Проект Как научиться дружить

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
 
-
 
== Автор проекта ==
== Автор проекта ==
[[Участник:Любовь Иванова|Иванова Любовь Антоновна]]
[[Участник:Любовь Иванова|Иванова Любовь Антоновна]]
Строка 13: Строка 11:
==Почему эту проблему важно обсуждать и решать==
==Почему эту проблему важно обсуждать и решать==
-
 
В начале пятого класса школьники испытывают трудность в адаптации к новым условиям обучения в средней школе. Результаты психологической диагностики свидетельствуют, что в этот период до 60 % пятиклассников испытывают повышенную тревожность, которая препятствует нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Поэтому проблема уменьшения тревожности, снижения эмоционального напряжения и формирования работы в команде с одноклассниками актуальна в данном возрасте.
В начале пятого класса школьники испытывают трудность в адаптации к новым условиям обучения в средней школе. Результаты психологической диагностики свидетельствуют, что в этот период до 60 % пятиклассников испытывают повышенную тревожность, которая препятствует нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Поэтому проблема уменьшения тревожности, снижения эмоционального напряжения и формирования работы в команде с одноклассниками актуальна в данном возрасте.
==Целевая группа==
==Целевая группа==
-
 
+
Ученики 5 классов , занимающиеся по традиционной программе общеобразовательной школы
-
Занятие проводится в обычном 5 классе, занимающемся по традиционной программе общеобразовательной школы
+
Пятиклассникам так нужно
Пятиклассникам так нужно
Строка 33: Строка 29:
Развивается умение позитивно общаться с одноклассниками
Развивается умение позитивно общаться с одноклассниками
 +
 +
Каждый получает "роскошь человеческого общения"
==Идея проекта==
==Идея проекта==
-
 
+
[[Изображение:Рисунок3.png|Рисунок3.png]]
 +
Предполагается повышение интереса ребят к психологии, развитие образного и аналитического мышления при решении поставленных проблем, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности и работы в коллективе.
Логика проведения занятия в форме увлекательного путешествия на корабле с остановками, где пошагового предъявляются задания от простого вопроса к более сложной задаче. Для повышения мотивации работы в группе введен элемент соревнования. Оценивается активность всех членов команды, правильность ответов, отношения в группе, способность взаимовыручки.За основу принята разработка занятия для учеников 5–6 классов Н.Н. Рыбалко «Путешествие на корабле «Дружба»»
Логика проведения занятия в форме увлекательного путешествия на корабле с остановками, где пошагового предъявляются задания от простого вопроса к более сложной задаче. Для повышения мотивации работы в группе введен элемент соревнования. Оценивается активность всех членов команды, правильность ответов, отношения в группе, способность взаимовыручки.За основу принята разработка занятия для учеников 5–6 классов Н.Н. Рыбалко «Путешествие на корабле «Дружба»»
==Цель проекта==
==Цель проекта==
-
 
+
Способствовать успешной адаптации пятиклассников в средней школе
-
Для решения проблемы по снижению уровня тревожности учеников и уменьшению эмоционального напряжения в классе мы ставим цель развивать умение выражать эмоциональные состояния и формировать уверенность в себе. Для достижения цели важно решить такие задачи как организовать работу в группе одноклассников, снизить эмоциональное напряжение с помощью ролевых игр и нестандартных заданий, поощрять индивидуальные и групповые успехи и находки пятиклассников для воспитания уверенности в своих силах.
+
Для решения проблемы по снижению уровня тревожности учеников и уменьшению эмоционального напряжения в классе мы ставим цель развивать умение выражать эмоциональные состояния и формировать уверенность в себе.
 +
Дидактические цели: формировать умения самостоятельно делать выбор, ориентироваться в области психологии общения, а также обучение приемам группового взаимодействия и обобщения полученной информации.
 +
Методические задачи: научить наблюдать личностные качества, необходимые для эффективного общения с одноклассниками. Воспитывать и стимулировать самовоспитание таких личностных качеств как доброжелательность, эмпатия, толерантность
==Описание проекта==
==Описание проекта==
 +
Проект направлен на поиск оригинальных идей в проведении занятий по психологии в 5-х классах по проблеме адаптации к школьной жизни и ее правилам в средней школе, не теряя при этом себя, своей «самости». Предполагает творческое освоение ребятами правил дружбы. Результаты заслушиваются и обсуждаются. Ожидается, что групповая работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют знаниями основ психологии общения, научатся анализировать ситуации, идти на компромисс и разовьют в себе интерес к активной познавательной деятельности.
 +
Для достижения цели важно решить такие задачи как организовать работу в группе одноклассников, снизить эмоциональное напряжение с помощью ролевых игр и нестандартных заданий, поощрять индивидуальные и групповые успехи и находки пятиклассников для воспитания уверенности в своих силах
==Этапы проекта==
==Этапы проекта==
-
 
+
1 этап. Подготовительный. Проводится групповая и индивидуальная диагностика в классе.
 +
2. этап. Основной.
 +
• Проведение психологического занятия. Презентация
 +
• Работа в группах, выполнение познавательных заданий
 +
• В режиме мозгового штурма составление правил дружбы и фиксацией итогов в Dabbleboard.com в виде текста с картинками
 +
3 этап. Заключительный. Рефлексия. Рисование карты путешествия в Dabbleboard.com Общение - обмен фотографиями своего альбома PICASA с одноклассниками
==Ожидаемые результаты проекта==
==Ожидаемые результаты проекта==
 +
Предполагается уменьшение тревожности, проявление интереса к самостоятельной познавательной деятельности, снижение эмоционального напряжения, а также повышение внимания ребят к психологии, развитие образного и аналитического мышления при решении поставленных заданий и работы в коллективе
==Как будут результаты оцениваться и обсуждаться==
==Как будут результаты оцениваться и обсуждаться==
 +
Перед началом проекта для выяснения знаний и интересов учеников проводится мозговой штурм в группах по выявлению проблем пятиклассников в школе. Ученики придумывают идеи, связанные с заданной темой, и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями. Определяются цели, вырабатываются стратегии для их достижения, создается временной график работы, определяют критерии оценивания. Заполнят карту Знаю-Интересуюсь-Умею.
 +
В ходе работы над проектом оцениваются навыки самостоятельной и совместной деятельности. Учитывается совместное планирование проекта и деятельность каждого участника группы. Ученики осмысливают свое обучение через самооценку своей работы. Со стороны учителя проводится консультирование и наблюдение за деятельностью учеников.
 +
После завершения проекта вновь заполняется карта Знаю-Интересуюсь-Умею. Результаты сравниваются. Пятиклассники представляют свои идеи, рисунки, фотографии. Используется обратная связь от сверстников через оценку работы группы.
==План реализации проекта==
==План реализации проекта==
 +
Предварительная работа:
 +
Диагностика учеников "Школьные трудности".
 +
Анкетирование учителя «Социально-психологическая адаптация пятиклассников»
 +
Проведение конкурса рисунков "Что мне нравится в школе?" оформление Веб-альбома в Picasa.
 +
Подбор информационного материала (сайтов, блогов, литературы) по адаптации в школе. Подготовка буклета для родителей
 +
 +
Ход мероприятия:
 +
Деление на группы-команды. Знакомство с правилами путешествия
 +
Проведение психологического занятия. Презентация
 +
Работа в группах, выполнение познавательных заданий
 +
В режиме мозгового штурма составление правил дружбы и фиксацией итогов
 +
Просмотр веб-альбома "Что нравится в школе".
 +
Знакомство и интернет-средой по адаптации пятиклассников в школе.
 +
Рефлексия с использованием Гугл –анкеты и составление карты путешествия в Dabbleboard.com
 +
Самоанализ занятия
 +
 +
==Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту==
==Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту==
 +
Размещение объявления о проведении психологического занятия на сайте школы
 +
Размещение адреса блога КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ на сайте школы http://school30.irkutsk.ru
 +
Создание буклета для родителей. Конкурс детских рисунков «Что мне нравится в школе»
==Какие риски есть у проекта и как их минимизировать==
==Какие риски есть у проекта и как их минимизировать==
 +
Время проведения сентябрь – октябрь совпадает с «горячей» порой в школьной жизни, дети сталкиваются с трудностями привыкания к новым условиям, есть риск закрутиться в потоке будней. Чтобы этого избежать, важно работать в содружестве с классным руководителем и активом пятого класса
==Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей==
==Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей==
-
 
+
Для успешного проведения проекта пятиклассники должны владеть знаниями информатики на хорошем уровне, уметь обрабатывать фотографии в Photoshop. Создавать презентации Power Point, уметь находить нужную информацию в Интернете
==У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации==
==У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации==
-
 
+
Классный руководитель 5 класса
 +
Учитель начальных классов
 +
Учитель информатики
 +
Коллеги, работающие над проблемой адаптации пятиклассников
 +
Сеть творческих учителей. Сообщество психологов
==Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования==
==Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования==
-
 
+
Веб-альбомы Picasa с сайта http://picasa.google.com. (Фотографии для презентации)
 +
http://blogger.com (Обмен мнениями, рефлексия, анкетирование)
 +
http://dabbleboard.com (Рисование карты путешествия)
==Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект==
==Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект==
-
 
+
Цифровые устройства:
 +
• Компьютер
 +
• Сеть Интернет
 +
• Сканер
 +
• Проектор
 +
Программное обеспечение:
 +
• Электронные энциклопедии
 +
• Программы обработки изображений
 +
• Мультимедийные программы
 +
• Текстовый редактор
 +
Печатные материалы:
 +
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе - 2 изд. - М.: Генезис 2007
 +
Прихожан А.М., Психология неудачника - М., Творческий центр «Сфера». 2000
 +
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М: Дидакт. 1992
 +
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары/ авторы-составители Картушина Е. П., Романенко Т. В. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009
 +
Интернет-ресурсы:
 +
http://www.uchmag.ru/estore/content/46618/
 +
http://www.knigirossii.ru/?menu=show_book&book=12137
 +
www.VETTON.ru
 +
http://images.google.ru
 +
blogs.mail.ru
 +
http://ru.wikipedia.org
 +
http://images.yandex.ru
 +
http://images.google.ru
==Команда проекта==
==Команда проекта==

Версия 04:43, 28 апреля 2010

Содержание

Автор проекта

Иванова Любовь Антоновна

Название проекта

Как научиться дружить с одноклассниками

Решаемая проблема

Проблема адаптация пятиклассников в средней школе

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

В начале пятого класса школьники испытывают трудность в адаптации к новым условиям обучения в средней школе. Результаты психологической диагностики свидетельствуют, что в этот период до 60 % пятиклассников испытывают повышенную тревожность, которая препятствует нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Поэтому проблема уменьшения тревожности, снижения эмоционального напряжения и формирования работы в команде с одноклассниками актуальна в данном возрасте.

Целевая группа

Ученики 5 классов , занимающиеся по традиционной программе общеобразовательной школы

Пятиклассникам так нужно

Трудности пройти все дружно.

Стоит вместе нам сплотиться,

Может чудо получиться

Что участие в проекте даст его участникам

Формируется положительный эмоциональный фон в классе

Развивается умение позитивно общаться с одноклассниками

Каждый получает "роскошь человеческого общения"

Идея проекта

Изображение:Рисунок3.png Предполагается повышение интереса ребят к психологии, развитие образного и аналитического мышления при решении поставленных проблем, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности и работы в коллективе. Логика проведения занятия в форме увлекательного путешествия на корабле с остановками, где пошагового предъявляются задания от простого вопроса к более сложной задаче. Для повышения мотивации работы в группе введен элемент соревнования. Оценивается активность всех членов команды, правильность ответов, отношения в группе, способность взаимовыручки.За основу принята разработка занятия для учеников 5–6 классов Н.Н. Рыбалко «Путешествие на корабле «Дружба»»

Цель проекта

Способствовать успешной адаптации пятиклассников в средней школе Для решения проблемы по снижению уровня тревожности учеников и уменьшению эмоционального напряжения в классе мы ставим цель развивать умение выражать эмоциональные состояния и формировать уверенность в себе. Дидактические цели: формировать умения самостоятельно делать выбор, ориентироваться в области психологии общения, а также обучение приемам группового взаимодействия и обобщения полученной информации. Методические задачи: научить наблюдать личностные качества, необходимые для эффективного общения с одноклассниками. Воспитывать и стимулировать самовоспитание таких личностных качеств как доброжелательность, эмпатия, толерантность

Описание проекта

Проект направлен на поиск оригинальных идей в проведении занятий по психологии в 5-х классах по проблеме адаптации к школьной жизни и ее правилам в средней школе, не теряя при этом себя, своей «самости». Предполагает творческое освоение ребятами правил дружбы. Результаты заслушиваются и обсуждаются. Ожидается, что групповая работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют знаниями основ психологии общения, научатся анализировать ситуации, идти на компромисс и разовьют в себе интерес к активной познавательной деятельности. Для достижения цели важно решить такие задачи как организовать работу в группе одноклассников, снизить эмоциональное напряжение с помощью ролевых игр и нестандартных заданий, поощрять индивидуальные и групповые успехи и находки пятиклассников для воспитания уверенности в своих силах

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный. Проводится групповая и индивидуальная диагностика в классе. 2. этап. Основной. • Проведение психологического занятия. Презентация • Работа в группах, выполнение познавательных заданий • В режиме мозгового штурма составление правил дружбы и фиксацией итогов в Dabbleboard.com в виде текста с картинками 3 этап. Заключительный. Рефлексия. Рисование карты путешествия в Dabbleboard.com Общение - обмен фотографиями своего альбома PICASA с одноклассниками

Ожидаемые результаты проекта

Предполагается уменьшение тревожности, проявление интереса к самостоятельной познавательной деятельности, снижение эмоционального напряжения, а также повышение внимания ребят к психологии, развитие образного и аналитического мышления при решении поставленных заданий и работы в коллективе

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Перед началом проекта для выяснения знаний и интересов учеников проводится мозговой штурм в группах по выявлению проблем пятиклассников в школе. Ученики придумывают идеи, связанные с заданной темой, и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями. Определяются цели, вырабатываются стратегии для их достижения, создается временной график работы, определяют критерии оценивания. Заполнят карту Знаю-Интересуюсь-Умею. В ходе работы над проектом оцениваются навыки самостоятельной и совместной деятельности. Учитывается совместное планирование проекта и деятельность каждого участника группы. Ученики осмысливают свое обучение через самооценку своей работы. Со стороны учителя проводится консультирование и наблюдение за деятельностью учеников. После завершения проекта вновь заполняется карта Знаю-Интересуюсь-Умею. Результаты сравниваются. Пятиклассники представляют свои идеи, рисунки, фотографии. Используется обратная связь от сверстников через оценку работы группы.

План реализации проекта

Предварительная работа: Диагностика учеников "Школьные трудности". Анкетирование учителя «Социально-психологическая адаптация пятиклассников» Проведение конкурса рисунков "Что мне нравится в школе?" оформление Веб-альбома в Picasa. Подбор информационного материала (сайтов, блогов, литературы) по адаптации в школе. Подготовка буклета для родителей

Ход мероприятия: Деление на группы-команды. Знакомство с правилами путешествия Проведение психологического занятия. Презентация Работа в группах, выполнение познавательных заданий В режиме мозгового штурма составление правил дружбы и фиксацией итогов Просмотр веб-альбома "Что нравится в школе". Знакомство и интернет-средой по адаптации пятиклассников в школе. Рефлексия с использованием Гугл –анкеты и составление карты путешествия в Dabbleboard.com Самоанализ занятия


Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Размещение объявления о проведении психологического занятия на сайте школы Размещение адреса блога КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ на сайте школы http://school30.irkutsk.ru Создание буклета для родителей. Конкурс детских рисунков «Что мне нравится в школе»

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Время проведения сентябрь – октябрь совпадает с «горячей» порой в школьной жизни, дети сталкиваются с трудностями привыкания к новым условиям, есть риск закрутиться в потоке будней. Чтобы этого избежать, важно работать в содружестве с классным руководителем и активом пятого класса

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Для успешного проведения проекта пятиклассники должны владеть знаниями информатики на хорошем уровне, уметь обрабатывать фотографии в Photoshop. Создавать презентации Power Point, уметь находить нужную информацию в Интернете

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Классный руководитель 5 класса Учитель начальных классов Учитель информатики Коллеги, работающие над проблемой адаптации пятиклассников Сеть творческих учителей. Сообщество психологов

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Веб-альбомы Picasa с сайта http://picasa.google.com. (Фотографии для презентации) http://blogger.com (Обмен мнениями, рефлексия, анкетирование) http://dabbleboard.com (Рисование карты путешествия)

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

Цифровые устройства: • Компьютер • Сеть Интернет • Сканер • Проектор Программное обеспечение: • Электронные энциклопедии • Программы обработки изображений • Мультимедийные программы • Текстовый редактор Печатные материалы: Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе - 2 изд. - М.: Генезис 2007 Прихожан А.М., Психология неудачника - М., Творческий центр «Сфера». 2000 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М: Дидакт. 1992 Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары/ авторы-составители Картушина Е. П., Романенко Т. В. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 Интернет-ресурсы: http://www.uchmag.ru/estore/content/46618/ http://www.knigirossii.ru/?menu=show_book&book=12137 www.VETTON.ru http://images.google.ru blogs.mail.ru http://ru.wikipedia.org http://images.yandex.ru http://images.google.ru

Команда проекта

  • .
  • .
  • .

Функционал каждого участника в проекте

  • .
  • .
  • .

Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

Социальные сервисыЦели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com ..
Анкеты в Google www.gmail.com ..
Календарь в Google www.gmail.com ..
Совместная работа с документами в Google..
Вики..
Блоги..
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com..
Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог ..
Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru ..