Секция Социальные сети в образовании/Работа в группах
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Работа в группах по разработке организационных схем построения сетевых сообществ
Участники: Учителя и административные работники образования, научные сотрудники РАО, представители различных организаций
Цель: Обсуждение вопросов создания и развития социальных сетей для педагогов, психологов и социальных педагогов школ, родителей. В результате были предложены организационные схемы построения и форм взаимодействия сетевых сообществ целевых групп.
Формы работы: Выступления по обмену опытом, ролевая игра, в которой педагоги разрабатывали организационные схемы сетевых сообществ целевых групп – социальных педагогов, школьных психологов, родителей, школьников, учителей-предметников. Группы придумывали творческие названия своих сообществ, определяли основную идею, выявляли потребности своей целевой аудитории и возможные формы взаимодействия и виды активности членов сообщества.
Результаты:
- Были заслушаны выступления педагогов по опыту организации сетевого взаимодействия педагогов и о дистанционных формах сопровождения их профессиональной деятельности на основе сервисов Веб 2.0, о возможностях социальных сервисов Google в образовательной деятельности.
- Была организована ролевая игра, в которой педагоги разрабатывали организационные схемы своих сетевых сообществ, разделившись на группы – социальных педагогов, школьных психологов, родителей, школьников, учителей-предметников. Группы придумывали творческие названия своих сообществ, определяли основную идею, выявляли потребности своей целевой аудитории и возможные формы взаимодействия и и виды активности членов сообщества. Приводим несколько примеров таких схем, разработанных учителями в рамках работы Секции:
Деятельность сетевого профессионального сообщества
Деятельность сетевого профессионального сообщества
В качестве групп пользователей сообщества могут выступать:
- Учителя;
- Психологи;
- Методисты;
- Социальные педагоги;
- Родители.
Схема работы сетевого сообщества педагогов
К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе учителей относятся:
- общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
- коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
- реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
- коллективное обсуждение проблем современного образования;
- обучение учителей, в т.ч. в режиме самообучения;
- повышение квалификации преподавательского состава;
- проведение различных конкурсов.
С технической точки зрения данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0:
- Система создания и редактирования блогов;
- Система коллективной работы Wiki-Wiki (коллективное создание и редактирование контента, образовательных ресурсов);
- Сервис google maps (коллективная работа с использованием географических карт);
- Сервис YouTube – размещение и просмотр звуковых и видео-материалов в сети;
- Сервис Skype – общение с использованием микрофона и веб-камеры (видеотелефон), коллективного чата.
В качестве результатов работы такой сети можно отметить:
- повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
- формирование новых методик обучения;
- повышение эффективности обучения в целом.
Схема работы сетевого сообщества психологов
Аналогичным образом формируется организационная схема работы сетевого сообщества психологов (рис. 3.3). Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются психологи – специалисты по психологии в области начального, среднего и профессионального образования.
Потребность в создании группы и сообщества психологов обуславливается необходимостью обмена опытом, формирования новых психологических подходов и методик в области образования (детской и юношеской психологии, психологии преподавателей), а также необходимостью взаимодействия психологов различных уровней с целью повышения эффективности оказания психологической помощи и поддержки в сфере образования.
К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе психологов относятся:
- общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
- совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса;
- реализация обмена информационными ресурсами по психологии и их обсуждение в рамках сообщества;
- коллективное обсуждение проблем в области психологии в сфере современного образования;
- обучение психологов, в т.ч. в режиме самообучения;
- обеспечение психологической помощи как в рамках сообщества, так и при взаимодействии с другими сообществами.
Аналогично, с технической точки зрения, данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0 (Блоги, Wiki-Wiki, google maps,YouTube, Skype).
К результатам создания и работы сетевого сообщества психологов можно отнести:
- повышение квалификации психологов;
- формирование новых подходов и методик в психологии образовательной деятельности;
- повышение эффективности оказания психологической помощи и поддержке среди участников образовательной деятельности.
Схема работы сетевого сообщества методистов
Потребность в создании группы и сообщества методистов обуславливается необходимостью обмена опытом в области методического обеспечения сферы образования, формирования новых методических подходов и методик обучения с целью повышения эффективности методического обеспечения образования.
К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе методистов относятся:
- общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
- совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса, а также современных компьютерных технологий;
- реализация обмена информационными ресурсами по методическому обеспечению сферы образования и их обсуждение в рамках сообщества методистов;
- коллективное обсуждение проблем в области методического обеспечения сферы образования;
- обучение методистов, в т.ч. в режиме самообучения;
- повышение квалификации кадрового состава методистов в образовании;
- взаимодействие методистов в рамках своей группы, а также с другими группами в рамках сообщества.
К результатам создания и работы сетевого сообщества методистов можно отнести:
- повышение квалификации методистов;
- формирование новых подходов и методик в образовательной деятельности;
- повышение эффективности методического обеспечения в сфере образования.
Схема работы сетевого сообщества родителей
Потребность в создании группы и сообщества родителей обуславливается необходимостью обмена опытом в области воспитательной деятельности, поиск новых воспитательных методик, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции.
К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе родителей можно отнести:
- общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
- обмен информационными ресурсами, связанных с воспитательной деятельностью и их обсуждение;
- формирование и использование новых методических подходов в воспитательной деятельности;
- обучение, в т.ч. в режиме самообучения, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
- взаимодействие с другими группами (методистами, преподавателями, психологами) в рамках сообщества.
К результатам создания и работы сетевого сообщества родителей относятся:
- повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
- повышение эффективности воспитательной деятельности.