Бронепоезд «Железняков»: «Зеленый призрак. Бронепоезд зеленый призрак

Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.





Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз-ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.




Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».



Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.



Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.



Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 120-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш - помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.


Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.


К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой - против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…


…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова» - «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.

Защищавший во время Великой Отечественной войны черноморское побережье броневой поезд №5 имел официальное название «Железняков». Однако немцы, осаждавшие Севастополь, за смертоносность и необычный внешний вид прозвали его «Зелёным призраком».

Формирование

Бронепоезд «Железняков» построили в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Название он получил в честь участника Октябрьской революции матроса Анатолия Железнякова, который в Гражданскую войну командовал бронепоездом.

Состав имел 4 броневагона, оснащённых пушками 76,2 мм и 76 мм, артиллерийскими установками 34-К и миномётами 82 мм. Также с поезда могли вести огонь одновременно 16 пулемётчиков. Колёса приводились в движение бронированным паровозом серии Ов и вторым, более мощным, но не защищённым от попаданий снарядов грузовым паровозом Эл−2500, который должен был обеспечить достаточную маневренность на подъёмах в районе Севастополя.

«Зелёный призрак» в деле

Как вспоминал автор книги «Севастопольский бронепоезд» мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулемётчиков, состав постоянно менял облик. Бойцы регулярно маскировали бронеплощадки, расписывая их в защитный камуфляжный цвет, покрывая пятнами и полосами. По всей длине поезда на шестах развешивали маскировочные сети, благодаря чему состав сложно было заметить издалека.

Уже в первом рейде 7 ноября 1941 года «Железняков» успешно обстрелял силы Вермахта в районе крымско-татарского селения Дуванкой, застигнув фашистов врасплох.

"Сначала гитлеровцы считали, что по ним бьют какие-то новые батареи русских, а когда узнали, что это бронепоезд, то окрестили его «Зелёным призраком». Что ж, название меткое! Наш «Железняков» появляется неожиданно, наносит сокрушительный удар и так же внезапно исчезает", - писал Александров.

Основная тактика использования бронепоезда №5 заключалась в стремительных нападениях. Выезжая на полной скорости из железнодорожного тоннеля, состав через несколько минут скрывался в другом тоннеле. За это время артиллеристы и пулемётчики интенсивным огнём наносили врагу серьёзный урон. Немцы же, как правило, не успевали ударить по вагонам артиллерией. Если же вылетала авиация, экипаж «Железнякова» успешно отражал атаки с воздуха, подбивая самолёты.

В сутки поезд мог совершать по несколько рейсов. Чтобы состав не попал на разрушенные пути, впереди «Зелёного призрака» всегда следовала разведывательная мотодрезина. Кроме того, к поезду приписали восстановительную бригаду, занимавшуюся ремонтом повреждённых рельсов и шпал.

За восемь месяцев боёв «Зелёный призрак» совершил 140 выездов. Только с 7 января по 1 марта 1942 года в результате налётов бронепоезда было убито до 1500 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, «Железняков» уничтожил 9 дзотов, 10 грузовых повозок, 13 пулемётных гнезд, 3 автомашины, 6 блиндажей, 3 самолёта и 1 тяжёлую батарею.

Гибель «Железнякова»

Регулярные нападения «Зелёного призрака» раздражали командование Вермахта, и 26 июня 1942 года немцы отправили эскадрилью из 50 самолётов, которые разбомбили базу бронепоезда – Троицкий тоннель. Рухнул один из входов, завалив бронеплощадку, однако с уцелевшей части состава бойцы вели бои еще в течение суток, совершив три огневых налёта на врага,

"«Зелёный призрак» оправдывал свое прозвище. Его засыпали землей, раздавили, разбомбили, а он по-прежнему живёт, действует, наносит удары", - размышлял впоследствии автор воспоминаний.

Однако 27 июня обрушился второй вход в тоннель. Выжившие члены экипажа сняли с поезда оружие и продолжили обороняться уже вместе с другими частями.

Через 2 месяца немцы вытащили бронеплощадки, расчистив тоннель, и создали на основе «Зелёного призрака» собственный бронепоезд «Ойген», который затем взорвали при отступлении в 1944 году.

От «Железнякова» остался неповреждённым только вспомогательный паровоз серии Э, который использовался по назначению до 1967 года. В 1970-х годах в память о знаменитом бронепоезде этот паровоз установили в районе железнодорожного вокзала Севастополя.

June 16th, 2012

Экипаж бронеплощадки бепо "Железняков" ведет огонь по противнику. Май 1942 года. Эта бронеплощадка с 76-мм пушкой 34К и дальномером, хорошо видна установка пулемета ДШК на зенитном станке.

70 лет назад, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда. Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути.

Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров:

«15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными.

Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли - дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.
Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу.

Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг...

Доложили командиру.
— Полный вперед! — приказывает командир.

Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов.

Мчимся назад.

За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход.

Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулемётов. Была специальная площадка с 8 миномётами.

В конце 1941 года место четырёх 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых и 3 новых пулемёта. Помимо бронепаровоза состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками.

В 1941 году бронепоезда Красной Армии, на которые до войны возлагались большие надежды, оказались весьма уязвимыми под ударами господствовавшей в воздухе немецкой авиации.

Но моряки из экипажа «Железнякова» нашли способы эффективного использования своего бронепоезда и в таких условиях. Закамуфлирован бронепоезд был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто.

После короткого, но мощного артиллерийского и миномётного удара по целям, заранее разведанным, «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала повреждённое железнодорожное полотно.

Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов. Лишь в последние дни обороны Севастополя, обрушив авиаударами все выходы из тоннеля, немцы смогли заблокировать бронепоезд…

Командир бронеплощадки с дальномером ДМ-1,5 и 76-мм орудием 34-К бронепоезда "Железняков" готовится к отражению воздушного налета противника. Севастополь, май 1942 года. 12,7-мм пулеметы ДШК установлены на морских тумбах .


Расчет 76-мм зенитной пушки Лендера образца 1914/15 года бронеплощадки бепо "Железняков" ведет огонь по наземным целям. Севастополь, май 1942 года. Левый откидной щит поднят, правый опущен, хорошо видна дверь для посадки экипажа.

Бронепоезд "Железняков" готов вести огонь по немецким самолетам. Севастополь, май 1942 года. 76-мм пушки на максимальном углу возвышения, слева видна штанга для телеграфного провода. Снимок сделан с дальномерного поста.

Боевой путь

Сейчас в Севастополе на пьедестале на вечной стоянке возвышается паровоз Эл-2500. В годы Великой Отечественной войны он водил в огненные рейсы «Железнякова». Укрываясь в железнодорожных тоннелях, бронепоезд совершал стремительные вылазки, в течение нескольких минут интенсивно обстреливая позиции врага. И также быстро исчезал. Фашисты окрестили бронепоезд «зеленым призраком».

Строили его коллективы морского завода и железнодорожного депо. 4 ноября 1941 года бронепоезд был готов к выполнению боевых заданий. Строители и личный состав бронепоезда с восторгом приняли предложение комсомольцев назвать бронепоезд именем легендарного героя гражданской войны, и в тот же день на его бортах появилась надпись «Железняков».

Враг стоял недалеко от Севастополя. В своем первом рейсе «Железняков» обстрелял скопление войск противника в районе селения Дуванкой. Фашисты были застигнуты врасплох. Отлично работал орудийный расчет братьев Лутченко. Вдвойне чувствовали себя именинниками командиры расчетов Дроздов, Данилич, Бойко.

Возвратившись на базу, командир «Железнякова» капитан Г. А. Саакян и комиссар П. А. Порозов провели с командой анализ огневого рейса. Командиры предупредили экипаж, что борьба предстоит жестокая, что в сутки придется выходить в рейсы по многу раз, что надо особенно готовиться к отражению вражеской авиации... Дальнейшая боевая жизнь железняковцев потекла, как и предсказали командиры.

На следующий день было совершено пять огневых рейсов. Но фашисты организовали за бронепоездом повседневную охоту. Гитлеровские самолеты-разведчики висели над входом в Троицкий тоннель, где дислоцировался «Железняков». Дневные налеты пришлось отменить и действовать только в темное время суток.

Вот несколько боевых эпизодов, характерных для действий «Железнякова» в то горячее время.

Бронепоезд вышел в ночной огневой налет, вел обстрел позиций противника, одновременно засекая его огневые точки и направляя огонь на их уничтожение. Вдруг на контрольной платформе вспыхнула бочка с горючим. Жидкость разлилась по полу и сделала бронепоезд яркоосвещенной мишенью. Пришлось дать полный назад. А платформу отцепить не догадались. Тогда младший лейтенант П. Андреев перепрыгнул на ходу на пылающую платформу. После невероятных усилий Андрееву удалось ее отцепить от состава. Но дорога шла под уклон, и платформа не отставала от бронепоезда. Одежда на младшем лейтенанте вспыхнула. Он бросал под колеса ломы, лопаты в надежде остановить платформу. Наконец, ему удалось притормозить ее. Расстояние между горящей платформой и бронепоездом медленно начало увеличиваться. Андреев с тормозной колодкой в руках спрыгнул с платформы и подсунул колодку под колесо. Платформа с грохотом налетела на препятствие, встала дыбом и повалилась набок. С нее скатились запасные рельсы и шпалы и, раскаленные, дымящиеся, рухнули на младшего лейтенанта Андреева.

Но герой не погиб. Падая, Андреев попал в канаву. Она и спасла его. Бронепоезд тут же остановился, железняковцы поспешили на помощь и вытащили Павла Андреева из-под груды рельсов и шпал. В госпиталь Андреев выехать отказался, через неделю он уже встал на ноги.

Вместо получившего ранение капитана Г. А. Саакяна прибыл новый командир бронепоезда инженер капитан-лейтенант М. Ф. Харченко. В гражданскую войну прошел он путь от рядового до командира бронепоезда «Ураган»; награжден орденом Красного Знамени.

Однажды в Троицкий тоннель, где базировался «Железняков», пришел приказ во что бы то ни стало задержать фашистов на станции Мекензиевы Горы до подхода наших частей. Эта станция уже неоднократно переходила из рук в руки, и бронепоезд был неизменным участником всех боев. И вот вновь предстояло сражение.

Как всегда в своих огневых рейсах, «Железняков» стремительно ворвался на станцию, где уже хозяйничали гитлеровцы, и открыл огонь с обоих бортов изо всех видов оружия. Посеяв панику среди противника, бронепоезд также стремительно отошел назад. Но фашисты заранее пристреляли железнодорожное полотно. Они, видимо, ждали, что «зеленый призрак» объявится. Один снаряд вырвал целое звено рельсового полотна, другой разорвался у небронированного паровоза. Еще от одного снаряда две контрольные платформы свалились под откос. Бронеплощадка тоже сошла с рельсов, но чудом удержалась на насыпи.

Командир бронепоезда М. Ф. Харченко принял единственно правильное решение: оставить на бронеплощадках сокращенные орудийные расчеты, весь остальной личный состав направить на ремонт полотна. Путь был исправлен, но чтобы поднять бронеплощадку, нужен был паровоз, а он ударом снаряда был выведен из строя. Осколок повредил одну из дымогарных труб.

Об этом эпизоде вспоминает комсорг бронепоезда Н. Александров: «Тут и показал себя Женя Матюш, тихий, скромный помощник машиниста.

— Можно на время заглушить трубу, а уж потом в тоннеле остудить топку и провести более основательный ремонт, — предложил он.

— Но для этого надо лезть в топку, — возразил машинист, — а в ней сейчас все триста градусов, если не больше. Выход один — спускать пар.

— Нельзя этого делать, — упрямо возразил Женя. — Разрешите, я полезу в топку и заглушу трубу.

— Чудак, ты же вспыхнешь, как свечка, а в лучшем случае — сваришься, как рак, — сказал командир бронепоезда.

— А вы мне поможете, — продолжал настаивать Женя, — будете поливать из шланга, чтобы не поджарился. Лазил же матрос Гребениченко в топку крейсера. Вы сами об этом рассказывали. А там котлы куда больше паровозного и опаснее. Надо же спасать бронепоезд, того и гляди снова налетят самолеты. Посмотрите, ничего со мной не случится.

Командир согласился, надо было спешно выводить бронепоезд в безопасное место. Матюш вытащил из кармана комбинезона комсомольский билет, фотографии и, передавая, сказал:

— Поберегите пока, а то еще испортятся.

Женю обули в валенки, надели ватную куртку, брезентовые брюки, укутали в дождевик, лицо покрыли марлей, сложенной в несколько раз, нахлобучили шапку и с ног до головы окатили водой из шланга. С помощью товарищей Женя втиснулся в пышащую жаром темную дыру. Направили в топку сильный луч аккумуляторного фонаря. Время от времени машинист Поляков поливал смельчака холодной водой.

Рядом с паровозом гремели взрывы, от которых стальная махина вздрагивала, как живое существо. Но все с напряженным вниманием прислушивались к звукам из топки. Наконец оттуда донесся слабый голос:

— Вытаскивайте.

Вбить другую заглушку со стороны дымовой коробки уже не составляло труда. Вскоре топка загудела, паровоз снова был на ходу. Через несколько минут была поднята на рельсы и бронеплощадка. Крепость на колесах вышла из-под обстрела».

И еще об одном случае нужно рассказать, который тоже произошел в Мекензиевых Горах. Это был один из удачных налетов «Железнякова» на позиции врага. Станция и ее окрестности были усеяны трупами фашистов. Бронепоезд направился обратно к себе в тоннель, когда по бронеплощадкам разнеслась страшная весть: на станции, где только что разгромили фашистов, в одном из складов найдены тела шести красноармейцев, раздетых, изуродованных.

Комиссар принял решение: надо, чтобы каждый железняковец увидел содеянное варварами. Стиснув зубы и сжав кулаки, проходили моряки мимо замученных товарищей, каждый желал как можно скорее отправиться в бой и бить извергов за их преступления.

В двадцатых числах мая наши войска были вынуждены оставить Керченский полуостров, и фашисты все свои силы бросили на Севастополь. В начале июня на город сыпались тысячи авиабомб и снарядов. Казалось, что после такой обработки на нашей стороне ничего не останется. 7 июня фашисты начали третье наступление на город. Гитлеровцы, конечно, не думали, что дорогу им вновь преградит «зеленый призрак». А он выскочил навстречу вражеским колоннам и открыл шквальный огонь. Враг отступил.

15 июня поступил приказ: обстрелять скопление танков в лощине около Мекензиевых Гор. Не доезжая метров четырехсот до цели, открыли огонь бронебойно-зажигательными снарядами. Вспыхнули две передние машины и одна в хвосте колонны. Начался переполох. У колонны не было движения, собственные дымящие танки мешали.

На помощь машинам с крестами поспешила авиация. Самолетов налетело очень много. Не желая рисковать, железняковцы решили уйти в тоннель. Летящую неприятельскую армаду они встретили дружным огнем. «Мессеры» и «юнкерсы» чувствовали себя в небе не совсем уютно. Бомбы летели мимо цели. Но все же одна из них попала в железнодорожную колею. Это был излюбленный способ борьбы противника с советскими бронепоездами. Опять предстоял ремонт под непрерывным огнем вражеской артиллерии и авиации. Выяснилось, что рельсы так исковерканы, что ставить их обратно на место нельзя, а на контрольной платформе запаса рельсов нет. Кто-то подсказал, что на станции Мекензиевы Горы их лежит множество. И ничего, что там на станции сейчас фашисты. На полном ходу ворвался туда бронепоезд, как обычно, стреляя по удивленному и ошарашенному неожиданностью противнику с обоих бортов, остановился, взял к себе на контрольную платформу с десяток рельсов и помчался назад. Полотно было исправлено. «Железняков» направился в Цыганский тоннель, в свое убежище. Фашисты в ярости вновь подняли бомбардировщики. Едва бронепоезд втянулся в тоннель, как ударом бомбы вход в него был завален. Но ведь у тоннеля есть и выход... Ночью бронепоезд отправился в свой очередной огневой рейс с другой стороны.

Вскоре «Железняков» передислоцировался в Троицкий тоннель, ближе к черте города. Там уже спасались от бомбежек около 400 жителей. Стали возникать проблемы с заправкой бронепоезда, со снабжением продовольствием горожан.

«Железняков» продолжал жить и воевать. Днем, когда бронепоезд был в тоннеле, бойцы снимали с платформ минометы и вели огонь по противнику. Ночью совершали недалекие вылазки для огневых налетов.

26 июня 1942 года под ударами авиабомб рухнул потолок тоннеля, завалило вторую бронеплощадку. Там были бойцы. Пятерых удалось спасти. Двенадцать оказались погребенными.

Фашисты посчитали «Железнякова» захороненным в тоннеле. Но в ближайшую же ночь бронепаровоз и первая бронеплощадка совершили три огневых налета через противоположный, свободный выход.

Налеты вражеской авиации следовали один за другим. Весь день над тоннелем стоял вой самолетов и грохот бомб. Подъездные пути были разбиты, оба входа в тоннель завалены. Но железняковцы не сложили оружия. С наступлением темноты, а июньские ночи самые короткие, было решено проложить железнодорожную колею на несколько десятков метров, и тогда «Железняков» выйдет в свой очередной 140-й огневой рейс. Этот рейс состоялся, но оказался последним.

Машинисты поддерживали пар в котле, и примерно в половине ночи прозвучала команда: «Тихим ходом вперед!» Бронепоезд выдвинулся на площадку перед входом в тоннель и открыл огонь. Успел сделать 30 выстрелов, и сразу на горизонте появилась стая фашистских бомбардировщиков. Бронепоезд втянулся в тоннель, но на этот раз камень не выдержал разрыва авиабомб, все обрушилось. Расчистить выход из тоннеля более не представилось возможным.

М. Ф. Харченко приказал снять все доступное вооружение и установить его у того выхода, где завалена вторая бронеплощадка. Железняковцы продолжали бой, обороняя город Севастополь вместе с другими войсковыми частями. (Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.)

Бронепоезд "Железняков" в рейде.

«Зелёный призрак» - такое прозвище в гитлеровских войсках получил грозный бронепоезд «Железняков», действовавший в Севастопольском оборонительном районе в период второй обороны города с ноября 1941 года по июнь 1942 года.

Свежа ещё была в памяти бойцов и командиров практика использования бронепоездов в годы гражданской войны. Эти «сухопутные броненосцы» были способны наносить немалый урон противнику и в отсутствии бронетанковой техники успешно выполняли её задачи по поддержке огнём своих войск. Весьма результативно использовали такие бронированные составы и в Великую Отечественную войну. Одним из таких стал бронепоезд «Железняков», применявшийся в качестве подвижной батареи в условиях оборонительных боёв.

Как и в годы гражданской войны, когда наибольшим потенциалом по постройке бронепоездов обладали судостроительные верфи и железнодорожные мастерские, за постройку «Железнякова» взялись рабочие Севастопольского морского завода. В мастерских завода, расположенного в городе-базе Черноморского флота, не было недостатка в материалах для постройки бронепоездов: стали, броне, вооружении. Имелись и квалифицированные специалисты. Работами по постройке бронепоезда руководил инженер Калинин. Наряду с мастерами завода в работах участвовал и будущий экипаж «крейсера на колёсах».

Бронеплощадки "Железнякова". Видны башенные орудия и пулемёты.

Бронеплощадки соорудили на основе обычных железнодорожных 60-ти тонных платформ. При бронировании использовали комбинацию стали и бетона. На платформы установили пять корабельных 76-ти миллиметровых орудий. Помимо этого на борту имелись 15 пулемётов, 4 из которых были крупнокалиберными. В составе бронепоезда находилась и площадка с восемью 82-х миллиметровыми миномётами, изготовленными в Севастопольских механических мастерских. Позже, в конце ноября 1941 года, четыре 82-мм миномёта на второй бронеплощадке заменили на три 120-ти миллиметровые и добавили ещё пулемётов, доведя их количество до 18-ти.

В экипаж бронепоезда набирали преимущественно флотских специалистов. Многие из них побывали в боях, обороняли Одессу. Часть личного состава была взята с разбитого в столкновении с немцами бронепоезда «Орджоникидзевец». Первым командиром нового боевого подразделения назначили капитана Саакяна. После его ранения эту должность занял лейтенант Чайковский, а позже командование принял капитан Харченко.

Командир "Железнякова" капитан М.Ф. Харченко

К началу ноября 1941 года бронепоезд был полностью готов. Ему дали имя «Железняков» в честь легендарного героя гражданской войны матроса Анатолия Железнякова.

7 ноября состоялось боевое крещение. «Железняков» совершил огневой налёт на скопление гитлеровских войск в районе деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) за Камышловским мостом. Первый выход показал высокую боевую готовность экипажа и материальной части.

В основном зона ответственности «Железнякова» находилась в районе Мекензиевых гор, но периодически они делали рейды и в Балаклавскую долину, действуя в направлении Федюхиных высот и деревни Камары (современное Оборонное). Открывать огонь, поражая технику и живую силу противника, экипажу бронепоезда приходилось и с закрытых огневых позиций, и в непосредственной близости от неприятеля прямой наводкой. Для ведения огня часто использовались стационарные огневые позиции в скальных выемках в районе деревни Камышлы. С закрытых позиций чаще всего «работали» днём, а ночью совершали огневые налёты.

Руководство часто меняло места стоянок бронепоезда, укрывая состав в тоннелях, оставаясь неуловимыми для авиации врага. Во время затишья в боях личный состав обновлял маскировку на бронеплощадках и паровозе, проводили техобслуживание и ремонт вооружения и подвижного состава.

После одного из наиболее удачных и дерзких рейдов на захваченную немцами станцию Мекензиевы горы противник начал охоту за грозным бронепоездом. Места стоянок постоянно бомбила авиация, выходы из тоннелей были пристрелены вражеской артиллерией. Постоянно разрушались железнодорожные пути, возникали завалы. Личный состав бронепоезда и бригады железнодорожников уже не справлялись с работами по очистке и ремонту путей, поэтому им в помощь придали сапёрный батальон.

"Зелёный призрак" в рейде. Окрестности Севастополя.

Действия бронепоезда «Железняков» были очень эффективны. В течение почти всей обороны Севастополя в условиях позиционной обороны «Железняков» совершил более 140 рейдов. Из имеющихся данных только в период с 7 января по 1 марта 1942 года бронепоезд совершил 70 боевых рейдов и уничтожил: 9 ДОТ, 13 пулемётных гнёзд, 1 тяжёлую батарею, 3 автомобиля, 3 самолёта, порядка 1500 солдат и офицеров противника. В списке несомненных заслуг экипажа бронепоезда – проведение операции по доставке на 30-ю береговую батарею новых стволов, часть маршрута которой проходила фактически по линии боестолкновения с немецкими войсками. Именно за результативность огня и неуловимость бронепоезд «Железняков» у врага получил прозвище «Зеленый призрак».

Во время третьего штурма Севастополя бронепоезд действовал поблизости от своей базы в Троицком тоннеле. 26 июня во время авианалёта часть тоннеля обрушилась, завалив вторую бронеплощадку укрывавшегося там бронепоезда. Оставшиеся платформы покидали укрытие и вели борьбу до тех пор, пока не оказались окончательно заблокированы в тоннеле на следующий день. Тогда экипаж снимает уцелевшее вооружение и продолжает сражаться в пешем строю, занимая оборону у Севастопольской ГРЭС. Часть бойцов находится на позициях у входа в Троицкий тоннель, защищая укрывающихся там гражданских. В течение этих последних дней обороны Севастополя большинство бойцов-«железняковцев» погибло или попало в плен.

Севастополь — город-крепость, и как большинству крепостей, ему пришлось испытать осаду. Их было 2(не путать со штурмом). Увы, войны являются составной частью человеческой истории. О них говорят и спорят историки, они обрастают слоем мифов, легенд, домыслов, и чем больше проходит лет, тем слой вымыслов становится толще. Такой легендой в нашем городе стал бронепоезд «им. Железнякова».

Конечно же, все севастопольцы, да и не только, видели памятник в виде «бронепоезда» около автовокзала. Огромный чёрный паровоз сцепленный с орудийной площадкой на ж.д.-платформе с огромным орудием (180мм). Но я думаю мало кто знает, что этот памятник кроме названия «Бронепоезд «им.Железнякова» ничего общего с настоящим бронепоездом не имеет.

История «бронепоезда Железнякова » удивительна, запутанна и покрыта тайной. Как он выглядел, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Рыморева, людей ставших легендами ещё при жизни. К слову, говоря, бронепоезда до сих пор состоят на вооружении российской армии. Изменилось их вооружение и техника, но они, как и прежде остаются крепостями на колёсах.

Строители «бронепоезда Железняков » подошли к его созданию поистине творчески. Приспособив под бронеплощадки 60-ти тонные вагоны, широко применили электросварку для сшивки бронелистов, усилив их армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони).
Вместе с основным паровозом использовался дополнительный, небронированный.

4-го ноября 1941 года постройка и вооружение бронепоезда были завершены. «Бронепоезд Железняков » был вооружён 5-ю 76мм орудиями, 2 из которых были дореволюционного выпуска, 2-я бронеплощадка служила командным и наблюдательным пунктом, была оснащена 2-мя пулемётами ДШК 12.7мм. Помимо этого «Железняков» имел одну миномётную площадку с миномётами 82 мм. Такое вооружение делало бронепоезд грозным и эффективным средством в условиях жёсткой позиционной обороны. Командиром бронепоезда был капитан Саакян.

Вечером 6-го ноября перед командиром бронепоезда была поставлена боевая задача. Выйти в район Камышловского моста и обстрелять скопление врага у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнее-Садовое). На следующее утро бронепоезд произвёл свой первый залп, уничтожив врага мощным артиллерийско-миномётным огнём. В дальнейшем «Железняков» принемал активное участие в обороне Севастополя. Более 140 боевых выходов на позицию в 1941-1942гг. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко. 17-го декабря начался второй штурм города немцами. «Железняков» своим огнём поддержал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Об ожесточённом ходе тех боёв говорит такой эпизод: железняковцем часто приходилось применять не только минометы, но и практически все 12 «максимов», по приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами. Спустя 5 дней «крепость на колёсах» не только поддержала своим огнём 388ю дивизию, но и помогла развернуться 79-й бригаде морской пехоты, а затем совершила дерзкий налёт на станцию «Мекензевы горы». В конце 1941 года Бронепоезд Железняков был отправлен в тыл на ремонт.

Не смотря на типичные действия бронепоезда, машинистам с величайшей лёгкостью удавалось уводить «Железняков» в туннели и выемки от вражеского огня. Выводить скрытно ночью на указанные позиции, прикрыв состав маскировочными сетями. А с рассветом внезапно проводить артналёт. Мастерство железнодорожных бригад в таких условиях играло особую роль. Кроме того, находясь на позициях, «Железняков» мог подключаться к телефонным линиям и вызывать помощь ремонтной бригады или авиационное прикрытие, за это немцы окрестили его «Зелёным призраком». Особые меры скрытности привели к тому, что бронепоезд не имел постоянного места стоянки. До конца обороны немцам так и не удалось разбить «Железнякова» .

На рассвете 7-го июля 1942 года начался 3-й (последний) штурм города. Тысячи бомб мин и снарядов рвались как на передовой, так и в Севастополе. Но перепаханная воронками земля лжила, когда гитлеровцы пошли в наступление. Из полуразрушенных окопов и блиндажей в них поелтели гранаты, ударили пулемёты. В районе Мекензевых гор «Железняков» вновь оказал поддержку славным защитникам города. Всё чаще приходилось выходить ему в боевые рейсы. От множества повреждений вышла из строя телефонная связь. Было разрушено железнодорожное полотно. Его под огнём врага восстанавливали ремонтники и моряки бронепоезда.
15-го июля командующий приказал обстрелять скопление танков в лощине кордона «Мекензия».

«Железняков» с расстояния 400 метров открыл огонь по танковой колонне неприятеля. И лишь только появление авиации спасло танки от полного уничтожения. В те дни авиация противника господствовала в небе над Севастополем. Самолёты охотились буквально за каждым человеком.

21-го июня на Северной стороне советским войскам пришлось подорвать всю артиллерию и бронетехнику. Бронепоезд остался единственной мощной боевой единицей. Чтобы не оказаться в окружении «Железняков» перешёл в «Циганский» туннель, прикрывая отход наших частей, истощенных и обескровленных непрерывными боями. Во время очередной бомбёжки в ход в туннель был завален, пока его расчищали, часть моряков сняла с платформ миномёты и установила их перед тоннелем. Затем, 25-го июня, бронепоезд ушёл в Троицкий тоннель, откуда он выходил около 20 раз для обстрела противника в районе Братского кладбища. Несколько раз удалось сорвать попытку немцев переправиться через севастопольскую бухту на Корабельную сторону. За это время «Железняков» выпустил около 150 снарядов. На следующий день во время очередного боевого выхода из тоннеля бронепоезд подвергся массированному авианалёту. Был загнан обратно в тоннель, где после мощного взрыва на него обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 1-ю и 2-ю бронеплощадки. В казематах погас свет. Уцелевших людей удалось эвакуировать через десантные люки в полу казематов. После этого под колёсами лопнуло железнодорожное полотно, бронеплощадки ушли в грунт. Отцепив погребённые платформы, «Железняков» вышел из другой стороны тоннеля, оказавшись полной неожиданностью для врага. Был сбит пикирующий самолёт. «Зелёный призрак» оправдал своё название.

30-го июня гарнизону Севастополя ставка приказала оставить город, через несколько дней экипаж «Железнякова» принял решение взорвать свой бронепоезд. Оставшиеся из моряков установили в районе киленбалочных высот миномёты и какое-то время оказывали врагу ожесточённое сопротивление. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то погиб вместе с Харченко в бою у железнодорожного вокзала, кто-то попал в плен и бежал, как Александров.

Но самое удивительное что во время оккупации Севастополя гитлеровцам удалось откопать и восстановить часть бронепоезда «Железняков» , создав 2 бронесостава- «Ойгент» и «Михоэль». В последствии уничтоженные или захваченные в ходе крымской освободительной операции.

Что же касается вышеупомянутого памятника у автовокзала, то его история такова: в 70-е годы был установлен паровоз типа «ОВ» (овца), под названием «Памятник железнодорожникам, погибшим во время обороны Севастополя 1941-1942гг». Затем к очередному юбилею его переименовали а «Бронепоезд «Железнякова» , украсив надписью «Смерть фашизму». В начале 90-х к поезду прицепили бронеплатформу.

Заканчивая своё повествование, мне хочется подчеркнуть героизм как экипажа бронепоезада Железняков , его создателей так и всех защитников Севастополя, благодаря подвигам которым мы с вами сейчас живём и читаем эти строки.

Кононцев Алексей

Севастопольский Национальный Технический университет, победитель конкурса «Стань журналистом», в номинации «Бессмертие подвига» — 2006

Об авторе: Татьяна Воронина:
Писатель, председатель правления Севастопольского регионального отделения Союза писателей Россси, Секретарь Правления СПР, член Союза журналистов России, редактор газеты "Литературная газета+Курьер культуры:Крым-Севастополь" , руководитель Севастопольского творческого объединения литераторов (СТОЛ) и Балаклавского литературного объединения «Поэтическая гавань Сюмболон». Обладатель Золотой медали "Василий Шукшин", лауреат Всероссийской литературной премии им. Николая Гумилёва, обладатель памятной медали Года литературы "За особый вклад в книжное дело". Лауреат премии города Севастополя в области журналистики за 2018 год. Ведущая рубрики «Дом писателей», Фото, Музыкальный альбом, Соотечественники и др.