Имена прилагательные в названиях местностей. Образование оттопонимических прилагательных

Автор проекта

Бурцева Светлана Николаевна

Название проекта

"Мир имён прилагательных"

Предмет, класс

Русский язык, литературное чтение, 2 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект проводится на уроках русского языка и литературного чтения при изучении темы "Имя прилагательное как часть речи." В результате продуктивной деятельности дети создают таблицы, копилки, творческие работы.

Данный проект рассчитан для учащихся 2 класса.

Продолжительность проекта 4 урока (русский язык - 3 часа, литературное чтение - 1 час).

Цель проекта: Изучение многообразия имён прилагательных в нашей речи.

1.Рассмотреть понятие имени прилагательного, его грамматические признаки, связь с именем существительным, синтаксическую роль в предложении.

2.Рассмотреть виды имён прилагательных.

3.Рассмотреть понятия антонимы, синонимы.

4.Рассмотреть переносное значение слов.

5.Обогатить словарный запас учащихся.

6.Развивать творческие, коммуникативные способности, мышление, внимание, память, толерантность.

7.Прививать любовь детей к чтению художественной литературы.

Проект охватывает учебные темы по следующим предметам:

Русский язык.

1.Имя прилагательное как часть речи.

2.Виды имён прилагательных.

3.Антонимы - синонимы.

4.Переносное значение слов.

Литературное чтение.

1.Использование метафор в произведениях художественной литературы.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:Что произойдет в нашем мире, если исчезнут все имена прилагательные?

  1. Проблемный вопрос:Какую работу выполняет имя прилагательное в нашей речи?
    1. Учебный вопрос:Что такое имя прилагательное?
    2. Учебный вопрос:Что обозначает имя прилагательное?
    3. Учебный вопрос:На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  2. Проблемный вопрос:Какие части речи являются друзьями имен прилагательных?
    1. Учебный вопрос:Как связаны имена прилагательные с именами существительными?
    2. Учебный вопрос:Как определить род имен прилагательных?
    3. Учебный вопрос:Как определить число имен прилагательных?
  3. Проблемный вопрос:Можно ли имена прилагательные разделить на группы?
    1. Учебный вопрос:Какие прилагательные вы можете увидеть?
    2. Учебный вопрос:Какие прилагательные вы можете услышать?
    3. Учебный вопрос:Какие прилагательные вы можете понюхать?
    4. Учебный вопрос:Какие прилагательные вы можете попробовать на вкус?
    5. Учебный вопрос:Какие прилагательные вы можете пощупать?
  4. Проблемный вопрос:Почему поэтам и писателям необходимо много прилагательных?
    1. Учебный вопрос:Может ли одно ито же прилагательное иметь несколько значений?
    2. Учебный вопрос:Бывают ли в нашей речи прилагательные с противоположными значениями?
    3. Учебный вопрос:Зачем используют поэты образные выражения?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

Имена прилагательные от названий городов образуются с помощью суффикса -er. Они пишутся с заглавной буквы, в предложении выступают в качестве определения, но не изменяются ни по падежам, ни по числам, например: der Moskauer Kulturpark, die Berliner Straßen.

Берлинская стена — Berliner Mauer

Упражнение 1. Прочитайте и переведите на русский язык следующие предложения.

1. Der Moskauer Kulturpark ist sehr groß. 2. In den Moskauer Kinos laufen viele neue Filme. 3. Die Leningrader Museen sind allen bekannt. 4. Unsere Touristengruppe besucht viele Berliner Theater. 5. Den Berliner Touristen gefällt Moskau sehr gut. 6. Die Leipziger Universität ist alt.

Kölner Dom

Упражнение 2. Переведите на немецкий язык. Не забудьте, что прилагательные, образованные от названий городов, не изменяются.

1. Мои берлинские друзья приезжают в Москву. 2. Московские улицы очень широкие. 3. В петербургских концертных залах всегда много людей. 4. Он дает мне несколько берлинских значков. 5. Все дети охотно посещают московский зоопарк. 6. Петербургская телепрограмма сегодня очень интересная.

Dresdner Zwinger

Ключи к упражнениям

Упражнение 2. 1. Meine Berliner Freunde kommen nach Moskau. 2. Die Moskauer Straßen sind sehr breit. 3. In den Petersburger Konzertsälen gibt es immer viele Menschen. 4. Er gibt mir einige Berliner Abzeichen. 5. Alle Kinder besuchen gern den Moskauer Zoo. 6. Das Petersburger Fernsehprogramm ist heute sehr interessant.

Имена существительные, образованные от названий городов

Имена существительные от названий многих городов образуются с помощью суффикса -er и склоняются по сильному склонению, например: Berlin — der Berliner берлинец, Moskau — der Moskauer москвич.

Kasus Singular Plural
Nom. der Berliner die Berliner
Gen. des Berliners der Berliner
Dat. dem Berliner den Berlinern
Akk. den Berliner die Berliner

От этих существительных мужского рода образуются существительные женского рода путем, прибавления суффикса -in , например:

der Moskauer москвич - die Moskauerin москвичка

der Berliner берлинец - die Berlinerin жительница Берлина

Упражнение 3. Прочтите предложения, переведите их на русский язык

1. Die Petersburger haben ihre Museen sehr gern. 2. Viele Kiewer verbringen ihren Urlaub am Dnjepr. 3. Dieser BRD-Student ist ein Leipziger. 4. Diese Frau ist eine Wolgograderin. 5. Die Dresdener danken den Berlinern für das schöne Konzert. 6. Viele Kölner treiben Sport.

Яковлева Анастасия

Проект по русскому языку Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

ученица 6 класса МБОУ Богородицкой СШ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Проект по русскому языку

Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

Выполнила: Яковлева Анастасия,

ученица 6 класса

МБОУ Богородицкой СШ

Руководитель проекта: Ипатова Р. М.,

Учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Тема исследования: « Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»

Прилагательное - это самая изобразительная

часть речи. Прилагательные могут описать цвет,

запах, форму любого предмета. Рассказать

О наших чувствах, характерах, настроении.

В. В. Виноградова (1894-1969)

Цель:

Исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные

Задачи:

Изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные.

Выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему.

Проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

Объект исследования : школьная программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Предмет исследования: имена прилагательные и их роль в названиях литературных произведений.

Методы исследования:

  • изучение школьной программы;
  • отбор произведений, в названии которых встречаются прилагательные;
  • анализ собранных материалов и сведений по теме.

Актуальность

- Оформление письменного вида речи начинается с названия текста, который представляет собой законченное выражение определенной идеи. Название в зависимости от использованных в нем языковых единиц может быть двух видов: именное или глагольное. Названия смешанного типа, как правило, не наблюдаются, хотя в принципе не исключены («Белеет парус одинокий» В. Катаев).

Наибольшей частотностью отличается структурное расширение именного центра внутри себя, которое приобретает характер глубинного плана (ср. «Лес» и «Русский лес», где во втором названии происходит смысловое раскрытие именного центра за счет сочетающегося с ним прилагательного).

Через ассоциативный анализ названия произведения можно показать значимость, весомость прилагательного, которое способно раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

I. Вступление

Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место ! И эта "бронза" - вещь очень серьезная . И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они:

  • Прилагательное - "спутник" существительного.
  • Прилагательное - это "озаряющее" слово.
  • Прилагательное - это "живописующая" часть речи.
  • Прилагательное - это "красивая" и "певучая" часть речи.

II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.

III. Употребление прилагательных в названиях программых художественных произведениях.

Я проанализировала школьную программу по литературе под редакцией Веры Яновны Коровиной для 5-7 классов и пришла к выводу, что в названиях произведений очень часто встречаются прилагательные.

Так, в 5 -7 классах программый материал состоит из 203 произведений (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). В 68 названиях встречаются прилагательные: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:

  1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
  2. В. Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс)
  3. А. С. Грин « Алые паруса» (6 класс)
  4. М. Е. Салтыков - Щедрин « Дикий помещик» (7 класс)
  5. Ю. П. Казаков « Тихое утро» (7 класс).
  6. Е. И. Носов « Живое пламя» (7 класс)
  7. Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц» (6 класс)
  8. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 класс)
  9. А. И. Куприн « Чудесный доктор» (6 класс)
  10. К.Г. Паустовский « Тёплый хлеб» (5 класс)

Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:

1. Л. Н. Толстой « Кавказский пленник» (5 класс)

2. А. С. Пушкин « Зимнее утро» (6 класс), « Медный всадник» (7 класс), « Станционный смотритель» (7 класс)

3. Н. А. Некрасов « Железная дорога» (6 класс)

4. Р. Л.Стивенсон « Вересковы й мёд» (5 класс).

Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. В 6 заголовках произведений, изучаемых в 5 классе, есть этот развяд. Например:

1. Сказка « Солдатская шинель» (5 класс)

2. Н.А. Некрасов « Крестьянские дети» (5 класс)

3. К.Г. Паустовский « Заячьи лапы» (5 класс)

4. В.П. Астафьев « Васюткино озеро» (5 класс)

5. А.С. Пушкин « Капитанская дочка» (7 класс)

IV. Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором

1. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» повествование идет о жизни нищих людей Валька и Маруси. Главным героем является Вася, именно от его имени ведется повествование. Смысл названия этого произведения можно определить путем анализа, какое же общество называется дурным. Люди, которые живут в достатке, не зная трудностей и материальных проблем, считают дурным обществом бедных, оборванных нищих. В повести Короленко такое дурное общество предстает перед читателем в образе воров, нищих, бродяг под предводительством Тыбурция Драба.

В это общество попадает наш главный герой Вася. Он – сын судьи, из хорошей, обеспеченной семьи. Попав в дурное общество, он находит там общий язык с их обитателями и сразу же становится там своим. Писатель вкладывает совсем другое значение в понятие дурного общества. Он с присущим ему состраданием описывает тяготы и несправедливость жизни, которую ведут его обитатели. Для него очевиден тот факт, что люди из этого слоя общества сохраняют человеческое достоинство и имеют представление о чести, благородстве и порядочности. Вася обретает здесь настоящих друзей, к нему относятся с заботой и участием. В жизни маленького мальчика происходит переоценка ценностей. Попадая к этим людям, он в какой-то степени обретает близких людей среди бродяг и нищих, и свой дом в этом мрачном подземелье.

Таким образом, дурное общество в значении, которое вкладывает в него Короленко носит иронический характер. Он совсем не считает это общество дурным для Васи. В его жизни встреча с этими людьми укрепляет лучшие качества характера Васи, способствуя его взрослению.

Так Вася оказался в дурном, с точке зрения обывателей, обществе. А Короленко дал своей повести это название, чтобы подчеркнуть предвзятость общего мнения. Помогло ему в этом качественное прилагательное.

2. А. С. Грин «Алые паруса»

Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина - это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери . В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание « алые паруса » прочно ассоциируется с понятием «мечта». Именно прилагательное придаёт такое значение и несёт главную смысловую нагрузку.

3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Назвав так рассказ, А. Куприн хотел сказать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других. Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" - в каждой жизни есть место «чуду», "мир не без добрых людей."

Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Вот поэтому доктор чудесный , он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.

4. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Прочитав сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

Если бы сказка называлась «Герда», то она бы несла такой же кроткий, добрый, нежный смысл, как и сама девочка. А если бы Герде не нужно было преодолевать столько препятствий, то история, рассказанная Андерсеном, была бы значительно короче, а, возможно, и менее интересной. Ведь сказка обычно привлекает тем, что в ней обязательно добро побеждает зло.
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.

Именно относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.

5. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

Название рассказа Астафьева, на мой взгляд, очень удачное. Во-первых, становится понятно, что речь пойдёт о маленьком мальчике по имени Васютка. И мальчик этот должен быть неплохим парнем. Иначе откуда бы взялась такая ласковая форма мужского имени?

А вот слово «озеро» в сочетании с этим именем уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему оно названо его именем? И мы начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка - парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

Но тайга велика, а Васютка ещё мал, чтобы противостоять ей. Хватит ли ему сил, смелости, находчивости, чтобы не испугаться, не ослабеть от голода и найти выход из леса?

Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, по праву названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

Закрываем прочитанную книгу и снова видим её название: «Васюткино озеро». Этот мальчик уже оставил память о себе: пусть маленькое, но своё озеро, названное его именем. А что останется от нас? В связи с чем люди вспомнят наши имена, фамилии? Может, мы тоже что-нибудь откроем: новый закон или планету? Или сделаем что-нибудь хорошее для людей?

V. Вывод


Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции. Я выяснила, что огромную роль здесь играют прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет.

VI. Список литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие ономастики - раздела лингвистики, изучающего собственные имена. Классификация ономастических единиц, в основе которых лежат имена существительные. Анализ названий улиц, в основе которых лежат имена существительные, на примере улиц г. Тамбова.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Примеры названий животных и птиц собственными и нарицательными именами. Роль топонимов (названий местностей) в образовании названий животных. Связь географических наименований с названиями различных полезных ископаемых. Особенности имен небесных тел.

    реферат , добавлен 02.04.2010

    Категории рода, числа и падежа прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полная и краткая форма качественных прилагательных. Некоторые случаи образования кратких прилагательных. Типы ударений кратких прилагательных.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2009

    Лексические эллиптизмы. Слова, образованные с помощью суффиксов, имеющих окраску разговорности. Слова, образованные способом усечения. Переносные значения общеупотребительных слов. Традиционная лексикографическая классификация лексики.

    реферат , добавлен 24.01.2007

    Формы степеней сравнения прилагательных в английском языке в разные периоды. Образование и развитие прилагательных. Этапы формирования суффикса прилагательных less. Лексико-семантическая группа эмоционально-оценочных прилагательных в новоанглийском языке.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Задачи грамматики и морфологии. Имя существительное, категория числа и рода. Несклоняемые существительные. Порядок определения рода географических названий. Склоняющиеся мужские и женские фамилии. Употребление и склонение количественных числительных.

    презентация , добавлен 16.09.2013

    Род в грамматике, понятие гендера. Этимология английских топонимов. Гендер географических названий в английском языке. Употребление притяжательного местоимения с географическим названием. Ментальное разделение географических названий по гендеру.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Грамматические категории имен прилагательных: род, число, падеж, склонение. Прилагательные первого, второго и третьего склонения. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Синтаксис падежей, его характерные особенности.

    презентация , добавлен 12.12.2014