Заикание. Лечение общением.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

ПРИЧИНА НЕУДАЧ В ОБЩЕНИИ - ... ВНУТРИ НАС.

(Из кн.: Заикание. Лечение общением)

Логоневроз (общеупотр. «заикание», «заика»). Это одна из самых древних речевых проблем. Гиппократ объяснял заикание как болезнь, при которой происходит накопление влажности в головном мозге. Аристотель представлял его как неправильное соотнесение частей артикуляционного аппарата. В 60-70 г.г. нашего столетия сотрудниками лаборатории логопедии Научно- исследовательского института дефектологии было установлено, что при заикании преимущественно пораженной оказывается коммуникативная сторона речи человека. Говорение у заик сопровождается судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

Заикающиеся школьники с первых дней обучения в школе испытывают специфические трудности: ответы на вопросы учителя, выступление перед классом, организация и регулирование поведения, исходя из общих задач и интересов. Появляющиеся неудачи вызывают у заикающихся стрессовые состояния, что в целом отрицательно сказывается на формировании школьной адаптации, учебной деятельности, личностных качеств ребенка.

Использование имеющихся методик по устранению заикания, психотренингу общения, замечательная переводная и отечественная литература на эту тему- часто не дают нужного результата.

К настоящему времени мною под руководством сотрудников Московского НИИ коррекционной педагогики проведен определенный объем работ по изучению заикающихся школьников и разработке методики формирования полноценной коммуникативной деятельности у указанной категории детей. В тоже время книга может оказаться полезной специалистам психологам, педагогам, родителям, дети которых испытывают трудности общения.


Причины заикания

Из жизненного опыта нам известно, что заикающиеся - это часто люди, обладающие незаурядными умственными способностями, прекрасными душевными качествами. И все же. Много исследователи считают. Немаловажное влияние на возникновение заикания, по их мнению, имеют: поражение головного мозга в раннем детском возрасте, наследственная предрасположенность, соматическая ослабленность после тяжелых инфекционных заболеваний (В.А. Гиляровский, 1932); индивидуальная предрасположенность к заиканию - повышенная ранимость высшей нервной деятельности и ее особая подверженность психическим травмам (А.И. Иванов-Смоленский, 1954); неблагоприятные условия развития речи (С.Л. Рубинштейн, 1961, А.И. Сорокина); аномальные черты характера, развивающиеся в результате влияния перечисленных факторов, нарушение ведущей роли левого полушария в процессе речевой деятельности (И.В. Данилов, И.М. Черепанов, 1970); трудности коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, 1960- 1980); затруднения в переключаемости внимания, неустойчивость деятельности и др., оказывающие дестабилизирующее влияние на функции словесной системы (А.В. Ястребова, 1980); аффективная реакция на ситуацию, возникающая в результате несовершенства, неуверенности речи, как стремление преодолеть свои дефекты (Н.А. Власова, 1983) и т.д. Следствием влияния некоторых из перечисленных причин является нарушение как в состоянии средств вербальной, так и невербальной коммуникации.

Нашей задачей было изучение психофизиологических и психологических особенностей коммуникативной функции речи заикающихся школьников, разработка системы коррекционных занятий и ее апробация.


Из анамнезов детей с заиканием младшего школьного возраста

ИЛЬЯ. Во время беременности у мамы мальчика обнаружена анемия, производились действия по устранению кровотечения. Роды без особых отклонений от нормы. Физическое развитие соответствовало возрастной норме, пошел в срок. Первые слова с сильным запозданием - 1,5 мес. Фразовая речь - после двух лет. Говорил долго малопонятно для окружающих. В детстве часто болел простудными заболеваниями. Моторно суетлив, спокойно на месте сидеть не может, постоянно выполняет массу ненужных движений. Очень обидчивый, своенравный. Мимика и жесты активны, но не выразительны, однотипны. Пока Илье не исполнилось 8 лет, жили в общежитии. В детском саду постоянно жаловались на его плохое поведение. Брат родился с ДЦП, нарушен интеллект и речь. Отец заикается. Периоды ухудшения состояния речи у ребенка связаны с длительными физическими или психическими нагрузками. Весной заикание усиливается.

ОЛЯ. Мама во время беременности перенесла психотравму. Девочка родилась недоношенной. Роды нормальные. В физическом развитии немного отставала от сверстников, пошла в срок. Отдельные слова начала произносить в срок, фраза появилась к 2 годам. Речь торопливая, произношение смазанное. В детстве перенесла простудные заболевания и нейродермит, который не излечен до сих пор. Моторно подвижна. С подружками активно что-то обсуждает, бегает, мало сидит на месте. Оля веселая, общительная, однако, при возникающих трудностях, ведет себя неуверенно, подозрительно. Мимика и жестикуляция невыразительны. Девочка посещала детский сад, однако из-за частых простудных заболеваний больше находилась дома под наблюдением бабушки и деда. Отец ушел, когда Оле было 3 года. Заикание впервые отмечено в 3 года.. Девочку несколько раз "лечили бабушки" заговорами, молитвами, но через некоторое время заикание возвращалось снова. С поступлением в школу оно заметно усилилось. После болезней заикание так же усиливается.

Как видно из примеров, имеет место прямая зависимость между заиканием и факторами: наследование предрасположенности к логоневрозу (генетический), проблемы перинанатального развития, неблагоприятные элементы среды, трудности адаптации в детском коллективе (детский сад), дисгармоничные индивидуальному (психологическому) стилю ребенка подходы воспитания и т.д..

Источник

Терентьева В.И. "Заикание. Лечение общением". - Красноярск, 1997 г. - 178 с.


Аннотация

Рассматриваются

а). коммуникативная деятельность как сложное, разностороннее явление;

б). заикающиеся - как группа детей с наиболее выраженными отклонениями в формировании коммуникативной деятельности (общения);

в). комплекс причин, способствующий появлению данных отклонений в общении;

г). основы психокоррекционных и специальных дидактических (логопедических) мероприятий по преодолению трудностей общения.

Предложена структура межличностного взаимодействия, в соответствии с развивающимися важными формами словесной регуляции действий у детей, разработана поэтапная система занятий с учетом данного видения проблемы, направленная на формирование полноценной коммуникативной деятельности у детей с заиканием.

Книга предназначена студентам психологических и педагогических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам, педагогам, родителям детей с проблемами общения.

Разработано 57 занятий для формирования свойств личности и коммуникативной речи, которые становятся «фундаментом» для красивой речи без заикания.

--Terenteva V. 12:44, 20 марта 2011 (UTC)