Семья - институт воспитания. Н. Киселева

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Семья – институт воспитания

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

Восточная мудрость


Краткая анотация:

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о взаимоотношении семьи и школы, о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой. Но, почему-то, мы педагоги рассматриваем только то, что мы можем делать здесь и сейчас, и не продумываем того, чтобы будущие семьи были ближе к школе. А какие такие будущие семьи? Это, по сути, сегодняшние школьники. Не пора ли задуматься о том, как из нынешних мальчишек и девчонок уже в школе воспитывать будущих грамотных и ответственных родителей. Что сейчас делается в школе для этого? Этим вопросам посвящена данная статья.




Семья - одна из главных ценностей, которую создал человек. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В благополучном развитии и существовании семьи заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Мы живем в век компьютеризации, новых технических открытий, прогресса. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого проживающего в нем человека. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Проблемы семьи и детей - это проблемы общества. Общественность должна объединить свои усилия в решении задачи возрождения семьи и семейных ценностей и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка. Совершенно очевидно, что значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. А значит именно физическое и психическое здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. И, нам кажется, что разговор о воспитании гражданина и патриота страны должен начинаться, прежде всего, с воспитания настоящего семьянина, с возрождения института семьи и дома. «Ибо счастлив тот, кто счастлив дома» (Л.Н. Толстой).

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006) В.В. Путин подчеркнул: «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность», акцентировал необходимость восстановления ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятия эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи. [20]

Но, как и где подрастающее поколение узнает «что такое хорошо, и что такое плохо?». Как возродить институт семьи, когда с каждым годом отрицательные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Разрозненность и противоречивость влияний на личность различных факторов структур социума, различного рода государственных и общественных организаций снижает эффективность позитивных воспитательных влияний семьи.

Многие исследователи рассматривают семью как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (Б.З. Вульфов, Никитина Л.Е., Н.Г. Филонов и др.).

В целом в различных регионах страны ведется активная опытно-экспериментальная работа, накоплен некоторый теоретический и эмпирический материал, однако нет единства во взглядах на преподавание в школе курсов, раскрывающих понятия «семья», «функции семьи», «семейные ценности». Таким образом, на выходе из школы мы получаем модель человека – гражданина с определенным багажом научных знаний, практически не готового к счастливой семейной жизни. Возникает проблемный вопрос: «А сможет ли человек, не имеющий четкого представления об истинной ценности семьи, быть настоящим полноценным гражданином общества?»

Сформулируем гипотезу: если повысить внимание к преподаванию курсов, раскрывающих вопросы семейного и общественного воспитания детей и молодежи в школе, то это создаст возможность повысить статус семьи и семейных ценностей у подрастающего поколения, ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости.

Понятие «Семья»


Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.[2]

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Это следующие параметры:

•Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

•Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

•Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

•Технико-гигиенический - условия проживания, устройство жилища, особенности образа жизни.


Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.[7] Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения разными по возрасту родственниками.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).

Таким образом, возникает необходимость уделять больше внимания вопросам семейного воспитания в рамках школьных программ, тем самым, сглаживая возможные негативные воздействия на ребенка.

Предметы школьного образования, освещающие вопросы семейного воспитания
Обществознание.

Программа курса «Обществознание», обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность. Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.[2] Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право. Однако в базисном учебном плане предполагается ведения курса обществознания с 6 класса – 1 час в неделю, а в 10-11 классе – 2 часа в неделю. При этом, на изучение тем «Семья», «Семейное законодательство» отводится в школьном курсе 2 часа. Возникает вопрос: способен ли человек за один час в неделю разобраться в себе и осознать все семейные ценности?[1,3]

Валеология.

Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей индивида; 4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методика валеологического образования. Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья. [15] [16] Таким образом, в курсе валеологии понятие «семья» не рассматривается вовсе.

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Нужно отметить, что в рамках курса ОБЖ в 11 классе предусмотрены 2 часа для изучения семейного законодательства.


«Этика и психология семейной жизни».

Вот, пожалуй, мы пришли к тому, что искали. Кажется, даже название курса говорит само за себя. Почему же данный курс не является обязательным в школьной программе и изучается в некоторых школах, как факультатив или элективный курс. Ведь совсем недавно, несколько лет назад, к нему был высокий интерес. Об этом свидетельствует статья К. В. АГАФОНОВОЙ, заместителя начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР в журнале «Здоровье» № 1 от 1985 года: «…и совсем не случайно в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» было предусмотрено, помимо многих других мер, введение обязательных занятий для учащихся старших классов общеобразовательных школ по психологии и этике семейной жизни, гигиеническому и половому воспитанию юношей и девушек. Академия педагогических наук СССР на основе специальных исследований и факультативных занятий со школьниками разработала типовую программу для старшеклассников, включающую курсы «Гигиеническое и половое воспитание»—для восьмых классов и «Этика и психология семейной жизни»—для девятых и десятых. Оба курса сначала были введены в порядке эксперимента в 500 школах разных республик. Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой. Предварительные исследования показали, что старшеклассники, стоящие на пороге зрелости, к семейной жизни подготовлены явно недостаточно. Многие из них не умеют считаться с интересами членов семьи, заботиться о них; у некоторых молодых людей не развито чувство ответственности, долга перед близкими, они предъявляют повышенные требования к другим и снисходительно относятся к своим недостаткам; зачастую ребята не только не помогают родителям в работе по дому, но и не владеют навыками самообслуживания.

А ведь 16—17 лет—возраст, когда уже надо знать, какие обязанности берет на себя человек, создающий семью, что такое готовность к браку. Программа раскрывает это понятие, дает характеристику главных функций семьи, этапов ее развития, излагает основы взаимоотношений молодой семьи с родителями. Отдельные занятия посвящены бюджету и ведению хозяйства. Создатели программы сочли необходимым рассказать старшеклассникам о причинах семейных конфликтов и разводов, о том, как и почему семья может стать неблагополучной. Первые результаты подтвердили, что ориентация взята правильная. Подготовку к семейной жизни признали необходимой и полезной, и не только учителя, родители, но и сами ребята. Школьники говорят о том, что занятия помогли им лучше оценить самих себя, понять значимость семьи. А классные руководители отметили, что занятия способствовали улучшению морального климата в классе; взаимоотношения между юношами и девушками стали более тактичными, уважительными. Когда речь идет об овладении теми или иными знаниями, обычно приводят показатели успеваемости. Но по этому новому предмету оценок не ставят. Пройдут годы — и оценки поставит сама жизнь. Хочется надеяться, что преподавание этики и психологии семейной жизни поможет нашим детям стать со временем хорошими отцами и матерями, счастливыми супругами. Если, конечно, обучение будет сочетаться с правильным воспитанием. И прежде всего — воспитанием в семье, положительным примером родителей».

Однако, прошли годы, а этот курс так и не нашел свое место в общеобразовательных учреждениях. Проведенное исследование показало, что преподавателей по данному курсу не готовит ни один педагогический вуз страны. Курс «Семейного воспитания» изучается только на психологических факультетах. В перечне специальностей педагогических работников подобной нет. Программы данного курса, которые мы встречали, в основном датированы 1982 – 1990 годами. А ответ на вопрос, почему же не прижился данный курс, мы нашли в работах известного психолога И.С. Кона: «С введением в школьные программы в 1983-85 гг. курсов "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов в 8 классе) и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа в 9-10 классах) дело, казалось, сдвинулось с места. Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто не позаботился заранее об обучении учителей, моя статья на эту тему в "Учительской газете" так и называлась "Научите учителя". Учебные пособия для учителей А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций. Кроме того, создатели не позаботились о политическом и морально-психологическом обеспечении проекта. Средствам массовой информации и общественности не разъяснили заранее ни его целей и задач, ни того, что это пробная, экспериментальная работа. Более того, одновременно с информацией о начале работы над проектом появились еще 5 альтернативных программ полового воспитания, написанных не имеющими опыта работы в школе отечественными авторами, без учета возрастных особенностей детей, местной специфики и школьных учебных планов (одна программа была рассчитана на 374 часа, с первого по десятый класс).

Очевидно, что педагоги школ были напуганы. В атмосфере моральной паники, которая на местах порой принимает и вовсе экзотические формы, разумнее не рисковать своим положением и репутацией. Страна отброшена в этом отношении лет на 20 назад. Сейчас, как и двадцать лет назад, интерес к семье и семейному воспитанию возрастает. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждая семья была счастливой и прочной, чтобы отношения между мужьями и женами, родителями и детьми всегда были доверительными, добрыми.

А семья, семейные взаимоотношения? Здесь тоже произошли большие изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец — хозяин, а мама — хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Также треть семей сталкиваются с серьезными и почти половина с частичными трудностями в воспитании детей. Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости: недостаток материальных средств; недостаток времени; недостаток педагогического опыта; плохие жилищные условия; влияние неформальных групп; отсутствие помощи со стороны школы. И лишь в последнюю очередь — неблагоприятная ситуация в семье.

Большинство родителей уверены, что воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения.

Однако, ответы детей другие. 60—70% проблем подростков 14-15 лет — это взаимоотношения в семье. Наиболее часто встречающиеся проблемы: «нет контакта с мамой»; «родители часто кричат, ссорятся»; «очень жесткий контроль; просто поговорить с папой невозможно»; «постоянные ссоры с братом, сест¬рой»; «у родителей нет времени погово¬рить со мной»; «родители ограничивают во всем»; «нет понимания, мама постоянно кричит»; «считают, что я должна учиться только на «5» (я учусь на «хорошо»), никуда не пускают»; «говорят, что я не умная и «бездарность» и никаких шансов поступить куда-либо у меня нет; «никогда не хвалят». А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей».

По данным отделов записи гражданского состояния в стране количество разводов почти в два раза превышает количество браков. И с каждым годом значительно растет количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, детей «группы риска», увеличивается число неблагополучных семей. За каждым из этих фактов — человеческая судьба, судьба будущего поколения. А в основе чаще всего — не сложившиеся отношения в семье, отсутствие взаимопонимания. Безусловно, причин такой печальной картины много, и политика по отношению к семье в том числе. Два миллиона беспризорников, триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка – это, прежде всего, проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая деградация человека влечет за собой весьма грустные последствия для общества в целом.

И здесь хочется привести слова великого Конфуция:

«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.

Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.

Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.

Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.

Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.

Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.

Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».


В конечном итоге, неважно как будет назван учебный курс «Семья – институт воспитания», «Этика и психология семейной жизни», «Семейный совет и его роль в семейных отношениях»; «Конфликты в семье и выходы из них»; «Мужская и женская психология»; «Любовь и познание мира — базовые способности человека»; «Формирование личности в семье»; «Неполные семьи и их проблемы», главное понимать, чему учить и как учить. А также, понимать, что «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность». Может быть подобные курсы в школе не уживались именно потому, что были оторваны от реальных родителей и непоняты ими? А не пора ли к проведению подобного курса для школьников, привлечь и родителей, как полноправных участников, консультантов, помощников? И в этом нам помогут ресурсы сети Интернет, дав возможность свободного общения, получение информации и объединение общими идеями. Главное, что начинать эту работу нужно незамедлительно!

Литература:
  1. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
  4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
  5. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
  6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
  7. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
  8. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
  9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
  10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
  11. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.
  12. ДАВЛИЕВ И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.
  13. Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
  14. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.
  15. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
  16. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
  17. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
  18. Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru


Наталия Киселева страница консультанта