Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Проблема и её обоснование)
(Ход мероприятия)
 
(40 промежуточных версий не показаны.)
Строка 16: Строка 16:
=Краткая аннотация к мероприятию=
=Краткая аннотация к мероприятию=
-
В Концепции модернизации российского образования указана  на важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся..
+
В Концепции модернизации российского образования  важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся.. Актуальность тренинга, связанно с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника. Прежде всего, проблемы профориентационного выбор ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества является залогом успешной социализации личности. С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели, связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад и в связи с этим  профориентационного консультирования учащихся должно происходить с переосмыслением подхода к данной тематики, с применением информационных компьютерных технологий.
-
Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника очевидны. Прежде всего, эти проблемы ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества явялется залогом успешной социализации личности.С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.
+
=Проблема и её обоснование=
=Проблема и её обоснование=
-
Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления.Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным.
+
Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным и правильным.
=Базовая идея=   
=Базовая идея=   
-
''Опишите базовые идеи решения обозначенной проблемы, что вы предлагаете сделать, чтобы решить поставленную проблему. Базовая идея должна вытекать из причин возникновения проблемы и по сути должна в той или иной мере снимать проблему''.
 
-
 
-
''Вариант оформления: мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо...''
 
-
 
-
''Например, чтобы развить  мышление учащихся, то надо сделать то-то и то–то, например, включить в деятельность, дать пошаговые инструкции, организовать работу в группе, замотивировать через нестандартные приемы...и т.д. Эти шаги в будущем и станут задачами)''
 
 +
Я предполагаю, что наиболее эффективный профоориетнационный выбор учащихся должен преломляться через осознанность (рефлексию) и современные информационные технологии.  Плотность современных информационных потоков  знаний и выбора с каждым годом удваиваться в разы.  Зачастую, что бы успешно адаптировать  и отфильтровать нужную информацию  в наше время не возможно без применения компьютерных технологий.  Психологическая осведомленность о профессиях, их влиянии на жизнь, развитие личности в «нужном русле»  и осознанность себя - вот залог успешной адаптации в обществе.
=Цели, задачи мероприятия=
=Цели, задачи мероприятия=
Строка 51: Строка 46:
-
Необходимыми  условиями  реализации поставленных  задач  является  адекватная методикакоторая предполагает широкое использование следующих  приемов:
+
Необходимыми  условиями  реализации поставленных  задач  является  адекватные методыкоторые предполагают широкое использование следующих  приемов:
• беседа руководителя с учениками;
• беседа руководителя с учениками;
Строка 59: Строка 54:
• применение  объяснительно – иллюстративных методов;
• применение  объяснительно – иллюстративных методов;
-
обучающая самостоятельная работа;
+
• самостоятельная работа;
-
контролирующая рефлексия;
+
• рефлексия;
• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере  1c: «Школьная Психодиагностика»);
• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере  1c: «Школьная Психодиагностика»);
Строка 68: Строка 63:
=Новизна=  
=Новизна=  
-
''Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: приемы, методы, способы организации деятельности. Что конкретно? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении?''
 
 +
Использование Интернет - сервисов  расширяют информационные возможности, позволяют наиболее эффективно и точно оперировать знаниями. Групповая дискуссия, свободное обсуждении между участниками повышают мотивацию,  как к  исследовательской деятельности, так и к профориентационной заинтересованности.  В отличие от  «традиционных» подобных мероприятий (беседа, неделя профориентации, классный час «Выбор профессии» и т.д) творческий подход в создании своей презентции, групповое обсуждение своего выбора, применение компьютерных технологий и рефлексия проделанной работы позволяют наиболее эффективно подойти к разрешению поставленной задачи.
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
=Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии=
-
''Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.''
+
Компьютерный класс с локальной сетью (индивидуальное рабочее пространство)
 +
Интернет серфинг (поисковая деятельность)
 +
 +
Microsoft Offices – OnLine (поиск информации для составления презентации)
 +
 +
Microsoft Offices Power Point (заполнение шаблона презентации)
 +
 +
Электронная почта –E-Mail (форма получения результатов для родителей/опекунов)
 +
 +
1с: Школьная психодиагностика – сетевая версия (тестирование)
 +
 +
Excel приложение «Образовательные учреждения Ивановской области» (off/online) (база данных образовательных учреждений)
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=
=Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия=
-
''Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.''
 
 +
Компьютерный класс с локальной сетью –  позволяет автоматизировать работу, как участников тренинга, так и руководителя. К примеру, раздача материалов для тренинга происходит с компьютера руководителя, что позволяет эффективно экономить время и контролировать работу учащихся.
 +
Интернет – сервисы повышают мотивацию и заинтересованность, облегчают работу и обработку результатов.
=Способы вовлечения участников в активную деятельность=
=Способы вовлечения участников в активную деятельность=
-
''Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.''
 
-
 
 +
Мероприятие подразумевает системно - деятельностный  подход.  Участники включаются в поисковую деятельность, групповая организацию позволяет активно дискутировать и принимать свое осознанное решение.
=Ожидаемые результаты=
=Ожидаемые результаты=
-
''Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.''
 
 +
В результате тренинга я ожидаю следующие результаты:
 +
 +
• Способствование профориентационной заинтересованности
 +
• Детальный анализ своих  интересов, склонностей, способностей
 +
• За счет рефлексии более осознанный и ответственный подход в к выбору будущей профессии
=Предполагаемые сроки реализации=
=Предполагаемые сроки реализации=
 +
2011 учебный год (февраль)
 +
=Ресурсы, необходимые для проведения=
 +
Для проведения тренинга  необходимо:
-
=Ресурсы, необходимые для проведения=
+
• Компьютерный класс с 12 компьютерами, с возможностью выхода в интернет и администрирования.
-
''Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия''
+
 +
• Пакет Microsoft Office.
 +
 +
• 1c "Школьная психодиагностика" или бумажный вариант тестов.
 +
 +
• Справочник образовательных учреждений области/страны
=Ход мероприятия=
=Ход мероприятия=
-
''Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.''
 
-
=Критерии и способы оценки эффективности=
+
Мой выбор - моя профессия.
-
''Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.''
+
 +
'''Занятие 1'''
 +
''Этап 1''
-
=Возможности дальнейшего развития мероприятия=
+
''Организационный момент:''
-
''Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.''
+
 +
Доброе время. С вами мы проведем занятия в 2 этапа, тема - профориентация. Занятия проходят в свободной форме, можно спрашивать, уточнять, но не забываем о правилах этикета и норм общения.
 +
И так чем же мы займемся. Можно много говорить о значимости выбора вашей будущей профессии, но не стану, так как вы прекрасно понимаете, что из присутствующих  здесь в 100%  случае вам придется работать. Но вот будет ли удовлетворять  работа ваши потребности, будете ли получать удовольствие от своей профессии, достигните ли успеха и  на конец, реализуете себя как личность? Именно на эти вопросы каждому из нас предстоит ответить  в ходе наших занятий.
 +
Задание  сегодняшнего курса просты: у каждого в рабочей  папке будет лежать подготовленный материал, в виде презентации и необходимо составить сою монографию о  выборе профессии, путем простого, но взвешенного заполнения (показать презентацию и разобрать ее на проекторной доске  [http://docs.google.com/present/view?id=ddqt8b69_446hphpnrgj ссылка примерного шаблона для презентации]). Далее в папке образовательные учреждения имеются сохраненные сайты, при желании можно воспользоваться (показать на проекторной доске и разобрать). Ваша цель внести данные в презентацию и выбрать намеченную профессию. Это будет задача на сегодняшний день, через неделю мы вновь встречаемся. Дополняем и вносим коррективы, если таковы будут и проходим тестирование  (показать примерные полученные результаты [http://docs.google.com/View?id=ddqt8b69_480ckh4vkfv ссылка получаемых результатов]) Далее предлагается разобрать возникшие  вопросы.
 +
И перед работой разовью миф о «ПРЕСТИЖНОЙ» профессии.  Каждый перед началом работы задумайтесь, что вы хоти от жизни, в чем реализовать себя и каковы ваши возможности. Приведу вас два примера: один человек выучился на физика-ядерщика получил диплом, потратил 6 лет своей жизни на учебу, и начал работать на престижной должности. Потом оказалось, что и математику он не очень воспринимал, больше языками увлекался и изучал другие культуры, переводил тексты, общался с иностранными друзьями. Вскоре работа перестала приносить удовольствие, и т.д а потом и вовсе оказалась, что у него аллергия на металлы. А вот другой человек  ну просто обожал обувь и  дизайн. Закончил профессиональное училище и начала создавать модельную обувь и достиг таких успехов, что через некоторое время создал компанию ну, например Gucci  или Dolce&Gabbana. Этот примера не про математика  и тем более не про обувщика и уж тем более не пример выбора профессии. Просто создавайте свой жизненный путь самостоятельно обдуманно  и взвешенно
 +
Основной момент и задача данного этапа создание благоприятной и дружеской рабочей атмосферы.
-
=Использованная литература=
+
''Этап 2''
 +
 +
''Ход занятия:''
 +
Заранее  в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.
 +
На компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:
 +
•Презентация Мой выбор – моя профессия
 +
 +
•Вспомогательные материалы к презентаций(Виды Шаблонов, Виды анимации, Ссылки на образовательные учреждения)
 +
 +
На проекторной доске в постоянное прокручивание перед аудиторией выводиться шаблон презентации «Мой выбор - моя профессия».
 +
Учащимся предлагается начать работу с осмысления выбранной профессии. Далее начать заполнять предлагаемый шаблон, в каждом слайде презентации существуют комментарии, что бы конкретизировать поставленную задачу.  В процессе оформления презентации ученику предлагается выбрать свой дизайн презентации, оформить ее по собственному желании, но сохраняя несущею структуру  занятия.
 +
При выборе учебного заведения участникам  предлагается воспользоваться ссылками на образовательные учреждения, и в интернете самостоятельно найти нужную им информацию, а именно краткая информация о учебном заведении, контактные адреса, перечень экзаменов, перечень факультетов, и т.д
 +
Второй этап занятия завершается по истечение 40 минут, но в зависимости от индивидуальных особенностей групп, может быть продлена до завершения презентаций.
 +
Далее участником предлагается сохранить свою наработки, с пометкой, что наследующей недели мы продолжим работу.
 +
 +
''Этап 3''
 +
 +
''Первичное закрепление:''
 +
 +
После завершения первого занятия, учащиеся собираются и обсуждают возникшие вопросы. Ведущим задаются наводящие вопросы о выборе своей профессии. Оглашается, что каждый осознано, выбрал свою профессию. Следующая встреча будет через неделю, каждый должен обдумать свой выбор, посоветуйтесь с родными, через неделю у каждого будет возможность доработать свою работу.
 +
 +
     
 +
'''Занятие 2'''
 +
 +
''Этап 1''
 +
 +
''Организационный момент:''
 +
 +
На данном этапе важный момент актуализация, рефлексия предыдущего занятия. Гласное обсуждение интересующихся вопросов. По времени первый этап не ограничивается  и заканчивается обсуждением всех поставленных вопросов, возможно индивидуальная беседа.
 +
 +
''Этап 2''
 +
 +
''Продолжение работы с презентацией  - Завершающий Этап:''
 +
 +
Заранее  в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.В компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:
 +
 +
•Презентация Мой выбор – моя профессия
 +
 +
•Материалы к составлению презентаций
 +
 +
•Компьютерные заготовки к тестированию (при бумажном варианте, подготовить шаблоны тестов).
 +
 +
После завершения создания презентации и просмотра с руководителем, ученику предлагается пройти 2 теста.
 +
 +
''Этап 3''
 +
 +
''Заключительный''
 +
 +
Завещающим этапом служит запись полученных результатов на электронный носитель, именно:
 +
 +
•Презентация Мой выбор – моя профессия.
 +
 +
•Результаты проф.тестирования [http://docs.google.com/View?id=ddqt8b69_481c966qtg6 шаблон результатов]
 +
 +
Или более конфиденциальный способ передача результата  на e-mail родителей (опекунов).(так же проводиться  индивидуальные консультации при желании или необходимости )
 +
 +
 +
'''Методические  рекомендации.'''
 +
''(в стадии доработки)''
 +
 +
Касательно организации: по возможности удобней всего проводить занятие в компьютерном классе оснащенным локальной сетью.В  самом  начале  знакомства    у  учеников  возникает  некий  психологический  барьер.  В  зависимости  от  уровня  подготовленности  школьников  каждый  учитель  вправе  внести  необходимые,  с  его  точки  зрения,  коррективы.
   
   
 +
Относительно тестов
 +
 +
Будь Готов (Н.Пряжников)
 +
Обоснование для выбора методики:
 +
 +
Методика направлена на повышение у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), и в ходе индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания в направлении профессионального самоопределения.
 +
Назначение: диагностика ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии.
 +
 +
Д Д О (Е. А. Климова)
 +
Обоснование для выбора методики:
 +
 +
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Наибольшая диагностическая ценность реализуется при профориентации подростков.
 +
Назначение: выявление профессиональных предпочтений. В основу взяты пять типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
 +
 +
=Критерии  и способы оценки эффективности=
 +
 +
Групповая дискуссия по завершению тренинга, о важности полученной информации, план дальнейших действий. Индивидуальная беседа с каждым участником и анализ проделанной работы. Анализ проделанной работы родителями.
 +
 +
=Возможности дальнейшего развития мероприятия=
 +
 +
Включение данного тренинга в образовательную программу школы, что придаст системный характер, как дополняющий и ключевой этап в школьной профориентации учеников.
 +
 +
=Использованная литература=
 +
=Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы=  
=Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы=  

Текущая версия

Содержание

Тема мероприятия

Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности

Целевая группа

Учащиеся 9-х, 11-х классов

Время необходимое для проведения мероприятия

40-60 минут - 1 встреча, 45-80 - 2 встреча.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Соловьёв И.В. Форма реализации - групповая.

Краткая аннотация к мероприятию

В Концепции модернизации российского образования важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся.. Актуальность тренинга, связанно с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника. Прежде всего, проблемы профориентационного выбор ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества является залогом успешной социализации личности. С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели, связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад и в связи с этим профориентационного консультирования учащихся должно происходить с переосмыслением подхода к данной тематики, с применением информационных компьютерных технологий.

Проблема и её обоснование

Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным и правильным.

Базовая идея

Я предполагаю, что наиболее эффективный профоориетнационный выбор учащихся должен преломляться через осознанность (рефлексию) и современные информационные технологии. Плотность современных информационных потоков знаний и выбора с каждым годом удваиваться в разы. Зачастую, что бы успешно адаптировать и отфильтровать нужную информацию в наше время не возможно без применения компьютерных технологий. Психологическая осведомленность о профессиях, их влиянии на жизнь, развитие личности в «нужном русле» и осознанность себя - вот залог успешной адаптации в обществе.

Цели, задачи мероприятия

Цель Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.

Задачи курса

1.Вызвать интерес у школьников к выбору будущей профессии.

2.Развивать исследовательскую деятельность учащихся.

3.Выявить соответствие «желаемой/реальной» профессии, через профориентационное тестирование.

4.Развитие творческих способностей учащихся, необходимых для продолжения самостоятельной деятельности в области профессиональной сферы.

5.Способствовать профориентационному выбору.

Используемые методы, приемы, технологии

Необходимыми условиями реализации поставленных задач является адекватные методы, которые предполагают широкое использование следующих приемов:

• беседа руководителя с учениками;

• предварительное осмысление, обдумывание решений - выбора;

• применение объяснительно – иллюстративных методов;

• самостоятельная работа;

• рефлексия;

• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере 1c: «Школьная Психодиагностика»);

• использование компьютерных технологий.

Новизна

Использование Интернет - сервисов расширяют информационные возможности, позволяют наиболее эффективно и точно оперировать знаниями. Групповая дискуссия, свободное обсуждении между участниками повышают мотивацию, как к исследовательской деятельности, так и к профориентационной заинтересованности. В отличие от «традиционных» подобных мероприятий (беседа, неделя профориентации, классный час «Выбор профессии» и т.д) творческий подход в создании своей презентции, групповое обсуждение своего выбора, применение компьютерных технологий и рефлексия проделанной работы позволяют наиболее эффективно подойти к разрешению поставленной задачи.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Компьютерный класс с локальной сетью (индивидуальное рабочее пространство)

Интернет серфинг (поисковая деятельность)

Microsoft Offices – OnLine (поиск информации для составления презентации)

Microsoft Offices Power Point (заполнение шаблона презентации)

Электронная почта –E-Mail (форма получения результатов для родителей/опекунов)

1с: Школьная психодиагностика – сетевая версия (тестирование)

Excel приложение «Образовательные учреждения Ивановской области» (off/online) (база данных образовательных учреждений)

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Компьютерный класс с локальной сетью – позволяет автоматизировать работу, как участников тренинга, так и руководителя. К примеру, раздача материалов для тренинга происходит с компьютера руководителя, что позволяет эффективно экономить время и контролировать работу учащихся.

Интернет – сервисы повышают мотивацию и заинтересованность, облегчают работу и обработку результатов.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Мероприятие подразумевает системно - деятельностный подход. Участники включаются в поисковую деятельность, групповая организацию позволяет активно дискутировать и принимать свое осознанное решение.

Ожидаемые результаты

В результате тренинга я ожидаю следующие результаты:

• Способствование профориентационной заинтересованности

• Детальный анализ своих интересов, склонностей, способностей

• За счет рефлексии более осознанный и ответственный подход в к выбору будущей профессии

Предполагаемые сроки реализации

2011 учебный год (февраль)

Ресурсы, необходимые для проведения

Для проведения тренинга необходимо:

• Компьютерный класс с 12 компьютерами, с возможностью выхода в интернет и администрирования.

• Пакет Microsoft Office.

• 1c "Школьная психодиагностика" или бумажный вариант тестов.

• Справочник образовательных учреждений области/страны

Ход мероприятия

Мой выбор - моя профессия.

Занятие 1

Этап 1

Организационный момент:

Доброе время. С вами мы проведем занятия в 2 этапа, тема - профориентация. Занятия проходят в свободной форме, можно спрашивать, уточнять, но не забываем о правилах этикета и норм общения. И так чем же мы займемся. Можно много говорить о значимости выбора вашей будущей профессии, но не стану, так как вы прекрасно понимаете, что из присутствующих здесь в 100% случае вам придется работать. Но вот будет ли удовлетворять работа ваши потребности, будете ли получать удовольствие от своей профессии, достигните ли успеха и на конец, реализуете себя как личность? Именно на эти вопросы каждому из нас предстоит ответить в ходе наших занятий. Задание сегодняшнего курса просты: у каждого в рабочей папке будет лежать подготовленный материал, в виде презентации и необходимо составить сою монографию о выборе профессии, путем простого, но взвешенного заполнения (показать презентацию и разобрать ее на проекторной доске ссылка примерного шаблона для презентации). Далее в папке образовательные учреждения имеются сохраненные сайты, при желании можно воспользоваться (показать на проекторной доске и разобрать). Ваша цель внести данные в презентацию и выбрать намеченную профессию. Это будет задача на сегодняшний день, через неделю мы вновь встречаемся. Дополняем и вносим коррективы, если таковы будут и проходим тестирование (показать примерные полученные результаты ссылка получаемых результатов) Далее предлагается разобрать возникшие вопросы.

И перед работой разовью миф о «ПРЕСТИЖНОЙ» профессии. Каждый перед началом работы задумайтесь, что вы хоти от жизни, в чем реализовать себя и каковы ваши возможности. Приведу вас два примера: один человек выучился на физика-ядерщика получил диплом, потратил 6 лет своей жизни на учебу, и начал работать на престижной должности. Потом оказалось, что и математику он не очень воспринимал, больше языками увлекался и изучал другие культуры, переводил тексты, общался с иностранными друзьями. Вскоре работа перестала приносить удовольствие, и т.д а потом и вовсе оказалась, что у него аллергия на металлы. А вот другой человек ну просто обожал обувь и дизайн. Закончил профессиональное училище и начала создавать модельную обувь и достиг таких успехов, что через некоторое время создал компанию ну, например Gucci или Dolce&Gabbana. Этот примера не про математика и тем более не про обувщика и уж тем более не пример выбора профессии. Просто создавайте свой жизненный путь самостоятельно обдуманно и взвешенно Основной момент и задача данного этапа создание благоприятной и дружеской рабочей атмосферы.

Этап 2

Ход занятия:

Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия. На компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:

•Презентация Мой выбор – моя профессия

•Вспомогательные материалы к презентаций(Виды Шаблонов, Виды анимации, Ссылки на образовательные учреждения)

На проекторной доске в постоянное прокручивание перед аудиторией выводиться шаблон презентации «Мой выбор - моя профессия». Учащимся предлагается начать работу с осмысления выбранной профессии. Далее начать заполнять предлагаемый шаблон, в каждом слайде презентации существуют комментарии, что бы конкретизировать поставленную задачу. В процессе оформления презентации ученику предлагается выбрать свой дизайн презентации, оформить ее по собственному желании, но сохраняя несущею структуру занятия. При выборе учебного заведения участникам предлагается воспользоваться ссылками на образовательные учреждения, и в интернете самостоятельно найти нужную им информацию, а именно краткая информация о учебном заведении, контактные адреса, перечень экзаменов, перечень факультетов, и т.д Второй этап занятия завершается по истечение 40 минут, но в зависимости от индивидуальных особенностей групп, может быть продлена до завершения презентаций. Далее участником предлагается сохранить свою наработки, с пометкой, что наследующей недели мы продолжим работу.

Этап 3

Первичное закрепление:

После завершения первого занятия, учащиеся собираются и обсуждают возникшие вопросы. Ведущим задаются наводящие вопросы о выборе своей профессии. Оглашается, что каждый осознано, выбрал свою профессию. Следующая встреча будет через неделю, каждый должен обдумать свой выбор, посоветуйтесь с родными, через неделю у каждого будет возможность доработать свою работу.


Занятие 2

Этап 1

Организационный момент:

На данном этапе важный момент актуализация, рефлексия предыдущего занятия. Гласное обсуждение интересующихся вопросов. По времени первый этап не ограничивается и заканчивается обсуждением всех поставленных вопросов, возможно индивидуальная беседа.

Этап 2

Продолжение работы с презентацией - Завершающий Этап:

Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.В компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:

•Презентация Мой выбор – моя профессия

•Материалы к составлению презентаций

•Компьютерные заготовки к тестированию (при бумажном варианте, подготовить шаблоны тестов).

После завершения создания презентации и просмотра с руководителем, ученику предлагается пройти 2 теста.

Этап 3

Заключительный

Завещающим этапом служит запись полученных результатов на электронный носитель, именно:

•Презентация Мой выбор – моя профессия.

•Результаты проф.тестирования шаблон результатов

Или более конфиденциальный способ передача результата на e-mail родителей (опекунов).(так же проводиться индивидуальные консультации при желании или необходимости )


Методические рекомендации. (в стадии доработки)

Касательно организации: по возможности удобней всего проводить занятие в компьютерном классе оснащенным локальной сетью.В самом начале знакомства у учеников возникает некий психологический барьер. В зависимости от уровня подготовленности школьников каждый учитель вправе внести необходимые, с его точки зрения, коррективы.

Относительно тестов

Будь Готов (Н.Пряжников) Обоснование для выбора методики:

Методика направлена на повышение у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), и в ходе индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания в направлении профессионального самоопределения. Назначение: диагностика ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии.

Д Д О (Е. А. Климова) Обоснование для выбора методики:

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Наибольшая диагностическая ценность реализуется при профориентации подростков. Назначение: выявление профессиональных предпочтений. В основу взяты пять типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.

Критерии и способы оценки эффективности

Групповая дискуссия по завершению тренинга, о важности полученной информации, план дальнейших действий. Индивидуальная беседа с каждым участником и анализ проделанной работы. Анализ проделанной работы родителями.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Включение данного тренинга в образовательную программу школы, что придаст системный характер, как дополняющий и ключевой этап в школьной профориентации учеников.

Использованная литература

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.