Ст 261 фз об энергосбережении. Закон об энергосбережении в новой редакции

Экономия природных ресурсов в РФ

О быстром истощении природных ресурсов говорится много. Энергосбережение – одна из возможностей продлить пользование природными энергетическими ресурсами, которые так необходимы человеку для хозяйственной деятельности. Поэтому в мире сейчас повсеместно внедряются специальные программы по сохранению энергетических ресурсов. Служит этому и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009. Основная задача этого закона – создать условия для обеспечения экономии энергетических ресурсов Российской Федерации. Не только государства, но и каждого отдельного хозяина квартиры касаются некоторые нормы законодательства, которые указывают на то, что лучший способ научиться экономить – установить счетчики воды , тепла, электроэнергии, природного газа в наши квартиры. Опишем некоторые моменты законодательных актов, которые касаются охраны природных ресурсов.

Сроки установки счетчиков

Если раньше установка счетчиков по учету тепла и воды было делом абсолютно личным и добровольным, то сейчас этот вопрос взят под контроль государством. Согласно п.6 ст.11 ФЗ 261 теперь даже не допускается введение в эксплуатацию зданий, которые были построены, реконструированы, подвергнуты капитальному ремонту, без оснащения их приборами учета энергетических ресурсов. Начиная с 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию, должны быть оснащены индивидуальными средствами теплового учета в каждой квартире при наличии технической возможности. П.5 ст.13 указывает на обязательное оснащение с 2012 года ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками многоквартирных домов средствами учета энергетических ресурсов коллективными и индивидуальными. Срок, в течение которого должны быть установлены водосчетчики и другие приборы индивидуального учета несколько раз менялся. В последней редакции закона установлен срок – до 01.07 2013 года. Стоит ли бояться санкций за нарушение данной нормы?

Штрафы за отсутствие счетчика

Пока санкции коснуться только управляющих компаний и ТСЖ. Их черед уже пришел отвечать за неустановленные счетчики с июля этого года. И это немалые суммы. Бездействие должностного лица обойдется ему в 5-10 тысяч рублей, а подобные санкции юридическим лицам – 20-30 тысяч рублей.

Ответственность индивидуальных потребителей наступит с 2015 года. Тогда к гражданам, не установившим счетчики, будут применены штрафы. Не стоит рисковать своими деньгами, нарушая закон. Потом вам придется оплачивать еще и судебные издержки, которые неизбежны при подаче на вас в суд за нарушение законодательства. Цена счетчика воды начинается от 300 рублей. Это не настолько высокая стоимость, чтобы отсрочить установку. Тем более, что в первые же месяцы экономия с лихвой оправдает расходы.

Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

редакция от 13.07.2015

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ,

от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ,

от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,

от 06.12.2011 N 402-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ,

от 12.12.2011 N 426-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,

от 10.07.2012 N 109-ФЗ, от 25.12.2012 N 270-ФЗ,

от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

от 28.12.2013 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 401-ФЗ,

от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 339-ФЗ,

от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ,

от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

2) вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

5) класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

6) бытовое энергопотребляющее устройство - продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

7) энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

8) энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

9) организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

10) регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;

12) застройщик - лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

11 ноября 209 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации»

В течение последующих лет в закон 261-ФЗ введено ряд поправок и дополнений. Но в целом суть осталась та же - 261-ФЗ предлагает ряд принципиальных мер по повышению энергетической эффективности экономики в различных отраслях народного хозяйства. В частности, именно этот федеральный закон потребовал повсеместной установки счетчиков воды, электричества.

Сейчас мы обратим внимание еще на одно требование - о необходимости проведения энергетического обследования, т.е. энергоаудита. В статье 15 закона 261-ФЗ говорится, что энергоаудит может проводиться в отношении продукции, технологического процесса и предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

А в статье 16 закона 261-ФЗ перечислены те лица, для которых проведение энергетического обследования обязательно. В частности, это следующие юридические лица:

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

Организации с участием государства или муниципального образования;

Организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности;

Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

То есть большинство крупных предприятий должно провести анергоаудит. Причем в ФЗ 261 установлены и сроки, в течение которых нужно провести первый энергоаудит предприятий и, затем, последующие. Согласно закону (та же статья 16) указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу ФЗ-261 до 31 декабря 2012 года. В последующие годы необходимо регулярное проведение энергоаудита не реже, чем один раз каждые пять лет.

Контроль за выполнением этого требования возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

На самом деле, проведение анергоаудита будет выгодным и для предприятий, которые не вошли в перечень статьи 16 закона об энергосбережении 261-ФЗ . Ведь в ходе проведения такого обследования специалисты не только выявят места, где неэкономно расходуются энергоресурсы. апример, с помощью тепловизора можно обследовать здания и обнаружить утечки тепла. Качественный анергоаудит предприятий даст полную картину того, где можно обеспечить энергсбережение, насколько снизить затраты. О главным результатом будет даже не энергопаспорт объекта, а план мероприятий, направленных на энергсбережение.

В результате затраты на энергоаудит окупятся сторицей. За счет существенного сокращения расходования энергоресурсов и, соответственно, финансов на их приобретение. А ведь затраты на тепло, воду, отопление и т.п. на многих предприятиях традиционно относятся к наиболее весомым в общей смете затрат.

Ответ: Ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов, которые в нарушение требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 261-ФЗ) не были оснащены приборами учета в установленный срок. Данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС (ст. 39, п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Каких-либо исключений, освобождающих от обложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено, в том числе в случае отсутствия договора на выполнение таких работ.

Суммы понесенных РСО судебных расходов, подлежащих возмещению в связи с необходимостью принудительного взыскания в рамках исполнения обязанности по совершению действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.

Обоснование: Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ.

В силу ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — ресурсоснабжающие организации, РСО), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке — также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети Интернет наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин — собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин — собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более двух месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указываются необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета либо согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Из совокупного анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Реализация работ (товаров, услуг) на территории РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения по НДС. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на работы (товары, услуги).

При исполнении обязанности по оснащению приборами учета объектов РСО приобретает и устанавливает приборы учета, а взамен получает право требования по оплате расходов. Следовательно, данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС.

В рассматриваемом случае РСО обязана при исполнении обязанности по установке приборов учета начислить и уплатить в бюджет НДС по п. 1 ст. 146 НК РФ. Каких-либо исключений, освобождающих от налогообложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено.

При этом, как указал суд в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.09.2014 по делу N А64-8435/2013, отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом заключаемого между собственниками помещений и управляющей организацией договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не является основанием для неоплаты работ по установке приборов учета.

При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Таким образом, в целях налогообложения НДС сумма основного долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета учитывается в составе выручки при определении налоговой базы по НДС. Следовательно, в части основного долга при исполнении обязанности по установке приборов учета при отсутствии договора на выполнение таких работ у РСО возникает объект обложения НДС.

Кроме того, в рамках процедуры принудительного взыскания долга за выполненные работы по установке приборов учета РСО несет судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом. К судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и т. п. Основанием для взыскания с должника судебных расходов является факт несения кредитором соответствующих затрат.

Денежные средства, полученные в виде возмещения судебных расходов, не могут быть признаны суммами, связанными с оплатой реализованных работ по установке приборов учета, так как под оплатой работ понимается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных работ перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с выполнением работ.

Обязанность покупателя работ возместить судебные расходы за ненадлежащее исполнение своих обязательств не может быть признана встречным обязательством по отношению к обязательству продавца выполнить работу.

Обязательство по возмещению судебных расходов представляет одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае принудительного взыскания задолженности. Таким образом, возмещение судебных расходов не обусловлено совершением со стороны кредитора каких-либо действий.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в рассматриваемом случае денежные средства, получаемые РСО в качестве возмещения судебных расходов, связанных с принудительным взысканием долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ) ресурсоснабжающие организации (РСО) обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные РСО расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Возникает ли у РСО при исполнении обязанности по установке приборов учета объект налогообложения по НДС при отсутствии договора на выполнение таких работ?