Использование средств дистанционных коммуникаций

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Лекомцева Екатерина, учитель математики МОУ СОШ № 289 г.Заозерск, Мурманская область,



Мотивация деятельности ученика – первая и основная задача учителя, без которой нельзя решить никакие педагогические задачи.

Один из резервов для повышения мотивации обучения, для расширения кругозора – это хорошо продуманная и организованная внеклассная и внеурочная деятельность.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей.

В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Дидактические возможности сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.

Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно переплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.

Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, проводить телекоммуникационные проекты.

Интернет предоставляет как полезную, так и бесполезную и даже в какой-то мере вредную информацию. Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.

Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет. Вашему вниманию открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках. А что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса. Хочется рассказать о некоторых интересных для школьников сайтах.

Основной задачей [1] является помощь в проведении математических кружков. Так как не всегда есть возможность проводить такие кружки, то учащиеся и сами могут учиться решать олимпиадные задачи с помощью этого сайта.

Стержнем и сердцевиной системы задач является тематический рубрикатор. Он состоит из двух «ортогональных» разделов. Во-первых, это дерево тем, соответствующих разделам математики. Далее темы делятся на подтемы. Но для занятия кружка не менее важна вторая часть рубрикатора под названием методы. Здесь можно найти все «стандартные» кружковские темы. «Фильтр» позволяет выбрать класс и сложность задач. Можно посмотреть решение задач. Задачную базу олимпиад можно найти также и сайте [2]

Стремясь внести посильный вклад в развитие математического образования в средней школе, оказать практическую помощь ученикам и учителям, факультет педагогического образования МГУ открыл в Интернете специальный бесплатный консультационный сайт по математике для школьников и преподавателей математики [3]

Консультанты, преподаватели МГУ, готовы ответить по существу на непонятный вопрос, объяснить решение «неподдающейся», нестандартной или олимпиадной задачи. Дают полезные рекомендации каждому, кто хотел бы найти дополнительную углубленную информацию по какой то проблеме, можно найти справочные материалы по математике и о математиках, мало доступные статьи, фрагменты учебных пособий и книг.

Своим ученикам 6 и 8 классов я предложила поучаствовать в интернет-олимпиаде по математике для школьников «Сократ» на сайте «Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников». Это он-лайн соревнование для школьников в умении решать логические задачи. Участвовать в олимпиаде могут ученики 5 – 8 классов, а также учащиеся старших или младших классов, имеющие доступ к сети Интернет сами или с помощью своих друзей или учителей. Наиболее желанными участниками являются школьники – ученики 5 – 8 классов потому, что это замечательный возраст. Возраст, когда хочется заявить о себе, проявить себя, поразить своих сверстников, блеснуть остроумием среди друзей. А как еще можно отточить свой ум, кроме как решая логические задачи и участвуя в математических олимпиадах? Олимпиадные задания оформлены в виде он-лайн игры. Максимальное количество игр, которое можно сыграть за один тур олимпиады – 3. Каждая олимпиадная игра – это решение шести задач. В день начала очередного тура на сайте становятся доступными олимпиадные задания. Участник, имеющий доступ к сети Интернет, следует очень простым правилам:

  • заходит по паролю на страницу олимпиадных заданий;
  • в реальном времени (он-лайн) решает математические задачи, отправляет всю работу на проверку (при помощи и поддержке виртуального учителя);
  • дважды повторяет эти действия (всего 3 игры в одном туре);
  • в конце тура заходит на страницу рейтинга и либо испытывает чувство гордости за свои успехи, либо чувство мобилизации всех своих сил на продолжение борьбы и взятие реванша.

После отправки работы виртуальная помощница виртуального учителя сообщает достижения участника: сколько очков заработано и сколько математических задач решено правильно в этой олимпиадной игре. А на странице рейтинга можно увидеть какой рейтинг участника по данной игре и какой – в общей турнирной таблице. Их можно показать всем родным и знакомым.

Результаты на странице рейтинга указаны по никам, поэтому никто из посторонних не узнает о результатах, если сам участник этого не захочет. Участники олимпиады могут обсудить на форуме в режиме реального времени решения задач, оригинальные способы решения некоторых из них.

Мои учащиеся 8 математического класса приняли участие в 1 и 2 турах этой олимпиады и один из учеников стал одним из победителей 1 тура и занял 2 место во 2 туре. На этом же сайте мои учащиеся приняли участие в детских конкурсах № 2, № 3 и № 4 по решению логических задач. Конкурс по математике является открытым для всех школьников. В каждом конкурсе –3 задачи. Предлагаются задачи занимательной математики, логические задачи, текстовые задачи.

Цель конкурса – освоение арифметического метода решения задач, способствующего развитию логического мышления. Поощряется решение задачи разными способами. Решение задач отправляется по электронной почте. Результаты конкурса публикуются на сайте. Также на сайте есть зал славы, на котором представлены победители викторин и конкурсов. По электронной почте победителям олимпиады «Сократ» и конкурсов по решению логических задач высылаются дипломы.

Один из моих учащихся стал одним из победителей конкурса № 3 и занял 2 место в конкурсе № 4, а другой учащийся стал одним из победителей конкурса № 4. На странице сайта присутствует анализ предложенных решений, проведённый редактором сайта (кандидатом технических наук), и в нём указывается на то, что мой ученик предложил одни из самых оригинальных решений задач. Эти результаты конкурса были мной зачитаны в классе на уроке, что вдохновило и других ребят на участие в данном конкурсе.

В сети Интернет есть сайт публикующий информацию о всех объявленных на данный момент Интернет-конкурсах для детей. С помощью этого сайта можно оперативно получать сведения о конкурсах и ориентировать на участие в них своих учащихся.

Таким образом, при привлечении учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах ребята с интересом дополнительно занимаются по предмету, а также активно осваивают средства дистанционных коммуникаций:

  • электронную почту;
  • chat – переписку в режиме реального времени;
  • www – навигацию по сети Интернет.