Что такое грубая задержка развития. Симптомы и профилактика задержки психоречевого развития у детей

Вопросы, возникающие вокруг заболевания, связанные с задержкой психоречевого развития у детей, в последнее время становится всё более актуальны. Нельзя оставаться в стороне от решения этой проблемы, особенно родителям у которых дети подвержены этому заболеванию. Они первыми должны забить тревогу и обратиться к врачам за помощью.

Причины появления задержки психоречевого развития

По данным статистики, за последнее время количество ЗПРР выросло в десятки раз. Попробуем выяснить почему происходит всплеск роста заболеваний с таким диагнозом и для начала выясним причины его появления:

  1. Проблемы со здоровьем у матери во время протекающей беременности, а именно: инфекции, отравления, падения и травмы.
  2. Недостаток кислорода для плода.
  3. Проблемные роды, приводящие к травмам (перинатальная энцефалопатия, нарушение центральной нервной системы и т. д.).
  4. Тяжёлые инфекции, перенесённые ребёнком в раннем возрасте, которые могут привести к поражению мозга.
  5. Нарушение структуры мозга, возникшее от генетических заболеваний.
  6. Перенесённые в раннем детстве тяжёлые психологические травмы.
  7. Отсутствие или неправильное воспитание ребёнка, связанное с неблагоприятной обстановкой в семье.

Это заболевание не может возникнуть как самостоятельное, такой результат получается только после перенесённых болезней, которые влияют на поражение головного мозга и центральной нервной системы. К таким болезням ребёнка можно отнести: разные психические заболевания, гидроцефалия, опухоль головного мозга, заболевание сосудов головного мозга и другие. Итак, мы видим, что ЗПРР возникает как последствия заболевания головного мозга.

Симптомы, по которым можно определить задержку психоречевого развития

Первые симптомы ЗПРР можно определить на ранней стадии развития ребёнка:

Кроме этого, у ребёнка с диагнозом ЗПРР слабое физическое развитие и вкупе с вышесказанным всё это приводит к осложнениям в общении с другими детьми. Поэтому такой ребёнок старается всех сторониться и избегать. Признаки ЗПРР проявляются и в строении органических образований. Используя электроэнцефалографию были обнаружены изменения в левом полушарии мозга, которое как раз и отвечает за динамику речи. Это в итоге приводит к медленному психическому и умственному развитию детей и они с возрастом бывают не готовы к получению и обработке новых сведений.

Признаки аутизма в ЗПРР

Очень часто в задержке психоречевого развития просматриваются признаки аутизма, то есть проще говоря, отмечается расстройство общего развития с недостатком общения и эмоций. Это выражается в следующем поведении ребёнка:

Отсюда напрашивается вывод, что участие в лечении ЗПРР больного должны принимать несколько специалистов и обязательно с психологом.

Лечение ЗПРР

Для того чтобы лечение ЗПРР прошло успешно надо установить причины возникновения этого заболевания , т. е. провести диагностику больного с привлечением ряда специалистов по психологии, неврологии и логопедии. Для этого надо будет провести ряд мероприятий:

Первым делом проводится собеседования с родителями больного, так как лучше их никто не сможет описать поведения своего чада .

После проведённой диагностики ставится диагноз и начинается непосредственно лечение. Лечение обязательно должно проводится комплексно с участием медицинских работников и самих родителей. При лечении ЗПРР соблюдается определённая методика, которой придерживаются все участвующие в ней.

Одним из методов является микротоковая рефлексотерапия , основанная на воздействии малыми токами на отдельные участки мозга для восстановления работы центральной нервной системы. Для лечения ЗПРР медицинский работник этим методом воздействует на участки мозга, отвечающие непосредственно за речевые функции. Лечение таким методом признано очень эффективным и разрешён детям с 6 месяцев.

Не менее важным являются занятия, проводимые специалистами по логопедии и дефектологии . Занятия по дефектологии становятся более эффективными, если их начинать проводить с детьми двухлетнего возраста, а с 4-5 лет начать проводить занятия и по логопедии. Эти занятия позволяют научиться ребёнку правильно произносить слова, составлять предложения и целые тексты.

Применение лекарственных препаратов играют тоже немаловажную роль в процессе лечения. Специалисты по неврологии и невропатологии после проведённых сеансов томографии назначают приём медикаментов, основываясь на индивидуальном подходе к каждому больному. Среди ноотропных веществ обычно выписывают: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» и др. А также обязательно применение мультивитаминных комплексов, сюда можно отнести: «Нейромультивит», «Биотин», «Тиамин», «Цианокобаламин» и др.

Помимо методов лечения задержки психоречевого развития у детей, описанных выше, дополнительно проводятся сеансы у психолога. Целью его обследования является выявление психологических травм, атмосфера, окружающая ребёнка и применение методов решения этих проблем.

Большая роль в лечении отводится родителям больного. На их плечи ложатся задачи, связанные с общим развитием своего ребёнка. Его можно отдать в музыкальную школу, чтобы ребёнок развивал свой слух, играть с ним в разные развивающие игры, например, собирать вместе пазлы. Очень важно, чтобы родители проводили занятия со своими детьми регулярно, а не время от времени.

Лечение ЗПРР в других странах и в Москве

Если всё-таки лечение не приносит положительные результаты, можно обратиться за помощью к зарубежным специалистам. Хороших специалистов и новейшее оборудование можно найти в Израиле. По отзывам многих родителей, лечение в этой стране, во многих случаях, проходит успешно. Неплохих результатов в последнее время добились китайские медики. Тем более лечение в Китае обойдётся гораздо дешевле.

Положительных результатов стали добиваться и наши специалисты в некоторых клиниках Москвы. К ним можно отнести «Клинику восстановительной неврологии » на улице маршала Василевского. Полный процесс от диагностики до методов лечения ЗПРР оказывает медицинский центр «CORTEX », расположенный на Ярославском шоссе.

В заключение хочется отметить, что успех в лечении ЗПРР полностью лежит на родителях ребёнка, поэтому им надо быть настойчивыми и терпеливыми в отношении своего чада и тогда обязательно будут достигнуты успешные результаты.

В этой статье:

У некоторых детей развитие речи и моторных функций идет не по графику. В этом случае симптомы становятся очевидны уже к 1,5-2 годам. Выявить это могут сами родители – тогда необходимо немедленно обратиться за консультацией к врачу . Если ребенок ходит в садик или ясли, то проблему может обнаружить воспитатель. В любом случае задержка психоречевого или психомоторного развития должна быть устранена.

Часто это сделать не так уж сложно, особенно если начать лечение сразу после постановки диагноза. Ребенок начинает заниматься с логопедом, проверяется у невролога и ЛОРа. Бывает, что симптомы не были замечены вовремя, тогда ситуация намного сложнее. Ведь к 4-5 годам малыш уже сформировал привычки, его мышление и логика поменялись. Задержка в развитии в таком случае усугубляется. Родители обязательно должны следить за тем, как ведет себя малыш, как он развивается. Это поможет вам избежать многих лет коррекции, нормально пойти в школу вместе со сверстниками.

Что такое «задержка в развитии»

Обратите внимание: речь идет именно о задержке . Это значит, что у ребенка по каким-то причинам возникли проблемы с нормальной скоростью развития того или иного навыка, функции. Он делает успехи, но медленно, или же ему приходится тяжелее, чем другим деткам. В данном случае речь идет о нервной системе и психике . Бывает так, что ребенок сам избавляется от проблемы.

Например, если он начал активно знакомиться с другими детьми, играть, общаться, то уровень его психоречевого развития часто приходит в норму и без лечения. Но такие ситуации не повод просто оставить малыша без помощи. В любом случае нужно обратиться к врачу . Ваш педиатр направит ребенка на обследование к:

  • невропатологу;
  • ЛОР-врачу;
  • терапевту;
  • психологу.

Если речь идет про задержку психомоторного развития, то необходимо заниматься с ребенком дома, а также регулярно походить осмотр врача. До 2 лет диагноз «задержка» обычно не ставится, но бывают и исключения – это случаи тяжелого расстройства нервной системы у малышей .

Что нужно помнить родителям прежде всего

Родителям необходимо заботиться о правильном развитии малыша еще до его появления на свет. Соблюдать такие простые и всем знакомые правила, как не пить алкоголь во время беременности, правильно питаться, употреблять лекарства только после разрешения врача .

Задержка психического, моторного и речевого развития происходит в первую очередь из-за того, что во время формирования мозга и нервной системы у ребенка что-то пошло не так. Этот процесс проходит еще на 3-6 месяцах беременности. Поэтому будущей маме необходимо здоровое питание, отсутствие стрессов. Прием антибиотиков и сильных лекарств в этот период может все испортить. Сама закладка нервных волокон будет неправильной - отсюда задержка или более серьезные проблемы развития у детей.

После рождения малыша родители должны знать о том, что происходит с их ребенком. Основные рефлексы можно проверять дома , врач также обязательно будет проводить проверку рефлексов и реакций на каждом приеме.

Важно отслеживать процесс появления речи у ребенка. Как он повторяет слова, как складывает их в предложения. Если что-то вызывает сомнения, лучше записаться к логопеду. Простые дефекты исправляются за 1-2 посещения и при помощи домашних упражнений, таких как повторения, стихи, скороговорки, слова с труднопроизносимыми согласными.

С ребенком нужно заниматься. Это не только развивающие игры, но и самые обычные - малыш сам предложит игрушки и игру. С ним нужно разговаривать, демонстрировать разные эмоциональные реакции и ситуации. Глядя на взрослых, ему проще понять, к чему стремиться, ведь дети подражают родителям. Если вы будете просто аставлять ребенка одного с мультфильмами, говорящими игрушками, пусть даже самыми хорошими , это может привести к задержке или отставанию в развитии.

Ваш ребенок нуждается в помощи

Поставленный врачом диагноз - первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку. Здесь главную роль играют родители. Необходимо будет выполнять все, что скажет врач, пройти множество обследований и регулярно повторять их. Задержка еще не означает, что ваш малыш болен или неспособен на что-то. Это лишь значит, что все происходит медленнее, чем должно быть.

Для многих видов психической и моторной задержек развития сейчас есть лечение. После этого, если лечение прошло
успешно, диагноз снимается. Так, например, в 2 года можно получить задержку речевого развития, но в 5 лет ее могут снять - теперь для своего возраста (5 лет) ребенок развит правильно. Что могло повлиять? Родители занимались с ребенком, он пошел в садик, посещал логопеда. Все – после снятия диагноза можно забыть об этой проблеме . Главное, поддерживайте кроху, помогайте ему, а не ругайте.

Родителям нельзя проявлять агрессию по отношению к малышу, если он чего-то не может сейчас, не умеет, отстает от сверстников. Каждый ребенок развивается индивидуально. Конечно, есть общий график для детей, но обычно 2-3 месяца отставания не страшны. Пока что у детей идет лишь «закладка фундамента»: психика еще очень гибкая, нервная система только формируется, еще не все нервные окончания работают слаженно с мозгом. Помните об этом.

Задержки речевого развития

По статистике, в последние 5 лет детишек с отставанием или задержкой речевого развития становится все больше. Такая печальная тенденция складывается из-за того, что мало внимания уделяется общению, речи. Сегодня много мультфильмов, развивающих программ для детей, говорящих игрушек. Ребенку не нужно говорить – его мозг настроен на активное слушанье . Часто родители решают оставить его дома, а не отдавать в садик. А ведь именно там, среди сверстников, в играх формируется нормальный словарный запас, структура речи.

С детьми нужно разговаривать, даже если они еще совсем маленькие. Слышать речь взрослого, ее эмоциональные аспекты, видеть мимику очень важно для малыша. Очень важно вовремя заметить проблемы и начать лечить, корректировать. Речь и психика связаны между собой - эмоциональное и правильное психическое развитие невозможно, если речь не сформирована правильно. У ребенка начнется отставание в психическом развитии, а это уже более серьезный диагноз. Очень тяжело будет учиться в школе, строить отношения с другими людьми.

Кто и когда ставит диагноз «задержка речевого развития»

Если вы регулярно проходите все необходимые проверки у врача, то некоторые
задержки в развитии можно выявить на ранней стадии . Тогда их легче всего исправить с помощью курса лечения, упражнений, игр и изменения режима. Поэтому так важно приходить к своему педиатру вовремя, а не только тогда, когда что-то болит или вас что-то тревожит.

Диагноз «задержка в развитии речи» ставит логопед после беседы с ребенком. Раньше 2 лет стараются избегать такого диагноза.

Иногда хватает всего 2-3 месяцев, чтобы малыш «разговорился» .
В этом возрасте его словарный запас составляет около 1000 слов, форм слов, слогов и звуков. В игровой форме логопед выясняет, как малыш произносит слова, есть ли дефекты речи. Если он демонстрирует 50-80 слов за беседу, то это считается хорошим показателем. Чем больше, тем лучше. Отставание в речевом развитии ставится, если словарный запас в 2 года при обычной беседе составляет менее 50 слов, из которых многие он произносит неправильно, глотает и добавляет слоги.

Выявить симптомы отставания можно и раньше, особенно если у ребенка предрасположенность к задержке:

Часто отставание в речевом развитии присутствует у детей с синдромом гиперактивности.

Профилактика

Если быстро начать лечение и активно заниматься, то ребенок может уже в 6-7 лет без проблем пойти в школу вместе с остальными. К сожалению, в случае, если в 7 лет, перед школой, будет стоять этот диагноз, то ребенка не примут в обычный класс.

Занятия с логопедом помогут тем, у кого уровень психоречевого развития отмечается как пониженный. При легкой форме отставания необходимы частые занятия, а дома вам нужно обязательно контролировать, как и что говорит ваш малыш. Повторяйте слова правильно, но не ругайте его при этом. Например, ребенок 3 лет с отставанием в речевом развитии не может выговорить слово «молоко». Просит у вас: «Мама, дай мока!», на что мама должна повторить правильно: «Молока? Хорошо, сейчас налью». Так запоминание происходит гораздо быстрее.

Лечение

Лечение будет зависеть от того, насколько тяжелая форма задержки, и от возраста ребенка.

Задержка психомоторного развития

Часто встречается у детей, которые растут в малообеспеченных семьях. Здесь играет роль плохое питание, недостаток витаминов. Сильно влияют лекарства, которые вы даете малышу. Для детей дозы всегда ниже, чем для взрослых, поэтому покупать взрослые таблетки для ребенка 1-3 или 5 лет - значит сильно навредить ему. Дать половинку вашей таблетки - тоже плохой вариант . Сильное вещество влияет на мозг, желудок, почки, печень.

Иногда, к сожалению, ситуация усложняется, если есть более глубокие причины:


Каждый из этих пунктов опасен для нормального развития психики, движения, эмоций, моторики, коммуникации в целом. Большинство из таких детей не могут посещать обычные учебные учреждения, им требуется постоянный присмотр и уход специалистов.

Диагноз «задержка психомоторного развития»

Может возникать в двух случаях:

  • когда есть повреждения мозга, опухоли и новообразования;
  • когда нет структурных повреждений мозга (влияние среды, питания, окружения на ребенка).

Конечно, ситуация, когда нет никаких
повреждений мозга, решается проще. Меняется режим питания, проводятся занятия с логопедом, развивающие упражнения на моторику, лечебная физкультура. Ставить такой диагноз могут в разные периоды жизни малыша . Задержка психомоторного развития отслеживается врачом начиная с 2 месяцев. Симптомы?

  • 2 месяца: нет основных реакций, малыш не реагирует на свет, голос, движения, плохо запоминает лица родителей;
  • 4 месяца: активность малыша малая, он не улыбается. При виде матери спокоен, нет оживления. Отсутствует интерес к новым игрушкам. Не может взять в ручки предмет, роняет его;
  • 5 месяца: молчит, нет эмоциональных реакций;
  • 6 месяца: отсутствует подражание речи, нет интереса к игрушкам и новым предметам, слабо реагирует на прикосновения;
  • 10-12 месяца: нет выраженного игрового процесса;
  • 15 месяца: малообщителен; отсутствуют подвижные игры – они скорее носят бесцельный характер;
  • после 2 лет уровень развития ребенка соответствует 1 году. Он имеет очень малый словарный запас, не принимает участия в общих играх.

После 3-5 лет оценкой психомоторного развития уже
занимаются психологи и психиатры. Родители должны помнить, что именно они могут своими действиями сформировать задержку у детей. Плохой рацион питания, недостаток витаминов, редкое общение с ребенком (проще оставить его смотреть мультики), непосещение кабинета педиатра могут привести к печальным последствиям . Не все детские сады принимают детишек в таком состоянии, и уж точно не примет школа. Вас направят в класс коррекции.

Профилактика

Если в 2, 3, 5 месяцев, 1 год все нормально, это не повод не заниматься с малышом. Профилактика должна проводиться постоянно. Сюда можно включить:


Лечение

Если речь идет о неправильном развитии каких-то участков мозга, то применяется магнитотерапия. Она помогает детям с ранними признаками задержки психомоторного развития. Применяется только по рекомендации врачей: терапевта, психолога, невролога и невропатолога.

Лечение может проводиться медикаментозно, вместе с изменениями в рационе питания. Так называемое «активное питание» для мозга. В рацион вводятся вещества,
продукты и добавки, стимулирующие развитие коры головного мозга , укрепление нервных окончаний. Очень часто причина задержки в развитии обусловлена именно отсутствием правильных продуктов.

Часто детям и их мама прописывают посещение бассейна. Занятия лечебной физкультурой в воде нравятся детям, приносят им пользу. Бывает, что ребенок не реагирует на прикосновения, нет активности. В воде проще ощутить свое тело, даже для крохи.

Обычно лечение задержки психомоторного развития - это комплекс . Все зависит от вашего случая - врач будет решать, как именно можно помочь ребенку. Важно, на каком этапе случилась задержка. Чем позднее она выявлена, тем дольше будет лечение.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией . Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Согласно неумолимой статистике, в мире каждый год примерно в 2 раза увеличивается процент детей с диагнозом ЗПРР. Что это такое, знают не все. А между тем, аббревиатура ЗПРР расшифровывается просто - задержка психоречевого развития. Кроме этого отклонения, у детей есть два других, обозначаемых и Все три в большинстве случаев бывают связаны между собой и взаимозависимы. Не каждые папа с мамой придают серьезное значение тому, что их ребенок едва произносит отдельные слова, когда его сверстники уже вовсю говорят предложениями. Многие родители уверены: придет время и их малыш «разговорится». Знание всех нюансов ЗПРР, что это такое, чем вызвана, как ее преодолеть, и зачем это делать, поможет избежать ошибок и вовремя исправить ситуацию. Ведь речевое общение у людей, а особенно у самых маленьких наших граждан, непосредственно связано с адаптацией в обществе, самореализацией, достижением определенных успехов, а обобщенно - с полноценной жизнью.

Нормы психоречевого развития

Чтобы помочь ответить на вопросы "ЗПРР - что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?", приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие - это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.

Нормы развития ребенка
Возраст Умения
0-1 (мес)

Эмоциональное реагирование малыша на обращение к нему (на ласковое - улыбка либо любое проявление радости, на резкое и строгое возможен плач, всхлипывания, мимика обиды или расстройства).

1-3 (мес)

Гуление, лепет, а ближе к концу 3 месяца - произношение отдельных, самых простых звуков.

3-6 (мес)

В лепетании сперва непроизвольное, а после намеренное соединение звуков в звукосочетания, малыш должен быть заинтересован тем, что у него получается, прислушиваться к создаваемым им новым звукам, а ближе к 6 месяцам более отчетливо произносить отдельные легкие слоги (ба, ма, па и так далее).

6-9 (мес)

Достаточно четкое произношение простых буквенных сочетаний и слогов, а ближе к 9 месяцам малыши должны начать повторять за взрослыми слоги и простейшие слова (дай, на). Также дети уже должны понимать значения некоторых слов и выражений, например, «это мама», «где папа?», «"мяв" делает кошечка», «"гав" делает собачка» и так далее.

1 (год)

Осмысленное произношение простейших слов. У кого-то их может быть всего 2-3, у кого-то 10-12, но они уже должны появиться в детском лексиконе.

1-1,5 (лет)

Ребенок с удовольствием идет на контакт, увлеченно играет, каждый день учится чему-то новому. Занимаясь активной детской деятельностью, малыш быстро развивает свой словарный запас, который за последующие 6 месяцев должен достичь примерно 100 слов. Ребенок может уже сформулировать самые простые предложения, типа «киса мяв-мяв», «мама дай». Многие слова он пока произносит искаженно, не все звуки выговаривает, там, где его не понимают, добавляет к речи мимику и жесты, может придумать новые, не существующие в природе слова, но по тому, как и что он пытается сказать, хорошо видно, что его развитие идет нормально.

1,5-3 (лет)

Речь ребенка становится более отчетливой. Некоторые дети в 3 года могут правильно выговаривать почти все звуки, но чаще с «р», «л», «з», «с», «ч», «щ» и «ш» еще есть проблемы. Словарный запас в 3 года должен вырасти примерно до 3000 слов и уже включать «куда», «потому что», «когда», причем, употреблять их нужно осмысленно.

3-5 (лет)

Дети правильно произносят все или подавляющее большинство звуков, хорошо умеют соединять слова в осмысленные предложения и составлять из них коротенькие рассказы, описывать картинку, отвечать на поставленные вопросы не только однозначно «да» или «нет», но и более пространственно, рассказывать что-то из случившегося с ними за день.

5-6 (лет)

Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания.

6-7 (лет)

Речь правильная и осмысленная. У ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки. Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику.

Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.

Когда нужно бить тревогу

Значения вышеприведенной таблицы не являются абсолютными, строгих рамок в данном вопросе нет. Каждый человек, и малыш тоже, - это личность, целая отдельная «вселенная», обладающая свойственными только ей индивидуальными особенностями. Поэтому все приведенные выше данные могут корректироваться в диапазоне плюс-минус, но к 7 годам развитие должно быть в норме. Однако, значительное отставание от норм чаще означает не индивидуальность ребенка, а наличие у него ЗПРР.

Симптомы, подтверждающие патологию:

Кроме недостатков в речевом развитии, ЗПРР может проявляться в следующем:

  • приоткрытый почти постоянно рот;
  • чрезмерное выделение слюны;
  • агрессивность;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • слабая память;
  • отставание в физическом развитии;
  • отсутствие воображения;
  • замкнутость.

Причины, способствующие возникновению отклонений в развитии

Есть родители, которые сомневаются: ЗПРР - что это такое? Болезнь или нет? Однако ученые давно с этим разобрались. Результаты многочисленных исследований показали, что задержки в психоречевом развитии вызываются нарушениями в головном мозге и в центральной нервной системе. Они могут быть вызваны различными факторами, часть из которых влияет на малыша еще до его рождения, а часть возникает в первые месяцы жизни. К ним относятся:

  • в период беременности инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей мамой;
  • роды с осложнениями (затяжные, стремительные, преждевременные, запоздалые);
  • травмы при рождении (шейных позвонков, черепа, ЦНС);
  • тяжелые инфекционные заболевания в первые месяцы жизни;
  • гипоксия в утробе мамы;
  • обвитие пуповиной области шеи при родах;
  • некоторые методы воспитания (слишком докучливая опека, подавление любой инициативы и самостоятельности, проявляемых ребенком, жестокое с ним обращение, равнодушие родителей к своим детям, ситуации, когда они практически весь день, начиная с младенчества, предоставлены сами себе, а забота родителей заключается только в кормлении и смене памперсов);
  • психические травмы малышей на ранних сроках их жизни.

Заболевания, вызывающие ЗПРР

ЗПРР у ребенка почти наверняка возникнет как сопутствующий, а в отдельных случаях и как один из основных симптомов при следующих болезнях:

  • генетические, нарушающие структуру клеток мозга;
  • эпилепсия;
  • аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • опухоль мозга;
  • лейкодистрофия;
  • ущемление нерва шейных позвонков;
  • проблемы с сосудами головного мозга;
  • нарушенная ликвординамика.

Кроме того, часто является спутником ЗПРР аутизм, большинством медиков признанный заболеванием нервной системы, при котором наблюдаются изменения в участках мозга. Связывают эти патологии с мутациями в генах и изменением их взаимодействия.

Для начала поясним, что такое АЧ. В данном случае эта аббревиатура значит «аутичные черты». Число аутистов в нашем обществе каждый год растет. По данным социологических и медицинских исследований, таких людей примерно 3-5 на каждую 1000 человек, а тех, у кого замечены те или иные аутичные черты, гораздо больше. Взрослые аутисты ведут замкнутый образ жизни, в большинстве случаев одиноки, часто испытывают трудности в социальном аспекте. Заметить и ЗПРР и АЧ у ребенка можно с младенчества, но зачастую их первые проявления не вызывают у родителей тревоги, потому что отставание в развитии списывается на возраст, а АЧ на особенности характера малыша. Иногда бывает, что некоторым детям с АЧ на общем фоне некоторого отставания от сверстников свойственны необычные таланты, которыми те не обладают, например, уникальное запоминание трудных слов, номеров с большим количеством цифр и прочее. Кроме того, многие дети-аутисты удивляют и умиляют своих родителей любовью к определенному, заученному ритуалу, например, перед едой обязательное мытье рук с ежедневным повторением всех действий до мелочей, причем малейшие отклонения от заведенного ритуала часто воспринимаются «в штыки». Кроме подготовки к еде, часто отмечается соблюдение такими детьми ритуала подготовки ко сну. Малыши с АЧ не бросают игрушки, а складывают их выбранным ими способом, оставаясь не по-детски серьезными, выполняют ряд последовательных действий с переодеванием и так далее. Многих родителей такое несвойственное возрасту поведение их детей не только не настораживает, оно им даже нравится. ЗПРР с аутичными чертами становится достаточно выраженной примерно к 3-м годам. Если в этот период не принять меры, повзрослевший ребенок будет испытывать большие сложности в школе, может замкнуться в себе, отстраниться от общества или начать проявлять агрессию к тем, кто не такой, как он, кто его не понимает или каким-либо образом высмеивает.

ЗПРР с аутичными чертами: симптомы

Заподозрить, что у новорожденной крохи имеются черты аутизма, способные вызвать в дальнейшем отставание в развитии, можно по таким симптомам:

  • сильный плач и неоправданно бурная реакция на, казалось бы, незначительные дискомфорт и раздражители (переместили лампу, включили телевизор и тому подобное);
  • слабая или вовсе отсутствующая реакция на сильные раздражители (например, укол);
  • слабо выраженное двигательное оживление (ножками, ручками, улыбка);
  • проявление активности и интереса, направленных только на игрушку, при этом безразличие на заботу и общение с ним людей.

Чем старше становятся такие дети, тем ярче у них проявляется ЗПРР с аутичными чертами. Симптомы этого заболевания в возрасте 1-1,5 лет:

  • нет лепетания;
  • редко и неохотно реагируют на зов их по имени;
  • избегают смотреть в глаза другим людям, что особенно заметно, когда малыш учится ходить;
  • выражают желание жестами, причем, зачастую делают это рукой того, кто находится рядом с ними;
  • не показывают ручкой, где, например, мама, не машут «до свидания»;
  • не произносят никаких слогов;
  • тяжело засыпают и плохо спят.

Симптомы в возрасте от 3 лет:

  • дети редко самостоятельно подходят к другим детям;
  • избегают общения, предпочитая играть в одиночестве;
  • не реагируют на эмоции тех, кто рядом с ним;
  • не понимают, что такое "делать по очереди с другими детьми (например, в детском саду)", плохо ориентируются в складывающейся вокруг них социальной обстановке.

ЗПРР с аутичными чертами в данном возрастном промежутке может проявить себя следующими отклонениями:

  • малый словарный запас;
  • замена словесных просьб на жестикуляцию;
  • слабая способность комбинировать те слова, которые уже знакомы;
  • редкие обращения к взрослым либо другим детям с просьбами;
  • неспособность или нежелание рассказать родителям, например, что интересного сегодня было в детском саду и тому подобное;
  • неправильное употребление местоимений (на вопрос «как тебя звать?» ребенок отвечает «тебя звать Саша»);
  • неумение играть в те игры, которые требуют фантазии, воображения;
  • фатальная привязанность только к чему-либо одному (игрушке, книжке, сказке, телепередаче);
  • аутоагрессия (причинение вреда самому себе).

У старших детей с диагнозом ЗПРР и АЧ появляются сложности с учебой, невнимательность к школьным и другим заданиям, которые не интересны, агрессия (ведь за плохие отметки ребенка уже начинают каким-либо образом наказывать).

Диагностика

Установка окончательного диагноза ЗПРР производится на основе комплексного В первую очередь лечащий врач обязан:

  • уточнить данные (составить анамнез) о том, как протекали беременность, роды, какие были особенности первых месяцев жизни ребенка (инфицирование, травмы и тому подобное);
  • проанализировать поведение ребенка на основе личного с ним общения, проверить его на внимательность, способность логического мышления, запоминания, понимания задаваемых вопросов и так далее (ребенок 5 лет ЗПРР проявляет не только логопедическими проблемами, но и неумением логически мыслить, решать простейшие задания, соответствующие его возрасту, ориентироваться в понятиях «быстрее-дольше», «больше-меньше» и тому подобное, логически объяснить сравниваемые величины, цвета, характеристики знакомых ему предметов);
  • провести клинические у невропатолога, логопеда, нейропсихолога);
  • в отдельных случаях врач может направить ребенка на анализы (тесты хромосом, метаболические и генетические анализы и другие);
  • иногда проводят дифференциальную компьютерную диагностику.

С точным диагнозом ЗПРР инвалидность дают, как правило, на 1-2 года. Устанавливают ее на основе заключения Дольше чем на 2 года, инвалидность не дают по той причине, что понятие «задержка» означает временное явление и предполагает рано или поздно достижение нормы. Поэтому по истечении срока инвалидности дети снова должны проходить комиссию и брать новое заключение МСЭ.

Основные методы лечения

Все врачи согласны с мнением: чем ранее начато лечение ЗПРР, тем благоприятнее будет прогноз.

Методы лечения для каждого малыша могут отличаться. Это напрямую зависит от причин, вызвавших задержку развития. Во всех случаях обязателен комплексный подход, потому что только логопедическими занятиями или таблетками добиться 100% успеха нельзя. На данный момент методы лечения включают:

1. Рефлексотерапия микротоками. При этом производят воздействие минимальными электроимпульсами на биоактивные точки и зоны мозга, где обнаружены нарушения, а также те, которые отвечают за речевое развитие, после чего восстанавливается работа ЦНС. Наибольший эффект метода отмечен у больных с гидроцефалией. Применяется метод до достижения детьми возраста 6 месяцев.

2. Медикаментозная терапия.

3. Логопедические занятия, коррекция дикции и произношения.

4. Стимулирующая терапия.

5. Работа с психологом, психотерапевтом.

В особо тяжелых случаях лечение ЗПРР включает применение аутонейритотерапии (введение в мозг ноотропов) и микрохирургии (при этом приращиваются дополнительные сосуды к зонам мозга, ответственным за речь).

Отличные результаты дает лечение в Израиле, Германии, Китае.

Дополнительные методы

Удивительно хорошие результаты дает лечение ЗПРР у детей нетрадиционными методами. К ним относятся:

  • остеопатия (мануальное воздействие на особые точки тела. При этом достигается баланс в работе нервной системы, психики, обмене веществ);
  • лечебная верховая езда (иппотерапия);
  • плавание с дельфинами (дельфинотерапия);
  • воздействие не ребенка музыкой, запахами (ароматерапия);
  • множественные занятия на логическое мышление и моторику (паззлы, лего), активные игры.

Родители должны много и регулярно заниматься с детьми, у которых замечено отставание в психоречевом развитии, используя любые доступные игры, придумывая для ребенка веселые, интересные и понятные ему задания.

Мнения родителей и врачей

Родные детей, у которых диагностировали ЗПРР, отзывы о лечении, деятельности врачей и получении инвалидности оставляют разные, в зависимости от результата. По поводу инвалидности: многие мамы и папы против того, что ее дают ребенку, не достигшему 3 лет, и считают, что некоторое отставание в речевом развитии вполне преодолимо, поэтому не нужно ставить на ребенке клеймо. Также многие родители против направления ребенка в специализированные дошкольные детские учреждения, возможно, справедливо полагая, что в обычном детском саду быстрее исчезнет отставание в развитии. Единственное, с чем согласен каждый родитель: с отстающими детьми нужно много заниматься, обязательно обращаться к логопеду, по возможности применять нетрадиционное лечение, которое очень хорошо помогает, особенно в случаях наличия кроме ЗПРР еще и АЧ.

Масса благодарных отзывов о лечении детей в Клинике восстановительной неврологии (Москва), врачи которой воистину творят чудеса и помогают практически полностью избавиться от ЗПРР, аутизма и других отклонений.

Врачи по поводу детей с ЗПРР считают, что отставание в развитии, не вызванное серьезными заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна и другие), можно полностью свести к нулю, если лечение начато вовремя.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

    4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

    8–9 месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

    1 год : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

    1,5 года : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

    2 года : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

    2,5 года : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

    3 года : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР - в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны - это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон - мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития - это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

    Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

    Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

    Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

    Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

    Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

    Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

    Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

    врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

    эпилепсия и другие психические заболевания;

    ишемия головного мозга;

    гидроцефалия;

    повышенное внутричерепное давление;

    опухоль головного мозга;

    патологии сосудов головного мозга;

    лейкодистрофии;

    нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

    Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

    Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

    Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

    Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

    Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи - тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР?

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств - биофизическая активация нейромоторных структур , основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.

Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) - высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.

При церебрально-органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно-психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия , позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина , что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств - фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.
С этой целью применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины - подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит» , применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.

Занятия с дефектологом и логопедом . Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов - научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет - довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия . Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

    Работа с детским психологом

    Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.

    Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей - взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.