Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный /Урок по химии Тема: «Вода» учитель - Новикова Е.В.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

ВОДА (урок для 8 класса)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Этот урок рассчитан на обобщение знаний о воде, которые учащиеся получили из курса физики, географии, биологии, химии. Он способствует установлению межпредметных связей.

ЦЕЛЬ УРОКА: активизировать все знания школьников о воде, полученные при изучении других предметов, в том числе и химии; обсудить значимость воды в природе и в жизни человека, а так же экологические вопросы.

ХОД УРОКА Поскольку название урока «Вода», то нужно вспомнить все знания о воде, свести их воедино. Тем самым школьник получает цельное представление об объекте изучения.

СТАДИЯ ВЫЗОВА Учитель говорит о том, что вода наиболее распространенное и обыкновенное вещество, привычное в нашей повседневной жизни. И на данном этапе предлагается учащимся составить синквейн о воде.

Далее прием «Покопаемся в памяти», чтобы выяснить что помнят дети из предыдущих уроков- активизация имеющихся знаний. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Каков состав воды? – ученики отвечая на этот вопрос, должны изобразить модель молекулы воды.

- Вспомните, какова молекулярная масса воды?

- Какова температура кипения воды?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Далее демонстрируем учащимся рисунок кристаллического строения воды, на котором видно как молекулы воды объединяются в шестичленные циклы. Далее задается вопрос Какие связи возникают между молекулами воды? Учащиеся вспоминают, что между молекулами воды возникают прочные межмолекулярные водородные связи. Этим вопросом учащиеся специально отвлекаются от рисунка, который был им показан.

А как называется мельчайший кристаллик воды? (снежинка) И далее предлагается нарисовать у себя в тетради снежинку, дети конечно же помнят, что она лучистая, но о том что она шестиконечная уже вспоминают не все. Показываем, только правильные шестиконечные снежинки.

Теперь продемонстрируем цветную фотографию Земли из космоса.

- Почему наша планета голубая? Нет затруднений с ответом на этот вопрос.

А далее используя прием «Корзина» предлагается учащимся перечислить все формы нахождения воды и ее географические образования на Земле. – Дети вспоминают реки, озера, облака, туман, ледники и т.д.

Сообщим, что вся вода делится на пресную и минерализованную.

Теперь ребятам предлагается высчитать массовую долю соли в различных водоемах и минеральных источниках. Для этого применяется прием «Карусель». Класс делится на три варианта и каждый вариант получает свою задачу. А затем для проверки ряды меняются своими результатами. Можно ввести соревновательный момент.

  1. Рассчитайте массовую долю солей в озере Байкал, если в1 л воды содержится 91, 4 мг солей.
  2. Рассчитайте массовую долю солей в реке Волге, если в 1 л воды содержится 433 мг солей.
  3. Рассчитайте массовую долю солей в минеральной воде (можно раздать этикетки от минеральных бутылок), обычно 3-5 г в 1 л воды.

Результаты заносим в таблицу на доске. Учитель сообщает детям, что в водах Мирового океана соли содержится примерно 3,65%. И делаем заключение, что все воды по сравнению с водами Мирового океана имеют невысокое содержание солей и могут быть отнесены к питьевой воде.

-А для чего еще нужна вода человеку? – Учащиеся перечисляют, где используется вода.

Много пресной воды используется в промышленных целях. Учитель приводит примеры.

А можем ли мы расходовать воду безмерно? – Этот вопрос дает задуматься ребятам, что запасы воды не являются неисчерпаемыми. Как же мы относимся к воде? Бережем ли мы ее?

Демонстрация фотоснимков (загрязненные реки, озера и т.д.)

- О чем говорят эти снимки?

- Какими же способами человек загрязняет воду? – Ученики перечисляют все, что знают о загрязнении воды: сточные воды городов, животноводческих комплексов, стоки с полей, содержащие минеральные удобрения, промышленные стоки и т.д.

Многие компоненты сточных вод представляют собой большую опасность как для людей, так и для животного и растительного мира.

Учащиеся разбиваются на 6 групп и каждая группа ищет информацию о химическом элементе по следующим вопросам: 1) Токсичность 2) Токсический эффект 3) Источник попадания

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Учащимся предлагается составить «Кластер» о загрязнителях воды. - Какие меры необходимо предпринять для охраны чистой воды? И с помощью составленного «кластера» подвести учащихся к соответствующим выводам. Так же вместе с учащимися можно составить схему урока на интерактивной доске. Вот что может получиться:[1]


Домашнее задание: нарисовать плакат на тему «Берегите воду».

Литература: 1) Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – издательство Дрофа, 2005 г. 2) Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. – М: Мнемозина, 2006 г.