Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Тренинговое занятие Активация профессиональной направленности

Целевая группа

Учащиеся 9-х, 11-х классов

Время необходимое для проведения мероприятия

40-60 минут - 1 встреча, 45-80 - 2 встреча.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Соловьёв И.В. Форма реализации - групповая.

Краткая аннотация к мероприятию

В Концепции модернизации российского образования указана на важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся.. Актуальность проблем, связанных с различными аспектами формирования и развития профессиональной направленности личности старшеклассника очевидны. Прежде всего, эти проблемы ассоциируются с тем, что именно этот возрастной период является решающим в будущем профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, и как следствием – успехом их дальнейшей социализации. Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы считается центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Именно приобретение профессии на современном этапе развития общества явялется залогом успешной социализации личности.С другой стороны существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии ввиду низкой культуры психологических знаний, слабой ориентации в своей личности в контексте построения будущего. Многие старшеклассники еще не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели связанные с профессиональной самореализацией с учетом индивидуально-личностного потенциала. Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.

Проблема и её обоснование

Актуальность данной проблемы так же заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Поэтому необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания, т.е. деятельностно-смыслового единства. Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в формировании профессиональной направленности старших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления.Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акценты. Выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя – а как же мы хотим жить – а только потом уже выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь – осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по-настоящему осознанным.

Базовая идея

Опишите базовые идеи решения обозначенной проблемы, что вы предлагаете сделать, чтобы решить поставленную проблему. Базовая идея должна вытекать из причин возникновения проблемы и по сути должна в той или иной мере снимать проблему.

Вариант оформления: мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему необходимо...

Например, чтобы развить мышление учащихся, то надо сделать то-то и то–то, например, включить в деятельность, дать пошаговые инструкции, организовать работу в группе, замотивировать через нестандартные приемы...и т.д. Эти шаги в будущем и станут задачами)


Цели, задачи мероприятия

Цель Систематизация внутренних эмпирических знаний о выбираемой профессии учащегося, ознакомление с выбранной профессией, актуализация внутренней мотивационной направленности.

Задачи курса

1.Вызвать интерес у школьников к выбору будущей профессии.

2.Развивать исследовательскую деятельность учащихся.

3.Выявить соответствие «желаемой/реальной» профессии, через профориентационное тестирование.

4.Развитие творческих способностей учащихся, необходимых для продолжения самостоятельной деятельности в области профессиональной сферы.

5.Способствовать профориентационному выбору.

Используемые методы, приемы, технологии

Необходимыми условиями реализации поставленных задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование следующих приемов:

• беседа руководителя с учениками;

• предварительное осмысление, обдумывание решений - выбора;

• применение объяснительно – иллюстративных методов;

• обучающая самостоятельная работа;

• контролирующая рефлексия;

• профориентационное тестирование (компьютерный вариант на примере 1c: «Школьная Психодиагностика»);

• использование компьютерных технологий.

Новизна

Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: приемы, методы, способы организации деятельности. Что конкретно? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении?


Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.


Способы вовлечения участников в активную деятельность

Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.



Ожидаемые результаты

Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны четко соответствовать целям и задачам. Каждая задача обязательно должна находить отражение в результатах.



Предполагаемые сроки реализации

Ресурсы, необходимые для проведения

Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия


Ход мероприятия

Ход занятий

Тема внеурочного часа Мой выбор - моя профессия.

Занятие 1 Этап 1 Организационный момент: 10 – 15 минут, с учетом ответов на возникшие вопросы учащихся. Основной момент и задача данного этапа создание благоприятной и дружеской атмосферы в рабочей группе(7-10 человек). Усвоение целей и задачи занятий, посадка на рабочие места. Этап 2 Ход занятия:

Заранее  в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.  
В рабочей папке ученика должно находиться: 

• Презентация Мой выбор – моя профессия • Материалы к составлению презентаций

(Виды Шаблонов, Виды анимации, Ссылки на образовательные учреждения)

На проекторной доске в постоянное прокручивание перед аудиторией выводиться шаблон презентации Мой выбор - моя профессия.

 Учащимся предлагается начать работу с осмысления выбранной профессии. Далее начать заполнять предлагаемый шаблон, в каждом слайде презентации существуют комментарии, что бы конкретизировать поставленную задачу.  В процессе оформления презентации ученику предлагается выбрать свой дизайн презентации, оформить ее по собственному желании, но сохраняя несущею структуру темы занятия. 
 При выборе учебного заведения участникам занятия предлагается воспользоваться ссылками на образовательные учреждения, и в интернете самим найти нужную им информацию, а именно краткая информация о учебном заведении, контактные адреса, перечень экзаменов, перечень образовательных профилей, и т.д
Второй этап занятия завершается по истечение одного часа, но в зависимости от индивидуальных особенностей групп, может быть продлена до завершения презентаций.
 Далее участником предлагается сохранить свою наработки, с пометкой, что на следующей недели мы продолжим работу.

Этап 4 Первичное закрепление: после завершения первого занятия, учащиеся собираются и обсуждают возникшие вопросы. Ведущим задаются наводящие вопросы о выборе своей профессии. Оглашается, что каждый осознано, выбрал свою профессию. Следующая встреча будет через неделю, каждый должен обдумать свой выбор, посоветоваться с семьей, через неделю у каждого будет возможность доработать свою работу.



Занятие 2

Этап 1 Организационный момент:

На данном этапе важный момент актуализация, рефлексия предыдущего занятия. Гласное обсуждение интересующихся вопросов. По времени первый этап не ограничивается , обсуждения всех поставленных вопросов, возможно индивидуальная беседа.

Сообщение цели занятий Этап 2 Продолжение работы с презентацией - Завершающий Этап Заранее в подготовленной папке, с открытым общим доступом для учителя, вноситься методический материал для занятия.

В рабочей папке ученика должно находиться: 

• Презентация Мой выбор – моя профессия • Материалы к составлению презентаций • Компьютерные заготовки к тестированию (при бумажном подготовить шаблоны тестов). Желательно: электронный носитель (CD –диск , USB –флешь карта) или электронный адрес «e-mail»родителей (опекунов).

После завершения учащимся создания презентаций и просмотром его с руководящим  занятий, ученику предлагается пройти 2 теста.

Этап 4 Заключительный Завещающим этапом служит записью полученных результатов на электронный носитель, именно: Презентация Мой выбор – моя профессия Результаты проф.тестирования. (без проф. консультирующего бланка) Или более конфиденциальный способ передача результата работы курса на e-mail родителей (опекунов).

(так же проводиться  индивидуальные консультации при желании и необходимости )

Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии и способы, оценки эффективности мероприятия.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.