Психологический семинар для педагогов Когда слово и убеждение на них не действуют

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы)
(Краткая аннотация к мероприятию)
Строка 18: Строка 18:
К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».
К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».
Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.
Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.
 +
 +
Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками  и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять  требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер.  Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.
Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются:
Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются:
Строка 32: Строка 34:
Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.
Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.
-
Особенности аффективного поведения проявляются у трудных подростков. Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы:
+
Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы:
1) Психическая неустойчивость
1) Психическая неустойчивость
2) Аффективная возбудимость
2) Аффективная возбудимость

Версия 16:54, 12 ноября 2010

Содержание

Тема мероприятия

Как быть когда слово и убеждения на них не действуют

Целевая группа

Учителя-предметники

Время необходимое для проведения мероприятия

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Двирная Ольга Владимировна педагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорск

Краткая аннотация к мероприятию

Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад. В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма». Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.

Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются: 1. Природные, генотипические особенности личности. 2. Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения); 3. Индивидуальные особенности учителей: • характерологические и индивидуально-типологические особенности; • стиль руководства учебным коллективом. 4. Положение в классовом коллективе. 5. Особенности семейных взаимоотношений. 6. Социальные условия жизни. 7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней. Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.

Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы: 1) Психическая неустойчивость 2) Аффективная возбудимость 3) Расторможенность влечений

Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.








Опишите, какую проблему предполагается решать, что планируется сделать в ходе мероприятия, а также получить на выходе. Прочитав аннотацию, должна сложиться целостная картинка о мероприятии: проблеме, целях, идее, результатах. После знакомства с аннотацией у коллег и экспертов складывается первое впечатление о работе в целом.

Проблема и её обоснование

Сформулируйте проблему, которую предстоит решить, и обоснуйте её значимость. Проблема - это та трудность, тот разрыв, которую(ый) должны решить. Например, учащиеся класса испытывают трудность в запоминании и наблюдается недостаточное развитии моторики. Важно не только представить проблему, но и описать, в чем она проявляется, почему ее необходимо решить, каковы причины проблемы, варианты решения проблемы.

Таким образом, в данном разделе необходимо:

  • поставить проблему
  • проанализировать ее причины
  • подвести к вариантам решения проблемы, которые затем найдут отражение в базовой идее.


Базовая идея

Опишите базовые идеи решения обозначенной проблемы, что вы предлагаете сделать, чтобы решить поставленную проблему. Базовая идея должна вытекать из причин возникновения проблемы и по сути должна в той или иной мере снимать проблему.

Вариант оформления: мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо...

Например, чтобы развить мышление учащихся, то надо сделать то-то и то–то, например, включить в деятельность, дать пошаговые инструкции, организовать работу в группе, замотивировать через нестандартные приемы...и т.д. Эти шаги в будущем и станут задачами)


Цели, задачи мероприятия

Цель - это чего мы хотим достичь в результате мероприятия. Цель ставится на основании описанных проблем. Например, если проблема низкий уровень мышления, то ставим цель - развивать мышление. В мероприятии может быть несколько целей.

Задачи - конкретные шаги к достижению цели. Например, развивать умение работать по инструкции, организовать развивающую среду и т.д.


Используемые методы, приемы, технологии

Опишите какие методы, технологии используются вами в ходе мероприятия. Используемые методы, приёмы, технологии должны соответствовать поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям целевой аудитории. И обязательно быть экологичными, то есть они не должны нанести вред участникам и вступать в разрез с кодексом психолога и законодательством РФ.


Новизна

Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: приемы, методы, способы организации деятельности. Что конкретно? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении?


Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.


Способы вовлечения участников в активную деятельность

Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.



Ожидаемые результаты

Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.



Предполагаемые сроки реализации

Ресурсы, необходимые для проведения

Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия


Ход мероприятия

Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.


Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы



Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.