Герб и его составные части

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История гербов

Изучение территориальных гербов – один из важнейших вопросов российской геральдики. Герб, как официальная эмблема, претерпевал исторические изменения и в первую очередь составлялся с учетом изображений на печатях княжеств и царств, положивших начало российской государственности. Этапом развития российской геральдики послужило событие более чем 500-летней давности, когда в конце XV в. при Иване III была создана государственная печать с изображением всадника, поражающего копьем змия. На оборотной стороне пометалось изображение двуглавого орла. Эти символы стали основными и не изменялись на более поздних печатях правителей России.


Во второй половине XVI в. при Иване IV, венчавшемся на царство в 1548 г., разрабатывается Большая Государственная Печать с изображением территориальных эмблем. Их количество соответствовало числу княжеств и царств, вошедших в состав Российского государства в результате собирательной и объединительной деятельности Ивана IV и его предшественников. Изображение всадника на Большой государственной печати находилось в центре двуглавого орла. Эмблемы печатей столичных городов были расположены вокруг орла. По краям печати имелась надпись, включавшая полный царский титул. На ли¬цевой стороне надпись гласила: «Божию милостию Царь и Великий Князь Иван Васильевич Господарь Всея Руси – Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Вятский, Болгарский». На обороте располагалось продолжение: «И иных Господарь и Великий Князь – Новгородский, Низовские Земли, Черниговский, Рязанский, Волоцкий, Ржевский, Бельский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и иных, и Всея Сибирские Земли Повелитель, Государь Ливонские Земли и иных многих».


Упоминание о городских печатях неоднократно встречается и в документах. В XVII в. правительство, посылая по городам своих представителей-воевод, давало им наказы – своего рода инструкции, которыми воеводам следовало руководствоваться. В них обычно содержалось распоряжение принять от предшественника все дела на городскую печать. Общее количество печатей городов с установившимися изображениями было невелико. Из 150 русских городов (без учета городов Украины и Белоруссии) печати имели Новгород, Ярославль, Смоленск, Казань, Псков, Астрахань, Уфа и Терский город, а также города Сибири.


Официальное упоминание о гербах появилось лишь в конце XVII в. В Швеции была выпущена книга Г. Катошихина – подьячего Посольского приказа, который в середине XVII в. покинул Отечество. Помимо детального отражения бытового уклада и системы управления на Руси, в сочинении дана характеристика Государственной печати, а также отмечено отсутствие на Руси гербов, в том числе и городских. В документе, составленном в 1667 г. после Андрусовского перемирия с Польшей, было дано официальное описание Русского герба и упомянуты отдельные территориальные гербы. Именно эти давние эмблемы используются в создании современных гербов городов, которые утверждаются на местах в административных и геральдических учреждениях. Начало научному изучению территориальных гербов в советской и современной научной литературе положил А. Арциховский. Недавно переиздана главная публикация П. Винклера о территориальных гербах, принятых в 1900 г. В настоящее время издание продолжено до 1917 г. Следует упомянуть и работу Н. Сперансова, посвященную городской геральдике. Имеются отдельные издания и по гербам, принятым после возобновления геральдической службы в конце XX в. Городская и территориальная геральдика привлекает внимание современных исследователей, прежде всего можно назвать Н. Соболеву, К. Моченова, И. Сметанникова, В. Лавренова и других.


Если даже бегло просмотреть некоторое количество любых гербов, то сразу замечаешь, что на многих из них изображены животные или растения. И ведь недаром… Связи человека с растительным и животным миром исключительно разнообразны и затрагивают многие стороны производственно-хозяйственной деятельности, военного дела, быта и духовной жизни. Многие из них уходят в далекое прошлое. Растительные и животные мотивы с древних времен широко применяются в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно в народном.


Выбор темы работы обусловлен рядом причин. Прежде всего, растительный и животный мир представляет собой универсальную ценность. Его можно рассматривать как систему символов и верований, положенных в основу легенд, обычаев и традиций народа.


Что такое герб

Слово «герб» пришло в русский язык в XVI – XVII веках. В основе его лежит немецкое erbe и польское herb, что означает «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова слово «герб»определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах».

Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки гербов некоторые исследователи видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у монголов и т.п.), а также эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях в государствах древнего мира (в Египте – змея, в Армении – лев и т.д.). Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI – XII веках в среде западноевропейского рыцарства. Одной из причин, вызвавших появление гербов, были особенности вооружения рыцарей той эпохи. Последние, как известно, были с ног до головы закованы в металл: шлем, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, приобрели наследственный характер и получили название гербов .


Описанием и толкованием гербов изначально занимались герольды, входившие в свиты крупных феодалов и нередко игравшие роль судей на рыцарских турнирах. Герольды выработали на практике особые правила составления рыцарских гербов, которые имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. В более близкое к нам время геральдика из прикладного знания дворянского общества стала превращаться во вспомогательную историческую дисциплину. Ее азбуку необходимо усвоить всем, кто хочет понимать почти забытый язык символов.


Основой большинства гербов служит щит. Щиты бывают разной формы и в зависимости от этого имеют разные названия. Щит треугольной формы называют варяжским, овальной – итальянским, квадратной и слегка закругленной снизу – испанским. Наибольшее распространение в геральдике, в том числе российской, имел французский щит – четырехугольный, заостренный внизу. Были и другие формы. Например, ромбическая форма щита указывала на то, что его владельцем является дама. Сложной формой отличается немецкий щит, так называемый тарч. У реального тарча в выемку в правой части вставляли копье.


В геральдике существует принцип обратного соотношения сторон. Взгляд на герб идет не со стороны зрителя, а со стороны щита, т. е. воображаемого рыцаря или геральда, держащего этот щит. Поэтому правой стороной герба будет левая от зрителя, а левая – правая. Если в щит помещается какая-либо фигура, находящаяся в движении, это движение должно идти в правую геральдическую сторону. В противном случае получалось бы, что фигура зрительно убегает от предполагаемого противника, а не наступает на него.


В средневековье сложилась традиция описывать герб и его цветовую гамму, используя понятия «металлы», «финифти» и «меха».

Металлы – это золото и серебро, которые не случайно называют благородными. Только эти два металла используются в знаковой системе геральдики, хотя воинственные обладатели гербов ценили отнюдь не меньше прочную сталь меча и панциря. В реальной жизни, однако, далеко не каждый рыцарь имел возможность украшать свои доспехи драгоценными геральдическими знаками. Обычно их рисовали золотой или серебряной краской, а чаще более доступными – желтой и белой. С развитием геральдики таким цветом стали передавать благородные металлы. Графически же золото показывают точками, а серебро – просто чистым полем.


В силу различных причин в геральдике произошел строгий отбор цвета. После выделения в группу «металлов» желтого и белого цветов стали использовать при составлении гербов только пять красок, которые принято называть финифтями или эмалями. Вот эти пять «рыцарских» цветов: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный и черный. Пурпур в гербах изображали лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Расхождение связано с тем, что натуральную краску «пурпур» добывали из двух различных видов раковин в Средиземном море. Один давал темный, фиолетовый оттенок, другой – так называемый тирский пурпур – огненно-красный.


Финифти в геральдике изображают соответствующими красками, а графически обозначают: красный – вертикальными линиями, голубой – горизонтальными, зеленый – диагональными линиями справа, пурпурный – диагональными линиями слева, черный – пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. Соблюдают тут и старинное правило: при составлении герба металл на металл и финифть на финифть не накладывать.


Кроме указанных цветов в геральдике допускаются и натуральные цвета, например, телесный. Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели – веру, справедливость, милосердие и смирение – и мирские качества – могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств – благородство, откровен-ность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный – осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий – целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый – надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле – кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле – небо, зеленое – луговую траву, черное – мрак, печаль .


Традиция обивать щиты мехом уходит в древность. Поэтому не случайно, что и в гербах можно встретить изображение меха. В геральдике применяют два меха – горностаевый и беличий. В российской геральдике горностаевый мех использовался в основном для мантий в княжеских гербах, гербах членов императорского Дома и в государственном гербе. Беличий мех почти не употреблялся. Графически горностаевый мех обозначался белым полем, усеянным черными хвостиками, а беличий – голубыми значками, напоминавшими развернутые шкурки белок, по серебряному полю. Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Рассечение – это деление по вертикали, пересечение – деление по горизонтали. Щит может быть скошен, то есть поделен по диагонали справа или слева. Встречается и сочетание таких делений. Если щит одновременно рассечен и пересечен, его называют четверочастным, состоящим из четырех частей. Возможно и сочетание диагональных делений.


На щитах гербов можно увидеть самые разнообразные изображения. На языке геральдики их принято называть фигурами. Различают прежде всего фигуры геральдические и негеральдические. Стоит запомнить, что геральдическими фигурами называются те части поверхности щита, которые выделяются при делениях и окраске. Все геральдические фигуры делятся на первостепенные, кресты или второстепенные.


Первостепенными геральдическими фигурами называют наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Верхняя часть поля щита, которую отсекает горизонтальная линия, называется главой или вершиной. Точно так же образуется расположенная в нижней части поля щита оконечность, или подножие. Полоса, заключенная между двумя рассекающими щит линиями, получила название столба, а между двумя пересекающими щит линиями – пояса. Диагональная полоса через весь щит называется перевязью. Она может идти как справа, так и слева. Похожий на излом крыши знак, образованный двумя выходящими из одной точки перевязями, получил название стропила. Перевязи могут выходить как из верхнего, так и из нижнего края щита, и в последнем случае стропило будет называться опрокинутым. Линия, идущая по периметру щита, называется каймой.


Кресты – вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно – первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов .


В геральдике простейший вид креста образуется путем соединения столба с поясом. Это так называемый геральдический крест. Соединение двух перевязей образует Андреевский, или косой, крест. Название связано с легендой об апостоле Андрее Первозванном, который был распят на диагональном кресте. Достаточное распространение в геральдике получил и вилообразный крест – соединение двух полуперевязей со столбом.


Все кресты могут изображаться на щите укороченными и иметь прихотливые декоративные завершения. В связи с этим упомянем и о свастике – особой форме креста, которая встречалась в Индии и Древней Греции и также была связана с культом солнца и огня.


Различные геометрические фигуры относят к второстепенным геральдическим фигурам. Это квадрат, острие (треугольник), брусок и гонт (прямоугольник), ромб, веретено (вариант ромба), круг. Если квадрат или треугольник (клин) расположен в одном из четырех углов щита, тогда данную фигуру называют вольной частью.


Кроме того, к этой же группе относятся условно изображаемый эле-мент рыцарского снаряжения – так называемый турнирный воротник, а также помещаемый в центре основного щита маленький щит, который в геральдике именуется щитком или сердцем щита. Все прочие фигуры, встречаемые на гербах, являются негеральдическими, хотя иные и не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные.


К естественным фигурам относятся изображения человека, животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, земноводных, растений, светил и стихий, рек, гор и тому подобное. Самыми популярными в геральдике были изображения зверей и птиц, которые символизировали те или иные добродетели рыцарей.


Искусственными фигурами принято называть помещаемые в гербах разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, постройки, музыкальные инструменты и прочее. Однако ничто в этой группе не может соперничать с изображением оружия. Это шлемы, мечи, копья и стрелы, топоры...


Но, пожалуй, самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные фигуры, называемые иначе фантастическими. Среди них античные образы – кентавр, двуглавая и двухвостая сирены. Любили помещать в гербах изображения единорога, пегаса, дракона, гидры, феникса, козерога. К легендарным фигурам относится и двуглавый орел, принятый в качестве эмблемы на Руси в конце XV века.

Дополнения к геральдическому щиту. Корона в государственном гербе, как правило, свидетельствует о суверенитете. Не случайно короны можно видеть на гербах не только монархий, но и республик. Королевская власть и пышные гербы Швеции или Норвегии – дань традиции, глубоко почитаемой народами этих стран с буржуазно-демократическим строем. Форма корон – расположение дуг, листьев сельдерея, зубцов, драгоценных камней, вид бархатной подушки – всему в геральдике придается значение .


В российской традиции в родовых гербах используется княжеская, графская, баронская и дворянская короны. Княжеская корона представляет собой темно-малиновую бархатную шапку с горностаевой опушкой и тремя золотыми дугами, украшенными жемчужинами. Венчает эту корону маленькая золотая держава. Графская корона имеет девять золотых зубцов с жемчужинами. Баронская корона может быть двух видов. Одна – это золотой обруч, перевитый в трех местах жемчужными нитями. Такие короны украшают гербы родов, которым баронский титул жаловался российскими государями. Для прибалтийских баронских фамилий и для баронов иностранного происхождения, служивших в России, использовалась корона с семью золотыми зубцами, увенчанными жемчужинами. Дворянская корона представляла собой золотой обруч с тремя листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними.


Рыцарский шлем с короной или без нее нередко украшают нашлемники. Так называют фигуры, выходящие из короны. Это может быть и «возникающий» лев, и рука с мечом, или другая фигура, находящаяся на щите. Иногда же фигура нашлемника не соответствует фигурам щита, а имеет собственный смыл. Дополнением ко всему служат украшающие гербы мантии и наметы.


Мантия представляет собой своего рода полотнище, выпущенное из-под княжеской короны. Сверху мантия цвета малинового бархата, а снизу подложена горностаевым мехом. На фоне мантии помещается щит со всеми фигурами в нем и другими элементами внешней части. Мантия возникла в европейских гербах в XVI веке. В российской геральдике она встречается только в гербах, имеющих княжеское происхождение.


Намёт, если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского досто-инства.


Клейноды – это знаки отличия, которые носили личный характер, свидетельствовали о заслугах и наградах конкретных людей и не передава-лись по наследству. Клейноды располагались под щитом или за ним. Это могли быть ордена, регалии, знамена или булавы.


Щитодержатели появились в европейских гербах в XVI – XVII веках и символизировали оруженосцев рыцаря. В России щитодержатели в гербах имели право иметь только титулованные, родовитые и имеющие особые заслуги дворяне. В качестве щитодержателей могли выступать и человеческие фигуры, и фигуры животных, в том числе мифических.


Часто к гербу добавляется лента с девизом. Чаще всего девизы происходят от рыцарского боевого клича. Некоторые короткие высказывания имеют глубокий смысл, но нередко случается и противоположное – в силу исторических обстоятельств фраза претерпевает искажения и представляется нам бессодержательной. Однако в традициях геральдики наших дней бережно сохранять написанную фразу, какой бы непонятной она ни казалась. Наверное, в этом есть свой смысл. Встречается в гербах девиз без ленточки. Если щит круглый, надпись помещается, как правило, по окружности. Иногда под щитом на ленте или драгоценной цепи можно видеть высший орден государства.


Было бы заблуждением думать, что все без исключения государственные гербы соответствуют требованиям классической геральдики, а следовательно, приведенным выше правилам. В ряде стран после свержения правящих династий, например в Италии и Франции, отказались от прежней феодальной символики и создали новую. По новым принципам были составлены также гербы некоторых социалистических государств. Вспомним хотя бы герб Германской Демократической Респуб-лики, где в обрамлении колосьев пшеницы помещены молот и циркуль. Ряд молодых государств третьего мира после освобождения от колониальной зависимости, напротив, обратились к традиционной европейской геральдической системе. И порой только удивляешься, когда видишь на стенах некоторых посольств гербы с изображением пышных рыцарских доспехов в обрамлении тропической флоры и фауны .


Естественные фигуры гербов

Естественные фигуры образуют самую большую группу негеральдических фигур, которые делятся на изображения: 1) бесплотных сил и святых

2) человека

3) животных

4) растений

5) планет, звезд и стихий.


Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречается изображение только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и другие. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз.


Изображения животных можно разбить на три отдела:

1) млекопитающие

2) птицы

3) земноводные, гады, рыбы и насекомые


Помещаясь в герб, изображение животного может иметь язык, глаза, клюв, когти, клыки или плавники другого металла или финифти, чем остальное туловище. Такая фигура называется вооруженной. Если же фигура изображена без этих частей, то она называется безоружной.


Голова животного может быть обращена в иную, чем туловище, сторону, а животное может быть украшено короною, ошейником, венцом и т.д.


Если фигура изображена без хвоста, то называется уродливой. Изо-бражение фигуры наполовину, не касающееся притом краев щита или другой фигуры, называется полуфигурой. Иногда изображается фигура с отрубленными членами или частями. Если в гербе помещена лишь часть животного – голова, ноги, лапы, рога и прочее, причем эти части изображены отделенными так, что лишены кожи или перьев и показывают обнаженное мясо, то называются содранными и должны изображаться червленью.


Если фигуры изображены идущими или лежащими в разные стороны, одна под другой, то называются противоидущими или противолежащими.


Если фигуры изображаются натуральной финифтью, то они сохраняют природные цвета и имеют произвольные положения .

Хищные животные

Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображений льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направлениях).


Для геральдики нашей страны остаются традиционными такие хищ-ники, как медведь (бурый и белый), волк, лиса, куница, соболь, горностай.


Медведь

В ХVIII – ХIХ веках считался символом предусмотрительности за то, что умеет предвидеть погоду и заранее подготавливает себе берлогу на зиму. Однако этими качествами обладают почти все другие лесные звери – крот, барсук, еж, белка, - так что медведь не является в этом отношении чем-то особенным и приписывание лишь ему таких качеств как исключительных было «кабинетной» выдумкой современных геральдистов. На самом деле медведь никогда не обладал символическим значением в мировой геральдике, ибо, будучи животным регионального значения, применялся в качестве эмблемы лишь в германской и славянской геральдике, причем не как государственная эмблема, а как местная, территориальная.


В период родоплеменных отношений, до появления государства, медведь был одним из основных тотемных животных у финно-угорских народов и у входивших с ними в контакты германских и славянских племен. Медведь олицетворял собой хозяина леса. В Предуралье, Зауралье и в Сибири культ медведя сохранялся до ХVIII – ХХ веков. Как память об этом культе многие местные племенные образования, существовавшие на территории от Берлина до Тобольска, оставили различные следы в виде изображений медведя, топонимики, прозвищ исторических деятелей (Альбрехт Медведь) . Это послужило впоследствии основанием дать местным историко-географическим областям, городам, местечкам эмблему медведя как их отличительную историческую черту, как герб.


В прямой зависимости от этноса находится и трактовка эмблемы медведя. Так, медведь на славянских и угро-финских территориях никогда не выступает в качестве говорящей эмблемы, ибо он отражает, как тотем, принадлежность ему как знаку определенной племенной территории. Правильным эмблематически считается профильное изображение всей фигуры медведя, стоящего на задних лапах в повороте вправо. В русской геральдике допускается медведь, идущий на четырех лапах и влево.

Иногда используется не вся фигура, а лишь поясное изображение (выходящий медведь), а также голова анфас и лапы (одна, две, три). Цвет медведя в гербах всегда черный (если это бурый медведь) и белый (если это полярный медведь). Вооружения медведя могут быть красными и золотыми.


Волк, Волчица, Волчата

лат. lupus фр. Loup, нем. wolf норв. ulv, шв. varg, чешск, vlk, польск. Wilk - с глубокой древности у большинства народов Европы и в библейской символике – символ хищника, свирепого врага. В русской символике – символ злости, прожорливости, алчности. В Библии волкам уподобляются лжепророки, неправедные правители и судьи как лица, наиболее опасные для народа. После средневековья волк как символ исчезает. Его образ не находит отражения ни в геральдике. ни в эмблематике нового и новейшего времени.


Если символическое значение образа волка все же проявляется и в западноевропейской, и в русской традиции, то эмблематическое изображение образа волка встречается крайне редко и по существу закреплено и канонизировано лишь в германской геральдике.


Эмблематическое изображение волка обычно почти совпадает с изображением лисицы (в германской геральдике – лис): расположение фигуры в поле, поворот головы, общий абрис и экстерьер фигуры в эмблемах волка и лиса фактически одинаковы. Имеющиеся различия незначительны, но, тем не менее, строго фиксированы: у лиса гладко лежащая шерсть, пышный хвост, крупные уши (ухо) эллипсовидны, расположены почти анфас, пасть всегда сомкнута (даже если держит добычу), кончик носа четко обозначен особым цветом (обычно черным), по сравнению с окраской фигуры цвет всегда постоянный, единственный - красный, независимо от цвета поля щита; у волка – шерсть на ла-пах, хвосте и спине вздыблена, пасть всегда открыта (даже если не высунут язык), в ней отчетливо видны два ряда острых, как пила, длинных зубов, уши изображаются в профиль, заострены, повернуты немного концами в сторону носа, верхняя часть морды раздвоена (вместо обозначения кончика носа) узким разрезом, окраска всей фигуры всегда черная, редко — синяя или голубая, в исключительных случаях – белая, серебряная, серая (натуральная) .


В русской геральдике образ волка символически не используется. Он применяется как говорящая эмблема в родовой и городской геральдике.

Конь

Совмещающий в себе свойства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы, в гербе представляется всегда в профиль. Эмблеме этой придаются по разным положениям следующие названия: лошадь называется дикою (gai), если она без узды; взнузданною (bride) оседланною (selle) покрытою латами (barde), попоною (caparaconne); причем в точности означается, какого цвета украшение, сбруя или покров лошади. далее конь предполагается рассерженным, бешеным (effare, cabre), когда поднялся на дыбы, и только играющим (anime), когда цвет глаз отличен от цвета всего тела.

Из породы собак в гербах встречаются одни борзые и служат символом верности, преданности и повиновения; они почитаются молодыми (levrons), если без ошейника (с ним называются ассоlеs)


Кошка

Кошка есть символ независимости и представляется в профиль и впрямь. Она называется напуганною (effarouche), если ползает, и съежившеюся (herissone) в таком случае, когда средина и хвост подняты выше головы.


Вол

Вол представляется взбешенным (furieux) если стоит на задних ногах, идущим (rampant) когда изображен в профиль, с хвостом, падающим на спину.


Корова

Корова изображается не иначе как идущею и называется увенчанною (couronnee), если у нее на голове корона, с колокольчиками (clarinee), если он у нее висит на шее, рогатою (ассоrnее) и с копытами (onglee), если эти части ее тела отличаются цветом от всего туловища.

Бык

Бык есть символ плодородия земли.

Овца

Овца изображает собою кротость и сельскую жизнь.

Козёл

Козёл отличается в гербе рогами, загнутыми спирально, изображается в профиль, идущим, и служит символом весны, потому что в знаках зодиака овен соответствует марту месяцу.

Агнец

Агнец, эмблема доброты, называется пасхальным, если держит хо-ругвь с изображением креста.

Олень

Олень, по уверению натуралистов, запахом своим прогоняет змею и потому служит эмблемою воина, пред которым бежит неприятель. Если рога оленя, который всегда изображается в профиль, идущим, бегущим или лежащим, означены особою от всего тела краской, то это означается при описании герба.

Лань

Лань, символ робости, изображается также в профиль.

Кабан

Наконец, кабан, вепрь, эмблема мужества и неустрашимости, всегда цвета черного и в профиль. Иногда представляется одна кабанья голова (la hure); причем необходимо обозначать цвет глаз и краску, которою отличены зубы кабана (les defenses)


В этом перечне исчислены далеко не все четвероногие, находящие себе место на щитах гербов, но эмблемы других зверей встречаются реже и значение их яснее.


Более подробное описание используемых в геральдике животных и растений дается в издании В.В.Похлебкина «Словарь международной символики и эмблематики». Это наиболее и современный справочник по существующему международному арсеналу понятий в области символики, эмблематики и геральдики содержит толкование 470 терминов, в том числе знаков, не имеющих геральдического значения, но широко применяемых в международной практике.


Автор в доступной форме знакомит читателя с символическим значением различных представителей флоры и фауны, наиболее часто встречающихся в изображениях гербов городов и государств.


Пернатые

Из птиц всего чаще встречается в гербах изображение орла, символа власти, господства и вместе с тем великодушия и прозорливости. Царь птиц представляется обыкновенно летящим грудью вперед, а крылья его или подняты вверх или парят (аn vol abaisse) Он бывает или об одной голове или двуглавый.

Утки

Утки изображаются в профиль (canettes), а без клюва и ног (линия в особенности утки) называются marlettes.

Ворон

Ворон, символ долголетия и предусмотрительности, рисуется черным.

Петух

Петух, самая бойкая из всех птиц (оттого галлы приняли этот символ и носили его на оружии и знаменах), служит символом борьбы и боя. При изображении его в гербе, могут быть отмечены особою (в отличие от остального тела) краскою его гребешок и бородка (crete et barbe). Открытый клюв, как будто бы петух поет (chantant) и почитается готовым вступить в бой (hardi), если нога у него поднята.

Цапля

Цапля (она же называется журавль, если у нее отсутствует хохолок на голове, и аист, если концы маховых перьев (крыльев) окрашены в черный цвет; в русской геральдике применяется только термин «цапля») . Значение всех этих трех птиц в международной геральдике почти одинаково, за исключением некоторых особых свойств, приписываемых и закрепленных за аистом.


Если цапля (аист, журавль) изображена в профиль, обращенный вправо (геральдически), и стоящей на одной ноге, то это эмблема осторожности; если она другой ногой, согнутой в колене, зажимает лапой камень, то в этом случае она трактуется как эмблема бдительности. Цапля, стоящая на одной ноге и зажавшая в другой лапе стрелы, - эмблема осторожности, предотвращающей происки врагов. Цапля же, стоящая на обеих ногах, с головой, повернутой к хвосту, а не вперед, вправо, служит эмблемой трусости. Цапля или журавль с поднятыми крыльями, оторвавшиеся от земли и висящие в воздухе, означают эмблему паники. Она встречается крайне редко.


Обычно широко используется эмблема цапли в значении бдительности в германской, русской, французской и вообще европейской геральдике, причем исключительно в личных и родовых гербах, а не в государственных.


В территориальных же гербах цапля с хохолком почти не встречается, ибо здесь ее заменяет аист.

Соколы

Соколы (нем. Der falke, фр. faucon, англ. falcon) символ мужского благородства, рыцарства, идеального соединения таких качеств мужчины, как храбрость и ум, с силой и красотой. Иногда может служить эмблемой и одного из трех качеств: храбрости, ума, красоты.

Рыбы

В старой западноевропейской геральдике к рыбам относили ошибочно Левиафана (чудо-юдо рыба-кит) и дельфина – эмблему силы, который часто выступал в роли обобщенного образа морского существа вообще. Из числа рыб, сохраняющих типичные черты своей породы в геральдическом изображении, в западноевропейской геральдике используются барвена, чебак, щука, треска и особенно форель, которую изображают, в отличие от других рыб, всегда изогнутой в дугу и с пят-нами. Русская геральдика значительно богаче по породному составу геральдических рыб: здесь часты осетр, стерлядь, карась, карп, встречается лосось, семга, пеструшка, сельдь, вырезуб, а также используется обобщенный образ рыбы, за основу изображения которой принимается судак или сазан.

Насекомые

Из насекомых чаще изображаются пчелы и муравьи как символ трудолюбия, бабочки – непостоянства. Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины).

Деревья

Деревья часто находят себе место, и каждое из них отличается неко-торыми приметами и не смешивается с другими, имея свое символическое значение. Они изображаются обычно с явными признаками своей породы. Особенно употребительны дуб, сосна, ель, липа, береза, пальма, олива, лавр, реже встречаются яблоня, груша, вишневое дерево, тис, клен, кедр, баобаб и некоторые другие, особенно у стран «третьего мира». Деревья могут изображаться целиком, то есть от корней до верхушки, - и в таких случаях называются «вырванными» (особо частый и почетный вид изображения деревьев в гербах) – либо частями (ствол целиком с листьями и плодами, ствол без листьев, ствол без ветвей или частью срубленный, ветви отдельно, пни с корнями и пни без корней). Каждый из этих видов изображений имеет свое значение.

Дуб

Дуб, бывший в большом уважении у древних как символ крепости и силы, отличается по желудям и называется с плодами (fruite), если желуди обозначены особым цветом в отличие от листьев и ствола дерева.

Оливковое дерево

Оливковое дерево, символ мира, отличается остроконечными листьями и своим плодом.

Сосна

Сосна узнается в гербах по прямому своему стволу, расходящимся ветвям, равно как по растущим на ней шишкам (pommes de pin). Древние употребляли это дерево для костров при жертвоприношениях.

Дикое вишнёвое дерево

Дикое вищневое дерево (le crequier) изображается наподобие седьмисвещника.

Пальма

Пальма, символ долговечности, узнается по развесистым листьям.

Олива

Олива означает мир и мудрость, лавр –славу и почет, ель – плодородие и обновление .


Листья

Большое значение имеют в эмблематике листья деревьев, изображаемые отдельно, изолированно, поскольку они даже лучше, чем целое дерево, могут конкретно указывать на его породу, а следовательно, и четче раскрывать смысл эмблемы. Самое широкое распространение в классической и современной эмблематике имеют листья дуба, липы, хвоя ели, сосны, а также стилизованные изображения хвои тиса, листьев клена, листа пальмы (называемого, однако, традиционно пальмовой ветвью). Могут изображаться и листья трав.

Цветы

Не чужды гербов цветы, травы, колосья, плоды.

Роза

Королева цветов – роза часто изображалась на гербах. По законам геральдики венки и гирлянды из роз могли красоваться только на гербах королевской фамилии. Дворяне, не имеющие в родне королевской крови, должны были довольствоваться одиночным цветком.

Красная дамасская роза впервые появилась в Европе в 1270 г. Граф Тибольд IV Шампанский привёз её во Францию из крестового похода. Едва освоившись на новой родине, дамасская роза перекочевала в Англию и сразу стала эмблемой королевского дома


Ланкастеров – одной из ветвей династии Плантагенетов. Другая ветвь династии – Йорки – отдала предпочтение белой розе. Эти эмблемы вошли в историю в связи с 30-летней войной (1455 – 1485 гг.) Ланкастеров и Йорков, которая больше известна как Война Алой и Белой розы. Кровопролитная борьба двух королевских домов нашла отражение не только в исторических трактатах и рыцарских романах. Селекционеры вывели у розы дамасской форму Versicolor, что значит «разноцветная». По-английски эта разновидность называется York-and-Lancaster: на одном кусте, и даже на одном побеге, у неё мирно сосуществуют белые, розовые и смешанные бело-розовые махровые цветки. Так садоводы символически примирили спесивых аристократов.

Лилия

Лилия – не менее известный, чем роза, геральдический цветок. Знаменитая королевская лилия, точнее, триада из лилий – символ королевского дома Бурбонов, правившего Францией и Испанией свыше 200 лет. Её изображения красовались повсюду: на королевских знамёнах и штандартах, на дверцах карет и одеждах придворных. После свержения монархии цветок лишился своего королевского титула. А позже учёные установили, что столь любимая королевская лилия – вовсе и не лилия. История этого символа гораздо древнее дома Бурбонов. Он встречался ещё в V в. на штандартах франкского короля Хлодвига. Есть предположение, что это даже не цветок, а стилизация наконечника алебарды.

Ирис

Большинство исследователей сходятся на том, что знаменитый символ – цветок ириса. Достаточно сравнить старинное изображение золотисто-жёлтого ириса (известного ботаникам как ирис аировидный, или водяной) и королевскую лилию - «флёр де лис», как её именуют французы.

Дикорастущая флора

Как правило, национальные цветочные символы выбираются из местной дикой флоры. Например, свенсона красивая, цветочный символ Южной Австралии, является довольно редким видом, подлежащим охране. Иногда символом становится не дикий, а культурный цветок. На Мальдивских островах им стала полиантовая роза –единственная роза, которая успешно растёт на этой земле. Символом Сингапура провозглашена орхидея ванда «Мисс Хоакин» - гибрид между вандой терес и вандой Гукера. Розовые, с фиолетовым оттенком цветки орхидеи напоминают цветовую гамму одежд сингапурских женщин. Непрерывное круглогодичное цветение этой орхидеи, по мнению правительства, символизирует стремление народа к прогрессу. Но не все цветы-символы непременно красивы и экзотичны.

Национальный цветок Финляндии, скромный душистый ландыш, красовался на монетах (до введения евро). Символ Шотландии, чертополох колючий, отражает боевой нрав этого непокорного народа. Камбоджа выбрала своим цветочным символом рис – источник благополучия страны, а Литва полюбила душистую руту. Японцы символами своей страны избрали хризантему и сакуру (японскую вишню). Им посвящены древние праздники с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры и осенний Праздник хризантемы. Хризантема, с её компактным лучистым соцветием, как нельзя более подходит в качестве национального символа и герба Страны восходящего солнца, цветка императорского дома (в Японии есть даже особый сорт огромных императорских хризантем). Как и сам император, его цветок олицетворяет единство нации. Сакура не попала на герб, но не менее хризантемы любима японцами. Вот что пишет в книге «Япония. Образы и традиции» знаток Японии итальянец Фоско Мараини: «Весна... часто прерывается метелями, волнами холода, дождями и долго не сходящим снегом. Неожиданное цветение вишнёвых деревьев по всей стране может придать ей ни с чем не сравнимый праздничный вид, но это чудо длится всего несколько дней, а иногда несколько часов. Может быть, потому поэты в Японии, говоря о сакуре (декоративной вишне), часто усматривают в ней признак печали – ушедшей любви, юности, жизни, судьбы самурая с её неожиданным призванием к самоотречению».


Злаки представлены колосьями, снопами, травами и плодами.

Выводы

1. Выбор той или иной композиции для территориального символа определяется многими слагаемыми, и в большинстве своем эти слагаемые берутся из различных источников – официальных материалов, историче-ских альманахов, справок и других. Одним из классических способов создания символа является способ отражения наименования муниципального образования, или так называемый гласный герб. Это означает, что композиция герба отражает буквально то, что звучит в его наименовании. В свою очередь, основой для гласного герба могут служить:

- географическое расположение муниципального образования, отраженное в его наименовании (например, герб города Острова);

- исторические события, послужившие присвоению муниципальному образованию наименования (например, герб поселка Пушкинские горы);

- ведущие отрасли народного хозяйства, определившие не только социально-экономическое развитие муниципального образования, но и его наименование (например, города Гдова); - культурные особенности, давшее наименование муниципальному образованию (например, герб поселка Плюсса);

- легенды, в основу которых положено наименование муниципального образования (например, герб поселка Бежаницы);

- само наименование муниципального образования и его топоним (например, герб города Печеры).


2. На большей части гербов городов и поселков Псковской области изображены растения или животные, при этом изображения последних преобладают.


3. Гербы не просто красивые картинки. Они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов. На примере гербов городов и поселков Псковской области мы исследовали малую часть изображений представителей флоры и фауны в геральдике. В дальнейшем мы планируем продолжить начатую работу.


Список литературы

1. Государственная символика России. История и современность /И. В. Можейко, Н. А. Сивова. М.: ЦНСО, 2003.

2. Драчук В. С. Рассказывает гкеральдика. М.: Книга, 1997.

3. Лакиер А. Б. Русская геральдика. М.: Книга, 1990.

4. Наш герб //Красное знамя, 1987, 7 июля.

5. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.: ТИД, 2002.

6. Рассказывает геральдика //Островские вести, 2001, 30 января.

Интернет-ресурсы

1. http://www.geraldika.ru

2. http://www.heraldry.hobby.ru

3. http://www.lubushka.ru

4. http://www.1september.ru