Тесты по теории эволюции и атропогенезу. Тест "Учение об эволюции" тест по биологии (11 класс) на тему Тест онлайн по теме факторы эволюции

ВАРИАНТ – 1.

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;

Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.

2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;

Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма; В) вида;

Б) популяции; Г) биоценоза.

4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.

5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца; В) питекантропа;

Б) австралопитека; Г) неандертальца.

6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим; В) абиотическим;

Б) лимитирующим; Г) антропогенным

7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

9. Биополимерами являются:

А) белки; В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.

10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином В) цитозином

Б) тимином Г) гуанином.

11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе В) метафазе

Б) профазе Г) телофазе

14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом

Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.

15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра В) ящерицы

Б) лягушки Г) курицы.

16. из эктодермы образуются:

А) мышцы В) скелет

Б) лёгкие Г) органы чувств.

17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.

19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.

20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.

ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (1)

ВАРИАНТ – 2

1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

А) борьба за существование; В) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.

2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определённая; В) групповая;

Б) модификационная; Г) мутационная.

3. Движущая форма отбора обычно приводит к:

А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;

от прежней нормы реакции;

Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.

4. Аналогичными органами являются:

А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;

Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.

5. В эпоху оледенения жили:

А) кроманьонцы; В) синантропы;

Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.

6. Продуктивностью экосистемы называется:

А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;

Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.

7.В клетках прокариот имеются:

А) ядра; В) митохондрии;

Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.

8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.

9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

А) ковалентной; В) пептидной;

Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.

10. Транскрипция – это:

А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам

по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;

Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.

во время его синтеза;

11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

А) гликолиза; В) клеточного дыхания;

Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.

12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза;

Б) метафаза; Г) телофаза.

13.Редукция числа хромосом происходит во время:

А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;

Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.

14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:

А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;

Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.

числа клеток в организме;

15. Нервная система образуется из:

А) эктодермы; В) мезодермы;

Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.

16. Из мезодермы образуются:

А) лёгкие; В) кровеносная система;

Б) нервная система; Г) органы чувств.

17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:

А) один; В) четыре;

Б) два; Г) нет верного ответа.

18. К мутационной изменчивости относятся:

А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;

Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.

19. Основным источником комбинативной изменчивости является:

А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид

В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;

Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.

гомологичных хромосом

в анафазе I деления мейоза;

20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:

А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;

Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.

ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

ВАРИАНТ – 1.

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А) клеточный; Б) молекулярный;

В) организменный; Г) популяционный

2. Наука цитология изучает:

А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;

В) фенотип организмов разных царств;

Г) морфологию растений и особенности их развития.

3. Белки в клетки синтезируются:

А) в цитоплазме; Б) в лизосомах;

В) на рибосомах; Г) в комплексе Гольджи.

4. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А) гормональную Б) сигнальную

В) ферментативную Г) информационную.

5. Транспортная РНК – это:

А) белок Б) жир

В) фермент Г) нуклеиновая кислота.

6. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

А) оплодотворения Б) профазы второго деления мейоза

В) митоза Г) профазы первого деления мейоза

7. Бластула состоит из полости и:

А) двух слоёв клеток Б) соединительной ткани

В) одного слоя клеток Г) эпителиальной ткани.

8. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении:

А) эпителиальные Б) мышечные

В) гаметы Г) нейроны.

9. К древним людям относят:

А) неандертальца Б) питекантропа

В) синантропа Г) кроманьонца.

10. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела

В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.

11. К агроэкосистемам относят:

А) смешанный лес Б) заливной луг

В) зарастающее озеро Г) пшеничное поле.

12. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции

В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.

13. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ Б) внутренней среды

В) осуществления связи между ядром и органоидами; Г) фотосинтеза.

14. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А) диффузии Б) осмоса

В) фагоцитоза Г) пиноцитоза.

15. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

А) в митохондриях Б) в лёгких

В) в пищеварительной трубке Г) в цитоплазме.

16. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв Б) Ав, ав

В) Аа, АА Г) Аа, вв.

17. При скрещивании гетерозиготных растений с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

А) 3:1, Б) 9:3:3:1

В) 1:1:1:1 Г) 1:2:1.

18.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А) 44 аутосомы +ХY Б) 23 аутосомы +Х

В) 44 аутосомы +ХХ Г) 23 аутосомы +Y.

19. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они6

А) не связанны с изменением генов Б) не связанны с изменением хромосом

В) носят доминантный характер Г) носят рецессивный характер.

20. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:

А) биогеоценоз Б) ноосфера

В) биосфера Г) агроэкосистема.

Ответы : 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Г, 6 – Г, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – Б, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – Б, 17 – В, 18 – В, 19 – Г, 20 – А.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (2)

ВАРИАНТ – 2

1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царства живой природы, используют метод:

А) микроскопирования Б) прогнозирования

В) сравнения Г) моделирования

2. согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

А) клеточная стенка Б) ядро

В) вакуоли Г) пластиды

3. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

А) рибосомы Б) хромосомы

В) митохондрии Г) лизосомы

4. Структура молекулы ДНК представляет собой:

А) две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити

Б) одну спирально закрученную полинуклеотидную нить

В) две спирально закрученные полипептидные нити

Г) одну прямую полипептидную нить.

5. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

А) поглощается в виде тепла Б) выделяется в виде тепла

В) поглощается цитоплазмой клетки Г) выделяется за счёт расщепления АТФ.

6. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным Б) доминантным

В) гомозиготным Г) гетерозиготным

7. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) 0% Б) 25% В) 50% Г) 100%

8. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:

А) неопределёнными Б) индивидуальными

В) мутационными Г) модификационными.

9. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А) В.И. Вернадским Б) И.В. Мичуриным

В) Н.И. Вавиловым Г) Т. Морганом.

10. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детёнышей молоком свидетельствует:

А) о более высоком уровне развития человека; Б) об их дивергентной эволюции

В) об историческом развитии класса млекопитающих; Г) об их родстве.

11. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

А) возбуждения и торможения Б) пластического и энергетического обмена

В) роста и развития Г) транспорта гормонов и витаминов.

12. К продуцентам в экосистемах относят:

В) сапрофитные бактерии Г) грибы.

13. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора

Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе

В) приспособленности организмов и искусственного отбора

Г) абиотических факторов среды

14. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека

В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.

15. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

А) глюкозы Б) клетчатки

В) липидов Г) нуклеиновых кислот.

16. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

А) гидрофобными Б) гидрофильными

В) нейтральными Г) щелочными.

17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

18. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

А) АТФ Б) тРНК В) иРНК Г) ДНК.

19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости Б) действия мутогенов

В) комбинативной изменчивости Г) различия в генотипах разных клеток

20. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

А) неандертальцев Б) кроманьонцев

В) австралопитеков питекантропов

Ответы : 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – В, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – А, 14 – Б, 15 – Г, 16 – Б, 17 – А, 18 – А, 19 – А, 20 – Б.

Задание 1.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Ученые: Их вклад в науку:

1. К. Линней а) ввел термин «биология»;

2. Ж.Б. Ламарк б) ввел термин «генетика»;

в) ввел бинарную номенклатуру в биологии;

г) создал целостную эволюционную

концепцию развития природы;

д) разработал учение о естественном отборе.

Задание 2.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Формы искусственного Их сущность:

1. Бессознательный а) выявление и сохранение лучших,

2. Сознательный соответствующих стандарту организмов;

б) выбраковка организмов, не

соответствующих требованиям,

предъявляемым человеком;

в) создание родительских пар, от которых

можно ожидать получения потомства,

обладающего желательными свойствами.

Задание 3.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Ученые: Их достижения:

1. С. Райт а) разработал математическое обоснование теории естественного отбора;

2. Р. Фишер б) разработал учение о микроэволюции;

3. Н.В. Тимофеев- в) сформулировал представления

Ресовский о генетико-автоматических про-

цессах в популяции;

4. Н.П. Дубинин г) изучал эволюцию групп организмов.

Задание 4.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Элементарные эволюционные

факторы: Характеристики:

1. Дрейф генов а) направленный процесс;

2. Естественный отбор б) характерен для изолированных

популяций;

в) характерен для крупных, много-

численных популяций;

г) не направленный процесс.

Задание 5.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Формы естественного Ученые, впервые

отбора: описавшие их:

1. Движущий а) Дж. Симпсон;

2. Стабилизирующий б) С.С. Четвериков;

3. Дизруптивный в) Ч. Дарвин;

г) Н.П. Дубинин;

д) И.И. Шмальгаузен;

е) Н.В. Тимофеев-Ресовский.

Задание 6.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО.

Естественный отбор по признакам пола, называется

……………….. отбором.

Задание 7.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Признаки Вид человека

1. Время существования

1,5-0,5 млн. лет назад

2. 300 тыс.– 30 тыс. лет назад

3. Объем мозга 750-900 см 3 А. Человек прямоходящий

4. Объем мозга 1400 см 3 (архантроп)

5. Покатый лоб Б. Неандерталец (палеоантроп)

6. Массивные челюсти

Задание 8.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Способы видообразования: Характеристики:

1. Аллопатрическое а) в основе лежит пространственная

изоляция;

2. Симпатрическое б) новый вид возникает внутри ареала

исходного вида;

в) в основе лежит сезонная изоляция;

г) в основе лежит автополиплоидия;

д) новый вид возникает из одной или

группы смежных популяций, распо-

ложенных на периферии ареала исхо-

дного вида;

е) в основе лежит аллополиплоидия.

Задание 9.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Эволюционные процессы: Их критерии:

1. Биологический прогресс а) уменьшение численности группы организмов;

2. Биологический регресс б) расширение ареала;

в) уменьшение числа систематических

групп в таксоне;

г) сужение ареала;

д) увеличение численности группы

организмов;

е) увеличение числа систематических

групп в таксоне.

Задание 10.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Стадия развития гоминид: Представители:

1. Древние люди а) человек разумный;

2. Современный человек б) неандерталец;

3. Древнейшие люди в) человек умелый;

4. Ранние гоминиды г) человек прямоходящий;

д) австралопитек грацильный.

Задание 11.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Гоминиды: Объем мозга:

1. Австралопитек грацильный а) 510-650 см 3 ;

2. Австралопитек массивный б) 650 – 800 см 3 ;

3. Человек разумный в) 1350 – 1440 см 3 ;

4. Человек прямоходящий г) 900 – 1045 см 3 ;

5. Человек умелый д) 660 – 800 см 3 ;

6. Неандерталец е) 1350 см 3 .

Задание 12.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Русские названия Латинские названия

1. Человек разумный a) Homo habilis;

2. Человек прямоходящий б) Homo erectus;

3. Человек умелый в) Homo sapiens;

4. Человек будущего г) Homo futures.

Задание 13.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Представители рода Время появления на

Homo: Земле:

1. Кроманьонец а) 2-3 млн. лет назад;

2. Человек умелый б) 6-8 млн. лет назад;

3. Неандерталец в) 1,5-1,8 млн. лет назад;

4. Человек прямоходящий г) 40-250 тыс. лет назад;

д) 40-50 тыс. лет назад;

е) 15-20тыс. лет назад.

Задание 14.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Особенности строения: Доказательства эволюции:

1. Наличие хвоста

2. Аппендикс А. Атавизмы

3. Копчиковая кость

4. Густой волосяной покров на теле

5. Многососковость Б. Рудименты

6. Складка мигательной перепонки

Задание 15.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Характеристика: Виды естественного:

отбора отбора

1. Устраняются особи с установи-

вшейся нормой реакции

2. Сохраняются особи с новыми А. Движущий

признаками

3. Устраняются особи с отклоне- Б. Стабилизирующий.

нием от нормы реакции

4. Проявляется в новых

условиях среды

Задание 16.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Характеристика: Направление эволюции:

1. Крупные эволюционные изменения

2. Исчезновения ряда органов А. Ароморфоз

3. Общий подъем организации

4. Упрощение организации Б. Общая дегенерация

образу жизни

Задание 17.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Примеры: Виды доказательств

эволюции:

1. Усы таракана и рыбы сома

2. Чешуя ящерицы и перо птицы А. Гомологичные органы

3. Глаза осьминога и собаки

4. Зубы акулы и кошки

5. Нос обезьяны и хобот слона Б. Аналогичные органы

6. Когти кошки и ногти обезьяны

Задание 18.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Признаки: Критерии вида:

1. Сходство внешнего А. Генетический.

строения особей

2. Каждый вид имеет

свой кариотип

3. Сходство внутреннего Б. Морфологический

строения органов

4. Сходство в структуре

наследственного материала

Задание 19.

УКАЖИТЕ ОШИБКИ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ.

1. популяционный ареал;

2. численность популяции;

3. распределение генов в популяции;

4. половая структура популяции;

5. распределение фенов в популяции;

6. возрастная структура популяции.

Задание 20.

УКАЖИТЕ ОШИБКИ.

К ДРЕВНЕЙШИМ ЛЮДЯМ ОТНОСЯТ:

1. питекантроп;

2. синантроп;

3. гейдельбергский человек;

4. австралопитек афарский;

5. австралопитек бойса;

6. неандерталец.

Задание 21.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К ФОРМАМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ОТНОСИТСЯ:

1. движущий отбор;

2. стабилизирующий отбор;

3. дизруптивный отбор;

4. все вышеперечисленное.

Задание 22.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА

ЯВЛЯЕТСЯ:

1) признаки костромской породы коров;

2) способность бактерий выделять антибиотики;

3) способность дрожжей вызывать спиртовое брожение;

4) способность плодов дозревать в этиленовых камерах.

Задание 23.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

НАИБОЛЬШЕЕ СХОДСТВО С ЧЕЛОВЕКОМ, ИЗ СОВРЕМЕННЫХ

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН, ИМЕЕТ:

1. горилла;

2. гиббон;

3. орангутан;

4. шимпанзе.

Задание 24.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ДЛЯ ИДЕАЛЬНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ ХАРАКТЕРНО:

1. отсутствие эволюции;

2. замедленная скорость эволюции;

3. высокая скорость эволюции.

Задание 25.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ВРЕМЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРЯДА ПРИМАТЫ:

1. 75 млн. лет назад;

2. 150 млн. лет назад;

3. 25 млн. лет назад;

4. 100 млн. лет назад.

Задание 26.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ОРУДИЯ ОЛДУВАЙСКОЙ ЭПОХИ:

(ПЕРВЫЕ ПРИМИТИВНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА):

1. классическому австралопитеку;

2. неандертальцу;

3. человеку умелому;

4. кроманьонцу.

Задание 27.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

АВСТРАЛОПИТЕКИ И ПЕРВЫЕ ЛЮДИ ВОЗНИКЛИ В:

1. Южной Африке;

2. Восточной Африке;

3. Южной Азии;

4. Юго-восточной Африке.

Задание 28.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

САМЫМ ДРЕВНИМ (2,5-1,5 МЛН. ЛЕТ НАЗАД) ВИДОМ

РОДА HOMO БЫЛ:

1) австралопитек могучий;

2) человек умелый;

3) человек прямоходящий;

4) неандерталец.

Задание 29.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К СОЦИАЛЬНЫМ ФАКТОРАМ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

НЕ ОТНОСИТСЯ:

2. трудовая деятельность;

3. общественный образ жизни;

4. борьба с неблагоприятными условиями среды.

Задание 30.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КРЕАЦИОНИСТОВ:

1. жизнь занесена на Землю из космоса;

2. жизнь возникла на Земле из неживой материи;

3. жизнь создана Богом;

4. живое постоянно само зарождается из неживой

материи и в настоящее время.

Задание 31.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО ТЕОРИИ Ж.-Б. ЛАМАРКА ПРОГРЕССИВНОЕ

УСЛОЖНЕНИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

1. градаций;

2. упражнения или не упражнения органов;

3. действия естественного отбора;

4. множественных актов творения Богом.

Задание 32.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ - ЭТО:

1. соперничество между особями одного вида;

2. соперничество и борьба между представителями разных видов;

3. борьба и противостояние условиям окружающей среды;

4. все вышеперечисленное.

Задание 33.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ПО ДАРВИНУ ЯВЛЯЕТСЯ:

2. популяция;

4. биоценоз.

Задание 34.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

2. популяция;

4. биоценоз.

Задание 35.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К ВОЗНИКНОВЕНИЮ СРАЗУ БОЛЬШОГО МНОГООБРАЗИЯ

ФОРМ - ПОЛИМОРФИЗМУ, ПРИВОДИТ:

1. движущий отбор;

2. стабилизирующий отбор;

3. разрывающий (дизруптивный) отбор;

4. ни одна из вышеперечисленных форм.

Задание 36.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ДРЕЙФ ГЕНОВ - ЭТО:

1. свободное скрещивание особей в популяции;

2. спонтанное изменение частоты аллелей в большую

или меньшую сторону;

3. миграции особей, обогащающих генофонд популяции;

4. колебание численности особей в популяции.

Задание 37.

УКАЖИТЕ ПРИМЕРЫ ОБЩЕЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ.

А. отсутствие органов пищеварительной системы у

ленточных червей;

Б. отсутствие крыльев у кузнечика;

В. отсутствие органов зрения у бычьего цепня;

Г. редукция хорды у взрослой формы асцидии;

Д. наличие ползучего стебля земляники;

Е. отсутствие конечностей у змей.

Задание 38.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

А. Складывается в историческом процессе развития жизни.

Б. Заключается в несоответствии строения органов живого

организма и выполняемых им функций.

В. Проявляется в гармонии между морфологией, физиологией,

поведением организмов и средой их обитания.

Г. Формируется в результате действия в природе естественного

Д. Формируется в результате действия искусственного отбора.

Задание 39.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

К ФАКТОРАМ ЭВОЛЮЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

А. Изменчивость организмов.

Б. Естественный отбор.

В. Внутреннее стремление к совершенствованию.

Г. Упражнение и не упражнение органов.

Д. Миграции.

Е. Борьба за существование.

Задание 40.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ В СТРОЕНИИ СКЕЛЕТА

МЛЕКОПИТАЮЩИХ НЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА:

А. Прямой позвоночник без изгибов.

Б. Грудная клетка, сплюснутая в спинно-брюшном

направлении.

В. Грудная клетка, сплюснутая с боков.

Г. Позвоночник S-образной формы.

Д. Сводчатая стопа.

Е. Массивный лицевой отдел черепа.

Задание 41.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

В СВЯЗИ С ПРЯМОХОЖДЕНИЕМ У ЧЕЛОВЕКА

ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:

А. Увеличение скорости передвижения.

Б. Стопа приобретает сводчатую форму.

В. Большой палец верхней конечности противостоит

остальным.

Г. Тазовые кости образуют тупой угол между собой.

Д. Мозговой отдел черепа меньше лицевого.

Е. Уменьшается волосяной покров.

Задание 42.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

УСТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ПОЯВЛЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ГОМИНИД ОПРЕДЕЛЕННЫХ

А. архантропы;

Б. австралопитеки;

В. палеоантропы;

Г. человек умелый;

Д. неоантроп.

Задание 43.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов в эволюционной последовательности)

Догоминидные предки человека: Названия приматов:

тупайя

1. Дриопитек.

2. Австралопитек.

а

б

в

3. Парапитек.

4. Рамапитек.

г

д

5. Проплиопитек.

Задание 44.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов в исторической последовательности).

Этапы эволюции человека: Представители рода Homo:

1

а

б

в

г

. Неандерталец.

2. Человек умелый.

3. Кроманьонец.

4. Человек прямоходящий.

Задание 45.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов)

Величина генетического груза популяции рассчитывается по следующей формуле:

1. Приспособленность оптимального (лучшего) генотипа.

а

б

в

2. Генетический груз.

3. Приспособленность худшего генотипа.

4. Средняя приспособленность популяции.

Задание 46.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

ВСТАВЬТЕ В КВАДРАТЫ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

Очередность этапов Названия этапов

развития эволюци 1. Период синтетической теории эволюционной теории:

2. Додарвиновский период.

3. Период развития теории эволюции,

основанный на молекулярных механизмах

наследственности и изменчивости.

4. Период классического

дарвинизма.

Задание 47.

СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ»:

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ это________________________

1. а) изменчивость б) эволюция в) динамика

2. а) надвидовых б) популяционных в) индивидуальных

3. а) характеристик б) генов и фенов в) таксонов

Задание 48.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАЗЫ.

Человек относится к подклассу ________, отряду ____________

подотряду ____________.

Задание 49.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Постепенное необратимое развитие живой природы,

сопровождающееся возникновением новых видов

и прогрессивным усложнением живого, называется

………………..

Задание 50.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Форма естественного отбора, направленная на поддержание

в популяции среднего, ранее сложившегося значения признака

или свойства называется....................... .

Задание 51.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Происхождение и эволюционное развитие человека называется.................... .

Задание 52.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Антинаучное учение, приверженцы которого пытаются перенести закономерности эволюции, установленные Ч. Дарвином для живой природы, на человеческое общество, называется - .........................

Задание 53.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Снижение уровня приспособленности к условиям обитания,

уменьшение численности вида и площади ареала вида – это

биологический …………….

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТУ

ПО ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ И АТРОПОГЕНЕЗУ

Задание 1. 1в, 2 а, г.

Задание 2. 1б, 2 а, в.

Задание 3. 1в, 2а, 3б, 4в.

Задание 4. 1б, г; 2 а, б, в.

Задание 5. 1в, 2д, 3а.

Задание 6. половым.

Задание 7. 1а, 2б, 3а, 4б, 5б, 6а.

Задание 8. 1а, д; 2 б, в, г, е.

Задание 9. 1б, д, е; 2а, в, г.

Задание 10. 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, в.

Задание 11. 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г, 5 – д, 6 – е.

Задание 12. 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г.

Задание 13. 1д, 2а, 3г, 4в.

Задание 14. 1а, 2б, 3б, 4а, 5а, 6б.

Задание 15. 1а, 2а, 3б, 4б.

Задание 16. 1а, 2б, 3а, 4б, 5б.

Задание 17. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а.

Задание 18. 1б, 2а, 3б, 4а.

Задание 19. 3, 5.

Задание 20. 4, 5, 6.

Задание 21. 4

Задание 22. 1

Задание 23. 4

Задание 24. 1

Задание 25. 1

Задание 26. 3

Задание 27. 4

Задание 28. 2

Задание 29. 4

Задание 30. 3

Задание 31. 2

Задание 32. 4

Задание 33. 3

Задание 34. 2

Задание 35. 3

Задание 36. 2

Задание 37. а, в, г.

Задание 38. а, в, г.

Задание 39. а, б, е.

Задание 40. а, в, е.

Задание 41. б, в, г.

Задание 42. б, г, а, в, д.

Задание 43. а3, б5, в1, г4, д2.

Задание 44. а2, б4, в1, г3.

Задание 45. а2, б1, в4.

Задание 46. а2, б4, в1, г3.

Задание 47. Эволюция надвидовых таксонов.

Задание 48. Плацентарные, приматы, человекоподобные.

Задание 49. Эволюция.

Задание 50. Стабилизирующая.

Задание 51. Антропогенез.

Задание 52. Социал-дарвинизм (расизм).

Задание 53. Регресс.

1 вариант

1.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) наследственная б) комбинативная в) оба ответа верны

2.По Дарвину изменчивость, характерная для всех организмов вида, называется а) определенной б) неопределенной в) соотносительной

3.Насекомые, устойчивые к ядохимикатам, результат отбора а) движущего б) дизруптивного в) стабилизирующего

4.Видообразование, связанное с расширением ареала, это а) географическое б) экологическое в) симпатрическое

5.Полиплоидия - это а) кратное увеличение числа хромосом б) увеличение на несколько хромосом в) уменьшение на несколько хромосом

6.К биологическому прогрессу виды приводят а) ароморфоз и идиоадаптация б) дегенерация в) оба ответа верны

7.Скрытый резерв наследственной изменчивости формируют мутации а) соматические б) доминантные в) рецессивные

8.Дрейф генов - это а) случайные колебания частот генов б) переселение организмов в другую популяцию в) мутации

9.Приспособленность организма к конкретным условиям среды - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

10.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

11.Генные мутации вызывают а) повышение приспособленности б) нарушают обмен веществ в) способствуют росту организмов

12.Активно изменяет генофонд современного человека а) естественный отбор б) изоляция в) мутации

13.Хромосомные мутации - это изменения а) в генах б) в структуре хромосом в) их числе

14.Ламарк считал, что виды а) не изменяются б) не существуют в) существуют

15.Утрата волосяного покрова у китов - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

16.Признак с узкой нормой реакции а) жирность молока б) масть в) оба ответа верны

17.Результатами естественного отбора являются а) приспособленность б) многообразие видов в) оба ответа верны

18. Эволюционные факторы ненаправляющего значения а) естественный отбор б(волны жизни и изоляция в) нет ответа

19. Удвоение числа отдельных хромосом - это мутации а) геномные б) хромосомные в) полиплоидия

20.Разные сорта картофеля относятся к а) одному виду б) разным видам в) нет ответа

21. Борьба за существование приводит только к а) регуляции численности б) совершенствованию вида в) ответа нет

22. Линней считал, что виды а) существуют б) не изменяются в) оба ответа верны

23.Изменчивость, возникающая у отдельных организмов внезапно, Дарвин назвал а) соотносительной б) неопределенной в) определенной

24.. Микроэволюция - это процесс, происходящий внутри а)вида б) типа в) класса

25. Полиплоидия у растений приводит к а) повышению урожайности б) повышению приспособленности в) оба ответа верны

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 9 КЛАСС

2 вариант

1.Утрата отдельных хромосом - это мутация а) геномная б) хромосомная в) генная

2.Животные разных пород скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.к. это- а) разные виды б) это один вид в) нет ответа

3.Дрейф генов может сохранять признаки, для организма а) полезные б) вредные в) оба ответа верны

4.Ламарк считал, что виды а) не существуют б) изменяются в) оба ответа верны

5.Отношения между организмами одного вида - это борьба за существование а) внутривидовая б) межвидовая б) с неблагоприятными условиями среды

6.Крупные систематические группировки возникают в результате а) ароморфоза б) идиоадаптации в) дегенерации

7.Эволюционные факторы направляющего значения а) изоляция б) мутации в) естественный отбор

8.Если организмы скрещиваются, но дают не плодовитое потомство, то они относятся а) к одному виду б) разным в) нет ответа

9.Признак с широкой нормой реакции а) жирность молока б) надои в) масть

10.Большое влияние на генотип современного человека оказывает а) естественный отбор б) изоляция в) мутационный процесс

11.Мутации, нарушающие обмен веществ, это а) геномные б) генные в) хромосомные

12.Экологическое видообразование связано с а) расширением ареала б) его разрывом в) освоением новых местообитаний в прежнем ареале

13.Случайные изменения частоты встречаемости генов - это а) волны жизни б) дрейф генов в) мутации

14.Роль отбирающего фактора при естественном отборе играют а) человек б) условия среды в) живые организмы

15.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) сооносительная б) комбинативная в) мутационная

16.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

17.Промышленный меланизм - это отбор а) дизруптивный б) движущий в) стабилизирующий

18.Борьба за существование а) полезна для вида б) вредна для отдельных организмов в) оба ответа верны

19.Геномные мутации - это мутации а) уменьшающие число хромосом б) увеличивающие в) оба ответа верны

20.Процесс расхождения признаков - это а) дивергенция б) конвергенция в) нет ответа

21.Линней считал, что виды а)не существуют б)не изменяются в) изменяются

22.Упрощение организации - это а) ароморфоз б) дегенерация в) идиоадаптация

23.Кратное увеличение числа хромосом - это а) гетероплоидия б) полиплоидия в) делеция

24.Полиплоидия у животных а) повышает приспособленность б) приводит к гибели эмбрионов и зародышей в) усиливает рост

25.На островах с сильными ветрами дизруптивный отбор сохраняет насекомых а) с хорошо развитыми крыльями б) с недоразвитыми в) оба ответа верны

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Выберите положение теории Ч. Дарвина:
1) все изменения, произошедшие под действием внешней среды, наследуются;
2) виды неизменны и созданы Творцом;
3) в результате воздействия среды выживают наиболее приспособленные особи;
4) видообразование бывает экологическим и географическим.

A2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
1) жаберные щели эмбрионов;
2) ископаемые остатки;
3) одинаковое строение передних конечностей;
4) набор хромосом.

A3. Выберите пару гомологичных органов:
1) передние конечности крота и медведки;
2) ласты тюленя и рука человека;
3) клубень картофеля и корнеплод моркови;
4) скелет рыбы и скелет коралла.

A4. К факторам эволюции не относится:

A5. Что такое морфологический критерий вида?
1) особенности обменных процессов;
2) количество и строение хромосом;
3) особенности строения;
4) ареал, занимаемый данным видом.

A6. Возникновение новых видов - следствие:
1) размножения особей;
2) деятельности человека;
3) взаимодействия движущих сил эволюции;
4) сезонных изменений в природе.

A7. Элементарная единица эволюции – это популяция, т.к.:
1) она занимает определенную территорию;
2) особи популяции обладают сходным строением;
3) ее генофонд способен изменяться;
4) она способна перемещаться в пространстве.

A8. Найдите среди ответов аналогичные органы:
1) крыло бабочки и летучей мыши;
2) копыто жирафа и лося;
3) иглы дикобраза и ежа;
4) ловчий аппарат непентеса и усик гороха.

A9. Микроэволюция приводит к образованию:
1) видов; 2) родов; 3) семейств; 4) отрядов.

A10.Обтекаемая форма тела, толстый подкожный жировой слой и ласты тюленей – результат действия:

A11. В результате действия какой формы отбора преимущественно сохраняются особи со средним значением признака?

A12. Основная причина борьбы за существование – это:
1) воздействие человека;
2) нехватка пищевых ресурсов;
3) техногенные катастрофы;
4) многообразие видов.

A13. Какую роль играют мутации в эволюции?
1) улучшают обмен веществ организмов;
2) являются резервом для естественного отбора;
3) поражают клетки организма;
4) снижают численность популяции.

A14. Среди нижеприведенных фактов найдите пример географического видообразования:
1) человеческая и свиная аскарида;
2) сибирская и дальневосточная лиственница;
3) лютик едкий и лютик ползучий;
4) пшеница диплоидная и тетраплоидная.

A15. Внутривидовая борьба за существование – это отношения между:
1) серой и черной крысой;
2) обыкновенной и сибирской сосной;
3) лисой и волком;
4) березами в одном березняке.

A16. Предупреждающая окраска характерна для:

A17. Признаком экологического видообразования является:
1) формирование нового вида в результате распада единого ареала на несколько новых;
2) разделение исходного ареала вида природными преградами;
3) возникновение нового вида в пределах одного ареала с материнским;
4) деятельность человека, приводящая к разрыву ареала исходного вида.

A18. Результатом эволюции является:

A19. Основным критерием вида является:
1) физиологические потребности;
2) генетическая изоляция от других видов;
3) ареал обитания;
4) особенности строения и размножения.

A20. Из-за изменения внешних условий в популяции птиц стали выживать особи с более длинными крыльями, чем предыдущие поколения. Какой вид отбора способствовал этому?

A21. Укажите признак биологического регресса:
1) резкое упрощение строения, утрата органов и систем органов;
2) снижение численности вида;
3) разделение ареала на несколько новых;
4) уничтожение видов человеком.

A22. Какой пример относится к ароморфозам?
1) появление жабр у личинок земноводных;
2) превращение передних конечностей китов в ласты;
3) разнообразие хвостовых плавников у костных рыб;
4) формирование двухкамерного сердца у рыб.

A23. Сходство дельфина и акулы – это пример:

A24. Пресмыкающиеся считаются первыми настоящими наземными позвоночными, т.к. они:
1) имеют две пары конечностей;
2) покрыты роговыми щитками;
3) размножаются на суше;
4) обладают трехкамерным сердцем.

A25. Какая особенность строения позволила покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) наличие листьев, корней и стеблей;
2) появление сосудов в древесине;
3) быстрое размножение;
4) возникновение камбия.

A26. Прокариоты появились:
1) в архее; 2) в протерозое; 3) в палеозое; 4) в мезозое.

A27. Одним из важнейших ароморфозов архейской эры является:
1) появление многоклеточных организмов;
2) возникновение фотосинтеза;
3) развитие примитивных беспозвоночных животных;
4) появление многоклеточных водорослей.

A28. Периоды мезозойской эры перечислены в правильном порядке:

A29. Современную гипотезу происхождения жизни на Земле создал:
1) С. Миллер; 2) А. Опарин; 3) Л. Пастер; 4) И. Павлов.

A30. К идиоадаптациям относят:
1) появление хорды;
2) развитие зародышевых оболочек у рептилий;
3) разные формы ног у птиц;
4) теплокровность млекопитающих.

A31. К древним людям относятся:

A32. Речь, мышление, труд - это примеры:
1) антропогенных факторов эволюции;
2) экологических факторов эволюции;
3) биологических факторов эволюции;
4) социальных факторов эволюции.

A33. Примером рудимента у человека служит:
1) многососковость;
2) мышца, отвечающая за движение уха;
3) хрящи гортани;
4) потовые железы.

A34. Одним из отличий человека от других млекопитающих является:
1) четырехкамерное сердце;
2) 5 отделов мозга, включая большие полушария;
3) передние конечности короче, чем задние;
4) вторая сигнальная система.

A35. Человеческие расы относятся к одному виду, т.к.:
1) в браке между представителями разных рас рождаются дети;
2) обладают сходным внутренним строением;
3) способны к трудовой деятельности;
4) могут перемещаться по Земле.

A36. В каком ответе основные этапы антропогенеза указаны в правильном порядке?
1) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;
2) человек прямоходящий, человек умелый, неандерталец, кроманьонец;
3) человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец, неандерталец;
4) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец.

Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. Что является результатом эволюции?
1) популяционные волны;
2) приспособленность организмов;
3) изоляция;
4) образование новых видов;
5) возникновение родов и семейств;
6) естественный отбор.

B2. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1) окаменелости животных и растений;
2) крылья птицы и бабочки;
3) закладка хорды у всех позвоночных;
4) сходство зародышей рептилий и амфибий;
5) аппендикс у человека;
6) развитие головного мозга из эктодермы у птиц и млекопитающих.

B3. Какие признаки человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью?
1) стопа имеет сводчатую форму;
2) наличие четырех изгибов позвоночника;
3) развитие мелкой мускулатуры кисти;
4) 7 шейных позвонков;
5) конечности состоят из трех отделов;
6) череп состоит из лицевого и мозгового отделов.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаком виноградной улитки и критерием вида, для которого он характерен.

B5. Установите соответствие между примером и видом морфологических доказательств эволюции.

B6. Установите соответствие между видом животного или растения и направлением эволюции, характерным для этого организма.

B7. Установите соответствие между примером и путем эволюции.

B8. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции:
1) действие движущий формы естественного отбора;
2) изменение условий обитания;
3) сохранение особей с полезными мутациями;
4) возникновение случайных мутаций у особей популяции;
5) формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях.

Часть C
C1. Какие приспособления возникли у растений в связи с их выходом на сушу? Назовите не менее четырех приспособлений.

C2. Черный коршун – хищная птица семейства Ястребиных. Окраска темно-бурая, голова светлее остального тела, хвост имеет характерный вырез – «вилочку». Обитает практически во всех природных зонах Земли за исключением Антарктиды и некоторых океанических островов. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, не брезгует и падалью. Для гнездования выбирает деревья с подходящими развилками для постройки гнезда. Какие критерии вида указаны в тексте? Ответ поясните.

C3. Почему упрощение строения может привести к биологическому прогрессу?

C4. Какие ароморфозы возникли у земноводных? Назовите не менее четырех ароморфозов.

C5. Цветочные мухи (журчалки) по окраске тела, местообитанию и полету очень похожи на ос. Как называется такой тип окраски? Докажите относительный характер этого приспособления.

C6. Назовите не менее четырех основных факторов, способствовавших эволюции человека и приведших к появлению вида Человек разумный.

Инструкция по выполнению теста

На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 - х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 содержит 2 задания (В 1 - В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 - 2 баллам.

Желаем успеха!

Эволюция органического мира

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней - это:

1. Естественный отбор

2. Эволюция

3. Борьба за существование

4. Межвидовая борьба

2. Цитологическим доказательством эволюции является:

1. Единство планов строения организмов в пределах вида

2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

4. Наличие рудиментов - остатков имевшихся ранее органов

3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

1. Сравнительно - анатомическим

2. Палеонтологическим

3. Эмбриологическим

4. Биогеографическим

4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

1. Биохимическим

2. Из области систематики

3. Сравнительно - анатомическим

4. Палеонтологическим

5. Эволюционным процессом внутри не родственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

1. Конвергенция

2. Рудимент

3. Дивергенция

4. Атавизм

6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

1. Атавизмы

2. Гомологические органы

3. Рудименты

4. Аналогичные органы

8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

2. Индивидуального развития

3. Изменяемости видов

4. Изменения условий окружающей среды

5. Возникновения одних животных от других

6. Изменения в численности живых организмов

(в ответ запишите ряд чисел)

В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

1. Рука человека и крыло бабочки

2. Колючки боярышника и колючки барбариса

3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

4. Крыло бабочки и крыло птицы

5. Почечные чешуи и усики гороха

6. Усики гороха и усики винограда

(в ответ запишите ряд чисел)

Эталон ответов

В 1 - 135