Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный /Урок по литературе в 6 классе Тема "С.Т.Аксаков "Буран"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

ФРАГМЕНТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» ПО РАССКАЗУ С.Т. АКСАКОВА «БУРАН» (6 класс).

I. Стадия вызова. Фронтальная беседа.

– Какие произведения С.Т. Аксакова вам уже знакомы?

– Предположите, о чем будет рассказ Аксакова, имея в виду его название и ключевые слова: ненастье, обоз, смельчаки.(В основном дети предвосхищают тему произведения; контуры сюжета рассказа угадываются ими также достаточно легко).

II. Инструктаж по особенностям деятельности в режиме «чтения с остановками».

III. Стадия осмысления содержания. Чтение с остановками.

1. Чтение первого фрагмента рассказа (до слов: «…не встретишь жилья человеческого».

Обсуждение.

– Как изображен зимний день в Оренбургской степи? Дайте его описание.

- Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?

– Какие чувства вызвали у вас описание зимней природы и почему?

- Что заприметил проницательный взор старика? Какие распоряжения он дает?

– Как, на ваш взгляд, сюжет будет развиваться дальше и почему?

(Прогнозы на этом этапе по большей части самые печальные. Жизненный опыт современных детей заставляет их предполагать худшее: все замерзнут в степи)

2. Чтение второго фрагмента (до слов: «пустились далее»). Обсуждение.

– Насколько оправдались ваши предположения о дальнейшем развитии событий?

– Оцените поведение героев перед схваткой с суровой природой.

– Как удается автору заставить нас понять, что приближается буран?

– Как вы оцениваете совет старика заночевать в степи?

- Почему шестеро смельчаков все же решаются продолжить путь далее? Как вы оцениваете их поступок?

– Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий.

(Дети довольно последовательны и настойчивы в своих прогнозах. Они настаивают на драматичной развязке. Предположения разные: у молодых больше сил добраться до умета, у старшего поколения больше опыта в таких трудных жизненных ситуациях.)

3. Чтение третьего фрагмента.

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Был ли шанс остаться в живых у тех молодых шестерых смельчаков, которые тронулись в путь во время бурана?

- Выжить во время бурана под снегом – случайность или нет?

(Обсуждение на этой стадии оказались самым сложным делом. Детям было необходимо опираться уже не только и не столько на знание текста, как на знания по предмету ОБЖ и свои жизненные представления).

– Какой урок читателю дает Аксаков?

– Какие подробности рассказа, кроме упомянутых автором, вам запомнились и чем они важны?

VI. Рефлексия.

1. Дискуссия.

– Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? Попытайтесь определить тему, основную мысль придуманной вами истории.

– О чем же заставил вас задуматься рассказ?

2. Творческая переработка новой информации.

Синквейн по заданным (на выбор) словам: старость, молодость, буран (в нашем случае синквейн интересен еще и потому, что является художественной формой переработки содержания другого художественного произведения).

Примеры детских работ:

Старость. Проницательная, опытная, мудрая.

Не боится, выживет, поможет.

Молодость. Спешащая, уверенная

Мечтает, надеется, не слушает.

Буран. Смертельный, сильный, непредсказуемый

Заметает, скрывает, свирепеет, леденеет, бушует.