Информационная безопасность в системе открытого образования/Соколова ГА

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Соколова Г.А. педагог-организатор МОУ ДОД ДДТ»УСПЕХ», Астрахань

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Компетентность родителей, учителей, учащихся в сфере информационной безопасности как фактор воспитания успешности личности, психологически устойчивой к негативным воздействиям ИЛТ – насыщенной среды.


Современные школы получили компьютеры и Интернет. Однако , использование этих средств связано с боязнью получить на компьютер спам или троян, при работе в Интернете.. Как справиться с ними знает только информатик, а все другие учителя , только по наслышке. Хорошо бы создать сайт, где помогли бы обезопасить свой компьютер, публиковали бы материал об антивирусных системах и их работе. Такие материалы есть (Первая помощь), но обычный пользователь, которым является учитель , в таком материале разбирается с трудом. Учителям не хватает времени на освоение компьютера, а курсы «Intel» дают представление о компьютере обзорно. Появляется боязнь, что-то сделать не так Многие учителя стараются вместе с учащимися участвовать в интернет конкурсах: Эрудиты Планеты, Эколого –биологической викторине(Ярославль), Фестиваль «Умник»(Красноярск), на портале «Юность , наука, культура», таким образом получая определенную практику . Выход в Интернет связан с особенностями поиска материала, так хорошо известно, что при этом встречается очень много рекламы, которую можно отключить в настройках компьютера., атак же другую не нужную информацию для детей. Учащиеся намного лучше владеют компьютером, так как многие получили уже общее компьютерное образование и овладели умением работы в сети.


Участвуя в интернет проекте, «Глобальная школьная лаборатория» встретились с проблемой входа на сайт, ведь участниками этого проекта являются шестиклассники, а они пока без родителей войти на сайт не смогут, да и родители не хотят подвергаться опасности вхождения.

Как правило, почти все школьники имеют компьютер, но только часть пользуется полноправно, а остальные только играют в игры. Разумеется, если бы было много проектов подобных порталу «Юность, наука, культура» , где представлены не только игровые проекты, но и обучающие, то дело обучения пользователя шло быстрее. Славиться своими виртуальными школами «Эйдос», Красноярский «Умник», так как они не только играют в своих программах, но и обучают основам работы в сети и на компьютере, а это дорого стоит. Стоит заметить , что иногда надо давать школьнику самому справиться со сложной задачей работы в сети. Этому способствует , например, конкурс фотографий «Россия глазами школьников». Приходиться не только аккуратно входить в сеть, но и работать с космическими картами, на которых необходимо отметить твое местоположение, а это непросто. Это и работа по введению фото, ведь фотография должна быть определенного формата и вставить ее необходимо именно на то место на карте, где ты живешь. Такие конкурсы наверняка научают школьника не только пользоваться космическими картами , но и аккуратности в работе с сайтом. Такой ребенок получает удовольствие от работы и гордость, что у него все получилось . У него даже не возникнет желание залесть на какой-нибудь порно сайт или еще что-нибудь в этом роде. От хорошо выполненной работы и вида своей работы в интернете появляется гордость за свою работу, желание работать еще и удовлетворение от своей работы , так как ее могут посмотреть все одноклассники и родители, учителя. Запреты никогда не приводили к успеху. Думается не запрещать , научать работе на компьютере и в сети - вот задача современных педагогов.


Многое предоставляет Интернет, но надо так обучать школьника, чтобы не вызывать в нем сомнения по поводу опасности , так как об этой опасности надо рассказать и показать, что получается вследствие не правильного обращения с этими средствами информации. Оградить полностью от ненужной информации мы не можем, но можем объяснить , что происходит если ты пользуешься такой информацией на уровне закона и на моральном уровне. В этом могут помочь родители, которые работают, как правило ,вместе с детьми на одном компьютере. Если ребенок занят нужным делом, ищет информацию для доклада или презентации, то едва ли он будет обращать внимание на рекламу. Молодые исследователи, которые занимаются научно-исследовтельскими работами , нуждаются в притоке большого количества информации и вынуждены часто бывать в Интернете. Но, как правило, успешно и не опасаясь не нужной информации, на которую они просто не обращают внимание.

Увлеченные своей работой и зная, что времени им отпущено не много, так за выход платятся деньги, то и работать они будет только в заданном направлении.


Многие программы Интернета предоставляют образовательные игры, но сколько не говорим о них, а появляются только игры ни о чем или только «стрелялки». Есть географическая игра , в которой за определенный тур нужно поставить флажок на предлагаемый район мира –это познавательно и интересно. Провела эксперимент и убедилась, что с одинаковым интересом играют школьники и родители , получают при этом абсолютное знание карты мира .Учитель не имеет времени на разработку таких игр, но можно предложить учителям разработать сценарии таких игр, тогда будет толк. Этой проблемой безопасности в Интернете занимаются многие ученые мира, вот к примеру исследования американских ученых.


В трехлетнем исследовании, проведенном американскими учеными при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (MacArthur Foundation), приняли участие 800 родителей и детей. Целью исследовательской работы было определить "этнографический взгляд на то, как дети используют общественно-бытовую среду в целях общения, обучения и отдыха". Ученые проанализировали развитие тех детей, кто за период исследования провел более 5 тыс. часов в Интернете, общаясь в социальных сетях, играя в игры и просто кочуя по разным сайтам. По словам авторов исследования, площадкой общения современных детей стали такие ресурсы, как MySpace и Facebook, где коммуникация проходит намного активнее, чем в реальной жизни. Однако именно такой способ общения формирует многие необходимые сегодня способности, к примеру, технические или обычную грамотность. "Они учатся, как общаться в режиме Онлайн, создают свой общественный образ, делают домашние страницы, вставляют ссылки, - рассказывает доктор Мими Ито. - Еще 10 лет назад все эти вещи казались неестественными, но сегодня для молодых людей это само собой разумеющееся".


Сравнив уровень развития детей, не имеющих доступ в Интернет или имеющих ограниченный доступ (в школах, интернет-кафе) и теми, кто может свободно находиться в глобальной сети, ученые обнаружили большое преимущество вторых перед первыми. "Обучение сегодня тесно связано с Интернетом, и это очень важно помнить сегодня, когда мы пытаемся понять, что же такое образование в XXI веке", - заключила М.Ито. Общение в Интернете расширяет кругозор, так как можно общаться с различными людьми увлеченными разными науками, идеями. Которые не только рассказывают о своих изысканиях , но и ведут научные дискуссии.


Во многом способствовало формированию личности и ее уверенности в работе с компьютерными технологиями образованный «Полевой учебный Центр»СТРИЖИ» при Доме детского творчества «УСПЕХ». Центр занимается обучением школьников азам научно-исследовательской работы. Занятие включает не только сбор полевого материала, но и обработку данных. Во многом этому способствуют определенные программы Интернет , где при введении определенного числа данных получаешь результат. Для написания доклада, реферата, отчета о полевых изысканиях необходим материал, говорящий об уже известных по данной теме данных в различных источниках. Вот такой работой, поиск информации по теме, занимается сам ученик, непосредственно заинтересовавшись темой ребенка ,включаются родители, которые вселяют уверенность школьника в работе и безопасности работы в Интернете. Работа с определителями, с терминами, понятиями, классификацией собранного материала напрямую связана с работой в сети. Школьники владеют поисковиками в большей степени, чем учителя и родители, так как они чаще занимаются этой работой. Часто для выполнения работы необходимы карты района, которые можно взять и обработать в Интернете. Так программа ДубльГИС полностью удовлетворяет запросы молодых исследователей, которые наносят на карту свои данные и определяют район обследования. Более подходят космические карты, на которых указан рельеф, дороги , постройки в реальном виде.


В заключение хочется отметить, что введенный в школы Интернет не полностью используется школьниками, так как здесь существует финансовая сторона. Препятствует расширению пользовательской зоны и неграмотность учителей и родителей, которые в виду незнания просто бояться допустить своего ребенка в сеть. Выход из положения один создавать больше конкурсов , фестивалей, конференций, виртуальных школ с одновременным или параллельным участием в них, как школьников, их родителей и учителей. Такой опыт быстрее позволит освоить новейшие компьютерные технологии. Жизненно необходимы в настоящее время и учебные курсы в овладении новейшими компьютерными технологиями всех желающих , как детей , так и взрослых, пусть даже за минимальную оплату услуг. Такое вовлечение в изучение компьютерных технологий повысит компетентность учителей, родителей и самих учащихся и снимет не желательную боязнь за безопасность работы в сети на компьютере.