О порядке церковных богослужений. Суточный круг богослужений

И еврейскому лунному календарю принято отсчитывать с вечера - примерно с момента захода солнца за горизонт . По византийскому времяисчислению, сутки делятся на 12 дневных часов (от рассвета до заката) и на 12 - ночных (от заката до рассвета) часов, которые группируются в 4 дневные стра́жи и в 4 - ночные стра́жи .

Суточный круг состоит из следующих богослужений:

  • Малая вечерня - первое богослужение наступающего дня, совершаться может перед великой вечерней (незадолго до захода солнца), только когда есть всенощное бдение . В обычной приходской практике РПЦ почти никогда не совершается. В престольный праздник на малой вечерне в некоторых храмах (например, в Храме Живоначальной Троицы в Останкино) совершается акафист храмовому празднику.
  • Вечерня . Обычно начинает череду богослужений каждого дня. Однако отдельные молитвы начала вечерни относятся ещё к предыдущему (уходящему) дню, например, прокимен великий. Во время всенощных бдений к великой вечерни (или к великому повечерию) должна присоединяться особая служба:
  • Повечерие может быть либо великим либо малым. Исключается при совершении всенощного бдения. Иногда вычитывается келейно (в домашних молитвах). На светлой седмице заменяется пасхальным часом . В приходской практике совершается редко после вечерни и ужина.
  • Полунощница бывает вседневной, субботней, праздничной, воскресной и пасхальной. Так же, как и повечерие, исключается при совершении всенощного бдения, иногда вычитывается келейно, и на светлой седмице заменяется пасхальным часом. На приходах обычно совершается только пасхальная полунощница один раз в году (в пасхальную ночь). В монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. В нынешнее время полунощница заменяется молитвами на сон грядущим и молитвами утренними . У христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.
  • Утреня - самая продолжительная служба суточного круга - в эпоху гонений ночное и утреннее богослужение христиан было самым безопасным. В настоящее время утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной (чаще - великопостной), пасхальной, заупокойной. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике РПЦ значительно чаще совершается не утром, а вечером - непосредственно присоединяясь к вечерне (или к литии), а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) Великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией.
  • Часы :
    • Первый час. Соответствует нашим 7 часам утра - освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы .
    • Третий час - 9 часов утра - воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов .
    • Шестой час - полдень, 12 часов дня - воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа .
    • Девятый час - 15 часов дня - вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.
  • Междочасия совершаться могут только в будние дни Петрова , Успенского и Рождественского постов ,
    • Междочасие первого часа,
    • Междочасие третьего часа,
    • Междочасие шестого часа,
    • Междочасие девятого часа.

Литургия так же может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени - не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. Литургия служится либо после Шестого часа, либо в соединении с вечерней (при этом первая часть вечерни заменяет собою первую часть Литургии оглашенных - Изобразительны . Литургия Преждеосвященных Даров всегда соединяется с вечерней. На аллилуйных службах (обычно в Великом посту) изобразительны совершаются отдельно от Литургии (сразу после Девятого часа), а в некоторые дни Литургия совсем не положена. После полной Божественной Литургии по уставу полагается совершать трапезу с Чином о панагии . В дни поста, когда Литургии не полагалось, первая трапеза в древних египетских монастырях совершалась только после Девятого часа (трёх часов дня) и даже после захода солнца.

Суточный богослужебный круг сформировался в монастырях Востока к VI веку . Первоначально каждая из служб суточного круга в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

  • Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
  • Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
  • Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется

Суточный круг богослужений - это те богослужения, что совершаются ежедневно в одно и то же время. Здесь следует сделать некоторую оговорку, что далеко не все богослужения, входящие в этот круг, совершаются в современных храмах и приходах. Это связано с тем, что составлялся этот суточный круг монахами и для монахов. Не всегда у мирян есть возможность участвовать во всех такого рода богослужениях, поэтому наблюдается определенное расхождение между теорией и практикой. В нашей статье мы рассмотрим сначала теорию, то есть как они должны совершаться на самом деле, согласно уставу, а потом перейдем к практике, то есть как эти богослужения совершаются в реальности.

Теория

Говоря о теории, следует уточнить, что те богослужения, что проводятся в храмах сейчас, это далеко не единственный образец, как совершались службы в православной церкви. Например, в древних монастырях была практика так называемых служб 24-х часов. То есть в монастыре служба шла постоянно. Священники сменяли друг друга и ни на минуту не прерывали молитву. Что-то подобное этой службе есть и наше время во многих монастырях: речь идет о чтении Неусыпаемой Псалтири.

Есть и другие практики. Например, некоторые монашествующие, в основном пустынники, заменяли богослужение Иисусовой молитвой. Этой практикой сейчас пользуются многие монашествующие.

Практика

Мы будем говорить о практике, которая положена по нынешнему уставу и которая включает в себя семь основных богослужений в суточном круге богослужений. Изначально каждое такое богослужение проходило отдельно, соответственно молитва совершалась семь раз в день. О такой молитве говорил еще пророк Давид в 118 псалме: «Семь раз в день восхвалял я Тебя за праведные суды Твои». То есть это было такое своеобразное пророчество о суточном круге, о том, что церковь так же будет восхвалять Господа семь раз в день в виде семи отдельных служб. Начало все эти службы берут еще из апостольских времен. Основы заложены аж в I веке. Согласно изначальной практике, каждая служба привязана к определенному времени суток и существует определенное последование богослужений.

Полунощница

Как видно из названия, оно совершается в полночь, точнее сказать, в середине ночи, с самое темное время суток. О ночной молитве говорится еще в Евангелии, в Священном Писании. Иисус Христос уходил ночью в горы молиться, апостолы совершали ночные богослужения, поэтому в первые века христиане старались совершать молитвы по ночам. Монашествующие, которые вставали ночью для молитвы, больше не ложились спать, поэтому Полунощница стала одновременно и утренней молитвой.

В настоящее время Полунощница совершается в основном в монастырях в утренние время. Центром этой службы является 17 кафизма, 118 псалом. Он называется Великим Псалмом, потому что отличается своими размерами и содержанием. Различают Полунощницу вседневную, субботнюю и воскресную. Первую читают в будние дни, а вторую и третью в выходные дни, соответственно.

Утреня

Вторая служба в суточном круге богослужений, которая идет за Полунощницей, называется Утреня. Как видно из названия она по церковному уставу совершается утром, на рассвете. В современное время в большинстве храмов эта молитва переносится на вечернее время, чтобы как можно больше людей имели возможность поучаствовать в этом богослужении. Утреня состоит из нескольких частей.

  • Шестопсалмие - шесть псалмов, в которых говорится об утреннем времени, читаются в самом начале дня. Существует предание, что Шестопсалмие связано со Страшным Судом. Якобы он по времени будет длиться ровно столько, сколько читается Шестопсалмие. Богослужебные книги призывают нас во время Шестопсалмия вспоминать о Страшном Суде и том, что ждет нас после него. Чтение этих псалмов должно совершаться в благоговении, в полной тишине, поэтому в храмах в это время гасится свет.
  • Кафизмы. Вообще все богослужение построено на Псалтыре. Нет службы, в которой не читался бы хотя бы один псалом. В Священном Писании даны эталоны молитв, поэтом Псалтырь - это совершенно особая книга, и на ней построены все богослужения. По церковному уставу Псалтырь прочитывается полностью за неделю.

  • Канон - центральная часть Утрени. Изначально так называли некое молитвенное правило, которое соблюдали древние монахи. Состояло оно из девяти отрывков, взятых из Священного писания. Позже к этим отрывкам стали добавлять песнопения в честь праздника, в честь тех событий или святых, которые вспоминаются в этот день. Со временем библейские отрывки читать перестали, а каноном стали называть подобные песнопения.
  • Назидательные чтения - чтения из творений Святых отцов, которые посвящены тому или иному празднику, тому или иному святому. Во время богослужения они читались несколько раз.
  • Чтение или пение славословия. В будние дни оно читается, в праздничные дни поется. Это текст, составленный из разных отрывков Священного Писания.

Часы

Существует четыре таких службы в суточном круге богослужений: Первый час, Третий Час, Шестой час и Девятый час. Изначально в это время читали Отче Наш, а позже стали совершать богослужения в службы Третьего, Шестого и Девятого часа. Они посвящены трем событиям: сошествию Духа Святого на апостолов, распятию Спасителя и Его крестной смерти.

Вечерня

Это вечернее богослужение во время зажигания светильников. Центральной частью этой службы является песнопение Свете Тихий. Во время вечерней службы христиане как бы очищаются от всех грехов, совершенных в течение дня.

Повечерие

Это служба, которая совершается после Вечерни, молитвы на сон грядущий. Повечерие бывает двух видов - Малое (совершается ежедневно) и Великое (совершается во время Великого Поста).

Литургия

Во время Литургии вспоминается земная жизнь Христа и совершается Причащение.

  1. Девятый час (3 часа дня).
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  1. Полунощница (12-ый час ночи).
  2. Утреня.
  3. Первый час (7-ой час утра).
  1. Третий час (9 часов утра).
  2. Шестой час (12 часов дня).
  3. Литургия.

Порядок суточного круга богослужений меняется в дни только Всенощного Бдения. В настоящее время не во всех храмах и приходах полностью соблюдаются все богослужения, предписанные церковным уставом.

На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу жертвы (Чис, гл. 28).

Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и святые апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения.

Со времен апостольских Православная Церковь с ежедневным богослужением соединила различные священные воспоминания во славу Божию, отчего произошли различные дни богослужения в продолжение года.

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются святой Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница - служба, совершаемая в полночь в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который придет внезапно, как "жених в полунощи" согласно притче о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Изобразительны - краткая служба, называемая также обедницей. (Эта служба совершается в те дни, когда Божественная литургия по Уставу не служится. Изобразительны своими песнопениями и молитвословиями являются как бы изображением или подобием Литургии.)

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

* * *
Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Божественная литургия совершается утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Божественной литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово "бдение" - значит "бодрствование".

* * *
Каждый день в году Святая Церковь, помимо седмичного круга, празднует память одного или нескольких святых угодников Божиих. Определенные дни года посвящаются или воспоминанию особых событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, из истории Церкви Христовой, или в честь различных святых. Кроме того, в продолжение года установлены однодневные или многодневные посты и несколько дней назначено для поминовения усопших. Соответственно этим посвящениям дней года составлены особые песнопения и молитвы и установлены обряды, которые присоединяются к молитвам и песнопениям дня седмицы. Особенно большие изменения в богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Дни общего поминовения усопших (называемые родительскими днями) следующие: суббота перед масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели.
Затем в Православной Русской Церкви установлено поминовение православных воинов, на поле брани убиенных: в субботу перед днем святого Димитрия Солунского 21 октября (3 ноября н.ст.) и 26 апреля (9 мая н.ст.).

Недельный круг богослужений

Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются Бесплотные Силы - ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляются ветхозаветные пророки и святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду вспоминается предательство Господа Иудой и в связи с этим совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец. В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя - прославляются праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

(Пресвятая Дева Мария прославляется Церковью во все дни седмицы. Но особенно Богородица ублажается молитвою в среду, пятницу и воскресенье. В указанные дни один из канонов утрени посвящен Божией Матери.)

Годовой круг богослужений

Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь Бесплотных Сил небесных - ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые, хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники - не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает "день" с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как "жених в полунощи" согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом час е, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово "бдение" значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

Вечер.

1. Девятый час. - (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерие.

1. Полунощница. - (12 час. ночи)

2. Утреня.

3. Первый час. - (7 час. утра)

1. Третий час. - (9 час. утра)

2. Шестой час. - (12 час. дня)

3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье - Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы , созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель , как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя , - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые , достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми .

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов .

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых .

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные , которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные , которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые .

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение ; средние же праздники - не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе "о вере и жизни христианской", при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.

Богослужение началось на Земле со времени сотворения Богом первых людей – Адама и Евы. Их богослужением в Раю было свободное, радостное прославление Бога, Его премудрости и всемогущества. И выражалось оно исполнением благой воли Божией.

После грехопадения людей и изгнания их из Рая, свою молитву к Богу о прощении и спасении от греха они стали соединять с жертвоприношением. Господь принимал эту молитву ради той великой жертвы, которую впоследствии принес за грех всего мира пришедший на землю Сын Божий – Христос Спаситель.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Происходят церковные общественные богослужения в храме. Они ставят верующих в присутствие Божие, вводят в общение с Господом и напоминают нам о важнейших событиях Священной истории помогают понять истинное учение Христово.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Живым Богом. Через участие в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

За литургией совершается величайшее в мире Таинство – хлеб и вино по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

И мы, причащаясь Святых Даров – Божественного Тела и Крови Спасителя, «входим в радость Господа своего» и благодарим Сына Божия за спасение человеческого рода от греха и смерти.

Посещая храм Божий и участвуя в церковных службах и Таинствах, мы с верой, надеждой и любовью стремимся к единству со Христом, с Его жизнью, с Его Царством. Мы приникаем к чистому источнику воды живой, воды, текущей в жизнь вечную.