Психологический семинар для педагогов Когда слово и убеждение на них не действуют

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Целевая группа)
(Ход мероприятия)
 
(47 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
 
=Тема мероприятия=
=Тема мероприятия=
-
 
+
'''Как быть когда слово и убеждения на них не действуют'''
=Целевая группа=
=Целевая группа=
Строка 8: Строка 7:
=Время необходимое для проведения мероприятия=
=Время необходимое для проведения мероприятия=
-
 
+
1 час
-
 
+
=Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)=
=Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)=
Строка 15: Строка 13:
=Краткая аннотация к мероприятию=
=Краткая аннотация к мероприятию=
-
''Опишите, какую проблему предполагается решать, что планируется сделать в ходе мероприятия, а также получить на выходе. Прочитав аннотацию, должна сложиться целостная картинка о мероприятии: проблеме, целях, идее, результатах. После знакомства с аннотацией у коллег и экспертов складывается первое впечатление о работе в целом.''
+
Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад.
 +
В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.
 +
К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».
 +
Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.
 +
Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками  и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять  требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер.  Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.
 +
 +
 +
'''Как реагировать учителям-предметникам, когда упрямство, раздражительность, обидчивость, негативизм проявляются у подростков на уроке?'''
 +
 +
Повышенная конфликтность подростка обычно бывает следствием серьезных личностных перестроек, выступает в комплексе с обидчивостью, негативизмом, раздражительностью и объединяется под назнаванием '''"аффективное поведение".'''Аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок.
 +
 +
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
 +
       
 +
Психологические особенности подросткового возраста получили название ''"подросткового комплекса".''
 +
Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской.
 +
       
 +
У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
 +
 +
Основной запрос к школьному психологу - ознакомить учителей-предметников с проявлениями "аффективного поведения" личности подростка и вооружить стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным.
 +
 +
''Цель'' - вооружить учителей-предметников стратегиями и приемами отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.
 +
 +
''Идея ''- провести мастер-класс для педагогов по теме "Как быть когда слово и убеждения на них (подростков с "аффективным поведением") уже не действуют.
 +
 +
''Планируемый результат'' - составление '''ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического взаимодействия с подростком, проявляющим "аффективное поведение" на уроке"'''
=Проблема и её обоснование=
=Проблема и её обоснование=
-
''Сформулируйте проблему, которую предстоит решить, и обоснуйте её значимость. Проблема - это та трудность, тот  разрыв, которую(ый) должны решить. Например, учащиеся класса испытывают трудность в запоминании и наблюдается недостаточное развитии моторики. Важно не только представить проблему, но и описать, в чем она проявляется, почему ее необходимо решить, каковы причины проблемы, варианты решения проблемы.''
+
'''Проблема''' - упрямство, раздражительность, обидчивость, негативизм проявляются у подростков на уроке. Слова и убеждения педагогов изменить свое поведение на них не действуют.  
-
''Таким образом, в данном разделе необходимо:
+
'''Анализ причин:'''
-
*поставить проблему
+
-
*проанализировать ее причины
+
-
*подвести к вариантам решения проблемы, которые затем найдут отражение в базовой идее.''
+
-
+
 +
Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются: 1. Природные, генотипические особенности личности. 2. Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения); 3. Индивидуальные особенности учителей: • характерологические и индивидуально-типологические особенности; • стиль руководства учебным коллективом. 4. Положение в классовом коллективе. 5. Особенности семейных взаимоотношений. 6. Социальные условия жизни. 7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней. Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.
-
=Базовая идея= 
+
Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы: 1) Психическая неустойчивость 2) Аффективная возбудимость 3) Расторможенность влечений
-
''Опишите базовые идеи решения обозначенной проблемы, что вы предлагаете сделать, чтобы решить поставленную проблему. Базовая идея должна вытекать из причин возникновения проблемы и по сути должна в той или иной мере снимать проблему''.
+
-
+
-
''Вариант оформления: мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо...''
+
-
''Например, чтобы развить  мышление учащихся, то надо сделать то-то и то–то, например, включить в деятельность, дать пошаговые инструкции, организовать работу в группе, замотивировать через нестандартные приемы...и т.д. Эти шаги в будущем и станут задачами)''
+
Причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. В качестве таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, как известно, выделяют понятийный характер мышления, развитие сознания на уровне самосознания, развитие «чувства взрослости».
 +
Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.
 +
 +
Возможные причины данной проблемы:
 +
*возрастные особенности подростка
 +
*незнание учителями-предметниками индвидуальных особенностей "аффективного поведения";
 +
*незнание учителями-предметниками стратегий снятия напряжения у детей в период проявления "аффективных реакций" у подростка;
 +
*индивидуальные особенности учителей:• характерологические и индивидуально-типологические особенности; • стиль руководства учебным коллективом.
 +
*положение подростка в классовом коллективе
 +
 +
Варианты решения данной проблемы:
 +
*ознакомить учителей-предметников с особенностями проявлений "аффективного поведения", его причинами и  возможными стратегиями изменения
 +
*научить позитивным стратегиям снятия напряжения у подростков в период проявления "аффективных реакций";
 +
*совместное составление ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического реагирования "аффективного" поведения подростков на уроке"
 +
 +
=Базовая идея= 
 +
Мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо провести мастер-класс для педагогов по теме "Как быть когда слово и убеждения на них (подростков с "аффективным поведением") уже не действуют.
=Цели, задачи мероприятия=
=Цели, задачи мероприятия=
   
   
-
'''Цель''' - ''это чего мы хотим достичь в результате мероприятия. Цель ставится на основании описанных проблем. Например, если проблема низкий уровень мышления, то ставим цель -  развивать мышление. В мероприятии может быть несколько целей.''
+
'''Цель''' - вооружить учителей-предметников стратегиями и приемами отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.
 +
 
 +
'''Задачи:'''
 +
 
 +
1.Информирование об особенностях проявления и обсуждение причин "аффективного поведения" подростков на уроке
 +
 
 +
2.Составление "банка" конфликтных ситуаций из практики учителя и идей по стратегиям и тактикам реагирования в ситуации "аффективного поведения" подростка на уроке
   
   
-
'''Задачи''' -  ''конкретные шаги к достижению цели. Например, развивать умение работать по инструкции, организовать развивающую среду и т.д.''
+
3.Совместное определение “возможных ошибок” и способов решения проблемы отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке
 +
4.Проигрывание основных техник и приемов реагирования в ситуации "аффективного поведения" подростков
=Используемые методы, приемы, технологии=
=Используемые методы, приемы, технологии=
-
''Опишите какие методы, технологии используются вами в ходе мероприятия. Используемые методы, приёмы, технологии должны соответствовать поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям целевой аудитории. И обязательно быть экологичными, то есть они не должны нанести вред участникам и вступать в разрез с кодексом психолога и законодательством РФ.''
+
Методы:
 +
1. Анкетирование
-
=Новизна=
+
2. Дисскусии
-
''Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: приемы, методы, способы организации деятельности. Что конкретно? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении?''
+
 +
3. "Кооперативное обучение"
 +
 +
4. Наглядные
 +
 +
5. "Рабочие листы"
 +
 +
6. Практические
 +
 +
 +
Приемы
 +
 +
1. Диагностический прием
 +
 +
2. Побуждение
 +
 +
3. Пример
 +
 +
 +
Технологии
 +
 +
1. Здоровьесберегающие
 +
 +
2. ИКТ
 +
 +
=Новизна=
 +
Использование Интернет-технологий в овладении педагогами стратегиями и приемами отреагирования "аффективных реакций" подростков на уроке.
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
-
''Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.''
+
1. Видео youtube - коллекция полезных видеороликов
 +
 
 +
2. Мое место - хранение файлов
 +
2. Документы Google - таблицы, совместное редактирование, презентации
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=
-
''Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.''
+
Цели
 +
- Расширяет мой профессиональный инструментарий
 +
- Дает возможность организовать работу дистанционно
 +
 +
- Возможность расширения аудитории педагогов
=Способы вовлечения участников в активную деятельность=
=Способы вовлечения участников в активную деятельность=
-
''Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.''
+
- Информирование педагогов на педагогической планерке;
 +
- Информирование педагогов по E-mail, scype;
 +
- Отражение информации на психологическом стенде;
 +
- Размещение информации на сайте школы
=Ожидаемые результаты=
=Ожидаемые результаты=
-
''Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.''
+
В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:
 +
- повышение психологической и коммуникативной компетентностей педагогов в организации взаимодействия с подростками с "аффективным поведением";
 +
- овладение педагогами техниками и приемами отреагирования "аффективных реакций" подростков на уроке;
 +
- развитие навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать эмоциональную сторону поведения;
 +
 +
- активизация педагогов на самостоятельную психологическую работу;
 +
 +
- повышение статуса школьного психолога
=Предполагаемые сроки реализации=
=Предполагаемые сроки реализации=
 +
Февраль 2011 года
 +
=Ресурсы, необходимые для проведения=
 +
*Видеопрезентация
 +
*Видеоролики
 +
*Таблицы Гугл
 +
*Электронные статьи
 +
=Ход мероприятия=
 +
*'''Осознание проблемы:'''
 +
1. Видеопрезентация
-
=Ресурсы, необходимые для проведения=
+
2. Составление коллективного портрета подростка с "аффективным поведением"
-
''Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия''
+
 +
*'''Выяснение причин "аффективного поведения" подростка на уроке'''
-
=Ход мероприятия=
+
3. Анализ урока.
-
''Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.''
+
 +
4. Анализ видеороликов
 +
 +
5. Анализ ситуаций "аффективного поведения" подростков на уроке из педагогической практики
 +
 +
6. Роль характерологических и индивидуально-типологических, стиль руководства учебным коллективом
 +
 +
*''' Изучаем способы реагирования в ситуациях "аффективного поведения" подростка на уроке'''
 +
 +
7. Разбор ситуаций "аффективного поведения" на уроке и выбор способов реагирования
 +
 +
*''' Практическое применение стратегий и тактик реагирования "аффективного поведения" подростков на уроке'''
 +
 +
8. Разбор ситуаций видеороликов и примеров из педагогической практики
 +
 +
*''' Составление банка идей'''
 +
 +
9. Совместное составление ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического реагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.
 +
 +
*''' Подводим итоги'''
 +
 +
10. Рефлексия
=Критерии  и способы оценки эффективности=
=Критерии  и способы оценки эффективности=
-
''Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.''
+
Критерии оценки эффективности мероприятия  
 +
- Активность педагогов в групповой дискуссии и мастер-классе
 +
- Удовлетворенность участников процессом проведения мероприятия
-
=Возможности дальнейшего развития мероприятия=
+
- Продуктивность осуществленной деятельности
-
''Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.''
+
 +
- Повышение психологической и коммуникативной компетентности учителей-предметников
 +
Способы оценки эффективности мероприятия
 +
 +
- Анализ количества коментариев
 +
 +
- Рефлексия заключительной дискуссии
 +
 +
- Запросы педагогов на дальнейшее сотрудничество
 +
 +
- Качественный анализ коментариев
 +
 +
=Возможности дальнейшего развития мероприятия=
 +
Апрель 2011г.
=Использованная литература=
=Использованная литература=
Строка 106: Строка 231:
*[http://www.disser.h10.ru/dis/gorunovAV.html Горюнов Александр Владимирович. Клинико-психопатологические особенности первых депрессивных эпизодов у подростков]
*[http://www.disser.h10.ru/dis/gorunovAV.html Горюнов Александр Владимирович. Клинико-психопатологические особенности первых депрессивных эпизодов у подростков]
*[http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/20990.php Переживание подростками "чувства взрослости"]
*[http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/20990.php Переживание подростками "чувства взрослости"]
-
 
+
*[http://nvkz-sch14.narod.ru/dok/pcix5.doc Школьные проблемы подростков]

Текущая версия

Содержание

Тема мероприятия

Как быть когда слово и убеждения на них не действуют

Целевая группа

Учителя-предметники

Время необходимое для проведения мероприятия

1 час

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Двирная Ольга Владимировна педагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорск

Краткая аннотация к мероприятию

Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад. В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма». Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.


Как реагировать учителям-предметникам, когда упрямство, раздражительность, обидчивость, негативизм проявляются у подростков на уроке?

Повышенная конфликтность подростка обычно бывает следствием серьезных личностных перестроек, выступает в комплексе с обидчивостью, негативизмом, раздражительностью и объединяется под назнаванием "аффективное поведение".Аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок.

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.

Основной запрос к школьному психологу - ознакомить учителей-предметников с проявлениями "аффективного поведения" личности подростка и вооружить стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным.

Цель - вооружить учителей-предметников стратегиями и приемами отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.

Идея - провести мастер-класс для педагогов по теме "Как быть когда слово и убеждения на них (подростков с "аффективным поведением") уже не действуют.

Планируемый результат - составление ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического взаимодействия с подростком, проявляющим "аффективное поведение" на уроке"

Проблема и её обоснование

Проблема - упрямство, раздражительность, обидчивость, негативизм проявляются у подростков на уроке. Слова и убеждения педагогов изменить свое поведение на них не действуют.

Анализ причин:

Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются: 1. Природные, генотипические особенности личности. 2. Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения); 3. Индивидуальные особенности учителей: • характерологические и индивидуально-типологические особенности; • стиль руководства учебным коллективом. 4. Положение в классовом коллективе. 5. Особенности семейных взаимоотношений. 6. Социальные условия жизни. 7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней. Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.

Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы: 1) Психическая неустойчивость 2) Аффективная возбудимость 3) Расторможенность влечений

Причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. В качестве таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, как известно, выделяют понятийный характер мышления, развитие сознания на уровне самосознания, развитие «чувства взрослости».

Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.

Возможные причины данной проблемы:

  • возрастные особенности подростка
  • незнание учителями-предметниками индвидуальных особенностей "аффективного поведения";
  • незнание учителями-предметниками стратегий снятия напряжения у детей в период проявления "аффективных реакций" у подростка;
  • индивидуальные особенности учителей:• характерологические и индивидуально-типологические особенности; • стиль руководства учебным коллективом.
  • положение подростка в классовом коллективе

Варианты решения данной проблемы:

  • ознакомить учителей-предметников с особенностями проявлений "аффективного поведения", его причинами и возможными стратегиями изменения
  • научить позитивным стратегиям снятия напряжения у подростков в период проявления "аффективных реакций";
  • совместное составление ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического реагирования "аффективного" поведения подростков на уроке"

Базовая идея

Мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо провести мастер-класс для педагогов по теме "Как быть когда слово и убеждения на них (подростков с "аффективным поведением") уже не действуют.

Цели, задачи мероприятия

Цель - вооружить учителей-предметников стратегиями и приемами отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.

Задачи:

1.Информирование об особенностях проявления и обсуждение причин "аффективного поведения" подростков на уроке

2.Составление "банка" конфликтных ситуаций из практики учителя и идей по стратегиям и тактикам реагирования в ситуации "аффективного поведения" подростка на уроке

3.Совместное определение “возможных ошибок” и способов решения проблемы отреагирования "аффективного поведения" подростков на уроке

4.Проигрывание основных техник и приемов реагирования в ситуации "аффективного поведения" подростков

Используемые методы, приемы, технологии

Методы:

1. Анкетирование

2. Дисскусии

3. "Кооперативное обучение"

4. Наглядные

5. "Рабочие листы"

6. Практические


Приемы

1. Диагностический прием

2. Побуждение

3. Пример


Технологии

1. Здоровьесберегающие

2. ИКТ

Новизна

Использование Интернет-технологий в овладении педагогами стратегиями и приемами отреагирования "аффективных реакций" подростков на уроке.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

1. Видео youtube - коллекция полезных видеороликов

2. Мое место - хранение файлов

2. Документы Google - таблицы, совместное редактирование, презентации

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Цели

- Расширяет мой профессиональный инструментарий

- Дает возможность организовать работу дистанционно

- Возможность расширения аудитории педагогов

Способы вовлечения участников в активную деятельность

- Информирование педагогов на педагогической планерке;

- Информирование педагогов по E-mail, scype;

- Отражение информации на психологическом стенде;

- Размещение информации на сайте школы

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты:

- повышение психологической и коммуникативной компетентностей педагогов в организации взаимодействия с подростками с "аффективным поведением";

- овладение педагогами техниками и приемами отреагирования "аффективных реакций" подростков на уроке;

- развитие навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать эмоциональную сторону поведения;

- активизация педагогов на самостоятельную психологическую работу;

- повышение статуса школьного психолога

Предполагаемые сроки реализации

Февраль 2011 года

Ресурсы, необходимые для проведения

  • Видеопрезентация
  • Видеоролики
  • Таблицы Гугл
  • Электронные статьи

Ход мероприятия

  • Осознание проблемы:

1. Видеопрезентация

2. Составление коллективного портрета подростка с "аффективным поведением"

  • Выяснение причин "аффективного поведения" подростка на уроке

3. Анализ урока.

4. Анализ видеороликов

5. Анализ ситуаций "аффективного поведения" подростков на уроке из педагогической практики

6. Роль характерологических и индивидуально-типологических, стиль руководства учебным коллективом

  • Изучаем способы реагирования в ситуациях "аффективного поведения" подростка на уроке

7. Разбор ситуаций "аффективного поведения" на уроке и выбор способов реагирования

  • Практическое применение стратегий и тактик реагирования "аффективного поведения" подростков на уроке

8. Разбор ситуаций видеороликов и примеров из педагогической практики

  • Составление банка идей

9. Совместное составление ПАМЯТКИ "Стратегии и тактики эффективного педагогического реагирования "аффективного поведения" подростков на уроке.

  • Подводим итоги

10. Рефлексия

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии оценки эффективности мероприятия

- Активность педагогов в групповой дискуссии и мастер-классе

- Удовлетворенность участников процессом проведения мероприятия

- Продуктивность осуществленной деятельности

- Повышение психологической и коммуникативной компетентности учителей-предметников

Способы оценки эффективности мероприятия

- Анализ количества коментариев

- Рефлексия заключительной дискуссии

- Запросы педагогов на дальнейшее сотрудничество

- Качественный анализ коментариев

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Апрель 2011г.

Использованная литература

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы



Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.