать решение. Демешкина Т.И.
  • Я во многом согласна с коллегами. Поход провалиля, потому что учитель только свое желание пойти в театр. Учитель не учёл возрастные особенности детей, в в этом возрасте нужно такие решения принимать совместно. Постникова Елена Геннадьевна


  • Такие мероприятия нужно планировать заранее, провести подготовительную беседу с уч-ся,заинтересовать детей. И тогда поход в театр превратится в праздник и удовольствие от просмотра получит не только учитель. Современные дети не особо любят, когда их принуждают к чему-либо! Ярополова О.Н.
  • Для того ,чтобы мероприятие имело успех, нужно было поставить в известность и учащихся и родителей заранее.У всех свои планы.Посещение театра-это хорошее дело ,но нельзя заставить каждого полюбить театр.Культура поведения в театре должна прививаться.Учитель должен был обговорить с детьми правила поведения в театре.--Ираида Викторовна 11:57, 9 марта 2012 (UTC)

Я считаю, что учитель должен был учесть интересы детей и планировать такие мероприятия нужно заранее. Алексеева Татьяна Витальевна

  • Поход в театр "провалился", потому что классный руководитель не учёл интересы и возможности своих воспитанников.--Татьяна Денисова 19:46, 1 мая 2012 (UTC)
  • По моему мнению, учитель не учёл мнения своих учащихся, их заинтересованности в просмотре данного спектакля.--Фатхинурова Галина 12:49, 4 мая 2012 (UTC)
  • Я считаю, что учительница была не права в данной ситуации. Ведь мнение детей и желание куда-то пойти всегда надо учитывать.----Пастаногова Лариса 16:43, 4 мая 2012 (UTC)
  • Планирование любого мероприятия должно быть чётко продумано,каждое мероприятие должно отражать интересы класса,данный учитель плохо знает свой класс и скорее делает все для галочки.Мне её жаль!--Александрович 17:37, 4 мая 2012 (UTC)
  • Такие мероприятия нужно планировать заранее, провести подготовительную беседу с уч-ся, заинтересовать детей. В составление планов на проведение внешкольного времени нужно учитывать интересы детей.--Трегубова Наталья 11:36, 10 мая 2012 (UTC)


Что такое планирование?

Профессор Е.Н. Степанов дает следующее определение планирования: под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Функции планирования

Планирование позволяет обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты исследования Т.В. Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи такие функции, как:

  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  • координирующая или организаторская, позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;
  • контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Принципы планирования

К числу основополагающих идей и правил формирования модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Почему появилось педагогическое планирование?

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.

Какое место занимает планирование в деятельности классного руководителя?

Обозначьте место и роль планирования в Вашей педгогической деятельности:

  • Любая деятельность должна быть распланирована. Планирование - начало работы.
  • Планирование -необходимый этап педагогической деятельности. Один из самых важных, так как прежде, чем приступать к осуществлению чего-то, необходимо составить чёткий план его осуществления в соответствии с поставленными целями. Васильева Ирина Евгеньевна
  • Не продумав целей и путей их достижения невозможно достигнуть эффективного результата. Это самый важный элемент любого процесса, в том числе и воспитательного. --Баранова Екатерина 09:54, 26 февраля 2010 (UTC)
  • Планирование-это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми, это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса.Планирование является необходимой частью профессиональной деятельности классного руководителя в работе с детьми.Мязина Елена
  • Согласна полностью с коллегами.Любая деятельность-стремление к результату.Для каждого класса, возраста свои приоритеты.Следовательно,нужно знать: над чем мы работаем и предвидеть итог,т.е.результат, а значит всё просчитать-спланировать.--Семёнова Елена Николаевна 10:25, 27 февраля 2010 (UTC)
  • Планирование воспитательной работы – часть педагогической деятельности классного руководителя по отслеживанию, анализу и корректировке результатов воспитательного процесса. Широкова Ирина
  • Планирование-это то, что нам обеспечит результат нашей деятельности. Не может быть системы без планирования, а планирование в свою очередь должно проводиться в системе. Это процесс коллетивного труда всех участников образовательного процесса. При планировании очень важно прогнозировать результат, это помогает более творчески подойти к планированию деятельности по его достижению .Андреева Валентина Анатольевна
  • Планирование - неотъемлемая часть работы классного руководителя, благодаря которой учитель четко представляет свои действия в определенный момент времени, способен корректировать, изменять ранее задуманное при необходимости. Безусловно, для классного руководителя(особенно для меня, начинающего педагога) составление плана работы - кропотливый процесс, но без планирования невозможно работать и воплощать в жизнь задуманное. Савина Надежда
  • Планирование в педагогической деятельности должно стоять на первом месте, повторяюсь, потому что полностью согласна с коллегами.--SvetlanaFish 18:53, 17 марта 2010 (UTC)
  • Планирование - это начальный и обязательный этап в любой деятельности. От планирования зависит и результат.Кузнецова Татьяна Ивановна 23:20, 21 марта 2010
  • Планирование - это фундамент. Педагог должен четко представлять, какие цели и задачи он перед собой ставит и каким образом будет их реализовывать. Яковлева Елена Сергеевна, учитель начальных классов "Троицкая МОУ СОШ №5"
  • Без планирования работы классному руководителю трудно начинать учебный год, так как иначе вся работа превращается в бессистемную деятельность.Убеждена, что только при планировании работы перед классным руководителем отчётливо высвечиваются проблемы, существующие в классе Гилева Елена Витальевна,учитель английского языка МОУ лицей №110 г.Екатеринбург
  • Планирование - это процесс определения основных мероприятий в классе с чётким указанием конкретных исполнителей и сроков проведения. Планирование отражает систему воспитательной работы учителя. Демешкина Татьяна Ивановна
  • План-- важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагога, учащихся и их родителей, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество всех участников образовательного процесса. Верюгина Наталья Юрьевна
  • Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Алексеева Татьяна Витальевна
  • Планирование воспитательной работы неотъемлимая часть воспитания детей не только со стороны школы и педагога, но и со стороны родителей, а во многом и самих детей и поэтому к нему нужно относиться со всей ответственностью. уверена, что планировать воспитательную работу нужно совместно с родителями и детьми. Постникова Елена Геннадьевна
  • Планирование - это точка отсчёта всей воспитательной работы в классе.Это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей.--Татьяна Денисова 16:45, 3 мая 2012 (UTC)
  • Планирование воспитательной деятельности классного руководителя занимает главное место. Воспитательное планирование отражает систему деятельности учителя.--Фатхинурова Галина 12:59, 4 мая 2012 (UTC)
  • Планирование- это важный процесс в деятельности классного руководителя, который очень помогает учителю. Педагог всегда знает что он будет проводить, где, и сроки проведения.----Пастаногова Лариса 16:55, 4 мая 2012 (UTC)
  • Планирование-занимает в работе классного руководителя первое место,т.к. это процесс совместной деятельности классного руководителя,детей и взрослых по определению идейной направленности всей воспитательной работы.--Александрович 17:51, 4 мая 2012 (UTC)

Когда осуществляется планирование воспитательной работы в классе?

Начинать планирование воспитательной работы целесообразно в конце учебного года (III триместр), а в сентябре нового учебного года производится уже окончательное оформление и утверждение плана.

Как организовать работу по составлению плана воспитательной работы в классе?

Алгоритм разработки перспективного плана

Разработка перспективного плана представляет собой технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования:

  1. Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе.
  2. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса.
  3. Моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем.
  4. Коллективное планирование.
  5. Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Подробнее

Структура плана воспитательной работы

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа - плана работы на учебный год или полугодие. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного наставника. Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составить этот документ из шести разделов:

  1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
  2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  3. Основные направления и дела классного сообщества.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Работа с родителями.
  6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Подробнее о содержании и форме плана

Формы, методы и приемы планирования воспитательной работы

При планировании воспитательной работы классный руководитель использует некоторую совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности. Учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного планирования. Познакомьтесь с формами, методами и приемами педагогической деятельности, разработанными псковскими педагогами, которые могут быть использованы при составлении плана воспитательной работы.

Фрагмент одного из планов

План воспитательной работы в 1 классе

Практикум

Современный темп жизни, все возрастающая занятость родителей, интерес школьников к Интернету приводят к необходимости использования ИКТ-технологий и социальных сервисов в воспитательной деятельности. Уже есть классные руководители, активно использующие возможности такого социального сервиса, как Blogger для создания блога класса. Познакомьтесь с двумя из них:

Одной из целей работы блога 7а класса Тямшанской гимназии Псковского района Тямшарики является коллективное планирование жизнедеятельности в классе



Приближается первый весенний праздник 8 марта! Как можно организовать деятельность по его планированию в блоге класса? Запишите свои идеи ниже:


  • Устроить ярмарку идей. Васильева Ирина Евгеньевна
  • Провести анкетирование девочек "Желанный подарок". --Баранова Екатерина 09:59, 26 февраля 2010 (UTC)
  • Провести опрос на тему "Я бы поступила так...". Примеры женской логики. Девушкам необходимо найти выход из предложенной ситуации. Мязина Елена
  • Мы проводим в предверии праздника "Час желаний".Девочки записывают свои желания, оставляют их в классной шкатулке желаний и они неприменно исполнятся в праздничные дни! Приглашаем посетить блог наших пятиклассников. Они самые юные блогоманы в нашей школе.--Семёнова Елена Николаевна 11:29, 27 февраля 2010 (UTC)
  • Готовим с мальчишками праздник "Для самых обаятельных и привлекательных" Широкова Ирина
  • Организовать "стенд" поздравлений для девочек и учителей.--Татьяна Денисова 16:53, 3 мая 2012 (UTC)
  • Организовать конкурс стихотворений о девочках--Фатхинурова Галина 13:19, 4 мая 2012 (UTC).
  • Подготовить с мальчишками конкурсы и копилку сюрпризов для девчонок.----Пастаногова Лариса 17:03, 4 мая 2012 (UTC)
  • Организовать конкурс среди мальчишек на самое оригинальное поздравление для девочек--Александрович 17:56, 4 мая 2012 (UTC)



Справочная информация по работе с ресурсами

Рефлексия

Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: "Главным для меня было ...", "После работы в педагогической студии я понял(а)", "В моей практической деятельности я попробую ..."

  • Очень полезно участвовать в мастер-классах коллег. Главным для меня было знакомство с поэтапным планированием воспитательной работы. После работы в педагогической студии я поняла, что планирование воспитательной работы носило односторонний характер, то есть только я наблюдала за развитием классного коллектива, анализировала, какие проблемы ещё не решены и как мы их будем решать. Теперь попробую использовать предложенные в мастер-классе средства для совместного планирования предстоящей работы. Васильева Ирина Евгеньевна, 25 февраля.
  • Главным для меня было познакомиться с опытом планирования других коллег и еще раз поразмышлять над этим важным вопросом. --Баранова Екатерина 10:02, 26 февраля 2010 (UTC)
  • После работы в педагогической студии я поняла насколько важна роль планирования воспитательной работы в профессиональной деятельности классного руководителя. Мязина Елена
  • Главным для меня было пообщаться с коллегами по данному вопросу, вооружиться новыми "секретами" по работе с классным коллективом и, конечно,в чём-то утвердиться,как специалисту.Спасибо всем!--Семёнова Елена Николаевна 12:02, 27 февраля 2010 (UTC)
  • Главным для меня было повысить свой педагогический уровень и взглянуть на планирование в свете новых технологий, и конечно, общение с коллегами. Спасибо всем, а особенно организаторам! Очень хорошая методическая поддержка, обязательно попробуем на деле.. --Андреева Валентина Анатольевна 22:32, 4 марта 2010 (UTC)
  • Главное для меня было ещё раз убедиться в том, что хорошо составленный план - это половина выполненной работы. После работы в педагогической студии я поняла как правильно составить программу развития классного коллектива. В моей практической деятельности я обязательно воспользуюсь предложенными материалами. И очень хочется сказать организатором студии большое спасибо за возможность взглянуть на планирование не как на рутинный процесс, а как на совместное творческое средство организации воспитательного процесса. Широкова Ирина
  • Главным для меня было познакомиться с планированием других учителей, проанализировать опыт коллег. Считаю, что методические материалы и ссылки, представленные в педагогической студии, заслуживают высокой оценки. Савина Надежда
  • После работы в педагогической студии я понял, что проблем хватает, нужно идти вперед, набираться дальнейшего опыта. Всем спасибо!--SvetlanaFish 19:14, 17 марта 2010 (UTC)
  • "Главным для меня было познакомиться с опытом коллег", "После работы в педагогической студии я поняла, что планирование - творческий процесс, требующий постоянного совершенствования " Кузнецова Татьяна Ивановна 21 марта 2010
  • Главным для меня было познакомиться с мнениями коллег, воспользоваться их советами. Жаль, что мастер-класс уже завершен! Но все-равно я не зря потратила время! Яковлева Елена Сергеевна, учитель начальных классов "Троицкая МОУ СОШ №5"
  • Главным для меня было узнать мнения разных коллег на проблемы с планированием у классных руководителей. После работы в педагогической студии я поняла, что проблемы с планированием идентичные у многих классных руководителей. Гилева Елена Витальевна, учитель английского языка МОУ лицей №110 г.Екатеринбург
  • Главное для меня было ещё раз убедиться в том, что планирование - это обязательное взаимодействие педагогов, учащихся и родителей! Демешкина Татьяна Ивановна
  • Главным для меня является мнение и опыт коллег. Ведь как говориться "Один ум хорошо, а два лучше". Порой опыт и подсказка коллег помогает выйти из трудной ситуации. Постникова Елена Геннадьевна
  • Главным для меня было знакомство с опытом работы коллег. В моей педагогической практике я начинаю работу по планированию воспитательной работы в классе с осознания места и сути этого плана в системе деятельности себя, как классного руководителя, иначе говоря, стараюсь ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.Верюгина Наталья Юрьевна
  • Главным для меня было познакомиться с планированием других учителей, проанализировать опыт коллег, оценить свои возможности на пути совершенствования своей работы.--Татьяна Денисова 17:02, 3 мая 2012 (UTC)
  • После работы в педагогической студии я поняла, что воспитательная деятельность учителя очень важна для работы.--Фатхинурова Галина 13:04, 4 мая 2012 (UTC)
  • Главными и интересными для меня были мнения и высказывания коллег. Мы солидарны с ними.----Пастаногова Лариса 17:10, 4 мая 2012 (UTC)
  • Главным для меня было познакомиться с опытом коллег,после работы в студии,я поняла, что планирование внеклассной работы-важный этап в работе классного руководителя.--Александрович 17:59, 4 мая 2012 (UTC)
    • Главным для меня является мнение и опыт коллег. Ведь как говориться "Один ум хорошо, а два лучше". Порой опыт и подсказка коллег помогает выйти из трудной ситуации. Смирнова Наталья Сергеевна 17:59, 7 мая 2012



Литература и Интернет-ресурсы

  • Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М, 2005.
  • Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.
  • Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.,2006.
  • Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998.
  • Социальные сетевые сервисы