Депрессия у ребенка симптомы. Что делать при депрессии у подростка – проявления и помощь родителей

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

На чтение 6 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.


К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог

  • Симптомы детской депрессии
  • Лечение детской депрессии

Мы привыкли употреблять слово депрессия в отношении взрослых (уже писали о том, как бороться с депрессией ). Однако, в некотором смысле, его можно использовать и в разговоре о детях. Как взрослым понять, что творится в душе малыша? Порой, детям пережить личное горе оказывается намного сложнее: они не могут рассказать, что именно с ними происходит.

Депрессия у детей - это совсем не «просто плохое настроение» и не обычный всплеск эмоций, характерный для детского возраста. Если ребенок грустит в течение длительного периода, или в его состоянии замечается агрессия - это подозрительно. Если неожиданно начинают проявляться другие негативные факторы, влияющие на его общение, интересы, учебу (плач, «уход в себя», потеря аппетита) - все это, вполне вероятно, является признаками начинающейся депрессии, и по этому поводу нужно обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Депрессия - это проблема, нуждающаяся в корректировке. Но результат консультаций, в подавляющем большинстве случаев - благоприятный. По мнению врачей, наиболее подвержены депрессии дети, родители которых тоже страдают этим недугом. В опасности - дети из неблагополучных семей, например таких, где родители слишком заняты и не уделяют своим детям времени.

Причиной детской депрессии также может стать повышенная чувствительность к сезонным колебаниям климата. Такие ее виды легко распознаются и самими родителями, и врачами. Они лечатся изменением схемы приема лекарств и укрепляющими организм препаратами.

Иногда депрессия вызывается определенными жизненными факторами, болезнью или генетической предрасположенностью.

Пример из практики

На прием к психологу пришла бабушка 6-летней Кати. Бабушка жаловалась, что Катя все время грустит. Девочка мало играла со сверстницами. Психолог попросил ее нарисовать свою семью. Девочка изобразила себя в одном углу листа, а родителей - в другом. Бабушка объяснила: родители - бизнесмены, у них нет времени возиться с ребенком. У психолога состоялся долгий разговор с родителями, в результате выяснилось, что они не понимали, что происходит с ребенком.

Американская медицинская статистика утверждает, что депрессией страдает 2,5 % детей, причем, в младшем возрасте, до 10 лет, намного чаще заболевают мальчики, а после 16 лет - девушки.

Симптомы детской депрессии

Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:

  • страхи, возникающие без видимой причины;
  • ощущение беспомощности;
  • резкие смены настроения;
  • проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
  • чувство усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • тяжелые тревожные мысли.

Еще одна группа симптомов депрессии - это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.

Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.

Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.

У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.

Пример из практики

К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер. Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась. А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.

Душа болит и у взрослых, и у детей

У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые - так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика. Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности. Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки. Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики

Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу. Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно. Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

Лечение детской депрессии

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью - как с самим ребенком, так и с его родителями.

Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей. И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.

Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?

Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения. Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми. Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:

  1. Важно уметь управлять собственными эмоциями и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать - «транслировать» такое состояние ребенку. В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.
  2. Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.
  3. Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика. Это одновременно - бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.
  4. Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь - хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.
  5. В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.
  6. Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.
  7. Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
  8. Японцы постоянно улыбаются - такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения - рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.

Пример из практики

Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться - и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью. Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке - однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен. Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .