Что такое эгоизм аргументы. Эгоизм, как сущностная черта психики

Часто, споря с близкими людьми, мы слышим в свой адрес упрёки в эгоизме и такие же обвинения предъявляем сами - родителям, детям, мужу, жене. Во время ссоры человек не задумывается о том, насколько его слова соответствуют действительности, - разум захлёстывают эмоции. А если разобраться в проблеме на холодную, трезвую голову?

Понятие эгоизма

От Ларры к Данко

Вспомним классику! Ларра, сын земной женщины и орла, царя птиц, был необыкновенно красив, горд до заносчивости и считал, что ему можно всё: забирать себе самых красивых девушек племени, воровать скотину, дерзить старейшинам рода и убивать соплеменников, если те не желали признавать его превосходство. не правда ли? Чем же отплатили ему люди за пренебрежение общечеловеческими законами? Не лишением жизни, нет - изгнанием! Даже сама земля не желала принять его, смерть обходила стороной. Ларра оказался обречён на одинокое бессмертие. Вначале герой был даже доволен таким положением дел: это эгоизм говорил в нём. Но прошли века, и одиночество стало тяготить горьковского персонажа. Однако с себялюбцем никто не хочет иметь дел - такова истина! И Ларре - другой красавец, Данко. Людей он любил больше себя, больше собственной жизни. И даже живое сердце вырвал из своей груди ради них. Оба героя воплощают в концентрированной форме, в чистом виде альтруизм и эгоизм - как две противоположные формы человеческого сознания.

Отыщи отличия

Чем же они противоречат Многим! Эгоист живёт для себя, делает что-то ради себя. И даже если помогает другим, то не бескорыстно. Личная выгода - вот что руководит всеми его поступками. Это аксиома, данность, изменить её не может ничто. Потому альтруизм и эгоизм - понятия антонимические. Самопожертвование, признание интересов и прав другого, стремление сделать приятное или полезное кому-то, но в ущерб себе - на это способны люди типа Данко, "с солнцем в крови", как отзываются о герое литературные критики.

От Толкового словаря к просторам Жизни

Лучше всего помогают понять, что такое эгоизм, синонимы к слову. В первую очередь, это самовлюблённость (т. е. любовь к самому себе), себялюбие (почти то же самое) и своекорыстие. Психологи часто говорят, что современному человеку не хватает любви к себе. Призывают ли они нас к эгоизму? Отнюдь! Мы много времени посвящаем работе, решению бытовых или сиюминутных проблем, взваливаем на плечи воз семейный, и за всем этим просто не успеваем сделать что-то доброе для себя лично. А потом жалуемся на здоровье, моральную усталость, отсутствие в жизни позитива. Какой вывод из этого следует? Любить себя - не всегда плохо. Главное, чтобы это не принимало гипертрофированных форм! А вот своекорыстие - явление уже другого плана, и его следует в себе изживать. Хотя и это вопрос спорный!

Палка о двух концах

В чём же заключается основная проблема эгоизма, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни? В двойственности его природы. Когда мы будем считать другого себялюбцем? Если этот «другой» откажется делиться с нами своими активами - личным временем, чувствами и эмоциями, знаниями, деньгами и т. д. Законный вопрос: а когда кто-то жертвует собственными благами, одаривает, так сказать, чем он руководствуется? Психологи считают, что желанием понравиться, произвести благоприятное впечатление. Причём порой и сам даритель (жертвователь) не отдаёт себе в этом отчёта.

Получается, что главным побуждением добрых поступков, по большому счёту, является стремление выглядеть в глазах окружающих лучше, чем ты есть на самом деле? Если же «аттракцион неслыханной щедрости» не демонстрируется, значит, мы не промотивировали на это, не вызвали соответствующих желаний. То есть не только «эгоист» плох, но и мы не ангелы? Согласиться с подобной позицией среднестатистическому человеку сложно, ведь в глубине души каждый считает себя «вполне хорошим». А это чувство - одно из проявлений самовлюблённости! Сплошная диалектика!

«Я» + «Я» или «Мы»

Как выказывает себя эгоизм в отношениях между мужчиной и женщиной? Вопрос очень интересный. В двух словах ответ можно сформулировать таким образом: «Ты живи для меня, и я тоже буду жить для себя». А именно: желание наслаждаться всем, что может дать партнёр, и нежелание отвечать ему тем же. На всех уровнях совместного бытия такой пары наблюдается иерархия: один любит - другой позволяет себя любить.

Здесь нет и не может быть равноправия, равенства. Кто-то обязательно подстраивается под партнёра, касается ли это сексуальных предпочтений, выбора блюд для завтрака, обеда и ужина, распределения домашних обязанностей, покупки вещей и прочего, прочего, прочего... Следовательно, в отношениях такого рода никогда не произойдёт замена отдельно взятых «Я» на общее «Мы». Если же она возможна, то при одном условии: один из партнёров по браку полностью нивелирует себя, растворит свою индивидуальность, свои потребности, утратит себя как личность. Печальный исход! Здесь нет места гармонии, настоящей, равной и возвышающей человека любви, нет счастья. Да и будущего, по сути, у пары тоже нет.

Семейно-рыночные отношения

А что получается, если судьба сталкивает двух эгоистов? Такой тандем либо приведёт к так называемому синдрому скорпионов, когда один из «влюблённых» попросту съест другого, либо их отношения станут своего рода аналогом семейного рынка. В этом случае позиция мужа и жены несколько поменяется. Если раньше доминантой был принцип: «Я хочу, чтобы ты делал (а) мне приятное, но сам (а) для тебя этого делать не желаю», - то сейчас их семейный кодекс звучит иначе. А именно: «Если я тебе сделаю то, что ты хочешь, каков будет твой шаг в ответ?» Или: «Я выполню это, если ты выполнишь то». И далее выдвигаются примерно равнозначные условия. Подобные примеры эгоизма встречаются сплошь и рядом в браках по расчёту, и основные положения будущих отношений прописываются в брачном контракте. Да и сам брак, по большому счёту, напоминает выгодную сделку.

Когда минусы переходят в плюсы

В бизнесе важны такие понятия, как деловая порядочность, доверие, честность, партнёрство. Если они переносятся на семейный уровень, всё может оказаться не столь плохо, как кажется на первый взгляд. Да, муж и жена могут о многом заранее договориться. Могут вести общее хозяйство как совместное предприятие. Могут выручать друг друга в сложных ситуациях, т. к. процветание (во всех сферах!) одного выгодно другому. В подобном тандеме люди даже начинают проявлять друг к другу тёплые человеческие чувства. Конечно, если им не изменяет та самая порядочность, о которой мы говорили.

Эгоисты поневоле и разумные

В русской литературе XIX века мы встречаемся с такими интереснейшими понятиями, как «эгоист поневоле» и «разумный эгоизм». Автор первого - талантливайший критик В. Г. Белинский. Именно так он обозначил Евгения Онегина и Григория Печорина - героев романов Пушкина и Лермонтова. Что имел в виду Белинский? Своим термином он пояснял: эгоистом человек не рождается. Таковым он становится под влиянием окружающей среды, обстоятельств. Часто именно общество несёт ответственность за то, что чей-то характер оказался полностью исковеркан, обезображен, а судьба разрушена. Затем включается закон бумеранга - и сам человек становится разрушителем уже чужих судеб. Иначе обстоит дело, когда включается разумный эгоизм. Понятие это введено в массы писателем-демократом и общественным деятелем Н. Г. Чернышевским и обосновано в романе «Что делать?» В чём его суть: думать сугубо о себе, пренебрегая другими, невыгодно для самого эгоиста. Его не любят, к нему не придут на помощь, ему не на кого рассчитывать. Согласитесь, глупо поставить себя в подобную позицию отщепенца! Потому отношения с окружающими следует строить таким образом, чтобы личные интересы одного человека не противоречили, по большому счёту, другим людям. К примеру, если вы пришли в кафе, заказали еду, наслаждаетесь ароматом и вкусом блюд, а рядом каждый положенный вами в рот кусок голодным взглядом провожает давно не евший человек, обед не пойдёт вам впрок. Но угостив нищего, вы и накормите нуждающегося, и свой аппетит не испортите. Разумно, не правда ли?

Как вы убедились, эгоизм эгоизму рознь. И не всегда он является минусом!

Эгоизм как неотъемлемая часть человеческой сущности.

Доказать, что эгоизм – это не индивидуальная модель поведения, а обязательная составная человечности.

1)Собрать эмпирический и исторический материал по теме исследования;

2) Провести мысленный эксперимент;

3) Проанализировать полученные данные отдельно в каждом случае.

Были рассмотрены проявления эгоизма в обществе, раскрытие стереотипов связанных с эгоизмом, проведены мысленные эксперименты, рассмотрены возможные противоположности эгоизма на примере биографии известных людей.

Были проведены соц. опросы студентов Кировской и Пермской медицинских академий.

Результат: Стереотипы об эгоизме неоправданны и нелогичны. Само понятие эгоизм стало в обществе искажённым и неполным. Абсолютных противоположностей эгоизму нет.

На основе результатов исследования было установлено:

  • Эгоизм имеет свою природу
  • Любое проявление альтруизма является следствием эгоизма
  • Каждый человек эгоистичен по своей натуре

Что такое эгоизм? Толковый словарь Даля толкует это слово как «забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим…». Очень часто в понятие «эгоизм» включают ещё несколько терминов, например, корысть или себялюбие. Спрашивая людей, почти 90% сказали, что эгоизм - это себялюбие, но остальные отметили, что это способность думать только о себе.

(Прежде чем понять, что такое эгоизм, необходимо вспомнить: где мы его встречаем, когда им пользуемся, кому от этого плохо и почему это качество принято считать отрицательным.)

Как проявлял себя человеческий эгоизм в истории? Одним из самых знаменитых эгоистов считают Герострата. В 356 году до нашей эры Герострат сжёг знаменитый храм Артемиды, чтобы увековечить своё имя в истории. Можно ли назвать его эгоистом, если по его замыслу пользу он извлечёт только после смерти? Конечно, нет. Судя по летописям, Герострат был изощрённым нарциссом, но никак не выдающимся эгоистом. Здесь важно отметить отличие одного от другого: нарциссизм даёт человеку некую свободу действий, ставя его выше других, в отличие от эгоизма, где любое неправильное решение может только отдалить эгоиста от его основной цели.

Так, если оглянуться на протяжённую историю человечества, очень сложно найти каких-то выдающихся эгоистов, оставшихся в памяти. Всё потому, что все люди всегда действовали в собственных интересах. Поэтому, если спросить: «Кто был самым эгоистичным?», то это будет равноценно сказать: «Кто был самым человечным?».

Все так делают, но обществу это не нравится… По данным опроса 40% студентов считает, что эгоизм противоречит общественным ценностям, другие 40% считают наоборот, и оставшиеся 20% отмечают, что такое происходит не всегда. Но общественные ценности и личные интересы – вещи разные, и опрашиваемые вполне могут из-за личных обид на эгоизм назвать его общественно опасным, когда на самом деле он таким может и не являться. Люди не имеют ничего против своего собственного эгоизма, их куда больше раздражает эгоизм со стороны других людей, потому что иногда эта забота о себе идёт в ущерб блага другим. И ответ на такое поведение – осуждение со стороны общества. Осуждение – единственное, что придаёт морали вес и силу. Таким образом, эгоизм подвергается гонениям, только когда он стоит против интереса других. А так как на другие его проявления общество внимания не обращает, все давно забыли, что эгоизм – это не только безразличие к чужим интересам, но и неотъемлемая часть человеческой сущности.

Такая подмена понятий сыграла на руку немалому количеству правителей. Ни один солдат не пойдёт воевать просто так. Для этого нужна причина, а причин воевать у человека в избытке. Одна из проблем полководца – дезертирство. Посмотрев на войну изнутри, мало кто захочет на ней остаться. И, тем не менее, люди воевали, солдаты шли в бой. Всем сказали, что эгоизм – это плохо; и никто не хотел покидать военный строй, потому что иначе это было бы эгоизмом. В Первою мировую войну ни один солдат не был в ней заинтересован. Причины войны были в основном экономического и территориального характера, что относилось к главам государств. И, тем не менее, на войну было мобилизовано более 60 млн. человек. Решить проблему с дезертирством помогла пропаганда патриотизма, идущая в разрез с общепринятым эгоизмом. Достаточно посмотреть на лозунги 1914-1918 гг: «Во имя Родины вперёд богатыри!» или «Папа, а что ты делал во время Великой войны?» Солдаты воевали, потому что их эгоизм начали стыдить, и у них не осталось особого выбора, кроме как идти в бой мужчиной или остаться дома с чувством вины за свой эгоистичный поступок.

Данную мысль следует закончить словами Оскара Уальда: « Жить так, как вы хотите, это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.»

У каждого человеческого чувства, свойства есть, так сказать, свой предок, прообраз. Проще говоря, инстинкт. С появлением самосознания (человеческой души) все животные инстинкты приобрели новую форму. Инстинкт размножения превратился в любовь, родительский инстинкт в нежность, стадный инстинкт в коммуникабельность. Так и эгоизм имеет свою природу. Сам Шопенгауэр утверждал, что эгоизм является основной реальной пружиной поведения как животного, так и человека. Учёные испытывают потребность в познании, романтики – потребность в неизведанном, спортсмены – потребность в соревновании, борьбе. Люди могут заниматься совершенно разными вещами, работать на самых разных должностях, но у всех будет единая цель – удовлетворение собственных потребностей или эгоизм.

Спрашивая студентов, есть ли антоним к эгоизму вообще, 90% сказали, что есть, и все, как ни странно, называли альтруизм. Хотя альтруизм, который так часто ставится в противопоставление эгоизму, является лишь его следствием. В качестве примера можно привести биографию Флоренс Найтингел. Она была английской сестрой милосердия и общественным деятелем. Ни светская жизнь, ни семейное счастье не интересовали её так, как уход за больными. Она действительно любила свою работу и получала от неё удовольствие.(можно вставить её цитату ) Её праксические и альтруистические потребности были требовательнее остальных. Да, она помогала другим, но это было её решение, и действовала она, согласно своим желаниям. И даже здесь можно найти схожие черты с более привычным для нас эгоизмом. Профессия Найтингел шла против благ её семьи, но, тем не менее, сестра милосердия решила оставить свою семью, ради собственных потребностей.

Ещё одна общепринятая противоположность эгоизма – самопожертвование. Что заставит одного человека встать между пулей и другим человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести небольшой мысленный эксперимент. Допустим, перед вами выбор: сыграть в героя и спасти чью-то жизнь ценой своей или спасовать и отойти в сторону. Минусы первого варианта – вы, скорее всего, умрёте. Минусы второго – вас могут осудить за малодушие. В зависимости от настроения и мировоззрения, первый минус может превратиться в плюс. А во втором случае, вы остаётесь с виной за чью-то жизнь, что в перспективе тоже не радует.

Вредит ли эгоизм врачебной деятельности? Студентам-медикам в конце было задано три вопроса:

Рисунок 1. Мешает ли эгоизм быть хорошим врачом?

Рисунок 2. Мешает ли эгоизм быть квалифицированным врачом?

Рисунок3. Может ли хороший врач быть неквалифицированным?

Все участники ответили, что не может.

В первом и втором вопросе мнения сильно рознятся, в отличие от третьего, где понятия «хороший врач» и «квалифицированный врач» неразрывны. Данные второго вопроса поясняют первый: Эгоизм мешает стать хорошим врачом, потому что он мешает квалификации. Но когда студентов спрашивали, каким образом эгоизм мешает получению квалификации, то многих этот вопрос ставил в тупик. Все, кто отмечал эгоизм как помеху, отвечали машинально, не задумываясь, потому что такие ценности диктует им общество. Почему нашлись те, кто отвечал наоборот? Потому что они не дают обществу думать за них и понимают, что все люди – эгоисты, а те, кто не признают этого – лицемеры.

Подводя итог, нужно сказать, что под эгоистом, часто понимают человека, думающего только о себе. Но, думать только о себе – не означает не брать во внимание всех остальных людей. Иначе это было бы глупо и недальновидно, ведь от других людей напрямую зависит настроение и состояние любого эгоиста. Так что эгоизм – это неотъемлемая часть человеческой сущности, целью которой является удовлетворение всех потребностей конкретного человека, используя при этом любые средства, в том числе и интересы других людей.

Список литературы:

1. Электронный ресурс «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгоизм (дата обращения 12.03.2016) Электронный ресурс «dic.academic.ru» Философская энциклопедия URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3745/ЭГОИЗМ (дата обращения 12.03.2016)

В своих произведениях идеализировали образ главного героя, наделяя его исключительно положительными качествами. В результате получался великолепный образец для подражания. Он, возможно, обладал своими небольшими недостатками, но в целом соответствовал всем нормам этики и нравственности. В литературе XIX века появились новые тенденции. Возникло желание нарисовать образ своего современника, героя, портрет которого был бы составлен «из пороков всего поколения, в полном их развитии». Реального самолюбивого человека, оказавшегося, как и Россия в тот период времени, на перепутье.

Многие писатели пытались раскрыть эту проблему на страницах своих произ-ведений. Особенно ярко развитие этой темы можно проследить в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Онегин и Печорин были близки и понятны своим современникам, потому что действительно отражали настроение каждого. В то/ время Россия стояла перед тяжелым выбором: «Как развиваться дальше? По какому пути идти?» Каждый человек должен был занять определенную гражданскую позицию. Сложившиеся условия пробуждали в людях не только хорошие, но отрицательные качества. Именно себялюбие и эгоизм заставляли многих совершать те или иные поступки.

Пушкин очень подробно знакомит нас с жизнью Евгения Онегина, со средой, где он вырос, и обществом, в котором оказался. Главный герой получил типичное для того времени воспитание. Его учителем был француз, давший молодому Онегину довольно поверхностное образование, которого, впрочем, было достаточно. Жизнь Евгения в Петербурге носит потребительский характер, состоит лишь из одних развлечений и удовольствий. Он, обладая всеми достоинствами молодого человека, с успехом пользовался благами светского общества. Однако такое бесцельное существование скоро наскучило Евгению. Онегин разочаровывается в жизни. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Но не привыкший к труду и стараниям Евгений вскоре становится лишь пассивным наблюдателем. Онегин эгоистичен и самолюбив. Он с пренебрежением относится к людям, хотя и искренне привязывается к Ленскому. Но даже его расположение и любовь не приносят окружающим, да и ему самому, счастья. Евгений убивает своего друга, отвергает первые серьезные чувства девушки. Его трагедия заключается и в том, что в нужный момент он упустил свой шанс. Боясь потерять свободу, главный герой отказывает Татьяне, в чем в дальнейшем сильно раскаивается. Именно Татьяна Ларина была послана Онегину, чтобы помочь ему «проснуться» в этом мире. Лишь спустя семь лет он понимает свою ошибку и понимает всю силу любви и страсти. Ореол светской дамы интригует и завораживает. Татьяна же, почувствовав то себялюбие, что лежит в основе его любви к ней, отказывает Евгению.

Страдания Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сходны с терзаниями Онегина. Его даже можно назвать Онегиным своего времени. После полного разгрома декабристского восстания 1825 года он, как человек передового мышления, с одной стороны, бунтовал против накопленных ранее ценностей, с другой - не мог найти себя и своего применения в этом новом этапе жизни. Пресытившись всеми благами общества, Печорин в поисках экзотики едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но и там не находит внутреннего спокойствия. Надо отметить, что, в отличие от Онегина, главный герой не становится безмолвным наблюдателем. Он бешено гоняется за жизнью, постоянно ищет опасность, но никак не может найти в этом смысла. При всей свой одаренности, он «нравственный калека». Его характер крайне противоречив. Всю вину за свою судьбу он перекладывает на свет, объясняя в «Княжне Мэри», откуда у него взялись дурные наклонности: «...Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они появились...я стал скрытен...я стал злопамятен...я сделался завистлив...я выучился ненавидеть...я стал обманывать». По-моему, он во всем виноват сам. Озлобившись на мир, внушив себе, что его никто не любит, Печорин оказался в одиночестве. Не находя применения своим необъятным душевным силам, он лишь попусту растрачивает самое дорогое, что у него есть - жизнь.

Положение обоих героев трагично. Эгоцентризм и себялюбие создают пропасть между ними и другими людьми. Даже оказавшись на какой - то период времени «лю-бимцами» общества, они, тем не менее, чужды ему и не только по вине окружающих. Их участь не утешительна. И если осознание Онегина происходит через отвергнутую им ранее девушку, то как найдет свое искупление Печорин, нам остается лишь предполагать. В любом случае, чрезмерное самолюбие мешает нашим героям гармонично развиваться и существовать в этом мире. Более того, объединяет в определенную группу, получившую название «лишних» людей. Герцен говорил, что «печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах». Пушкин и Лермонтов сумели убед№ тельно доказать несостоятельность мировоззрения своих героев, предостеречь читателя от ошибок.

На вопрос эгоизм в литературе? в каких книгах это самый главный вопрос? заданный автором Mery лучший ответ это Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем рассказе К. Акулинин. Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на прием к врачу и, когда ему это надоело, решил дать взятку, чтобы пройти без очереди. Однако сочувствие к другим людям, которые тоже ждали своей очереди, не позволило ему воспользоваться нечестно полученной привилегией. Автор выражает свое отношение к проблеме не напрямую, а через художественное повествование: человек не должен ставить свои интересы выше интересов других. В качестве литературного примера можно привести роман Достоевского «Преступление и наказание». По теории Раскольникова, интересы некоторых людей («право имеющих») выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить – сможет ли он ради своих целей переступить чрез человеческую жизнь. Однако он не смог вынести тяжести содеянного, не смог и воспользоваться украденным деньгами старухи-процентщицы. Герой поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - крестьянин Ермил Гирин – воспользовался своим положением старосты, чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько неприемлемо для него было пренебречь интересами другого человека. Несмотря на то, что люди иногда поступают безнравственно, ради своих целей переступая через других людей, им свойственно испытывать муки совести и раскаиваться в своих поступках. Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений - человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, - пишет Белинский. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.
Вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение, что Грушницкий из «Героя нашего времени» - эгоист. Его эгоизм Чернышевский считал самым низким, фальшивым, выросшим на почве праздности. «В пример человека, у которого очень развиты мнимые, фантастические стремления, на самом деле совершенно ему чуждые, можно указать превосходное лицо Грушницкого… Этот забавный Грушницкий из всех сил хлопочет, чтобы чувствовать то, чего вовсе не чувствует, достичь того, чего ему в сущности вовсе не нужно. Он хочет быть ранен, он хочет быть простым солдатом, хочет быть несчастлив в любви, приходить в отчаяние и т. д., - он не может жить, не обладая этими обольстительными для него качествами и благами. но какою горечью поразила б его судьба, если б вздумала исполнить его желания! Он отказался бы навсегда от любви, если б думал, что какая бы то ни было девушка может не влюбиться в него. Он втайне мучится тем, что он ещё не офицер, не помнит себя от восторга, когда получает известие о желанном производстве, и с презрением бросает свой прежний костюм, которым на словах так гордился.
Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и ЭГОИЗМ. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен ему.

Кто такой эгоист? Это человек, чьи взгляды, интересы и поведение полностью вращаются вокруг его собственного «я» и направлены исключительно на собственные блага. Проще всего эгоизм выявляется в ситуации, которая ставит человека перед выбором – удовлетворить собственные интересы или же поступиться ими ради другого человека. В чем еще проявляется эгоизм?

Виды эгоизма

Каждому из нас рассказывали в детстве, что быть эгоистом плохо. И в итоге мы научились хитро поворачивать ситуацию в свою пользу, говоря человеку: «Ты эгоист! Совершенно не считаешься с моими интересами!» Но ведь таким образом мы сами проявляем эгоизм, даже не замечая этого.

По сути эгоизм – это не хорошо и не плохо. Это абсолютно естественно для человека, который имеет здоровую психику и нормальную самооценку. Осуждать другого за эгоизм глупо – можно осудить лишь степень проявления этого качества.

Следовательно, можно выделить три основных вида эгоизма:

Сверхэгоизм. Что-то из серии «все бабы как бабы, а я богиня».

Самоуничижение. Такой человек постоянно говорит: «О боже, вы только посмотрите, какое я ничтожество!»

Здоровый эгоизм – золотая середина между двумя крайностями. Человек понимает как свои, так и чужие потребности и стремится к их взаимному удовлетворению.

Основные признаки нездорового эгоизма

Попробуйте присмотреться к своим знакомым. Наверняка среди них найдется хоть один отъявленный эгоист. Чем он будет отличаться от других?

  • Он не берется за дело, которое не принесет ему выгоду.
  • О чем бы вы с ним ни заговорили, так или иначе придется обсуждать его незаурядную личность.
  • Считает, что существует только два мнения – его и неправильное.
  • Умеет находить выход из сложных ситуаций за счет чужой помощи.
  • Равнодушно относится ко всем, кроме самого себя.
  • Надеется, что другие уступят, но сам не пойдет на компромисс.
  • В чужом глазу соринку заметит, в своем бревна не увидит.
  • В любых своих действиях пытается найти выгоду или же откровенно требует ее.

Последствия эгоизма

Отдельные индивидуумы считают, что в современном обществе эгоистам очень неплохо живется. А что, правильно делают: идут напролом, думают только о себе и ведь добиваются успехов! Но в действительности законы человеческих отношений отрицательно сказываются на тех людях, кто и пальцем не пошевелит без личной выгоды.

Рано или поздно окружающие отвернутся от эгоиста, так как его поведение является социально неприемлемым. Он не сможет ни с кем завести нормальные серьезные отношения – дело всегда будет ограничиваться лишь поверхностными контактами. Одиночество является самой страшной расплатой за эгоизм.

В чем проявляется здоровый эгоизм?

Вы обладаете абсолютно здоровым эгоизмом, если:

  • умеете отстаивать свою точку зрения, отказываясь от того, что, по вашему мнению, может вам навредить;
  • готовы идти на компромисс;
  • можете защищаться любыми способами, если над вами или вашими близкими нависла угроза опасности;
  • никому не подчиняетесь, но и других не контролируете;
  • делаете выбор в собственную пользу, не мучаясь чувством вины;
  • уделяете внимание прежде всего собственным интересам, но при этом понимаете, что существует и другой взгляд на вещи;
  • не боитесь высказывать собственное мнение, даже если оно противоречит мнению большинства;
  • можете критиковать других, не опускаясь до оскорблений;
  • уважаете желания партнера, но учитываете также и свои принципы.

Таким образом, размышляя на тему, в чем проявляется эгоизм, можно узнать много нового о себе и своих знакомых. Главное, не переступать черту здорового эгоизма, и тогда будут довольны и окружающие, и вы сами.

Скачать данный материал: