А теперь о собственно работе в мастер-классе и не только состоявшегося 19 декабря, но и после...

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

О собственно работе в мастер-классе и не только 19 декабря, но и после...

Итак, есть несколько реальных историй из жизни школы и из жизни непростых взаимоотношений между школой и родителями. И есть мои и моих коллег-психологов попытки каких-то первичных комментариев к этим историям. Причем инициативу комментирования, риск первой комментаторской пробы беру на себя я, как ведущий мастер-класса. Стало быть, я предлагаю свой возможный способ работы с теми или иными психологически непростыми ситуациями.

Но это вовсе не значит, что предлагаемый мною способ "правилен", и уж тем более - "единственно правилен". Ведь в психологии в принципе не бывает "единственно правильных" решений и "единственно правильных" консультационных ходов. И потому, чтобы эта работа оказалась максимально продуктивной, необходимо на нее откликнуться, необходимо к ней отнестись. Чем больше у нас появится дополнительных интерпретационных измерений по поводу присланных историй, тем более продуктивным может оказаться данное дистанционное консультирование. И только в этом случае оно сможет стать эффективной консультационной мастерской и школой консультирования для заглядывающих сюда профессионалов-психологов.

Чтобы сделать этот процесс более эффективным и динамичным, я предлагаю некую элементарную структуру первичного отношения к опыту проводимых здесь консультаций.

1.Какие фрагменты консультационных размышлений и комментариев Вас заинтересовали? Что Вам кажется удачным и конструктивным?

  • Понимая, всю сложность дистанционного психологического консультирования, мне все комментарии А. Лобка показались конструктивными и интересными. Меня, как маму 8-летнего сына, который уже в 3-м классе не очень хочет учиться, более всего заинтересовала история Т. Келеевой и комментарии к ней. Как часто, разбирая какую-либо проблемную ситуацию со своими детьми, мы прежде всего решаем свои проблемы и исходим от традиционного "надо", и тем самым загоняем ситуацию в тупик. Очень редко получается идти от интересов ребенка, тем более этот путь сложнее и продолжительнее. Но когда этот путь предъявлен (как в комментариях к этой истории), то уже легче двигаться вперед. --Брусницына 08:07, 19 декабря 2008 (UTC)
  • Уважаемый Александр Михайлович! С интересом и большим вниманием читаем материалы Вашего мастер-класса. Очень нравятся комментарии к историям, жаль, что их только три пока (трудно открыться в сокровенном), вызывает интерес самобытность трактовок сюжетов из мультипликационных и художественных фильмов. --Участник:Олег Латышев
  • Сам процесс коментарий уже позволяет задуматься о наличии разных вариантов решения представленных проблем как автору запроса, так и читателям. В обсуждении (спорах) рождается истина, а как было четко замечено - в психологии нет "единственно верных" способов реагирования на ту или иную ситуацию и тем более способов решения таковой, то здесь стоит отметить грамотную организацию мастер-класса. Хотелось бы услышать (прочитать) ответную речь авторов историй. Или может коментарии других участников (данная форма возможна в мастер - классе?). Я не в коем случае не сомневаюсь в компетенции ведущего, но чем больше коментариев - тем больше представляется форм работы с коррекцией или формированием новых личностных образований. Каждая интерпретация - направление в работе с запросом. --Участник:Медведев Александр

Александр Лобок Уважаемый Александр Медведев! А почему ВЫ не выкладываете свои, альтернативные комментарии? Ведь в этом и состоит моя задача - создать некую интригу, для того, чтобы по поводу каждой истории начали проявляться РАЗНЫЕ психологические подходы. Я очень жду иных комментариев, отличающихся от моих - а их пока нет.И это на данный момент для меня самая серьезная проблема.

  • Впечатлил и поразил вдумчивый, обстоятельный и позитивный (?) подход к анализу историй. Признаться прочитав представленный Вами форум гимназии я опасался высказываться. Спасибо Вам за то что вы столь разносторонний!--Иван 12:59, 19 декабря 2008 (UTC)

Александр Лобок И все-таки, дорогой Иван, не могли бы Вы рассказать, какие конкретные фрагменты моих размышлений Вас заинтересовали? Просто-напросто процитируйте те места, которые кажутся Вам удачными. Приведите конкретные примеры. Впрочем, это обращение и к другим гостям мастер-класса. И, кстати, это относится не только к моим комментариям, но и к комментариям других участников (ежели, конечно, они, наконец, появятся).

  • В комментариях Александра Михайловича по поводу истории "Про гиперактивного ребёнка" я выделила бы три ключевые точки, на которые можно действительно ОПЕРЕТЬСЯ и начать строить не только понимание сложившейся ситуации, но и возможные пути её развития. Это ЗОНА ПОЗИТИВА у ребёнка, ОБМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ и ДОМАШНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.По сути, Александр Михайлович "набросал" карту психолого-педагогического взаимодействия (по аналогии с "картой поведения ребёнка"),основанного прежде всего на КАЧЕСТВЕННОМ АНАЛИТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ за деятельностью всех участников педагогического процесса.И ещё я хочу особо отметить, что обращение к собственным ресурсам (как педагогическим, так и просто человеческим)- это совершенно новый виток в развитии педагогики.Елена Криводанова, Караганда, 20:00, 19 декабря 2008.
  • ...
  • ...

2. Какие у Вас возникли эмоции и ощущения в процессе знакомства с предложенными комментариями?

  • Читая истории и комментарии, я еще раз убедилась, как важно посмотреть со стороны на ситуацию и еще важнее, если это взгляд профессионала. Мне показалась, что это сродни "разрыву замкнутого круга". --Брусницына 08:22, 19 декабря 2008 (UTC)

Александр Лобок Дорогая Галина Григорьевна! А не могли бы Вы попробовать совершить усилие и более подробно вспоминть свои ощущения, которые у Вас возникали по ходу чтениея историй и комментариев? В какие моменты и чем именно откликалось Ваше сердце? На какие именно словавозникал Ваш внутренний отклик? Что Вы чувствовали в начале, в середине, в конце? Были ли моменты, которые вызвали более интенсивные эмоциональные переживания?

  • Спасибо большое за идею с историями! Убедилась в том, что это важно для психологического консультирования родителей и детей. Далеко не всегда человек может рассказать о своей проблеме, а почитать о схожей ситуации и прочитать комментарии специалиста, понять как можно поступить - это гораздо доступнее и проще! Я думаю, что многими это будет поддержано и многим поможет в жизни! --Оксана Петрова 11:03, 19 декабря 2008 (UTC)

Александр Лобок Дорогая Оксана! У меня к Вам те же самые вопросы и те же самые просьбы, что и к Галине Григорьевне. Попробуйте составить что-то вроде "карты" своих эмоциональных реакций. Что Вас зацепило в наибольшей степени? Что в минимальной? На что наиболее откликнулись Ваши чувства и эмоции?

  • Все предложенные комментарии, как мне кажется, представлены в рамках позитивной психологии. Предложенные варианты работы,опять же по моим ощущениям, носят рекомендательный характер в поддерживающей позиции со стороны участником ситуации, которые желают найти решения. Не могу не согласиться с позицией ведущего, что представленные, в истории, проблемы - это не "вина" одного лишь ребенка, а зачастую - это его "беда". --Участник:Медведев Александр
  • У меня полное ощущение ИСХОДНОСТИ - в противоположность БЕЗЫСХОДНОСТИ. Ощущение, что появилась простая, почти детская ВЕРА в себя, в ребёнка, в его родителей. Возможно, только потому, что кардинально поменялся вектор восприятия - от педагогического эгоизма к педагогическому диалогу.--Елена Криводанова 17:39, 19 декабря 2008 (UTC)
  • ...
  • ...


3. Какие у Вас возникли собственные мысли и идеи по поводу рассказанных историй?

  • История №2. Про подростка, зависающего в Интернете... Мне представляется данная история, в первую, очередь, как история про всеобщее желание учителей подогнать подобных учеников под некий "стандарт". Отставание по некоторым предметам - для ученика 10 класса не представляется как проблема. Могу спрогнозировать ответ Ромы на вопрос: "Почему ты не стремишься получить хорошие знания и ,как результат, хорошие оценки по -этим- предметам?" - "ОНИ МНЕ НЕ ПРИГОДЯТСЯ В ЖИЗНИ! Я ОПРЕДЕЛИЛСЯ, ЧТО МНЕ НУЖНО!". Конечно же, нельзя отбрасывать Гос. стандарты (ЕГЭ), но возможно данный ученик разобрался в своих профессиональных предпочтениях (хочется верить в лучшее!) и тогда, думаю будет целесообразно договориться с учеником (мол, мы тебя полностью поддерживаем в твоем выборе -только искренне- но нельзя же, чтоб такой кладезь знаний и опыта был не востребованным. У нас есть ученики, которые готовя рефераты и выступления для уроков (а такие я думаю найдутся всегда) не всегда владеют опытом пользования интернетом и, тем более, не всегда способны отыскать нужную информацию. Ты как человек - профессионал своего дела (иначе нельзя же просто сидеть в интернете и не набираться опыта) можешь им помочь. Можно организовать дистанционную помощь, разработав сайт, блог, чат, переписку и.т.п.). Возможно, что поведения Романа охарактеризовано социальной апатией и отсутствием жизненных целей, а может и то и другое верно. Опять же это все из ряда советов. Интересно, в интернете Роман прячется от чего-то или же идет к чему-то? Т.е. стоит определить первоначально - его поведение, жизненные установки, взгляды... в общем его внутренний мир - построен на переживаниях или на осознанном выборе и объективной реальности. Уход в интернет - по сути уход от общества (чисто внешне). ...Мне кажется история представлена не полностью...Участник:Медведев Александр

Александр Лобок Вот вот, Александр! Мы начинаем очень четко ощущать НЕХВАТКУ ПОДРОБНОСТЕЙ про Романа. Потому что "возможно так", а "возможно и эдак".

Невозможно проводить консультацию только на основе первичной информации. Требуется, чтобы после моего первого косультационного хода последовали какие-то равзивающие реплики от того, кто данную консультацию заказывал. Консультирование возможно ТОЛЬКО В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА. В противном случае мы будем иметь не консультирование, а лишь общие рассуждения про те или иные психологические закономерности. Мыбудем рассуждать про общие проблемы ребенка, зависающего в Интернете, а персональная ситуация Романа будет при этом все больше и больше уходить на дальний план. А это и есть на мой взгляд признак психологического непрофессионализма.

4. Какие у Вас всплыли "аналогичные" истории из собственной практики? Если такое случилось - попробуйте их рассказать. Но, естественно, со своими индивидуальными подробностями.

  • По поводу "Гиперактивного ребёнка". В моей педагогической практике было несколько таких историй. Одну из них я попытаюсь описать.В мой четвёртый класс во втором полугодии пришёл именно такой ребёнок. Это потом случайно мне на глаза попалась какая-то медицинская статья, в которой я нашла хоть какое-то объяснение его поведению, - гипертензия. Потом и мама его подтвердила это. А первое время я была в полном отчаянии. Больше всего меня угнетало и выводило из себя его свободное хождение по классу во время урока и плюс ко всему ещё какое-то бурчание. Усадить его можно было только на 2-3 минуты, потом он опять буквально вскакивал и снова начинал "нарезать круги". И вот однажды я решила просто понаблюдать за ним во время его "кружений", и результат меня ошеломил.Оказалось, что во время своего хождения по классу мальчик РАССУЖДАЛ сам с собой по поводу того, о чём говорилось на уроке. То есть он таким образом ВСЛУХ ДУМАЛ. И ходьба ему в этом здорово помогала. И когда я его спросила, почему он ходит, а не сидит и думает, он задал мне встречный вопрос:"А вы, Елена Михайловна, почему во время урока никогда не сидите и тоже ходите?" Я обомлела! Ведь действительно сидеть я на уроке не могу по той простой причине, что часто по ходу урока размышляю ВСЛУХ и мне очень комфортно при этом именно ХОДИТЬ. Я и дома, когда что-то обдумываю, всегда произношу вслух свои мысли и хожу туда-сюда, да ещё и руками размахиваю.Это был настоящий переворот в моём сознании! Я тогда спросила детей, действительно ли я ВСЕГДА на уроке хожу. Дети единодушно подтвердили. И тогда я спросила у них, как быть, если человеку так легче думается, но идёт урок? Дети снова ЕДИНОДУШНО заявили: "Пусть ходит! Ведь он думает! Вы же ходите, пусть и он ходит!Но только, когда думает!" После этого в классе "ходоков" стало уже трое. Но условие соблюдалось неукоснительно.--Елена Криводанова 17:02, 19 декабря 2008 (UTC)
  • ...
  • ...

5.С чем Вы не согласны в предложенных комментариях? Что Вам кажется поверхностным и неубедительным?

  • "Согласен" - "несогласен". Не возьмусь отвечать на поставленный вопрос. Все комментарии представлены в превосходной логической последовательности и имеют место быть в реальности как истинное трактование явления и способов решения такового.Участник: Медведев Александр
  • ...
  • ...

Александр Лобок И, тем не менее, уважаемый Александр, я бы очень просил Вас совершить усилие и выделить те фрагменты моих комментарив, которые кажутся Вам не очень убедительными. Это же закон аналитического дифференциала: чем более дифференцированно мы относимся к разбираемому тексту, тем выше аналитика и тем точнее мы сможем понимать, чем же данный текст хорош. Но, повторяю, выделение "зон неубедительности" - это действительно крайне трудная работа. Но настаиваю, что в рамках моего мастер-класса я очень на нее рассчитываю!! Елена Криводанова

6. Что в предложенных комментариях кажется Вам невнятным и неточным?

Я прошу каждого участника мастер-класса попробовать ответить на все шесть вопросов предложенного интервью. Ответы типа "ничего не возникло" или "со всем согласна" или "все заинтересовало" - не принимаются. И совсем не обязательно отвечать сразу. Можно ответить на какой-то один вопрос (неважно, какой будет первым!), поделиться своим мнением с другими участниками на данной странице, и лишь потом приняться за какой-нибудь другой вопрос.

И уже на основании ваших, уважаемые коллеги, позиций, я смогу продолжить свою работу ведущего. Помните: не бывает "хлопка одной ладонью". Если мы хотим, чтобы хлопок получился, нужна вторая ладонь.

  • ...
  • ...