Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия) |
(→Способы вовлечения участников в активную деятельность) |
||
Строка 88: | Строка 88: | ||
=Способы вовлечения участников в активную деятельность= | =Способы вовлечения участников в активную деятельность= | ||
- | |||
- | |||
+ | Мероприятие подразумевает системно - деятельностный подход. Участники включаются в поисковую деятельность, групповая организацию позволяет активно дискутировать и принимать свое осознанное решение. | ||
=Ожидаемые результаты= | =Ожидаемые результаты= |
Версия 11:19, 3 мая 2010
Тема мероприятия
Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности
Целевая группа
Учащиеся 9-х, 11-х классов
Время необходимое для проведения мероприятия
40-60 минут - 1 встреча, 45-80 - 2 встреча.
Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)
Соловьёв И.В. Форма реализации - групповая.
Краткая аннотация к мероприятию
В Концепции модернизации российского образования важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся.. Актуальность тренинга, связанно с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника. Прежде всего, проблемы профориентационного выбор ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества является залогом успешной социализации личности. С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели, связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад и в связи с этим профориентационного консультирования учащихся должно происходить с переосмыслением подхода к данной тематики, с применением информационных компьютерных технологий.
Проблема и её обоснование
Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным и правильным.
Базовая идея
Я предполагаю, что наиболее эффективный профоориетнационный выбор учащихся должен преломляться через осознанность (рефлексию) и современные информационные технологии. Плотность современных информационных потоков знаний и выбора с каждым годом удваиваться в разы. Зачастую, что бы успешно адаптировать и отфильтровать нужную информацию в наше время не возможно без применения компьютерных технологий. Психологическая осведомленность о профессиях, их влиянии на жизнь, развитие личности в «нужном русле» и осознанность себя - вот залог успешной адаптации в обществе.
Цели, задачи мероприятия
Цель Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.
Задачи курса
1.Вызвать интерес у школьников к выбору будущей профессии.
2.Развивать исследовательскую деятельность учащихся.
3.Выявить соответствие «желаемой/реальной» профессии, через профориентационное тестирование.
4.Развитие творческих способностей учащихся, необходимых для продолжения самостоятельной деятельности в области профессиональной сферы.
5.Способствовать профориентационному выбору.
Используемые методы, приемы, технологии
Необходимыми условиями реализации поставленных задач является адекватные методы, которые предполагают широкое использование следующих приемов:
• беседа руководителя с учениками;
• предварительное осмысление, обдумывание решений - выбора;
• применение объяснительно – иллюстративных методов;
• самостоятельная работа;
• рефлексия;
• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере 1c: «Школьная Психодиагностика»);
• использование компьютерных технологий.
Новизна
Использование Интернет - сервисов расширяют информационные возможности, позволяют наиболее эффективно и точно оперировать знаниями. Групповая дискуссия, свободное обсуждении между участниками повышают мотивацию, как к исследовательской деятельности, так и к профориентационной заинтересованности. В отличие от «традиционных» подобных мероприятий (беседа, неделя профориентации, классный час «Выбор профессии» и т.д) творческий подход в создании своей презентции, групповое обсуждение своего выбора, применение компьютерных технологий и рефлексия проделанной работы позволяют наиболее эффективно подойти к разрешению поставленной задачи.
Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии
Компьютерный класс с локальной сетью (индивидуальное рабочее пространство)
Интернет серфинг (поисковая деятельность)
Microsoft Offices – OnLine (поиск информации для составления презентации)
Microsoft Offices Power Point (заполнение шаблона презентации)
Электронная почта –E-Mail (форма получения результатов для родителей/опекунов)
1с: Школьная психодиагностика – сетевая версия (тестирование)
Excel приложение «Образовательные учреждения Ивановской области» (off/online) (база данных образовательных учреждений)
Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия
Компьютерный класс с локальной сетью – позволяет автоматизировать работу, как участников тренинга, так и руководителя. К примеру, раздача материалов для тренинга происходит с компьютера руководителя, что позволяет эффективно экономить время и контролировать работу учащихся.
Интернет – сервисы повышают мотивацию и заинтересованность, облегчают работу и обработку результатов.
Способы вовлечения участников в активную деятельность
Мероприятие подразумевает системно - деятельностный подход. Участники включаются в поисковую деятельность, групповая организацию позволяет активно дискутировать и принимать свое осознанное решение.
Ожидаемые результаты
Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.
Предполагаемые сроки реализации
Ресурсы, необходимые для проведения
Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия
Ход мероприятия
Ход занятий
Тема внеурочного часа Мой выбор - моя профессия.
Критерии и способы оценки эффективности
Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.
Возможности дальнейшего развития мероприятия
Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.