Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
(→Использованная литература) |
Текущая версия (17:20, 4 мая 2010) (просмотреть исходный код) (→Ход мероприятия) |
||
(18 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 98: | Строка 98: | ||
• Способствование профориентационной заинтересованности | • Способствование профориентационной заинтересованности | ||
- | • | + | • Детальный анализ своих интересов, склонностей, способностей |
• За счет рефлексии более осознанный и ответственный подход в к выбору будущей профессии | • За счет рефлексии более осознанный и ответственный подход в к выбору будущей профессии | ||
Строка 109: | Строка 109: | ||
Для проведения тренинга необходимо: | Для проведения тренинга необходимо: | ||
+ | |||
• Компьютерный класс с 12 компьютерами, с возможностью выхода в интернет и администрирования. | • Компьютерный класс с 12 компьютерами, с возможностью выхода в интернет и администрирования. | ||
Строка 119: | Строка 120: | ||
=Ход мероприятия= | =Ход мероприятия= | ||
- | |||
- | |||
Мой выбор - моя профессия. | Мой выбор - моя профессия. | ||
+ | |||
+ | '''Занятие 1''' | ||
+ | |||
+ | ''Этап 1'' | ||
+ | |||
+ | ''Организационный момент:'' | ||
+ | |||
+ | Доброе время. С вами мы проведем занятия в 2 этапа, тема - профориентация. Занятия проходят в свободной форме, можно спрашивать, уточнять, но не забываем о правилах этикета и норм общения. | ||
+ | И так чем же мы займемся. Можно много говорить о значимости выбора вашей будущей профессии, но не стану, так как вы прекрасно понимаете, что из присутствующих здесь в 100% случае вам придется работать. Но вот будет ли удовлетворять работа ваши потребности, будете ли получать удовольствие от своей профессии, достигните ли успеха и на конец, реализуете себя как личность? Именно на эти вопросы каждому из нас предстоит ответить в ходе наших занятий. | ||
+ | Задание сегодняшнего курса просты: у каждого в рабочей папке будет лежать подготовленный материал, в виде презентации и необходимо составить сою монографию о выборе профессии, путем простого, но взвешенного заполнения (показать презентацию и разобрать ее на проекторной доске [http://docs.google.com/present/view?id=ddqt8b69_446hphpnrgj ссылка примерного шаблона для презентации]). Далее в папке образовательные учреждения имеются сохраненные сайты, при желании можно воспользоваться (показать на проекторной доске и разобрать). Ваша цель внести данные в презентацию и выбрать намеченную профессию. Это будет задача на сегодняшний день, через неделю мы вновь встречаемся. Дополняем и вносим коррективы, если таковы будут и проходим тестирование (показать примерные полученные результаты [http://docs.google.com/View?id=ddqt8b69_480ckh4vkfv ссылка получаемых результатов]) Далее предлагается разобрать возникшие вопросы. | ||
+ | |||
+ | И перед работой разовью миф о «ПРЕСТИЖНОЙ» профессии. Каждый перед началом работы задумайтесь, что вы хоти от жизни, в чем реализовать себя и каковы ваши возможности. Приведу вас два примера: один человек выучился на физика-ядерщика получил диплом, потратил 6 лет своей жизни на учебу, и начал работать на престижной должности. Потом оказалось, что и математику он не очень воспринимал, больше языками увлекался и изучал другие культуры, переводил тексты, общался с иностранными друзьями. Вскоре работа перестала приносить удовольствие, и т.д а потом и вовсе оказалась, что у него аллергия на металлы. А вот другой человек ну просто обожал обувь и дизайн. Закончил профессиональное училище и начала создавать модельную обувь и достиг таких успехов, что через некоторое время создал компанию ну, например Gucci или Dolce&Gabbana. Этот примера не про математика и тем более не про обувщика и уж тем более не пример выбора профессии. Просто создавайте свой жизненный путь самостоятельно обдуманно и взвешенно | ||
+ | Основной момент и задача данного этапа создание благоприятной и дружеской рабочей атмосферы. | ||
+ | |||
+ | ''Этап 2'' | ||
+ | |||
+ | ''Ход занятия:'' | ||
+ | |||
+ | Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия. | ||
+ | На компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться: | ||
+ | |||
+ | •Презентация Мой выбор – моя профессия | ||
+ | |||
+ | •Вспомогательные материалы к презентаций(Виды Шаблонов, Виды анимации, Ссылки на образовательные учреждения) | ||
+ | |||
+ | На проекторной доске в постоянное прокручивание перед аудиторией выводиться шаблон презентации «Мой выбор - моя профессия». | ||
+ | Учащимся предлагается начать работу с осмысления выбранной профессии. Далее начать заполнять предлагаемый шаблон, в каждом слайде презентации существуют комментарии, что бы конкретизировать поставленную задачу. В процессе оформления презентации ученику предлагается выбрать свой дизайн презентации, оформить ее по собственному желании, но сохраняя несущею структуру занятия. | ||
+ | При выборе учебного заведения участникам предлагается воспользоваться ссылками на образовательные учреждения, и в интернете самостоятельно найти нужную им информацию, а именно краткая информация о учебном заведении, контактные адреса, перечень экзаменов, перечень факультетов, и т.д | ||
+ | Второй этап занятия завершается по истечение 40 минут, но в зависимости от индивидуальных особенностей групп, может быть продлена до завершения презентаций. | ||
+ | Далее участником предлагается сохранить свою наработки, с пометкой, что наследующей недели мы продолжим работу. | ||
+ | |||
+ | ''Этап 3'' | ||
+ | |||
+ | ''Первичное закрепление:'' | ||
+ | |||
+ | После завершения первого занятия, учащиеся собираются и обсуждают возникшие вопросы. Ведущим задаются наводящие вопросы о выборе своей профессии. Оглашается, что каждый осознано, выбрал свою профессию. Следующая встреча будет через неделю, каждый должен обдумать свой выбор, посоветуйтесь с родными, через неделю у каждого будет возможность доработать свою работу. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Занятие 2''' | ||
+ | |||
+ | ''Этап 1'' | ||
+ | |||
+ | ''Организационный момент:'' | ||
+ | |||
+ | На данном этапе важный момент актуализация, рефлексия предыдущего занятия. Гласное обсуждение интересующихся вопросов. По времени первый этап не ограничивается и заканчивается обсуждением всех поставленных вопросов, возможно индивидуальная беседа. | ||
+ | |||
+ | ''Этап 2'' | ||
+ | |||
+ | ''Продолжение работы с презентацией - Завершающий Этап:'' | ||
+ | |||
+ | Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.В компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться: | ||
+ | |||
+ | •Презентация Мой выбор – моя профессия | ||
+ | |||
+ | •Материалы к составлению презентаций | ||
+ | |||
+ | •Компьютерные заготовки к тестированию (при бумажном варианте, подготовить шаблоны тестов). | ||
+ | |||
+ | После завершения создания презентации и просмотра с руководителем, ученику предлагается пройти 2 теста. | ||
+ | |||
+ | ''Этап 3'' | ||
+ | |||
+ | ''Заключительный'' | ||
+ | |||
+ | Завещающим этапом служит запись полученных результатов на электронный носитель, именно: | ||
+ | |||
+ | •Презентация Мой выбор – моя профессия. | ||
+ | |||
+ | •Результаты проф.тестирования [http://docs.google.com/View?id=ddqt8b69_481c966qtg6 шаблон результатов] | ||
+ | |||
+ | Или более конфиденциальный способ передача результата на e-mail родителей (опекунов).(так же проводиться индивидуальные консультации при желании или необходимости ) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Методические рекомендации.''' | ||
+ | ''(в стадии доработки)'' | ||
+ | |||
+ | Касательно организации: по возможности удобней всего проводить занятие в компьютерном классе оснащенным локальной сетью.В самом начале знакомства у учеников возникает некий психологический барьер. В зависимости от уровня подготовленности школьников каждый учитель вправе внести необходимые, с его точки зрения, коррективы. | ||
+ | |||
+ | Относительно тестов | ||
+ | |||
+ | Будь Готов (Н.Пряжников) | ||
+ | Обоснование для выбора методики: | ||
+ | |||
+ | Методика направлена на повышение у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), и в ходе индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания в направлении профессионального самоопределения. | ||
+ | Назначение: диагностика ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии. | ||
+ | |||
+ | Д Д О (Е. А. Климова) | ||
+ | Обоснование для выбора методики: | ||
+ | |||
+ | Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Наибольшая диагностическая ценность реализуется при профориентации подростков. | ||
+ | Назначение: выявление профессиональных предпочтений. В основу взяты пять типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. | ||
=Критерии и способы оценки эффективности= | =Критерии и способы оценки эффективности= | ||
Строка 130: | Строка 220: | ||
=Возможности дальнейшего развития мероприятия= | =Возможности дальнейшего развития мероприятия= | ||
- | Включение данного тренинга в образовательную программу школы, что придаст | + | Включение данного тренинга в образовательную программу школы, что придаст системный характер, как дополняющий и ключевой этап в школьной профориентации учеников. |
=Использованная литература= | =Использованная литература= |
Текущая версия
Тема мероприятия
Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности
Целевая группа
Учащиеся 9-х, 11-х классов
Время необходимое для проведения мероприятия
40-60 минут - 1 встреча, 45-80 - 2 встреча.
Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)
Соловьёв И.В. Форма реализации - групповая.
Краткая аннотация к мероприятию
В Концепции модернизации российского образования важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся.. Актуальность тренинга, связанно с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника. Прежде всего, проблемы профориентационного выбор ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества является залогом успешной социализации личности. С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели, связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад и в связи с этим профориентационного консультирования учащихся должно происходить с переосмыслением подхода к данной тематики, с применением информационных компьютерных технологий.
Проблема и её обоснование
Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным и правильным.
Базовая идея
Я предполагаю, что наиболее эффективный профоориетнационный выбор учащихся должен преломляться через осознанность (рефлексию) и современные информационные технологии. Плотность современных информационных потоков знаний и выбора с каждым годом удваиваться в разы. Зачастую, что бы успешно адаптировать и отфильтровать нужную информацию в наше время не возможно без применения компьютерных технологий. Психологическая осведомленность о профессиях, их влиянии на жизнь, развитие личности в «нужном русле» и осознанность себя - вот залог успешной адаптации в обществе.
Цели, задачи мероприятия
Цель Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.
Задачи курса
1.Вызвать интерес у школьников к выбору будущей профессии.
2.Развивать исследовательскую деятельность учащихся.
3.Выявить соответствие «желаемой/реальной» профессии, через профориентационное тестирование.
4.Развитие творческих способностей учащихся, необходимых для продолжения самостоятельной деятельности в области профессиональной сферы.
5.Способствовать профориентационному выбору.
Используемые методы, приемы, технологии
Необходимыми условиями реализации поставленных задач является адекватные методы, которые предполагают широкое использование следующих приемов:
• беседа руководителя с учениками;
• предварительное осмысление, обдумывание решений - выбора;
• применение объяснительно – иллюстративных методов;
• самостоятельная работа;
• рефлексия;
• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере 1c: «Школьная Психодиагностика»);
• использование компьютерных технологий.
Новизна
Использование Интернет - сервисов расширяют информационные возможности, позволяют наиболее эффективно и точно оперировать знаниями. Групповая дискуссия, свободное обсуждении между участниками повышают мотивацию, как к исследовательской деятельности, так и к профориентационной заинтересованности. В отличие от «традиционных» подобных мероприятий (беседа, неделя профориентации, классный час «Выбор профессии» и т.д) творческий подход в создании своей презентции, групповое обсуждение своего выбора, применение компьютерных технологий и рефлексия проделанной работы позволяют наиболее эффективно подойти к разрешению поставленной задачи.
Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии
Компьютерный класс с локальной сетью (индивидуальное рабочее пространство)
Интернет серфинг (поисковая деятельность)
Microsoft Offices – OnLine (поиск информации для составления презентации)
Microsoft Offices Power Point (заполнение шаблона презентации)
Электронная почта –E-Mail (форма получения результатов для родителей/опекунов)
1с: Школьная психодиагностика – сетевая версия (тестирование)
Excel приложение «Образовательные учреждения Ивановской области» (off/online) (база данных образовательных учреждений)
Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия
Компьютерный класс с локальной сетью – позволяет автоматизировать работу, как участников тренинга, так и руководителя. К примеру, раздача материалов для тренинга происходит с компьютера руководителя, что позволяет эффективно экономить время и контролировать работу учащихся.
Интернет – сервисы повышают мотивацию и заинтересованность, облегчают работу и обработку результатов.
Способы вовлечения участников в активную деятельность
Мероприятие подразумевает системно - деятельностный подход. Участники включаются в поисковую деятельность, групповая организацию позволяет активно дискутировать и принимать свое осознанное решение.
Ожидаемые результаты
В результате тренинга я ожидаю следующие результаты:
• Способствование профориентационной заинтересованности
• Детальный анализ своих интересов, склонностей, способностей
• За счет рефлексии более осознанный и ответственный подход в к выбору будущей профессии
Предполагаемые сроки реализации
2011 учебный год (февраль)
Ресурсы, необходимые для проведения
Для проведения тренинга необходимо:
• Компьютерный класс с 12 компьютерами, с возможностью выхода в интернет и администрирования.
• Пакет Microsoft Office.
• 1c "Школьная психодиагностика" или бумажный вариант тестов.
• Справочник образовательных учреждений области/страны
Ход мероприятия
Мой выбор - моя профессия.
Занятие 1
Этап 1
Организационный момент:
Доброе время. С вами мы проведем занятия в 2 этапа, тема - профориентация. Занятия проходят в свободной форме, можно спрашивать, уточнять, но не забываем о правилах этикета и норм общения. И так чем же мы займемся. Можно много говорить о значимости выбора вашей будущей профессии, но не стану, так как вы прекрасно понимаете, что из присутствующих здесь в 100% случае вам придется работать. Но вот будет ли удовлетворять работа ваши потребности, будете ли получать удовольствие от своей профессии, достигните ли успеха и на конец, реализуете себя как личность? Именно на эти вопросы каждому из нас предстоит ответить в ходе наших занятий. Задание сегодняшнего курса просты: у каждого в рабочей папке будет лежать подготовленный материал, в виде презентации и необходимо составить сою монографию о выборе профессии, путем простого, но взвешенного заполнения (показать презентацию и разобрать ее на проекторной доске ссылка примерного шаблона для презентации). Далее в папке образовательные учреждения имеются сохраненные сайты, при желании можно воспользоваться (показать на проекторной доске и разобрать). Ваша цель внести данные в презентацию и выбрать намеченную профессию. Это будет задача на сегодняшний день, через неделю мы вновь встречаемся. Дополняем и вносим коррективы, если таковы будут и проходим тестирование (показать примерные полученные результаты ссылка получаемых результатов) Далее предлагается разобрать возникшие вопросы.
И перед работой разовью миф о «ПРЕСТИЖНОЙ» профессии. Каждый перед началом работы задумайтесь, что вы хоти от жизни, в чем реализовать себя и каковы ваши возможности. Приведу вас два примера: один человек выучился на физика-ядерщика получил диплом, потратил 6 лет своей жизни на учебу, и начал работать на престижной должности. Потом оказалось, что и математику он не очень воспринимал, больше языками увлекался и изучал другие культуры, переводил тексты, общался с иностранными друзьями. Вскоре работа перестала приносить удовольствие, и т.д а потом и вовсе оказалась, что у него аллергия на металлы. А вот другой человек ну просто обожал обувь и дизайн. Закончил профессиональное училище и начала создавать модельную обувь и достиг таких успехов, что через некоторое время создал компанию ну, например Gucci или Dolce&Gabbana. Этот примера не про математика и тем более не про обувщика и уж тем более не пример выбора профессии. Просто создавайте свой жизненный путь самостоятельно обдуманно и взвешенно Основной момент и задача данного этапа создание благоприятной и дружеской рабочей атмосферы.
Этап 2
Ход занятия:
Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия. На компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:
•Презентация Мой выбор – моя профессия
•Вспомогательные материалы к презентаций(Виды Шаблонов, Виды анимации, Ссылки на образовательные учреждения)
На проекторной доске в постоянное прокручивание перед аудиторией выводиться шаблон презентации «Мой выбор - моя профессия». Учащимся предлагается начать работу с осмысления выбранной профессии. Далее начать заполнять предлагаемый шаблон, в каждом слайде презентации существуют комментарии, что бы конкретизировать поставленную задачу. В процессе оформления презентации ученику предлагается выбрать свой дизайн презентации, оформить ее по собственному желании, но сохраняя несущею структуру занятия. При выборе учебного заведения участникам предлагается воспользоваться ссылками на образовательные учреждения, и в интернете самостоятельно найти нужную им информацию, а именно краткая информация о учебном заведении, контактные адреса, перечень экзаменов, перечень факультетов, и т.д Второй этап занятия завершается по истечение 40 минут, но в зависимости от индивидуальных особенностей групп, может быть продлена до завершения презентаций. Далее участником предлагается сохранить свою наработки, с пометкой, что наследующей недели мы продолжим работу.
Этап 3
Первичное закрепление:
После завершения первого занятия, учащиеся собираются и обсуждают возникшие вопросы. Ведущим задаются наводящие вопросы о выборе своей профессии. Оглашается, что каждый осознано, выбрал свою профессию. Следующая встреча будет через неделю, каждый должен обдумать свой выбор, посоветуйтесь с родными, через неделю у каждого будет возможность доработать свою работу.
Занятие 2
Этап 1
Организационный момент:
На данном этапе важный момент актуализация, рефлексия предыдущего занятия. Гласное обсуждение интересующихся вопросов. По времени первый этап не ограничивается и заканчивается обсуждением всех поставленных вопросов, возможно индивидуальная беседа.
Этап 2
Продолжение работы с презентацией - Завершающий Этап:
Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.В компьютере, в рабочей папке ученика должно находиться:
•Презентация Мой выбор – моя профессия
•Материалы к составлению презентаций
•Компьютерные заготовки к тестированию (при бумажном варианте, подготовить шаблоны тестов).
После завершения создания презентации и просмотра с руководителем, ученику предлагается пройти 2 теста.
Этап 3
Заключительный
Завещающим этапом служит запись полученных результатов на электронный носитель, именно:
•Презентация Мой выбор – моя профессия.
•Результаты проф.тестирования шаблон результатов
Или более конфиденциальный способ передача результата на e-mail родителей (опекунов).(так же проводиться индивидуальные консультации при желании или необходимости )
Методические рекомендации.
(в стадии доработки)
Касательно организации: по возможности удобней всего проводить занятие в компьютерном классе оснащенным локальной сетью.В самом начале знакомства у учеников возникает некий психологический барьер. В зависимости от уровня подготовленности школьников каждый учитель вправе внести необходимые, с его точки зрения, коррективы.
Относительно тестов
Будь Готов (Н.Пряжников) Обоснование для выбора методики:
Методика направлена на повышение у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда. Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), и в ходе индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания в направлении профессионального самоопределения. Назначение: диагностика ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии.
Д Д О (Е. А. Климова) Обоснование для выбора методики:
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Наибольшая диагностическая ценность реализуется при профориентации подростков. Назначение: выявление профессиональных предпочтений. В основу взяты пять типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
Критерии и способы оценки эффективности
Групповая дискуссия по завершению тренинга, о важности полученной информации, план дальнейших действий. Индивидуальная беседа с каждым участником и анализ проделанной работы. Анализ проделанной работы родителями.
Возможности дальнейшего развития мероприятия
Включение данного тренинга в образовательную программу школы, что придаст системный характер, как дополняющий и ключевой этап в школьной профориентации учеников.