Статья:Механизмы создания партнёрских отношений семьи и школы: роль классного руководителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Версия от 15:30, 1 мая 2009; Оксана Петрова (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Киселева Н.А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 289, г. Заозерск Мурманской области

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между родителями и детьми. Здесь и социальные трудности, и неблагоприятный климат, и неумение строить семейные отношения, и насущная проблема современности – Интернет. Дети тоже стараются уйти от окружающих проблем, ища поддержку в сети. И непонимание между взрослыми и детьми, связанное с расширением использования Интернета, постепенно превращается в пропасть между нынешними поколениями и будущими.

Именно поэтому роль педагога – классного руководителя особенно велика. И это не только информирование об успеваемости, а вопросы установления контакта между школой и семьей, социального партнерства. Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся дове-рием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Попытаемся построить алгоритм взаимодействия и обратим особое внимание на то, каким образом можно использовать ресурсы сети Интер-нет в данном случае.

Содержание

Алгоритм взаимодействия семьи и школы

Шаг первый – «Давайте познакомимся!»

Самый трудный и значимый этап. Здесь происходит целеполагание и осознание взаимной необходимости между родителями и классным руководителем.

Задача педагога - познакомить родителей с особенностями образовательного учреждения, принципами, традициями. Первичный мониторинг удовлетворенности жизнедеятельностью школы. Мотивация родителей к сотрудничеству. Что можно использовать? Школьный сайт, удобно разработанный и регулярно обновляемый! Создание электронных блогов класса, общение через скайп, электронную почту. И вот, когда первичный контакт установлен, переходим к следующему шагу.

Шаг второй – «Работаем вместе!»

Классный руководитель и родители – партнеры. Детализация планов совместной работы, определение более приемлемых и удобных форм работы, переход на взаимодоверие со стороны родителей и школы, разделение ответственности за общее дело. И здесь необходимо обязательное соблюдение этических норм, доверие и поддержка. Поддержка – это регулярное информирование, консультирование, просвещение. Возможно не только при личной беседе или разговору по телефону, а опять же, используя ресурсы сети Интернет – электронную почту, ISQ, Skype.

Проводить мониторинги удобно с использованием программы Anketer.ru, в которой удобно составлять анкеты и обрабатывать. В результате родители хотят и знают как строить отношения со школой, доверяют школе и поддерживают.

Шаг третий: ПАРТНЕРСТВО

Принципы партнерских отношений - добровольность, долговременность и взаимная ответственность! Добровольность: свободный выбор форм взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание Советов школы, общешкольных родительских комитетов, да и часто классных родительских комитетов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.

Долговременность: нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

Взаимная ответственность. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственно-сти родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше.

Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия. Ну и, наконец, самый главный вопрос, а как это отразится на взаимоотношениях?

В чем преимущество сетевых сообществ?

Преимущества видны и понятны:

  1. Открытость.
  2. Свобода выбора времени и формы.
  3. Свобода слова.

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим. Проблема не в том, что дети уходят в сеть, а в том, что там необжито и пустынно. И нам, взрослым, нужно объединяться, чтобы осваивать ресурсы сети Интернет и обустраивать работу там. Уже нельзя сказать ребенку–лучше иди почитай книжку или порисуй. Нужно учиться сочинять вместе книжки в сети и рисовать там. Нужно организовывать совместные проекты. Нужно переходить на новый уровень общения и взаимоотношений между детьми и взрослыми, между семьей и школой.