Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в рамках воспитания их экологической культуры

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: Формирование экологической культуры подрастающего поколения стало стратегической воспитательной з...)
 
Строка 49: Строка 49:
Голосовые упражнения, которых немало на занятии, тоже помогают высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тявканье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, накопившееся в теле и голосовых связках. Отождествляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и свободными, непринужденными и легкими.
Голосовые упражнения, которых немало на занятии, тоже помогают высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тявканье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, накопившееся в теле и голосовых связках. Отождествляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и свободными, непринужденными и легкими.
-
Технология проведения занятия:
+
'''Технология проведения занятия:'''
1. Описание животного, словно мы смотрим на него со стороны. Какой он? Даем определения, рассматриваем рисунок с изображением животного, рассказываем что-нибудь интересное из жизни животного.
1. Описание животного, словно мы смотрим на него со стороны. Какой он? Даем определения, рассматриваем рисунок с изображением животного, рассказываем что-нибудь интересное из жизни животного.

Текущая версия

Формирование экологической культуры подрастающего поколения стало стратегической воспитательной задачей в современном обществе. Механизмом приобщения детей к новой экологической культуре служит усвоение ценностей добра, самоограничения и созидания. Обращение к этим ценностям вызвано потребностью укрепить фундамент нравственности ребенка, пробудить в нем лучшие душевные качества, подвигнуть его к совершению благородных поступков. Новая система ценностей, опирающаяся на духовно-нравственные ориентиры, в соответствии с которыми выстраивается содержание экологического воспитания, способна разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над природой и в известной мере преодолеть в сознании детей догматические установки на бездумную эксплуатацию природной среды.

Экологическое воспитание не сводится только к внешним воздействиям; приобретение экологических знаний не гарантирует формирование экологической культуры личности. Многое зависит от самого человека, его нравственных установок в достижении гармонии с внешним и внутренним миром, его готовности к сознательному самоограничению своих потребностей, стремления к добродетели и созиданию. Таким образом, становление экологической культуры заключается в переводе экокультурных ценностей в личностнозначимые. Усвоение этих ценностей поможет ребенку постичь науку о том, как жить в созвучии с Природой, самим собой и другими людьми.

Знание само по себе – великая ценность, но в отсутствии культуры пользование им приводит к безнравственности. Экологические знания как таковые не продуцируют развития экологической культуры, если они не сочетаются с живым контактом с природой, эмоционально-эстетическими переживаниями и посильным участием в восстановлении утраченного баланса в системе «Человек - Природа». Установка на интеллектуальное образование вступает в противоречие с законами развития ребенка, так как в нем большее внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей детей, а не анимационных.

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием "Эмоциональный интеллект. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. Как позже написал Девид Карузо: "очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов".

В книге Дэниела Гоулмена "Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ", вышедшей в свет в 1995 году, выделяется четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений. Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта - доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.

Живой душевный опыт у детей весьма незначителен. Весьма ограничена их повседневная психологическая культура, то есть готовность адаптироваться к различным ситуациям, гибко переходить от одного состояния душевной жизни к другому. Именно переживания способствуют обретению душевного опыта, благодаря которому идет присвоение. Психологами на большом фактическом материале доказана принципиальная зависимость совершенствование интеллекта от чувств. Чувства, по их мнению, стоят во главе душевных процессов и всякое их ограничение, даже простое неупражнение их, грозят человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса.

Исследователи психологической природы детского восприятия предложили назвать его «чувствоподобным», «эмоциональноподобным», утверждая, что для ребенка не так важно знать, как чувствовать. Действительно, чувства – это ступени к разуму, а им предшествуют ощущения. Поэтому приобщение детей к экологической культуре происходит тем успешнее, чем интенсивнее расширяется эмоциональный опыт взаимодействия с природой, который позволит детям и подросткам судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру.

Многие дети приходят в школу с грузом нерешенных жизненных задач. Когда ребенок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые ему не может предложить семья, представляются ему чрезвычайно привлекательными. В норме он доверяет и надеется. Он уже знает о силе своих желаний и о будущем, которое он представляет в мечтах очень привлекательным. Учителя устанавливают новые контакты детей между собой и задают человечные правила в этих взаимоотношениях. Контактов в норме должно быть много и разных. В этом возрасте не является нормой преданная дружбы с одним из сверстников, только позже, в юношеском возрасте этот вид дружбы станет главным.

Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи, как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Подобного рода взаимодействия формируют у ребенка попеременно то чувство принадлежности к команде, то чувство независимости от нее. В этом возрасте формируется и честолюбие, и партнерские качества: «чувство локтя», сплоченность, групповые ценности. Ребенок уже может взяться и за решение непростых жизненных задач: умение принять поражение, радоваться чужим успехам, связать свои успехи с количеством приложенных усилий и умение ориентироваться на себя при положительной и отрицательной оценке поведения. От того, будут ли успешно решены задачи возраста, зависит все дальнейшее направление личностного развития. Сформируются ли прилежание, старательность, которые являются результатом понимания собственных усилий для достижения успеха, или разовьется чувство неполноценности, ощущение «от меня ничего не зависит»?

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Что касается прямой работы с эмоциональным интеллектом, то здесь приходится констатировать, что русскоязычной программы пока не разработано. Хотя в отечественной практической психологии существует немало наработок в области эмоционального развития ребенка, повышения его рефлексии, эмпатии и саморегуляции.

Для развития эмоционального интеллекта младших школьников в рамках образовательного учреждения необходимо:

 создать в школе психологически безопасное место, где чувства и потребности маленького ученика будут иметь первостепенное значение;

 дать возможность пережить ребенку опыт принятия со стороны взрослого;

 научить детей позитивно воспринимать сверстников и себя самого;

 создать возможность получения детьми нетравмирующего опыта самопознания;

 познакомить ребят с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

 передать ценности уважительного отношения и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Познание мира ребенком происходит через познание мира природы. В сказках ребенок знакомится с чувствами и эмоциями, которые представлены образами животных. «Примеривая» на себя ту или иную роль ребенок познает мир чувств, переживаний.

Развивающие занятия с учащимися начальной школы «Я, ты и тигр» направлены на развитие эмоционального интеллекта детей и воспитание их экологической культуры. В основу занятий взята программа Н. Огненко. Стандартизованных процедур оценки эффективности данной программы проведено не было. Однако отзывы и наблюдения педагогов, родителей, психологов свидетельствуют о значительном повышении у учащихся рефлексии, эмпатии, расширении психологической лексики, а также об осознании детьми причин различных эмоциональных состояний и возможностях выхода из них.

Занятия проводятся один раз в неделю и каждое занятие целиком посвящено одному животному, что позволяет объединиться с духом и характером животного на более полном и глубоком уровне. Последовательность упражнений в одном занятии может варьироваться. Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста, но на практике эти занятия успешно проходят и с дошкольниками, и с учащимися 5 – 9 классов.

В занятия включены игры и упражнения, в которых дети проигрывают, проживают проговаривая от имени «я», разнообразные состояния животных. Объединение с духом животного даже через простое проговаривание от имени «я» освобождает тело и душу от зажимов и напряжения. А если ещё и поиграть! Подвигаться, позвучать! Животные наделены многочисленными уникальными способностями. Каждый зверь талантлив по-своему, и каждый может научить человека многим звериным премудростям. Многим животным присущи терпение, выдержка, настойчивость и гибкость – качества, стоящие того, чтобы развить их в се6е.

На занятиях дети выполняют много телесных упражнений. Ребенку важно научиться любить свое физическое тело и позволять ему напрягаться в момент физических действий или борьбы и расслабляться в любых необходимых ситуациях. Чередование этих состояний очень полезно душе и телу! Мягкие легкие прикосновения к телу помогают расстаться со страхами, недоверием и «отпустить» ненужные напряжения.

Голосовые упражнения, которых немало на занятии, тоже помогают высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тявканье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, накопившееся в теле и голосовых связках. Отождествляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и свободными, непринужденными и легкими.

Технология проведения занятия:

1. Описание животного, словно мы смотрим на него со стороны. Какой он? Даем определения, рассматриваем рисунок с изображением животного, рассказываем что-нибудь интересное из жизни животного.

2. Подвижные игры с элементами психогимнастики, передающие повадки животного.

3. Работа с образом животного:

 разрешаем себе слиться с образом, будь то тигр, лиса или медуза. Ощущаем этот образ в себе как можно ярче. Ощущаем свои движения, свой взгляд, свою направленность, свои намерения и желания, находясь в образе;

 описываем суть, дух образа вслух от имени «я». Например, я – тигрица. Я сильная, я гибкая, я грациозная… Проговариваем медленно, вслушиваясь в телесные ощущения и чувства, возникающие в процессе перечисления;

 осознаем и называем те телесные ощущения, которые удалось отметить. Ими могут быть: тяжесть, слабость, вздохи, тепло, холод. И многие другие ощущения, которые могут появиться в любой зоне тела. Эти ощущения очень важны. Они говорят о том, что действительно удалось объединиться с образом и почувствовать в своем теле характеристики, свойственные тому или иному животному;

 прислушиваемся к чувствам, чувства не менее важны, чем ощущения в теле. Это может быть радость, печаль, уныние, жалость, спокойствие, удивление, восхищение, раздражение, страх, обида, удовольствие и т.п.

4. «Волшебные превращения». Представление про животных чего-то такого, чего нет на свете. В этом упражнении не бывает неправильных ответов. Все фантазии ребенка принимаются на «ура»! И чем нестандартнее, тем лучше. Это упражнение – подготовительное перед сочинением сказки. Оно помогает снять любые ограничения, шаблоны и стандарты в творчестве.

5. Сочинение сказки. При сочинении сказки можно опираться на примерную схему:

 выбор главного героя (желательно дать ему имя);

 создание места, в котором приятно находиться герою;

 выбор и описание родителей или друзей главного героя;

 описание любимых и нелюбимых занятий главного героя;

 рассказ о главной мечте (желании) героя; описание препятствий и трудностей на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудностями?);

 завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?).

6. Ручное творчество. Выполнение поделки из различных материалов для развития моторики пальцев рук, координацию движений и тонкие тактильные ощущения.