Закон на страже природы. Закон на страже природе Закон на страже природе

Вопрос 1. Каковы обязанности граждан России?

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Основное общее образование обязательно.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Вопрос 2. Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.

Географическое расположение Греции удивительно выгодное, поскольку она находится на стыке трех континентов (Европы, Азии и Африки). Страна входит в средиземноморскую климатическую зону. Летом здесь почти нет дождей, зато зимой проходят сильные ливни. Средняя температура января: 4 -12°С. Средняя температура воздуха летом: 20-27 °С, температура воды: +27 °С.

Восточная Европа протянулась от Балтики до Черного моря, страны региона имеют транзитное положение. Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия).

В целом регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером «некомплектности» набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Климат умеренный морской, умеренно континентальный, на юге переходит в субтропический средиземноморский.

Природные зоны разнообразны, большие площади занимают смешанные и широколиственные леса.

Вопрос 3. Подумай, в чём значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Василий Васильевич Докучаев (1 марта 1846 - 8 ноября 1903) - русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Вопрос 4. Рассмотри на с. 144-145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

Ильменский заповедник, Национальные парки – Таганай, Зюраткуль.

Вопрос 5. Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Экологические организации мира:

Гринпис (Greenpeace)

ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международная экологическая организация "Беллона"

Международная ассоциация "Зеленый крест"

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Экологические организации России

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Российское экологическое движение "Зеленые"

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль"

Российский Зеленый крест

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Вопрос 6. Почему необходима активная деятельность по охране природы?

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов {природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на на* шей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Вопрос 7. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?

В течение жизни мы постоянно используем природные ресурсы. Они - основа нашей жизни. Земля – это наша кормилица.

Вопрос 8. Что делает государство для охраны окружающей среды?

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает правила, защищающие природу. К ним относятся:

Правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;

Правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;

Правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;

Ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;

Правила охраны и использования недр;

Правила охраны рыбных запасов.

Вопрос 9. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Вопрос 10. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

Создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;

Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;

Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;

Участвовать в природоохранительной деятельности.

Вопрос 11. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения регулируется рядом международно-правовых документов: Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года; принятыми через несколько месяцев после чернобыльской аварии Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, где установлен порядок обмена ин­формацией, проведение консультаций при авариях, которые повлекли или могут повлечь трансграничный выброс радиоактивных веществ; и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, регламентирующей сотрудничество государств при возникновении ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий и защиты людей и окружающей среды от воздействия выбросов радиоактивных материалов. До сих пор особой проблемой в странах Восточной Европы является накопление радиоактивных отходов и продолжающиеся последствия чернобыльской аварии из-за имевших место в прошлом утечек радиоактивных материалов.

Правила, защищающие природу

Правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;

Правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;

Ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;

Правила охраны и использования недр;

Ты уже знаешь о лесных пожарах, охвативших в 2010 г. обширные территории во многих районах нашей страны. Они уничтожали не только растительность, но и жилые дома, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были брошенный кем-то в сухую траву окурок, не погашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Для сохранения и изучения природных явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В биосферных заповедниках ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальные парки - территории, на которых охраняются уникальные объекты природы. В них, в отличие от заповедников, допускаются для отдыха посетители.

В 2010 г. Правительство России наметило существенное расширение 10 заповедников и 2 национальных парков, планируется также создать за 10 лет 10 новых заповедников и 10 национальных парков.

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Выполнение закона контролируют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai

§ 17. Закон на страже природы

Вопрос 1. Каковы обязанности граждан России?

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Основное общее образование обязательно.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Вопрос 2. Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.

Географическое расположение Греции удивительно выгодное, поскольку она находится на стыке трех континентов (Европы, Азии и Африки). Страна входит в средиземноморскую климатическую зону. Летом здесь почти нет дождей, зато зимой проходят сильные ливни. Средняя температура января: 4 -12°С. Средняя температура воздуха летом: 20-27 °С, температура воды: +27 °С.

Восточная Европа протянулась от Балтики до Черного моря, страны региона имеют транзитное положение. Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия).

В целом регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером «некомплектности» набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Климат умеренный морской, умеренно континентальный, на юге переходит в субтропический средиземноморский.

Природные зоны разнообразны, большие площади занимают смешанные и широколиственные леса.

Вопрос 3. Подумай, в чём значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Василий Васильевич Докучаев (1 марта 1846 - 8 ноября 1903) - русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Вопрос 4. Рассмотри на с. 144-145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

Ильменский заповедник, Национальные парки – Таганай, Зюраткуль.

Вопрос 5. Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Экологические организации мира:

ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международная экологическая организация «Беллона»

Международная ассоциация «Зеленый крест»

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Экологические организации России

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Российское экологическое движение «Зеленые»

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

Российский Зеленый крест

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Вопрос 6. Почему необходима активная деятельность по охране природы?

Вопрос 7. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?

В течение жизни мы постоянно используем природные ресурсы. Они — основа нашей жизни. Земля – это наша кормилица.

Вопрос 8. Что делает государство для охраны окружающей среды?

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает правила, защищающие природу. К ним относятся:

Правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;

Правила охраны рыбных запасов.

Вопрос 9. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Вопрос 10. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

Создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;

Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;

Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;

Участвовать в природоохранительной деятельности.

Вопрос 11. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения регулируется рядом международно-правовых документов: Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года; принятыми через несколько месяцев после чернобыльской аварии Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, где установлен порядок обмена ин­формацией, проведение консультаций при авариях, которые повлекли или могут повлечь трансграничный выброс радиоактивных веществ; и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, регламентирующей сотрудничество государств при возникновении ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий и защиты людей и окружающей среды от воздействия выбросов радиоактивных материалов. До сих пор особой проблемой в странах Восточной Европы является накопление радиоактивных отходов и продолжающиеся последствия чернобыльской аварии из-за имевших место в прошлом утечек радиоактивных материалов.

Тесты: Закон на страже природы (Человек и природа — Обществознание, 7 класс)

Человек и природа

Закон на страже природы

Каким общим термином можно назвать данные негативные факторы, влияющие на окружающую среду?

  • А Ассигнация
  • Б Санкция
  • В Браконьерство
  • Г Лимитирование
  • Из какого документа приведены данные выдержки?

    Статья 1. В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.

    Статья 3. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.

    Статья 4. Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации.

    Статья 5. Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина.

    Статья 7. Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов.

    Статья 9. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан…

    Статья 11. На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям.

    § 17. Закон на страже природы. —

    2. Создание плакатов-призывов на тему охраны природы.

    3. Создание в школах дней чистоты и субботников, направленных на уборку территории города.

    4. Митинги и призывы людей к чистоте и порядку.

    5. Установка мусорных баков через каждых 50 метров по всему городу.

    6. Установление новых природоохранных правил и порядков.

    7. Установка штрафов за нарушения правил.

    2. В сравнительно недавнем прошлом сельские сходы сибирских и архангельских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей и называлась заповеданием. Отсюда произошло слово «заповедник».

    Вспомни и запиши другие примеры народной деятельности по охране природы.

    3. Как называется Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий отношение государства к природе? Когда он был принят?

    4. Какие виды охраняемых территорий тебе известны? Чем они различаются?

    Государственные природные заказники

    Дендрологические парки и ботанические сады

    5. Первый в мире парк — Йеллоустонский национальный парк — был основан в 1872 г. на территории штата Вайоминг по решению Конгресса США. С тех пор по всему миру были открыты тысячи «мест для наслаждения» — именно так назывались национальные парки до начала XX в.

    Закон на страже природы

    Урок 33. Обществознание 7 класс

    Конспект урока «Закон на страже природы»

    Сегодня мы поговорим о том, что на страже природы стоят не только экологи, но и государство, которое вырабатывает законодательные механизмы охраны природы.

    Благодаря своевременному принятию таких законов, охраной природы обязаны заниматься не только государственные органы, но и промышленные предприятия, общественные организации и даже отдельные граждане.

    Но прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним, что же это такое.

    Охрана природы – это все меры, которые могут быть предприняты для сохранения, рационального использования и восстановления окружающей среды, в том числе природных ресурсов, животного и растительного мира, чистоты воды, почвы и атмосферы на планете Земля.

    Ваше право на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации. Данное право включает в себя и право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера.

    Какие же законодательные акты устанавливают данные правовые нормы?

    Как вы уже могли понять, прежде всего, это Конституция Российской Федерации, а также различные нормативно-правовые акты федерального местного значения, которые направленны на более конкретную и чёткую разработку механизмов и путей реализации норм природоохранного законодательства, например такие как:

    · Земельный кодекс Российской Федерации;

    · Водный кодекс Российской Федерации;

    · Лесной кодекс Российской Федерации;

    · Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

    · Федеральный закон «О животном мире»;

    · Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»;

    · Закон Российской Федерации «О недрах»;

    · Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

    И целый ряд других законодательных документов.

    В данных законах закреплён ряд прав граждан в сфере охраны окружающей среды. Например, граждане могут:

    · создавать любые общественные организации, деятельность которых будет направлена на защиту окружающей среды;

    · не оказывать содействие государству в решении вопросов охраны природы;

    · подавать в суд иски о возмещении вреда, причинённого окружающей среде;

    · принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборах подписей под обращениями граждан по вопросам охраны окружающей среды.

    Также законодательство Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться во все органы государственной власти и к любым должностным лицам для получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего жительства, мерах по её охране.

    Это означает что местные чиновники, директора предприятий и иные должностные лица, которые обнаружили, например, загрязнение водоёма ядами или болезнетворными микробами, или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать эту информацию, а немедленно предупредить об этом население.

    Подумайте, почему же так важно предупредить людей об опасных изменениях в окружающей среде?

    Но не стоит забывать о том, что вместе справами у человека есть ещё и обязанности в отношении природы и окружающей среды.

    В частности, в Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что каждый обязан бережно относиться к природе и окружающей среде. Данная обязанность включает в себя конкретные правовые нормы, установленные законодательством, такие как соблюдение правил ведения охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и многие другие.

    Ну с человеком вроде бы все понятно, а что же с «матушкой-природой», что ей гарантирует законодательство?

    Мы можем говорить о том, что законодательная защита природы заключается в следующих направлениях:

    · законодательной охране подлежат, земля, её недра, почва.

    · вся вода, независимо от того находиться ли она на поверхности или под землёй.

    · все растения, животные, леса и иные живые организмы нашей планеты.

    · атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

    К правилам, защищающим природу, которые установлены государством, можно отнести:

    · правила охраны окружающей среды при проведении промышленных, строительных, сельскохозяйственных, научных работ;

    · правила производства, хранения, перевозки и захоронения опасных веществ;

    · правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;

    · ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;

    · правила охраны и использования недр;

    · правила охраны рыбных запасов.

    И целый ряд других правил.

    За на рушения этих правил человека неминуемо постигнет наказание.

    Контроль за соблюдением природоохранного законодательства у нас в стране осуществляют специализированные государственные органы, самым главным, из которых является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Именно в рамках деятельности данного министерства и разрабатываются основные природоохранные законы. В частности министерство осуществляет надзор за деятельностью человека на особо охраняемых природных территориях. Что же это такое?

    Вы скорее всего уже слышали такие слова как заказник, заповедник или национальный парк. Знакомые слова не так ли? Так вот это есть особо охраняемые природные территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

    Такими заповедными местами признано 12% территории нашей страны. Это 102 заповедника, 46 национальных парков, 70 государственных природных заказников и множество иных памятников природы.

    Наиболее известные из них это заповедник Шульган-Таш в Башкирии, Курильский заповедник, Байкальский заповедник, Окский государственный заповедник и многие другие. Поищите о них информацию самостоятельно.

    В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

    Закон на страже природе

    Урок «Закон на страже природы» (§ 21)

    Урок завершает блок тем, посвящённых проблемам отношений «человек - природа», «общество - природа». Его задача - показать не только значение охраны природы, но и конкретные направления природоохранительной деятельности, необходимость участия в ней и государства, и граждан.

    Урок должен воспитывать чувство ответственности за охрану природной среды, включая и понимание общественной значимости.

    План изучения нового материала

    1. Значение земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов.

    2. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.

    3. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

    Значение земли и природных ресурсов показано в учебнике на примере нашей страны. Если учитель считает, что учащиеся могут сказать об этом больше, он поставит дополнительные вопросы, проверив, понимают ли учащиеся слово «ресурсы», обратились ли к словарику в конце учебника.

    На примере такого ресурса, как земля, можно показать зависимость жизни людей от её рационального использования. Если говорить, например, о европейской части России, то при наличии плодородных земель Россия не имеет столь благоприятных климатических условий, как Западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье - 350-400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы появляется угроза голода (подробнее см. «Природно-климатический фактор и тип российского социума»1). Заметим, что текст, на который мы ссылаемся, раскрывает далеко идущие последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов нашей страны, включая социальные и государственно-политические аспекты. Следует ли этот материал использовать на уроке, готовы ли учащиеся понять его, определяет сам учитель.

    Целесообразно рассмотреть рисунки, отображающие экологические бедствия, и поставить вопросы по каждой из опасных экологических ситуаций: какой вред данная ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несёт?

    Далее можно прочитать, изготовив предварительно плакат или сделав запись на доске, статью 42 Конституции РФ и поставить вопросы: что означает словосочетание «экологическое правонарушение»? Что значит право на благоприятную окружающую среду? Почему важна достоверная информация о её состоянии? Кто должен возместить ущерб, причинённый здоровью или имуществу граждан?

    По первому из этих вопросов, возможно, потребуется разъяснение. Экологическое, т. е. связанное с экологией - деятельностью общества по охране окружающей среды.

    Экологическое право - это совокупность норм и правоотношений, складывающихся по поводу окружающей среды. Иными словами, экологическое правонарушение - это нарушение законов и других правил, относящихся к охране окружающей среды.

    По вопросу о праве на благоприятную окружающую среду можно сообщить, что оно означает реальные возможности проживать в здоровой окружающей среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, контролировать их реализацию. Это право на экологически чистые продукты, воду и предметы домашнего обихода, право на экологически безопасные условия труда, право на достоверную экологическую информацию о состоянии окружающей среды, о продуктах питания и т. п.

    Право на благоприятную среду обитания обеспечивается установлением норм качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием различных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства2.

    Целесообразно обсудить вопрос: почему важно иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды?

    Дети должны понимать, что неблагоприятное состояние среды не всегда можно обнаружить. Если вода заражена вредными бактериями или ядами, то это бывает трудно обнаружить на вкус или на глаз. Нужны лабораторные анализы. Иными словами, если напиться такой воды или искупаться в ней, то есть риск заболеть опасной болезнью.

    Можно рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., когда население Киева, вышедшее на уличную демонстрацию, не было поставлено в известность о том, что его поджидает невидимый и очень опасный враг - угрожающее здоровью радиоактивное загрязнение окружающей среды, возникшее в результате взрыва на атомном реакторе.

    Для обеспечения конституционных прав на благоприятную окружающую среду государство создает систему современного экологического законодательства.

    Целесообразно вместе с учащимися прочитать и прокомментировать приведённый в учебнике перечень правил, установленных государством для защиты окружающей среды. По каждой позиции этого перечня важно уяснить: на защиту от каких опасностей направлены данные правила? Почему могут возникать эти опасности?

    Можно назвать принятые государством в разные годы законы, направленные на защиту окружающей среды: «Об экологической экспертизе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «Об охране атмосферного воздуха», Земельный кодекс РФ, «О животном мире», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, «Об охране окружающей среды».

    Перечисление законов может создать общее представление об экологическом законодательстве, однако запоминание учащимися названия этих законов не требуется.

    Данные о лесных пожарах 2002 г., приведённые в учебнике, могут быть дополнены следующими сведениями. Среди основных причин возникновения таких пожаров: 14% - грозовые разряды, 72% - по вине человека, 14% - иные причины. Другими словами, 3/4 пожаров вызвано нарушениями правил пожарной безопасности. На сентябрь 2002 г. правоохранительными органами было заведено более 5 тыс. дел о нарушении этих правил3.

    В Уголовном кодексе РФ есть глава 26 «Экологические преступления», предусматривающая ответственность за нарушение закона. Так, человек, виновный в уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнём (например, костёр, оставленный без присмотра; окурок, брошенный в сухую траву, и т. п.), может быть наказан не только крупным штрафом, но и исправительными работами сроком до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. А умышленный поджог лесов наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

    Особое внимание следует уделить заповедникам и иным охраняемым государством территориям.

    Можно напомнить о первом общегосударственном лесном указе, изданном Петром I. Чтобы остановить опасную для природы рубку лесов, Пётр I в 1703 г. издал указ, в котором повелел сделать опил всем лесам, растущим по обе стороны от больших рек на 50 вёрст, а на малых - на 20 вёрст. Все леса в этих пределах объявлялись заповедными.

    Были приняты строжайшие меры сохранности лесов: за рубку дуба, например, применялась смертная казнь. В 1722 г. указом Петра I были впервые назначены лесничие для хозяйского присмотра лесов4 .

    Законы РФ определяют особый правовой режим для природных объектов, имеющих особое правоохранительное, научное, историко-культурное, оздоровительное и иное ценное значение. Для охраны этих объектов могут создаваться особо охраняемые природные территории - заповедники (в том числе государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, ботанические сады и т. д.).

    В целях охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждена Красная книга Российской Федерации. Все эти живые организмы не могут использоваться в хозяйственных целях. Законом запрещена деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

    Учащимся предлагается рассмотреть имеющуюся в учебнике карту заповедников (с. 228-229) и подумать, почему эти особо охраняемые объекты размещены по территории страны именно так, как на ней показано. Целесообразно, чтобы на уроке прозвучал рассказ о ближайшем к школе охраняемом природном объекте и о живущих на ближайших территориях растениях, животных и иных организмах, занесённых в Красную книгу. Хорошо, если такие сообщения с помощью учителя подготовят сами учащиеся.

    Вопрос об участии граждан в природоохранительной деятельности имеет особое значение для формирования активного отношения к природоохранительной деятельности, создания стимулов для непосредственного в ней участия.

    Статья 68 Закона об охране окружающей среды содержит следующее положение: «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».

    Этот контроль может осуществляться общественными организациями, а также гражданами в соответствии с законами.

    В учебнике в рубрике «Путешествие в прошлое» сообщаются факты возникновения и деятельности добровольных экологических объединений граждан. Можно дополнить эти сведения следующими фактами инициатив молодёжи в 70-80-е гг. XX в.:

    Озеленение и благоустройство городов и посёлков;

    Создание искусственных гнездовий и водоёмов;

    Участие в наведении порядка на бросовых землях;

    Патрулирование лесов для предотвращения пожаров;

    Проведение «дней природы» в детских садах и школах;

    Оборудование экологических учебных троп;

    Выявление памятников природы и др.

    Правительство России намерено поддерживать экологические общественные движения в благотворительную деятельность; развивать общественный экологический контроль, в том числе общественные инспекции.

    Целесообразно привлечь внимание учащихся к разделу «Что может сделать гражданин для защиты природы». Они должны уяснить реальные возможности участия граждан в природоохранительной деятельности, которые закреплены законами Российской Федерации.

    Материал о В. В. Докучаеве и С. П. Залыгине рубрики «Жил на свете человек» можно дополнить выдержками из Меморандума в защиту природы, который был подписан писателями В. И. Беловым, В. Г. Распутиным, С. П. Залыгиным, группой учёных:

    «Мы убеждены в том, что делу спасения Отечества от экологической катастрофы, хозяйственной разрухи и сохранения его в рядах передовых стран может помочь великое народное движение, а именно: развёртывание широкого общественного движения за сохранение природы на каждой пяди нашей земли, за экологическое благосостояние народа в каждом селе, деревне, рабочем посёлке и городе. Общественное экологическое движение. должно опираться на сознание народа, его жизненные интересы, на его вечную любовь к Родине. Будущее Отечества в руках народа!»5.

    Зачитав эти фрагменты, можно обсудить вопрос: почему охрану природы авторы призыва связывают с чувством любви к Родине?

    Природная среда России - составная часть глобальной экологической системы. Её состояние в нашей стране во многом определяется состоянием Мирового океана, Арктики, Антарктиды, околоземного космического пространства и других глобальных систем. Поэтому необходимы совместные действия различных стран по защите природной среды. Примерами международных договоров могут быть Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения; Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью; Конвенция по защите морской среды Балтийского моря; Договор об Антарктиде и др.

    Сотрудничество с другими странами осуществляет международный орган при ООН по окружающей среде - ЮНЕЛ - через Международный союз по охране природы и природных ресурсов, Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную федерацию по защите животных, Международный совет по охране птиц и др.

    Рубрика «Учимся беречь природу» ориентирована на практику повседневного поведения. Совместное обсуждение содержащихся в ней советов позволит выявить возможности участия школьников в природоохранной деятельности - в одних случаях коллективного, в других индивидуального. В любом случае важно, чтобы полученные знания и заботливое отношение к окружающей среде воплотились в конкретные поступки учащихся. Не менее важно не свести эти дела к разовому мероприятию. Кое-что можно сделать сразу, кое-что - позже, в другое время года. Полезно напомнить детям об этом спустя некоторое время и, может быть, поразмышлять: что удалось сделать и что и почему сделать не удалось?

    Работу по этой теме желательно скоординировать с учителем биологии (естествознания) и географии.

    1 Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Редкол.: М. П. Мчедлов и др. - М., 2001. - С. 322-326.

    2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Редкол.: Л. А. Окуньков и др. - М., 1994. - С. 146.

    4 См.: Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998. - С. 30-31.

    5 Лемешев М. Я. Экологическая альтернатива. - М., 1990. - С. 11-13.

    www.compendium.su

    Обществознание. Закон на страже природы

    Охрана природы подразуме­вает определённую деятельность людей, направленную на сохра­нение, разумное использование и воспроизводство природных ре­сурсов. Эта задача возложена на государственные и местные органы власти, промыш­ленные предприятия, общественные организации, от­дельных граждан.

    С 2001 г. действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окру­жающую среду и на её защиту от негативного воздей­ствия в результате как чрезвычайных природных си­туаций, так и деятельности человека.

    Согласно закону охране подлежат земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса и дру­гая растительность, животные и организмы, атмо­сферный воздух и околоземное космическое про­странство.

    Государством установлены следующие правила за­щиты природы:

    • правила охраны окружающей среды при производ­стве и проведении строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
    • правила производства, перевозки, хранения, захо­ронения опасных веществ;
    • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
    • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
    • правила охраны и использования недр;
    • правила охраны рыбных запасов.

    Нарушение данных правил влечёт за собой штрафы для виновников либо даже лишение свободы на срок от двух с половиной до восьми лет.

    Для сохранения и изучения жизни природы, уни­кальных экологических систем созданы государст­венные природные заповедники. Всё, что находится на территории заповедника, полностью исключается из хозяйственного использования. Если на террито­рию заповедника допускаются посетители для отды­ха, то такой заповедник называется национальным парком.

    1. Придумай и запиши способы, которыми гражданин может охранять природу.

    Сравни получившийся перечень со способами, перечисленными в тексте параграфа. При необходимости дополни свой список.

    1. Создание природоохранных клубов и партий.
    2. Создание плакатов-призывов на тему охраны природы.
    3. Создание в школах дней чистоты и субботников, направленных на уборку территории города.
    4. Митинги и призывы людей к чистоте и порядку.
    5. Установка мусорных баков через каждых 50 метров по всему городу.
    6. Установление новых природоохранных правил и порядков.
    7. Установка штрафов за нарушения правил.

    А для начала не мусорить, относить весь мусор на станции переработки, использовать экологически чистые вещи, сажать деревья и другие растения, можно сделать скворечник или кормушку.

    2. В сравнительно недавнем прошлом сельские сходы сибирских и архангельских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей и называлась заповеданием. Отсюда произошло слово «заповедник».
    Вспомни и запиши другие примеры народной деятельности по охране природы.

    Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».

    В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.

    Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников - Кавказского, Алтайского.

    3. Как называется Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий отношение государства к природе? Когда он был принят?

    Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    4. Какие виды охраняемых территорий тебе известны? Чем они различаются?

    С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, различаются следующие категории указанных территорий:

    Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
    . Национальные парки
    . Природные парки
    . Государственные природные заказники
    . Памятники природы
    . Дендрологические парки и ботанические сады

    5. Первый в мире парк — Йеллоустонский национальный парк — был основан в 1872 г. на территории штата Вайоминг по решению Конгресса США. С тех пор по всему миру были открыты тысячи «мест для наслаждения» — именно так назывались национальные парки до начала XX в.

    1) Подумай, почему национальные парки называли «местами для наслаждения».

    Потому что, созерцая красоту природы, получаешь эстетическое наслаждение.

    2) Узнай, какие охраняемые территории находятся в районе, где ты живёшь. Заполни таблицу.

    6. Вода — уникальный дар природы и в то же время одно из самых распространённых веществ на Земле. С течением времени она стала играть в нашей жизни огромную роль.

    1) Вспомни известных богов, олицетворяющих водный мир, а также легенды и мифы о воде.

    Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей.

    2) В древности вода служила для защиты в случае нападения неприятеля. Запиши несколько примеров такой защиты.

    Вокруг стен любого древнего города создавали ров, заполненный водой. Фламандцы открывали плотины с водой и топили врагов на поле боя.

    3) Что загрязняет воду? Как с этим бороться? Опираясь на собственные знания и опыт, заполни таблицу.

    4) Известно, что во всех современных развитых государствах приняты единые стандарты качества воды. Подумай, с какой целью это сделано.

    Это сделано с целью обеспечения безопасности здоровья человека от микробиологических загрязнений.

    7. В последние десятилетия огромную популярность приобрёл так называемый экологический туризм.

    1) Предположи, чем он отличается от обычного туризма.

    Путешествия в природу, причём главное содержание таких путешествий — знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой.
    . Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.
    . Содействие охране природы и местной социокультурной среды.
    . Экологическое образование и просвещение.
    . Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.
    . Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

    2) Предложи один или несколько таких маршрутов по своему краю.

    Южный Урал

    Куда поехать. Хребет Баштау, река Белая, Башкирский государственный заповедник, Капова пещера, подножие горы Большой Шатак.

    Что там делать. За 6 дней можно увидеть максимальное число природных и культурных объектов региона. Передвигаться придется как пешком, так и на автобусе, лошади и катамаране. Никольский храм и Святые источники, демидовские горнозаводские села и места, связанные с именем Пугачева, пасеки и башкирские села — такова вкратце культурная программа. Что до природной части, то здесь путешественников ожидает и конно-верховой выезд в предгорья хребтов Средний Крака и Баштау, и автопутешествие в заповедники — Башкирский государственный и «Шульган-Таш» с заездом в Капову пещеру, и поездка к подножию горы Большой Шатак с посещением золотых приисков, и, конечно, сплав по реке Белой (17 км) с плесами и перекатами. Маршрут построен таким образом, что «дикие» (палаточные) ночевки чередуются с «цивилизованными» (в гостиницах).

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Тест по обществознанию Закон на страже природы 7 класс 1 вариант 1. Бережное отношение к природным богатствам является 1) обязанностью только предпринимателей и государства 2) обязанностью исключительно граждан РФ 3) личным и добровольным делом каждого человека 4) обязанностью всех лиц, находящихся на территории РФ 2. К конституционным обязанностям гражданина РФ относится 1) участие в управлении делами государства 2) выбор рода деятельности 3) участие в выборах законодательных органов 4) охрана природы и окружающей среды 3. Природные условия это 1) «вторая природа» 2) основа экономической деятельности 3) часть общества 4) ресурсы, которые используются в экономике 4. Охрана природы непосредственно проявляется в 1) создании материальных благ 2) использовании природных ресурсов 3) предотвращении вредного воздействия на природные объекты 4) освоении новых природных территорий 5. На территории заповедника разрешено 1) разжигать костры 2) собирать грибы и ягоды 3) проводить научные исследования 4) устраивать пикники 6. Найдите словосочетание, которое обобщает перечисленное, и запишите цифру под которой оно указано. 1) защита природы 2) борьба с браконьерством 3) создание национальных парков 4) обращение в суд 5) работа в экологической полиции 7. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Понятия А) окружающая среда Б) природные ресурсы В) загрязнение окружающей среды Г) экологический контроль Определения 1) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды 2) поступление в окружающую среду веществ или энергии, свойства или количество которых приносит вред 3) природа и объекты, созданные человеком 4) части (компоненты) природной среды, которые используются человеком в хозяйственной деятельности 8. Выберите правильные высказывания. 1) В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна быть направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

    2 2) Предприятие или человек, причинившие вред окружающей среде, несут юридическую ответственность. 3) За обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности несут ответственность не только органы государственной власти РФ и субъектов РФ, но и органы местного самоуправления. 4) Национальный парк это специально охраняемая территория, на которую не допускают посетителей. 9. Заполните пропуск в таблице. Охрана природы Использование природных ресурсов Сохранение природных богатств, предотвращение негативного воздействия на природу

    3 Тест по обществознанию Закон на страже природы 7 класс 2 вариант 1. Охрана природы и окружающей среды 1) считается личным делом каждого человека 2) является конституционной обязанностью гражданина РФ 3) в современных условиях не нужна 4) целиком возлагается на государство 2. К конституционным обязанностям гражданина РФ относится 1) бережное отношение к природным богатствам 2) участие в выборах Президента РФ 3) участие в отправлении правосудия 4) занятие предпринимательской деятельностью 3. Природные ресурсы это 1) окружающая среда 2) часть природных богатств, которую люди используют в экономической деятельности 3) «вторая природа» 4) составная часть общества 4. Охрана природы непосредственно проявляется в 1) производственной деятельности человека 2) росте посевных площадей 3) сохранении природных богатств 4) освоении Мирового океана и космоса 5. На территории национального парка запрещено 1) собирать грибы и ягоды в специально отведённых местах 2) разжигать костры на специально оборудованных кострищах 3) охотиться в специальных зонах 4) устраивать садоводческие хозяйства и размещать дачные участки 6. Найдите словосочетание, которое обобщает перечисленное, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) создание общественных организаций 2) волонтёрская деятельность 3) благотворительность 4) обращение в государственные органы 5) защита природы 7. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Понятия А) природная среда (природа) Б) качество окружающей среды В) использование природных ресурсов Г) экологическая безопасность Определения 1) состояние, которое характеризуется определёнными физическими, химическими, биологическими показателями 2) защищённость природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, от чрезвычайных ситуаций и их последствий 3) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство 4) все виды воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности

    4 8. Выберите правильные высказывания. 1) В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться с учётом соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. 2) Общество должно охранять, заботиться о воспроизводстве и рационально использовать природные ресурсы. 3) На территории заповедников можно устраивать различные общественные мероприятия. 4) Предприятие или человек, причинившие вред окружающей среде, должны возместить ущерб. 9. Заполните пропуск в таблице словосочетанием. Природопользование Использование природных ресурсов Сохранение природных богатств, предотвращение негативного воздействия на природу

    5 Ответы на тест по обществознанию Закон на страже природы 1 вариант природопользование 2 вариант охрана природы


    Экологический Кодекс Республики Башкортостан (с изменениями на 4 марта 2014 года) РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН ЗАКОН от 28 октября 1992 года N ВС-13/28 Экологический Кодекс Республики Башкортостан (с изменениями

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (новая редакция) Настоящий модельный Закон регулирует правовые отношения в области экологической безопасности. ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия

    Об охране окружающей среды ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 ноября 1992 г. 1982-XІІ Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. 2143-XІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь,

    Об охране окружающей среды ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 ноября 1992 г. 1982-XII Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. 2143-XII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь,

    РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2012 г. Р-792/2012 О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 августа 2013 г. МОСКВА О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде

    Тема 3 Экологические правоотношения Лисица Валерий Николаевич, заведующий кафедрой предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Института философии и права Новосибирского национального

    Демонстрационный вариант экзаменационной работы по элективному курсу «Конституция Российской Федерации» 10А класс Учитель: Федорова Е.В. 2015 год. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной

    Закон Республики Узбекистан ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., 2, ст. 52; 2003 г., 9-10, ст. 149; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЖИКИСТАН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического

    Закон Ленинградской области от 18 июля 2016 г. N 62-оз "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области" (Принят Законодательным собранием Ленинградской

    Геоэкологическиймониторинг Лекция 1 Основные понятия о мониторинге окружающей среды Лектор: Таловская Анна Валерьевна к.г.-м.н., доцент каф. ГЭГХ ИПР ТПУ http://portal.main.tpu.ru/shared/t/talovskaya План

    НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 10 сентября 1996 г. N 45-З ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Принят Законодательным Собранием 3 сентября 1996 года (в ред. законов Нижегородской области от 07.06.2005 N 72-З,

    2 3 4 1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС) Экологическое право - учебная дисциплина, изучение которой предусматривается для

    Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других

    Постановление Правительства от 16 декабря 2013 г. N 932 "Об осуществлении регионального государственного экологического надзора в " В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10 января 2002

    Проект вносится депутатами Государственного Совета Республики Татарстан Т.Г. Хадеевым Р.Р. Гайзатуллиным ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О внесении изменений в Экологический кодекс Республики Татарстан и признании

    Экологический мониторинг Лекция 1 Основные понятия о мониторинге окружающей среды Лектор: Таловская Анна Валерьевна к.г.-м.н., доцент каф. ГЭГХ ИПР ТПУ http://portal.main.tpu.ru/shared/t/talovskaya План

    Кафедра гражданского права и гражданского процесса ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Тема 5-6 «Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Экологические функции правоохранительных органов и защита экологических

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 18 июля 2011 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская

    УДК 349.6 Ястребов А.Е., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; доцент кафедры конституционного и муниципального права; кандидат исторических

    Доклад об осуществлении государственного надзора в сфере охраны окружающей среды (экологический надзор) за 2012 год управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Введение

    Утверждено постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 11.01.2016 7/2-ПА Положение об управлении экологии и природопользования Администрации Городского округа Балашиха 1. Общие положения

    827/2010-22596(2) АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Владивосток Дело 10 марта 2010 года Резолютивная часть решения оглашена

    О порядке разработки нормативов качества окружающей природной среды в Республике Казахстан Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 24 января 1992 г. N 70. Утратило силу постановлением

    1 Доклад об осуществлении государственного надзора в сфере охраны окружающей среды (экологический надзор) за 2016 год управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Введение

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 октября 2013 г. 52 Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению

    Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Экологическое право» является дисциплиной вариативной части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

    АДМИНИСТРАЦИЯ Сельского поселения Жуковский район Калужская область П О С ТА Н О В Л Е Н И Е д.корсаково 22 декабря 2016 г. 278 Об утверждении муниципальной «Использование и охрана земель на территории

    Составитель: Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой частной зоотехнии С.Н. Кошелев Тема 1 Глобальные и государственные проблемы охраны окружающей среды современном этапе 1.Задачи охраны

    ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) Оценка воздействия на окружающую среду при реализации объекта в составе «Обоснования инвестиций строительства НПЗ в районе Мурманска»

    Аннотация к дисциплине «ЭКОЛОГИЯ» Направление подготовки (специальность) 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Профиль (Специализация) Информационные системы и технологии в строительстве Цели

    Учреждение образования «Гродненский торговый колледж» Белкоопсоюза УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе Козловская О.И. 2015 г. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»

    МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят Законодательным Собранием Забайкальского края 16 декабря 2009 года Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона края 1. Настоящий

    РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 июля 2016 г. Р-1047/2016 О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) «Реконструкция действующих и строительство новых объектов водорассольного комплекса, водозабора и сброса рассола в Балтийское

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

    Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» является изучение экологической

    Фонд оценочных средств по дисциплине «Экология» Направление 15.03.02 - Технологические машины и оборудование Профиль подготовки: Машины и оборудование лесного комплекса Примерные вопросы к зачету 1. Экология

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 21 мая 2001 г. (Д) В соответствии с подпунктом

    Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ (постановление 27-8 от 16 ноября 2006 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ

    Тесты 1 1. Вставьте пропущенные слова: Понятия «природопользование» и «охрана природы» 1) тождественны; 2) близки, но не тождественны. 2. Природопользование следует рассматривать в первую очередь (в узком

    1 [СЛАЙД 2] Результаты правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Липецкой области при осуществлении государственного земельного надзора Управление Россельхознадзора по Липецкой области

    Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект И.В. Богомяков преподаватель кафедры политологии и правоведения экономического факультета федерального государственного образовательного

    1 Приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от ДОКЛАД о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области на

    Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету: «Экологические основы природопользования» (для студентов заочного

    Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь СТРАТЕГИЧЕСКИЕ направления развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь Жаркина Наталья

    Экологические основы природопользования 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» является: осознание необходимости гармоничного взаимодействия с природой,

    Приложение к постановлению Исполнительного комитета Войкинского сельского поселения от 16.03.2017 9 Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областным Постановление N 1782 Собранием депутатов от 12 марта 2013 года

    Охрана окружающей среды в Туркменистане рассматривается с первых дней независимости как неотъемлемая часть проводимых экономических и социальных реформ. Природоохранное законодательство страны основано

    ПРОЕКТ Вносится Правительством Севастополя ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ Об охране окружающей среды на территории города Севастополя Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным

    Закон Республики Казахстан от 03.07.2002 N 331-2 "О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ" Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области защиты растений от

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) в составе прединвестиционного исследования «Корректировка Обоснования инвестиций в обустройство Северо-Каменномысского газового

    В.Б. АГАФОНОВ * ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ Ключевые слова: пользование недрами, окружающая среда, экологический вред, методика возмещения

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» РАБОЧАЯ

    Э. В. Сазонов ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области строительства в

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА»

    РЕЦЕНЗЕНТЫ: Сектор мониторинга и кадастра животного мира Государственного научнопроизводственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам»; Раиса Михайловна

    Государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж информационных технологий и строительства» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И СТАНДАРТЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Охрана окружающей среды комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу Ограничение

    Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра экологического и земельного права СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. выпускающей кафедры Декан факультета

    Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» И.В. Семченко (подпись) (дата утверждения) Регистрационный

    Приложение 1 к приказу от 03 февраля 2015 г 25м Положение о предупреждении воздействия на здоровье граждан окружающего табачного дыма и последствий потребления табака 1. Общие положения 1.1. Предметом

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 20 Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.ВОЛОДИНУ

    КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ БАЙДЕЛЬДИНОВ Д.Л. ИЗБАСАРОВА А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Министерство транспорта РФ ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» структурное подразделение СПО Омское командное речное училище имени капитана Евдокимова В.И. Индекс дисциплины:

    Программа элективного курса«экологические основы природопользования» 10 класс Пояснительная записка Программа элективного курса «Экологические основы природопользования» предназначена для учащихся 10 класса.

    ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Список изменяющих документов (в ред. законов Московской области от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ, от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ,