Презентация на тему "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем"

Слайд 2

1.Генетика– это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости. Наследственность – это свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые свойства-признаки, по которым организм отличается от особей того же вида.

Слайд 3

Элементарные единицы наследственности – это гены. Ген – это отрезок молекулы ДНК, в котором зашифрована информация о первичной структуре одного белка.

Слайд 4

2. Грегор Иоганн Мендель – основоположник генетики (1900 г. – год рождения генетики).

Родился 22 июля 1822 года. ...Иоганн Мендельродился в чешской Силезии, в семье бедного крестьянина.

Слайд 5

Мендель окончил богословский институт, стал ученым теологом и был посвящён в священники. В течение восьми лет в маленьком - 35 на 7 метров - садике под окнами монастыря он ставил эксперименты по скрещиванию гороха. Работа эта со временем приняла огромные размеры. Мендель собственноручно проделал свыше десяти тысяч скрещиваний. Итогом этого восьмилетнеготруда стала его теория. Однако Мендель хотел заняться учительской деятельностью, но провалил экзамен по биологии и не получил диплом. Он увлёкся экспериментами над растениями и метеорологическими наблюдениями.

Слайд 6

8 февраля 1865 года Мендель сделал доклад о своих открытиях в Брюннском обществе естествоиспытателей.

Слайд 7

Через год вышел в свет очередной том «Трудов Общества естествоиспытателей в Брюнне», где в сокращении был опубликован доклад Менделя под скромным названиям«Опыты над растительными гибридами».

Слайд 8

В следующие 35 лет работа Менделя пылилась на полках библиотек. В 1868 году Мендель оставил свои опыты по выведению гибридов. Тогда же он был избран на высокий пост настоятеля монастыря, который занимал до конца жизни.

Слайд 10

Люди не забыли Менделя

За выдающиеся заслуги Менделю был вручён личный герб.

Слайд 11

Памятник Менделю перед мемориальным музеем в Брно был сооружен в 1910 году на средства, собранные учеными всего мира.

Слайд 12

3. Гибридологический метод. Суть метода заключается в скрещивании (гибридизации) двух организмов, различающихся какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

Слайд 13

Моногибридное скрещивание Моногибридным наз. скрещивание исходных родительских форм, которые отличаются друг от друга одним признаком.

Слайд 14

Гибриды – это организмы, полученные при скрещивании исходных родительских форм. Доминантным наз. признак, который проявляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм. Гомозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с одинаковыми генами. Рецессивным наз. признак, который подавляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм. Гетерозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с разными генами.


Цель урока :

  • Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики
  • Изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании
  • Научиться использовать генетическую символику при решении задач

  • Что служит предметом изучения генетики?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое изменчивость?
  • Что является материальными носителями наследственности?
  • Где расположены аллельные гены?
  • Как распределяются аллельные гены при мейозе?
  • Какую роль выполняют гаметы?
  • Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?
  • Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
  • Отчего зависит фенотип?

1865 год.

Грегор Мендель.

«Опыты над растительными

гибридами».

1900 год.

Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак -

независимо друг от друга переоткрыли

законы Г. Менделя.


Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

(1822 – 1884гг.)


Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

пазушное

морщинистая

членистая

верхушечное


Гибридологический метод – основной метод исследования

  • Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
  • Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов)

высокое

низкое

F 1

высокие

F 2

Высокий рост низкий


При проведении опытов Мендель :

  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака

  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 ,F 2 ,F 3 - гибриды I, II, III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены

Моногибридное скрещивание

Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков

высокий рост низкий рост

жёлтые семена зелёные семена


I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения:

  • При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным

F 1

По фенотипу: единообразно



II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения
  • При скрещивании двух потомков (

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:



Гипотеза чистоты гамет:

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

F 1

F 2

Решётка Пеннета

Расщепление по фенотипу 3: 1; по генотипу 1: 2: 1


Решите задачу:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

F 1

F 2


Решение:

  • А – высокий рост а – низкий рост
  • Р АА x аа

высокий рост низкий рост

F 1 Аа

высокий рост

P от F 1 Аа x Аа

высокий рост высокий рост

G А, а А, а

F 2 АА Аа Аа аа

высокий рост низкий рост

По фенотипу 3: 1 по генотипу 1: 2: 1


Генетические закономерности:

  • Закон доминирования (единообразия F 1 ) –

гибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен

  • Закон расщепления

¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)

  • Гипотеза чистоты гамет

каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения


  • Доминирование – явление преобладания признака
  • Доминантный признак - преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий
  • Расщепление – явление, при котором часть особей несёт доминантный, а часть - рецессивный признак
  • Рецессивный признак – подавляемый признак
  • Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака
  • Гомозигота – организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены
  • Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены
  • Гибридизация - скрещивание
  • Гибриды – потомки от скрещивания

Домашнее задание:

  • § § – 38, 39;
  • Решите задачу:

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?


Ответьте на вопросы в тетради:

  • Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота - …..

доминантная гомозигота - …..

гетерозигота - …..

  • Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы

F 1 простые бобы (100%)

  • Как называется признак у гибридов F 1 ?
  • Какой закон отражает запись:

Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы

F 2 простые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?


Проверь себя:

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак


  • Что служит предметом изучения генетики?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое изменчивость?
  • Что является материальным носителем наследственности?
  • Где расположены аллельные гены?

1865 год. Грегор Мендель.

«Опыты над растительными

гибридами».

1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга подтвердили законы Г. Менделя.


Почему же Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

(1822 – 1884гг.)


Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

пазушное

морщинистая

членистая

верхушечное


Гибридологический метод – основной метод исследования

  • Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
  • Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов)

высокое

низкое

F 1

высокие

F 2

высокий рост низкий


  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака

Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?

Как распределяются аллельные гены при мейозе?


  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 , F 2 , F 3 - гибриды I , II , III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены

  • Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков


I закон Менделя -

  • При скрещивании гомозиготных организмов отличающихся по одному признаку, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и будет единообразным

F 1

По фенотипу : единообразно


I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения:

F 1

По фенотипу : единообразно

- Доминантный признак

- Рецессивный признак


II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения
  • При скрещивании двух потомков (

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:


Гипотеза чистоты гамет:

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

F 1

F 2

Решётка Пеннета

Расщепление по фенотипу 3: 1; по генотипу 1: 2: 1


Определите:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого ( F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

F 1

F 2


Решение:

  • А – высокий рост а – низкий рост
  • Р АА x аа

высокий рост низкий рост

G А а

F 1 Аа

высокий рост

P от F 1 Аа x Аа

высокий рост высокий рост

G А, а А, а

F 2 АА Аа Аа аа

высокий рост низкий рост

По фенотипу 3: 1 по генотипу 1: 2: 1


Генетические закономерности:

  • Закон доминирования (единообразия F 1 )

гибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен

  • Закон расщепления

¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)

  • Гипотеза чистоты гамет

каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения


  • Доминирование – явление преобладания признака
  • Доминантный признак - преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий
  • Расщепление – явление, при котором часть особей несёт доминантный, а часть - рецессивный признак
  • Рецессивный признак – подавляемый признак
  • Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака
  • Гомозигота – организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены
  • Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены
  • Гибридизация - скрещивание
  • Гибриды – потомки от скрещивания

Решите задачу:

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?


Ответьте на вопросы:

  • Обозначь буквами генотип:

а) рецессивная гомозигота - …..

б) доминантная гомозигота - …..

в) гетерозигота - …..

  • Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X вздутые бобы

F 1 простые бобы (100%)

  • Как называется признак у гибридов F 1 ?
  • Какой закон отражает запись:

Р от F 1 ♀ простые бобы X простые бобы

F 2 простые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?


Проверь себя:

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак

Разделы: Биология , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока : восприятие, осознание нового материала, закрепление

Задачи :

  • объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества;
  • возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости;
  • охарактеризовать работы австрийского ученого Г.Менделя; показать практическое значение генетики
  • опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;

Методы :

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;
  3. Практические : решение задач.

Средства обучения :

  1. Основные:
    А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);
    Б) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник).
  2. Вспомогательные: ТСО.

Оборудование : опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

План урока

  1. Предмет и основные понятия генетики.
  2. У истоков генетики.
  3. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
  4. Отработка практических навыков решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте. Меня зовут А.Н. Сегодня урок биологии проведу у вас я. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

II. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Наш урок я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):

Тема нашего урока: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Сегодня на уроке мы : Возобновим в памяти знания о науке генетике, о закономерностях наследования и о моногибридном скрещивании.

– Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на доске (ДЕТИ сами формулируют задачи)

– Правильно, мы попытаемся возобновить в памяти знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости; охарактеризуем работы австрийского ученого Г.Менделя, сформируем у себя знания о моногибридном скрещивании.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)

III. Изучение нового материала

1. Предмет и основные понятия генетики

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?

(Правильно, потомство похоже на родительские особи)

СЛАЙД 4 Рис. растений, животных

На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

– Какая наука занимается изучением этих свойств?

ГЕНЕТИКА. Запишите в конспект определение генетики.

А что такое наследственность, по вашему мнению?

(НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению)

Не забываем записывать к себе конспект определения, которые мы даем.

– А что же такое изменчивость?

(ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида)

Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфолог, биолог, анатомич признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

Что служит элементарной структурной единицей наследственности? (ГЕН)

– А что такое ген? (Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка)

А что такое генотип? (Это сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков).

– Хорошо, молодцы!

– А что, по-вашему, называется фенотипом?

(ФЕНОТИП – совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды)

Запишите термины к себе в конспект.

ПО СЛАЙДУ: Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.

2. У истоков генетики (1 вариант)

– А вот кто был основоположником генетики мы узнаем из сообщения, которое приготовил(а) ________________________

(СООБЩЕНИЕ):

Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине 19 века австрийским ученым Г.Менделем. Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Но именно он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. Английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». К основным особенностям работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха относят:

  1. В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито;
  2. Горох – самоопыляющееся растение;
  3. Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость;
  4. В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные альтернативные признаки по типу «или-или» (цветки пурпурные или белые, семена желтые или зеленые);
  5. При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.

В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики. Гибридологический метод – это система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.

Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 году на заседании Общества естествоиспытателей и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили. Весной 1900 года три ботаника – Г. Де Фриз в Голландии, К. Чермак в Австрии и К. Коренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто «переоткрыли» закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 году. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 год.

2. У истоков генетики (2 вариант)

С целью определения основоположника генетики и его вклада проведем самостоятельную работу

– Откройте учебник параграф 3.10. стр. 138-139. Прочитайте пункт «У истоков генетики» и ответьте устно на вопросы, приведенные на этом слайде.

Итак, на работу вам отводится 3 минуты.

Проверка самостоятельной работы

МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с этой работой!

3. Цитологические основы моногибридного скрещивания

– Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание. РИС. 67 стр. 141

Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена.

СЛАЙД 10

При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).

Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: (Я ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ, А ВЫ К СЕБЕ В КОНСПЕКТ)

  • P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение
  • F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения
  • F2 – гибриды второго поколения
  • ♀ – зеркало Венеры – женская особь
  • ♂– копье Марса – мужская особь
  • Х – знак скрещивания
  • А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян
  • а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект.

Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парны. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными.

В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)

Генетическая запись осуществляется следующим образом:

Запишите эту задачу за мной. Я на доске.

Глядя на запись решения задачи, какой вывод мы можем сделать:

ВЫВОД : При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.

Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой и вот, что у него получилось можно увидеть на рисунке.

Эта закономерность получила название правила расщепления гибридов второго поколения, или 2 закона Менделя, который формулируется так: При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу

Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием так называемой решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтали линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.

Запись на доске:

ФИЗМИНУТКА

IV. Отработка практических навыков решения задач

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Самостоятельная работа по вариантам:

Задача. Определите генотип потомства от скрещивания:

Дано:
АА х аа
Дано:
Аа Х Аа
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ВВ х вв

Дано:
Вв х Вв
F1 -?
F1 - ?
Дано:
СС х сс


Дано:
Сс х Сс
F1 - ? F1 - ?
Дано:
DD x dd

Дано:
Dd x Dd
F1 - ? F1 - ?
Дано:
FF x ff


Дано:
Ff x Ff
F1 - ? F1 - ?
Дано:
GG x gg


Дано:
Gg x Gg
F1 - ? F1 - ?
Дано:
RR x rr


Дано:
Rr x Rr
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ZZ x zz


Дано:
Zz x Zz
F1 - ? F1 - ?
Дано:
VV x vv


Дано:
Vv x Vv
F1 - ? F1 - ?

V. Закрепление:

  • Что такое генетика?
  • Что изучает генетика?
  • Кто является основоположником генетики?
  • Как звучит I закон Менделя?
  • В суть II закона Менделя?
СЛАЙД 16

VI. Подведение итогов урока

– С какой темой урока мы сегодня познакомились?

Я бы хотела вернуться к началу урока. Когда мы читали с вами высказывания великих людей. Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе за девиз урока и почему?

VII. Домашнее задание.

П. 3.10-3.11. Решите дома задачи, которые я вам раздала.

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок –

Желаю удачи!

РЕЗЕРВ: Задача. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?


Механизмы и закономерности наследования признаков раскрыл чешский исследователь- любитель Грегор Мендель. Он сумел правильно поставить задачу исследования – выяснить, как наследуются отдельные признаки. Для этого он применил гибридологический метод. Для скрещивания он отбирал родительские формы с константными, т.е. воспроизводящимися из поколения в поколение, признаками. Им выбирались родительские растения, контрастно отличающиеся друг от друга по парам альтернативных признаков.


Удачно был выбран Менделем объект исследования – садовый горох. Он легко культивируется, неприхотлив, дает многочисленное потомство. У гороха он изучал характер наследования по семи признакам: окраска цветков, окраска плодов, высота стебля, форма бобов, окраска семян, поверхность семян, расположение цветков.




В одном из опытов Мендель изучал наследование окраски семян при скрещивании растений, выращенных из желтых семян, с растениями, выращенными из зеленых семян. В первом поколении все гибриды были одинаковыми, причем проявлялся признак только одного родителя.


I закон: при скрещивании двух особей одного вида, отличающихся по одному признаку, гибриды первого поколения будут единообразными Преобладание признака одного из родителей было названо доминированием. Явление доминирования у гибридов первого поколения одного признака над другим и единообразие гибридов первого поколения было названо законом единообразия гибридов первого поколения или первым законом Менделя.


3: 1 + Во втором поколении при самоопылении гибридов первого поколения обнаружилось выщепление подавленного (рецессивного) в предыдущем поколении родительского признака у ¼ части потомства: ¾ растений имели горошины желтого цвета и ¼ растений имели горошины зеленого цвета.


II закон: при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление признаков в соотношении 3:1 Следовательно, рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчез, а только был подавлен и вновь проявился во втором поколении. Это обобщение было названо законом расщепления или вторым законом Менделя


Выявленные Г.Менделем закономерности не были поняты его современниками и по достоинству оценены только через 35 лет. В 1900 году Г.де Фриз (Голландия), К. Корренс и Э. Чермак обнаружили те же закономерности наследования, что и Мендель. Но приоритет остался за Г. Менделем.